Меню

Ранний возраст фундамент здоровья

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем (возрасте) детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое зна

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

«Режим путь к здоровью»

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем (возрасте) детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного возраста.

Организм ребёнка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью, функциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных. Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического психического развития ребёнка,

рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизическим особенностям дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

1)определённую продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

2) регулярное питание;

4)достаточное пребывание на отдыхе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию систем организма, обеспечивает уравновешенное бодрое состояние ребёнка, предохраняет нервную систему от переутомления, создаёт благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов. Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Всё это и является показателем здоровья и правильного развития ребёнка.

Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы, формирует у ребёнка привычку засыпать быстро, без каких либо дополнительных воздействий, что является одним из важнейших условий спокойного, глубокого сна, в процессе которого происходит восстановление сил и последующей активности ребёнка. Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) рекомендуется режим дня, при котором максимальная продолжительность непрерывного бодрствования достигает (5,5-6ч); общая продолжительность непрерывного суточного дня составляет (12,5-12ч), из которых 2-2,5ч отводиться дневному сну; питание осуществляется 4 раза в день с интервалами(3,5-4,5ч). Однако, помимо временных показателей, для правильной реализации режима большое значение имеет и качественный уровень поведено каждого из его процессов. Если выполнение режима сводиться лишь к соблюдению интервалов между его отдельными процессами, а руководство деятельностью детей со стороны педагога не осуществляется, оздоровительная и воспитательная роль режима будет значительно снижена.

Утомление у разных детей проявляется неодинаково. Чаще всего оно выражается в снижении активности ребёнка, ослабление внимания, повышении возбудимости или вялости. Нередко при утомлении у детей появляются отрицательные поведенческие реакции, капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. У многих детей при утомлении нарушаются сон, аппетит.

Если педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приёме пищи, во время других бытовых процессов, а дома всё это делают взрослые, то у ребёнка не вырабатывается устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. Дети, которых дома не приучают к посильному труду с младшего возраста, не способны самостоятельно убрать игрушки, умыться и т.д. В детском саду они задерживают выполнение режима, в котором всё взаимосвязано; нарушение одного из процессов режима неизбежно приводит к несвоевременному проведению последующих. Вот почему так необходимо, чтобы взрослый руководил деятельностью детей в самых различных её проявлениях, ведь навыки самостоятельности, как и многие другие полезные привычки, формируются в её процессе при постоянном выполнении ребёнком одних и тех же требований взрослого.

Источник

Ранний возраст фундамент здоровья

И.А. Галкина (к. пс. н)

Третий год жизни ребенка – очень важен для его психического и физического развития. Упустив это время, впоследствии родителям будет сложно компенсировать и наверстать то, что ребенок не получил в первые два-три года. Большое значение имеет правильный режим дня и питания, а также грамотный подход к распределению физических нагрузок и укреплению организма малыша.

Читайте также:  Физкультура как основа здоровья

Режим дня

Режим дня для ребенка 3-го года жизни должен соответствовать возрастным нормам длительности периодов бодрствования, сна, пребывания на свежем воздухе, проведения игр и занятий дома. В случае прихода или посещения гостей режимные процессы ребенка должны проводиться независимо от этого. Всякое нарушение режима дня приводит к повышенной возбудимости ребенка и к переутомлению его нервной системы.

Характерным в режиме дня детей этого возраста является наличие однократного дневного сна длительностью 2 ч. и 4-разового кормления. Ночной сон должен продолжаться не менее 10 ч. Приучите малыша ложиться спать и вставать в одни и те же часы. Комнату, где спит ребенок, надо проветрить, туда не должен проникать шум. Обратите внимание на то, какой сон у вашего ребенка: как он засыпает (быстро, медленно, спокойно, беспокойно), каковы характер сна (глубокий неглубокий, спокойный, неспокойный) и его длительность (длительный, укороченный, нормальный). Если ребенок здоров и воспитывается в правильном режиме дня, то он быстро и спокойно засыпает, сон у него глубокий и нормальный по длительности.

