Меню

Ранняя логопедическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС
консультация на тему

В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskoe_soprovozhdenie.docx 25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №5

Усть-Кутского муниципального образования

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДЕТЕЙ С ОВЗ И УО В УСЛОВИЯХ ФГОС

Елена Борисовна Хорошилова

Усть-Кут, 2016 год

В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.

Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику.

В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.

Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС : Выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Задачи логопедического сопровождения:

  • Общее речевое развитие школьников
  • Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам
  • Успешная социализация детей

Направления работы учителя-логопеда:

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

Цель : повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ:

  • Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематиче6ской стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)
  • Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
  • Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
  • Частый повтор упражнений с элементами новизны
  • Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
  • Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
  • Конкретность и доступность заданий
  • Умеренный темп работы
  • Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)

Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ

• Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.

• Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

• Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).

Проблемы современной логопедической службы:

Знание логопедии является важным для педагогов, дефектологов, психологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

  • Ранняя профилактика, прогнозирование, выявление и устранение нарушений.
  • Творческая и практико-ориентированная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
  • Обеспечение преемственности в логопедической работе медицинских, дошкольных и школьных учреждений.
  • Недостаточное освещение в методической литературе вопросов логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллекту.

Обучение детей с ОВЗ – это часть государственной образовательной политики России, согласно которой была разработана Концепция специального государственного образовательного стандарта для детей с.

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и диф.

Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС.

Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС.

Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС.

Введение государственных образовательных стандартов для обучающихся с особыми образовательными потребностями формируют запрос на организацию психолого-педагогического, социального сопровождения в обра.

Источник

Статья «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
статья по логопедии на тему

В статье излагаются обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения, которые напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Основные направления деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskoe_soprovozhdenie_fgos_do_.docx 22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Голубева Е.Г., учитель-логопед МДОУ «Детский сад №1 «Сказка»

п. Советский РМЭ

«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет.»
С. Я. Маршак

Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Стандарт утверждает основные принципы : поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Стандарт утверждает основные принципы : содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Стандарт преследует следующие цели : обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает задачи: обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Стандарт устанавливает требования , обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре Программы; к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной программы дошкольного образования.

Цель коррекционно-логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.

На данный момент существует достаточное количество методик и методов для обследования речи ребёнка-дошкольника. Это пособие по диагностике речевых нарушений под редакцией Г.В. Чиркиной «Методы обследования речи детей» и практическое пособие Филичевой и Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», в котором имеется глава «Изучение детей с общим недоразвитием речи». Также существуют: «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова, где тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет; «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями», авторы Кабанова Т.В., Домнина О.В.; «Методика диагностики языковой способности (для детей 3-7 лет)» Микляевой Н.В.; для раннего выявления интеллектуального развития существует методика Стребелевой Е.А. «Ранняя диагностика умственного развития». Сюда относятся различные авторские методики (например: «Методика обследования речевого развития старших дошкольников» Хваловой В.В..), нейропсихологические методы диагностики речи (к примеру, Фотековой Т.А. и Т.В. Ахутиной).

Так какова же роль учителя-логопеда в процессе введения ФГОС нового поколения?

Что делать, чтобы не оказаться в стороне от инновационных процессов?

Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы: работа с литературой по своей специальности, просматривание сайтов для изучения и обмена опытом, посещение курсов и изучение нормативных документов. Также учитель-логопед должен периодически осваивать новые образовательные программы профессиональной переподготовки не реже, чем раз в пять лет; владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно — образовательном процессе.

Какие основополагающие принципы и положения этих документов отражаются в нашей работе?

В тексте ФГОС отмечено, что

— «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» . Образование в любых формах неразрывно связано с речью. Значит, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить «неуспех», негативизм, обеспечить возможность освоения программы;

— «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ» и предполагает системно-деятельностный подход, лежащий в его основе.

Важно то, что отмечено: предметные результаты по русскому языку должны отражать «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека».

Как должна измениться работа учителя-логопеда?

Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение». Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».

В нашей работе должно быть место и инновациям, и традициям. Изменились цели образования, меняется ситуация в стране. «Ребёнок не должен. «Взрослые должны «- готовить ребёнка к жизни, учить учиться».

