Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста
статья на тему
Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста
-Это способность маленького ребенка переживать, регулировать и выражать эмоции, находясь в близких и безопасных отношениях, а также способность исследовать окружение и обучаться. Все эти способности лучше всего проявляются в контексте заботящегося окружения ребенка, которое включает в себя семью, сообщество и культуру.
Откуда берется психическое здоровье
• Опыт отношений привязанности с близким взрослым
• Качество отношений привязанности, которое определяется :
— постоянством и стабильностью,
— эмоциональной доступностью близкого взрослого,
— соответствием его поведения возрасту ребенка
Признаки глубокого нарушения психического здоровья у ребенка
2. Самостимуляция (раскачивание, сосание рук и предметов)
3.Состояние глубокой депрессии (отказ от всякой деятельности, паралич , оцепенение
4.Выраженное беспорядочное дружелюбие, постоянная демонстрация позитивного аффекта.
5. А также: Устойчивое нарушение сна и питания.
отсутствие игры и любой активности,
выраженные проявления агрессивного поведения,
проявления пассивного и/или гиперактивного поведения;
рискованное, опасное для здоровья ребенка поведение
7.Выраженное отставание в развитии,
8.Отсутствие речи и навыков коммуникации.
9.Особенности эмоционального состояния ( печаль или серьезность, ровный, уплощенный аффект).
10.Послушность, отсутствие инициативы и отстаивания своих интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная разработка может использоваться в практической деятельности педагогов ДОУ при реализации образовательной области «физическое развитие».
Важное место в здоровьесбережении дошкольников занимает просветительско-воспитательная работа, направленная на формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни, их интеллектуального и соц.
Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста «Приключения колобка».
Конспект совместной образовательной деятельностис использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста. Тема: «Зи.
Перспективный план образовательной деятельностис детьми общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по направлению « Использование здоровьесберегающих технологийкак средство формирова.
ОБОБЩЕНИЕ опыта работы воспитателя Плаховой Н.А.на тему: «Использование здоровьесберегающих технологийкак средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста».
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л.
Источник
Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
статья по психологии
В представленных материалах изложены основы по формированию психологического здоровья детей с раннего возраста, обеспечению психологической безопасности и адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_k_usloviyam_dou.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование психологического здоровья у детей раннего возраста. Обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в ДОУ.
Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в ДОУ.
Гармоничное развитие — это:
— наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;
— возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
— наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
— сформированность основных возрастных новообразований (см. Приложение);
— возможность полноценного функционирования, то есть выполнения соответствующих возрасту человека социальных функций.
Соответственно динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем .
Главные критерии психологического здоровья:
В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие:
— Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон), позитивное восприятие окружающего мира.
— Успешное прохождение возрастных кризисов.
— Адаптированность к социуму (если это ребенок — то к семье и образовательному учреждению).
Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Остановимся кратко на наиболее вероятных нарушениях.
Психологическое здоровье, в том числе ребенка, основывается на совокупности личностных новообразований . Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму .
Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребенка (они достаточно условны).
1. Креативный уровень (творческий, созидательный).
Существуют дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций.
2. Адаптивный уровень .
Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья. Это – группа относительного риска и представляет средний уровень психологического здоровья.
3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень .
Это низкий уровень психологического здоровья. (Налицо непосредственно нарушения психологического здоровья).
Рассмотрим понятия ассимиляции и аккомодации.
Для детей с преобладанием процессов ассимиляции характерна наступательная позиция .
Они впоследствии стремятся, во что бы то ни стало, изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению в соответствии с внешними требованиями и интересами окружающих. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффектированных капризах.
Для детей с преобладанием процессов аккомодации , напротив, характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам, в ущерб своим желаниям и возможностям. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее трудно зафиксировать. Они часто пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем усугубляется и часто приводит к соматическим нарушениям.
Классификация нарушений психологического здоровья (в зависимости от времени появления и содержания внутреннего конфликта)
В качестве оснований для выделения типов нарушений психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт : активный или пассивный.
Преобладание ассимилятивного поведения (стиль активный)
Преобладание аккомодативного поведения (стиль пассивный)
Младенчество. Переход к раннему возрасту. Чувство незащищенности, небезопасности.
