Меню

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья это

Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России

Марина Мачехина
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России

Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом. Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

Ранняя комплексная помощь — это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.

Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения,образования и социальной защиты населения:

1. Обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи.

2. Определение уровня развития ребенка’ и проектирование индивидуальных программ раннего образования.

3. Обучение и консультирование семьи.

4. Оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития).

5. Целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка.

6. Психологическая и правовая поддержка семьи.

7. Ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.

8. Координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития.

Создание системы профилактики, ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Как подчеркивают рассмотренные страны, реализация этого права и создание системы Раннего вмешательства стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов, непосредственно предоставляющих услуги Раннего вмешательства, но и государственных и общественных деятелей, представителей различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях. Важно отметить, что не смотря на различный исторический, культурный и экономический контекст, формирование и развитие систем Раннего вмешательства имеет в рассмотренных странах ряд общих черт,а именно:

— переход от медицинской к социальной модели инвалидности;

— создание общих концептуальных рамок Раннего вмешательства на стыке различных дисциплин;

— налаживание взаимодействия между различными ведомствами, создание межведомственных комиссий на различных уровнях для развития и координации услуг Раннего вмешательства;

— создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность служб раннего вмешательства, а также принятие соответствующих законов на национальном или федеральном уровнях (хотя в Российской Федерации закон о Раннем вмешательстве еще не принят, в настоящее время идет его обсуждение);

— обеспечение механизмов финансирования Раннего вмешательства, как правило из различных источников, с вовлечением различных министерств;

— широкое информирование общественности, политических деятелей и специалистов о важности Раннего вмешательства и основных механизмах функционирования системы Раннего вмешательства;

— внедрение протоколов раннего выявления и диагностики с максимальным использованием уже существующих ресурсов;

— создание сети служб Раннего вмешательства, отвечающих принципам доступности (финансовой и географической, междисциплинарности, семейно-центрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;

— создание профессиональных ассоциаций, определение критериев и стандартов качества услуг Раннего вмешательства;

— развитие системы подготовки кадров как в высших учебных заведениях так и на рабочих местах, разработка тренингов и курсов повышения квалификации.

Читайте также:  Путешествия для женского здоровья

Рассмотренные нами примеры развития и организации системы Раннего вмешательства в различных странах подтверждают, что на сегодняшний день Раннее вмешательство в силу своих значительных преимуществ является важной социально- экономической стратегией развития общества и таким образом неотъемлемой частью государственной политики.

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). —Уфа: Лето, 2012.

2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.

5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 — 57.

6. Назарова Н. М. — Том 3. Педагогические системы специального образования — файл n1.doc

7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.

8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.

Источник

Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Любовь Панагушина
Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: предлагаемая статья раскрывает ведущие направления, принципы организации и формы работы деятельности Службы ранней помощи в ДОУ.

«Каждый ребёнок имеет возможность

быть психологически готовым к школьному обучению

на своём уровне,

соответственно своим личностным особенностям»

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.

В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом количества детей-инвалидов в Российской Федерации.Наше Учреждение уже имеет опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями: в течение 5 лет функционировала группа кратковременного пребывания «Особый ребенок». В рамках вариативного образования в ДОУ создан консультативный пункт, направленный на предоставление услуги по оказанию консультативной, методической, практической помощи психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей в возрасте от 2 до 7 лет, не посещающих детский сад, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов.

В 2017 году в нашем детском саду в рамках региональной экспериментальной площадки была открыта Служба ранней помощи с целью решения проблем, связанных с обеспечением психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ и инвалидов.

Актуальность реализации данного направления обусловлена:

• потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;

• значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения;

• необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы;

• необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).

Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля. Наша команда состоит из специалистов,представляющих различные дисциплины: педагог — психолог, учитель — логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, медицинский работник, воспитатели. Все специалисты объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.

Цель Службы: оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.

• Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.

• Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.

• Формирование позитивного отношения к ранней помощи семьям с проблемными детьми.

• Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.

Нормативным основанием для разработки системы ранней помощи являются:

• Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»:

Раздел V Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Часть 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, «создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребёнку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе».

