Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС
консультация на тему
В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_soprovozhdenie.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №5
Усть-Кутского муниципального образования
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДЕТЕЙ С ОВЗ И УО В УСЛОВИЯХ ФГОС
Елена Борисовна Хорошилова
Усть-Кут, 2016 год
В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.
Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику.
В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.
Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС : Выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Задачи логопедического сопровождения:
- Общее речевое развитие школьников
- Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам
- Успешная социализация детей
Направления работы учителя-логопеда:
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
Цель : повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ:
- Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематиче6ской стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
- Частый повтор упражнений с элементами новизны
- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
- Конкретность и доступность заданий
- Умеренный темп работы
- Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)
Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ
• Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
• Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
• Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).
Проблемы современной логопедической службы:
Знание логопедии является важным для педагогов, дефектологов, психологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.
Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:
- Ранняя профилактика, прогнозирование, выявление и устранение нарушений.
- Творческая и практико-ориентированная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
- Обеспечение преемственности в логопедической работе медицинских, дошкольных и школьных учреждений.
- Недостаточное освещение в методической литературе вопросов логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллекту.
Обучение детей с ОВЗ – это часть государственной образовательной политики России, согласно которой была разработана Концепция специального государственного образовательного стандарта для детей с.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и диф.
Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС.
Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС.
Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС.
Введение государственных образовательных стандартов для обучающихся с особыми образовательными потребностями формируют запрос на организацию психолого-педагогического, социального сопровождения в обра.
Источник
Статья «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
статья по логопедии на тему
В статье излагаются обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения, которые напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Основные направления деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_soprovozhdenie_fgos_do_.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Голубева Е.Г., учитель-логопед МДОУ «Детский сад №1 «Сказка»
п. Советский РМЭ
«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет.»
С. Я. Маршак
Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Стандарт утверждает основные принципы : поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Стандарт утверждает основные принципы : содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Стандарт преследует следующие цели : обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт решает задачи: обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Стандарт устанавливает требования , обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре Программы; к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной программы дошкольного образования.
Цель коррекционно-логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.
На данный момент существует достаточное количество методик и методов для обследования речи ребёнка-дошкольника. Это пособие по диагностике речевых нарушений под редакцией Г.В. Чиркиной «Методы обследования речи детей» и практическое пособие Филичевой и Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», в котором имеется глава «Изучение детей с общим недоразвитием речи». Также существуют: «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова, где тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет; «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями», авторы Кабанова Т.В., Домнина О.В.; «Методика диагностики языковой способности (для детей 3-7 лет)» Микляевой Н.В.; для раннего выявления интеллектуального развития существует методика Стребелевой Е.А. «Ранняя диагностика умственного развития». Сюда относятся различные авторские методики (например: «Методика обследования речевого развития старших дошкольников» Хваловой В.В..), нейропсихологические методы диагностики речи (к примеру, Фотековой Т.А. и Т.В. Ахутиной).
Так какова же роль учителя-логопеда в процессе введения ФГОС нового поколения?
Что делать, чтобы не оказаться в стороне от инновационных процессов?
Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы: работа с литературой по своей специальности, просматривание сайтов для изучения и обмена опытом, посещение курсов и изучение нормативных документов. Также учитель-логопед должен периодически осваивать новые образовательные программы профессиональной переподготовки не реже, чем раз в пять лет; владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно — образовательном процессе.
Какие основополагающие принципы и положения этих документов отражаются в нашей работе?
В тексте ФГОС отмечено, что
— «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» . Образование в любых формах неразрывно связано с речью. Значит, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить «неуспех», негативизм, обеспечить возможность освоения программы;
— «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ» и предполагает системно-деятельностный подход, лежащий в его основе.
Важно то, что отмечено: предметные результаты по русскому языку должны отражать «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека».
Как должна измениться работа учителя-логопеда?
Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение». Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».
В нашей работе должно быть место и инновациям, и традициям. Изменились цели образования, меняется ситуация в стране. «Ребёнок не должен. «Взрослые должны «- готовить ребёнка к жизни, учить учиться».