Как сформировать учебную деятельность? Если дети сказок мало слышали, книги редко видели, на русском языке говорят плохо. А в первом классе им нужно усвоить объём знаний, который ребёнок обычно получает в течение двух лет. Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально — ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития. Учитель-логопед должен обязательно взаимодействовать со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.

Определены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов в условиях внедрения ФГОС. Рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.

Ключевые слова: деятельностный подход; универсальные учебные действия; компоненты логопедического сопровождения; цели, задачи и направления логопедического сопровождения.

Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении и школе. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей. ФГОС строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов:

— придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

— более гибкое и прочное усвоение знаний детьми;

— существенное повышение мотивации и интереса к учению;

— обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

— профилактика речевых нарушений;

— коррекция речевых дефектов;

— формирование всех сторон (компонентов) речи;

— развитие невербальных психических функций;

— развитие эмоционально-волевой сферы;

— формирование нравственных установок ребёнка.

Целью логопедического сопровождения в ДОУ является коррекция и развитие устной речи.

В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач :

1 . Провести логопедическую диагностику:

— своевременно выявить речевые нарушения;

— предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными

— определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.

2. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи детей-логопатов:

— исправить дефектное звукопроизношение,

— сформировать звукослоговую структуру слова,

— развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез)

3. Сформировать лексический компонент речи:

— уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

— сформировать семантическую структуру слов;

— развить лексическую системность и семантические поля;

— сформировать парадигму словообразования;

— закрепить учебную лингвистическую терминологию;

— избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.

Расширение словарного запаса рекомендуется осуществлять тематически с использованием разных частей речи.

4. Сформировать грамматическую сторону речи:

— устранить имеющиеся аграмматизмы;

— закрепить категориальное значение различных частей речи;

— отдифференцировать категориальное значение различных частей речи;

— уточнить грамматическое значение слов;

— сформировать грамматические и морфологические обобщения;

— сформировать парадигму словообразования;

5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:

— сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;

— расширить фразу до необходимого объёма;

— развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.

6. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:

— мышление — способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации;

— звуковой анализ и синтез;

— свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;

— зрительную и речеслуховую память;

— временные и пространственные представления;

— динамическую организацию двигательного акта;

7. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:

— Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.

Для достижения эмоционального комфорта необходимо положительно воспринимать даже незначительные положительные достижения ребёнка, психологически поддерживать его в виде поощрительных прикосновений.

Возбуждать эмоции удивления, новизны, сомнения. Рекомендуем приём шутливой формулировки целей заданий и упражнений, Важно широко использовать игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы.

Формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем- логопедом деятельности.

8. Формирование коммуникативных умений и навыков:

— самостоятельно планировать речевое высказывание;

— точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

— диалогические и монологические высказывания;

— умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

— отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;

— обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

— воспитание толерантности, культуры речевого общения.

9. Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.

Логопедическое сопровождение ведётся по следующим направлениям:

К диагностическому направлению могут быть отнесены следующие виды деятельности учителей-логопедов:

— обследование речи детей; с целью определения индивидуального коррекционного маршрута.

По результатам диагностики составляется речевая карта.

К коррекционно-развивающему направлению относятся:

— индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;

— работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума;

— проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей.

3 . Методическое. Повышение профессиональной компетентности.

К данному направлению логопедического сопровождения относятся:

— консультирование педагогических работников;

— выступления на МО учителей-логопедов;

— проведение открытых логопедических занятий;

— выступления на родительских собраниях;

— публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;

— работа по теме самообразования;

— осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой;

— пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.

Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша — это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи.

Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(2014/2015 учебный год).

В районной газете г.Беслана была выпущена статья, посвященная теме «Модернизация работы дошкольных педагогов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о.

Соблюдение законодательства в области образованияАнализ планирования деятельности ДОУ.

«Эффективные формы и методы экологического образования и воспитания, развития экологической культуры воспитанников и обучающихся».

Обозначенные в рамках стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Таким образом, ст.

Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активной практики в разных видах деятельности, творческой сам.

Источник

Читайте также:  Что вы сегодня сделали для своего здоровья
Adblock
detector