Читайте также:  Это нехорошо для здоровья

• Поручение Правительства РФ от 18 апреля 2013 года по итогам первой конференции Общероссийского народного фронта на тему «Строительство социальной справедливости», состоявшейся 29 марта 2013 года

• Всемирная декларация об образовании для всех. (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд от 09.03.1990

• Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982

• Конвенция ООН о правах ребёнка. Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989

• Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Саламанка, Испания от 10.06.1994

• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблей ООН от 20.12.1993

• «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» — Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 № 1662 – р

• «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761

• «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования». Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.99 г. № 3/1

«О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Закон РФ от 03.95.2012 г. № 46-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в РФ» — Закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями

«Об образовании» — Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266 — (ред. от 27.12.2009)

• «О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 г. № 175

• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «15» мая 2013 г. № 26

• «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ – 150/06

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.01.2016 г. № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций»

«О социальной защите инвалидов в РФ» — Закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями

«Об образовании» — Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

• «О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 г. № 175

• «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ – 150/06

• Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области» (с изменениями на 31 октября 2017 года)

• Государственная программа Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2014 -2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 № 331.

• Постановление Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 № 279 (ред. от 31.12.2013) «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014 -2020 годы».

На сегодняшний день мы разработали систему мероприятий, способствующих успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка. К каждому ребенку с ОВЗ подходим не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Ведущие направления деятельности Службы ранней помощи:

1. Консультативно –диагностическое направление:

• определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;

• максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;

• анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;

• консультирование родителей по вопросам;

• обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;

• реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

• создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;

• консультирование педагогов, работающих с «особыми» детьми.

2.Коррекционно-развивающее направление деятельности Службы:

• разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;

• обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

• проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий;

• информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т. д.

• информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;

• создание банка коррекционно-развивающих методик для детей с ОВЗ;

• повышение квалификации педагогов (участие в семинарах, курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, самообразование).

Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностямиоказывается в процессе:

• развивающих занятий в соответствии основной образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой, адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;

• коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи;

Читайте также:  Здоровье что делать с головной болью

• игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.

Формы работы в Службе:

• Первичный приём – формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.

• Первичное обследование – первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.

— информационная помощь семье;

— психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений;

— педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

• Индивидуальная работа с ребёнком – психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.

• Групповая работа с детьми — психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.

• Работа с родителями – информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

• Междисциплинарные оценки развития и включённости – оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.

Особенно значимым направлением деятельности службы является содействие с родителями в выравнивании западаний в развитии «особенных» детей и максимальное приближение их к норме развития для дальнейшего перехода к школьному образованию в соответствии с ФГОС.

Принципы организации СРП

• добровольность участия семьи, имеющей ребенка с особыми потребностями в программах ранней помощи;

• развитие и поддержание активности, чувства компетентности у родителей (законных представителей): мы стремимся выработать у родителей активную позицию в реабилитации своего ребенка;

индивидуальный подход: разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, учитывающих не только структуру дефекта, но и запрос родителей, а также их состояние, потребность в том или ином виде помощи.

Разработка индивидуально-ориентированных образовательных программ,это и одно из требований ФГОС ДО:

П. 1.4 (Принципы дошкольного образования) «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования)».

Индивидуально-ориентированная образовательная программа — персонализированный вариант образовательной программы, ориентированный на индивидуальные особенности, возможности и потребности обучающихся.

Творческой группой ДОУ разработана структура ИООП. Это программа, в которую включены результаты педагогической диагностики конкретного ребенка, объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых этому ребенку и его семье по программе ранней помощи всеми специалистами ОУ.

Что же обеспечит ранняя помощь (ранее вмешательство):

• максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза;

• преодоление разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребёнка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;

• предупреждение возникновения вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребёнка;

• максимальное раскрытие возможностей и реабилитационного потенциала семьи в оказании помощи и поддержки ребёнку;

• для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте, что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования.

Специалистами доказано, что система раннего вмешательства обладает не только высокой социальной, но и экономической эффективностью – 1 руб., вложенный в раннюю помощь детям, окупается экономией в 10 рублей в школьном возрасте.

Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество. Появление новой формы организации коррекционно-педагогического процесса в ОУ предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). —Уфа: Лето, 2012.

2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.

5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 — 57.

6. Назарова Н. М. — Том 3. Педагогические системы специального образования — файл n1.doc

7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.

8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.

Источник

Adblock
detector