Как сформировать учебную деятельность? Если дети сказок мало слышали, книги редко видели, на русском языке говорят плохо. А в первом классе им нужно усвоить объём знаний, который ребёнок обычно получает в течение двух лет. Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально — ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития. Учитель-логопед должен обязательно взаимодействовать со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.
Определены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов в условиях внедрения ФГОС. Рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.
Ключевые слова: деятельностный подход; универсальные учебные действия; компоненты логопедического сопровождения; цели, задачи и направления логопедического сопровождения.
Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении и школе. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей. ФГОС строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов:
— придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
— более гибкое и прочное усвоение знаний детьми;
— существенное повышение мотивации и интереса к учению;
— обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.
Компонентами логопедического сопровождения являются:
— профилактика речевых нарушений;
— коррекция речевых дефектов;
— формирование всех сторон (компонентов) речи;
— развитие невербальных психических функций;
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— формирование нравственных установок ребёнка.
Целью логопедического сопровождения в ДОУ является коррекция и развитие устной речи.
В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач :
1 . Провести логопедическую диагностику:
— своевременно выявить речевые нарушения;
— предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными
— определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.
2. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи детей-логопатов:
— исправить дефектное звукопроизношение,
— сформировать звукослоговую структуру слова,
— развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез)
3. Сформировать лексический компонент речи:
— уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;
— сформировать семантическую структуру слов;
— развить лексическую системность и семантические поля;
— сформировать парадигму словообразования;
— закрепить учебную лингвистическую терминологию;
— избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.
Расширение словарного запаса рекомендуется осуществлять тематически с использованием разных частей речи.
4. Сформировать грамматическую сторону речи:
— устранить имеющиеся аграмматизмы;
— закрепить категориальное значение различных частей речи;
— отдифференцировать категориальное значение различных частей речи;
— уточнить грамматическое значение слов;
— сформировать грамматические и морфологические обобщения;
— сформировать парадигму словообразования;
5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:
— сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;
— расширить фразу до необходимого объёма;
— развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.
6. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:
— мышление — способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации;
— звуковой анализ и синтез;
— свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;
— зрительную и речеслуховую память;
— временные и пространственные представления;
— динамическую организацию двигательного акта;
7. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:
— Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.
Для достижения эмоционального комфорта необходимо положительно воспринимать даже незначительные положительные достижения ребёнка, психологически поддерживать его в виде поощрительных прикосновений.
Возбуждать эмоции удивления, новизны, сомнения. Рекомендуем приём шутливой формулировки целей заданий и упражнений, Важно широко использовать игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы.
Формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем- логопедом деятельности.
8. Формирование коммуникативных умений и навыков:
— самостоятельно планировать речевое высказывание;
— точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;
— диалогические и монологические высказывания;
— умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).
— отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— воспитание толерантности, культуры речевого общения.
9. Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.
Логопедическое сопровождение ведётся по следующим направлениям:
К диагностическому направлению могут быть отнесены следующие виды деятельности учителей-логопедов:
— обследование речи детей; с целью определения индивидуального коррекционного маршрута.
По результатам диагностики составляется речевая карта.
К коррекционно-развивающему направлению относятся:
— индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;
— работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума;
— проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей.
3 . Методическое. Повышение профессиональной компетентности.
К данному направлению логопедического сопровождения относятся:
— консультирование педагогических работников;
— выступления на МО учителей-логопедов;
— проведение открытых логопедических занятий;
— выступления на родительских собраниях;
— публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;
— работа по теме самообразования;
— осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой;
— пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.
Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша — это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи.
Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(2014/2015 учебный год).
В районной газете г.Беслана была выпущена статья, посвященная теме «Модернизация работы дошкольных педагогов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о.
Соблюдение законодательства в области образованияАнализ планирования деятельности ДОУ.
«Эффективные формы и методы экологического образования и воспитания, развития экологической культуры воспитанников и обучающихся».
Обозначенные в рамках стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Таким образом, ст.
Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активной практики в разных видах деятельности, творческой сам.
Источник