Основная причина – нарушение развития в младенчестве, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии – защита от внешнего мира.
Поведенческие проявления: часто конфликтует, дерется; громко говорит; на занятиях выкрикивает; проявляет обостренную тенденцию к лидерству.
Преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность.
Характерные проявления: дети заявляют о большом количестве источников страха; многие страхи имеют постоянный характер; реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают; у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха; страх наносит ущерб качеству жизни.
Ранний возраст. Чувство несвободы, зависимости.
Основная причина – отсутствие в раннем возрасте автономности, способности к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам; подавление своих эмоций.
Поведенческие проявления: склонны к проявлению косвенной агрессии (насмешки, внезапные вспышки ярости, воровство, действия исподтишка); присутствует стремление ломать; проявляют радость при разрушении чего – либо; испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики; в общепринятом смысле почти неагрессивны; в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.
Причина – та же. Поведенческие проявления: дети стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами; очень стремятся к поощрениям; присутствует страх ошибок; обладают высокой эмоциональной чувствительностью; все эмоции переживают внутри; не могут проявить чувство гнева; остро реагируют на неуспех; имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в эмоционально напряженных ситуациях); при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?»; трудности вызывают творческие и незнакомые задания; испытывают трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).
Переход к младшему дошкольному возрасту. Дошкольный возраст.
Чувство одиночества, покинутости, стремление к близости.
Основная причина – депривация потребностей в безопасности, в любви и принятии.
Цель – привлечь к себе внимание.
Поведенческие проявления: стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости или воровству; проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду.
Замкнутость, уход в себя
Поведенческие проявления: на занятиях мечтают о чем – либо; снижено внимание;
в поведении отсутствует спонтанность, живость; невелико количество контактов со сверстниками; отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.
Рассмотрим представленные в таблице нарушения психологического здоровья.
Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, страха окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.
Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся как страх темноты, боязнь остаться одному дома и т.п.
Рассмотрим нарушения психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность , в пассивном — социальные страхи не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту. Детей с социальными страхами легко выделить — они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, стремятся услышать слова поощрения, а вот деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку проявляется часто косвенно, в виде насмешек над окружающими, побуждения к агрессивным действиям других, воровства или внезапных вспышек ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии в данном случае — стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения, основная форма — разрушение чего-либо.
Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам поддерживать близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Тогда активно реагирующий ребенок прибегает к демонстративной агрессивности — привлечению внимания любыми доступными ему способами. В пассивном варианте у него формируется страх самовыражения. Ребенок замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает в защитной маске.
Факторы риска нарушения психологического здоровья.
Говоря о нарушении психологического здоровья, необходимо ответить на вопрос, а какие же условия приводят к такому нарушению? Что становится факторами риска?
Риск может исходить извне (это объективные , или средовые , факторы) и изнутри ( субъективные , или индивидуально-личностные, факторы).
Факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья очень значимы, так как с началом активной социализации ребенок попадает в особенно тесную зависимость от окружающей обстановки.
Неблагоприятные психосоциальные факторы в свою очередь подразделяются на две группы: семейные и связанные с детскими учреждениями .
Психологическая безопасность ребенка
Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребёнка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
Само содержание понятия «безопасность» означает отсутствие опасностей или возможность надёжной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребёнка, угрожающими развитию его личности.
Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.
Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние источники угрозы психологической безопасности
- неблагоприятные погодные условия;
- недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребёнка на свежем воздухе;
- нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;
- несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь – отсутствие режима проветривания;
- враждебность окружающей ребёнка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребёнка.
- манипулирование детьми, наносящее серьёзный ущерб позитивному развитию личности – это проявляется в том, что взрослые стремятся всё сделать за ребёнка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений;
- межличностные отношения детей с другими детьми. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребёнка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов;
- интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей,
- неправильная организация общения – преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребёнком со стороны взрослых;
- отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребёнка
- сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения – в результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно – взрослыми;
- осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности – это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть;
- отсутствие автономности – прямая зависимость во всём от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно;
- индивидуально-личностные особенности ребёнка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания;
- патология физического развития, например, нарушение зрения, слуха и т.п.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребёнка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий – проще говоря, когда взрослые обманывают ребёнка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придёт, и малыш находится в состоянии напряжённого ожидания.
Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
— в трудностях засыпания и беспокойном сне;
— в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
— в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
— в рассеянности, невнимательности;
— в беспокойстве и непоседливости;
— в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмётся» к ним;
— в проявлении упрямства;
— в том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
— в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребёнок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
— в игре с половыми органами;
— в подёргивании плеч, качании головой, дрожании рук;
— в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
— в повышении тревожности;
— в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения (только в том случае, если они не наблюдались ранее).
Целесообразно использовать следующие оздоровительные рецепты, которые помогут ребёнку в случае угрозы психологической безопасности – это растения, помогающие организму приспособиться к вредным воздействиям физической, химической, биологической природы, а также к непривычным условиям окружающей среды. Их применение должно быть включено в лечебно-профилактическую программу. Ниже говорится о двух из них (использование других согласуйте с врачом дошкольного учреждения):
а) элеутерококк – применять его в течение 1 – 2 месяцев по 3 раза в день с третьим блюдом (из расчёта – по капле на год жизни); значительно снижается заболеваемость ОРВИ и гриппом;
б) шиповник – повышает устойчивость организма к охлаждению 30 – 40 сухих плодов заливают стаканом кипятка и кипятят 5 – 7 минут. Отвар процеживают, охлаждают. Рекомендуется пить по полстакана ежедневно в течение месяца.
Натуропатию называют разумным поведением в отношении здоровья. Её главный принцип: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Натуропатия поддерживает эти усилия организма. Основные её средства – лечебная диета, физические упражнения, водные процедуры. Они успешно применяются в программах реабилитационного периода и как профилактические для детей, страдающих хроническими заболеваниями.
- при повышенной тревожности, стрессовом состоянии в период адаптации добавлять в пищу витамины группы В (по согласованию с врачом), давать молоко и жидкие молочные продукты на ночь, проводить утреннюю гимнастику и влажные обтирания;
- при заболеваниях органов дыхания (бронхитах, длительном кашле) исключить молоко и молочные продукты, сладости, в том числе и сдобные булочки, делать специальные дыхательные упражнения, надувать по два воздушных шарика ежедневно, массировать спину, ставить горячий и холодный компрессы на спину и верхнюю часть груди, включать в рацион чесночные гренки (горячие ржаные тосты, намазанные чесночной пастой);
- при аллергических реакциях на пыльцу растений исключить молочные продукты, давать больше витамина С (по согласованию с врачом), промывать глаза и нос дистиллированной водой;
- при насморке исключить молочные продукты и сладости, давать есть чеснок (чесночные гренки), пить тёплые фруктовые соки, увеличить употребление витамина С (по согласованию с врачом);
- при простуде исключить продукты, содержащие крахмал, молоко, сахар. Поить тёплыми фруктовыми соками, травяным чаем. Увеличить дозы витамина С (по согласованию с врачом).
Раннее детство. Новообразования.
- Овладение прямохождением;
- Овладение речью;
- Овладение предметной деятельностью (с помощью соотносящих и орудийных действий).
впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение. Все высшие психические функции этого возраста развиваются на основе восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.
- Основная форма мышления – наглядно-действенное;
- Начинают формироваться первые элементы наглядно-образного;
- Формируются обобщения в мысленном плане;
- Начинает формироваться знаковая функция сознания.
- Доминирует непроизвольная память;
- Интенсивное развитие двигательной и эмоциональной памяти.
- Впервые появляется возможность представления;
- Первые собственные сочинения (сказки, истории).
- Ребенок узнает себя на фото, в зеркале, пользуется своим именем в общении;
- Начинает осознавать себя как личность;
- Изменение отношения ребенка к взрослому (стремление к автономии и противопоставлении своих желаний требованиям взрослых).
- Алямовкая В. Ясли — это серьезно. — М.: Линка-Пресс, 1999г.
- Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2006г.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. — М.: Генезис, 2001г.
Источник