В периоды бодрствования ребенка следует обращать особое внимание на двигательную активность ребенка. Очень важно добиваться активного участия самого малыша в режимных процессах — кормлении, туалете и т. д., постепенно развивая его самостоятельность. В первом полугодии 3-го года жизни ребенок способен аккуратно есть, самостоятельно одеваться, хотя завязать шнурки или застегнуть пуговицы еще не может. Эти навыки появятся позже, поэтому пока ему надо помогать. К концу 3-го года с вашей помощью к имеющимся умениям ребенка прибавляются новые. Например, малыш может во время еды пользоваться салфеткой, садиться за стол, вымыв руки без напоминания, не брать пищу руками, не есть с чужой тарелки, при укладывании на сон аккуратно складывать свою одежду в отведенное для этого место. Все эти навыки ребенка требуют постоянного контроля со стороны взрослых, так как они еще крайне неустойчивы и легко могут исчезнуть.

Кормление малыша лучше организовать за отдельным маленьким столом (детский, журнальный), можно использовать для этого табурет, желательно всегда в одном и том же месте. Нежелательно кормить ребенка то на кухне, то в комнате, перед телевизором или с книжкой. Такая обстановка не настраивает малыша на еду, и это может привести к снижению аппетита. Перед каждым кормлением полезно провести небольшой ритуал — сказать малышу, что скоро он будет есть; попросить его принести все необходимое для еды на место (салфетку, ложку и т.п.), поставить стул, проверить, вымыл ли он руки перед едой. Выполняя ваши поручения, малыш привыкает к порядку, при этом у него создается соответствующее настроение и развивается аппетит. К моменту кормления ребенок должен испытывать чувство голода. Следует считаться со вкусами ребенка, ведь он уже умеет отличить вкусную пищу от невкусной и с большим удовольствием ест пищу «красивую», обращая внимания на ее оформление.

В режиме дня большое значение имеют прогулки. Во время прогулки с ребенком надо играть. Старайтесь создать у малыша бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывайте у него положительное отношение к окружающим: людям, живым существам, природе. Ребенок должен легко вступать в контакт с другими детьми и взрослыми, активно и самостоятельно играть, быть дружелюбным, охотно улыбаться и смеяться.

Детям обычно очень нравится, когда они «трудятся» — подметают, поливают, копают, носят, убирают, зимой — лепят из снега, летом — играют в песочнице. Все эти занятия очень полезны для малыша.

Неправильно организованная прогулка утомляет ребенка. К такому утомлению приводят отсутствие радостных, ярких эмоций, преобладание однообразных движений, длительное бездействие из-за отсутствия интересных игрушек или игровых ситуаций.

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка и его родителей устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Отклонения в режиме дня допускаются в пределах получаса, если ребенок утром просыпается раньше или позднее указанного времени. Однако неизменными должны сохраняться кратность приемов пищи и интервалы в кормлении, длительность дневного и ночного сна, отрезков бодрствования.

Читайте также:  Политика государства по охране здоровья граждан

Питание

Рациональное питание — один из важнейших факторов в укреплении здоровья, повышении устойчивости детского организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Очень важно разнообразить меню ребенка, улучшать вкусовые и питательные качества пищи зеленью. В период интенсивного роста ребенка велика потребность его организма в витаминах. Перечислим самые необходимые из них.

Витамин С (аскорбиновая кислота) повышает устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды. Содержится во фруктах, овощах, ягодах, зелени.

Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального функционального состояния центральной нервной системы. Содержится в бобовых, злаковых культурах, ржаном и пшеничном хлебе, печени, почках, яичном желтке, дрожжах.

Витамин В2 (рибофлавин) влияет на рост и развитие детского организма, в частности на течение обменных процессов. Содержится в печени, яйцах, молоке, твороге, сыре, дрожжах, зерновых и бобовых культурах.

Витамин РР (никотиновая кислота) участвует в белковом обмене, нормализует и улучшает работу органов пищеварения. В наибольшем количестве содержится в молоке, мясе, картофеле, гречневой и рисовой крупах.

Витамин В6 (пиридоксин) обеспечивает нормальное усвоение белков и жиров, играет важную роль в азотистом обмене. Содержится в дрожжах, яичном желтке, рыбе, мясе, молоке, горохе, овощах.

Витамин А (ретинол) необходим для нормального роста организма, хорошего состояния органов зрения, кожи, волос. Им особенно богаты печень (тресковая), яичный желток, масло, сыр, рыба, морковь, зеленый лук, салат, щавель, помидоры, укроп, абрикосы.

Витамин D (кальциферол) является стимулятором роста костной ткани. Основные его источники — продукты животного происхождения: сыр, яичный желток, печень некоторых сортов рыб.

Недостаточное или избыточное поступление витаминов может привести к нарушениям обмена веществ в организме ребенка.

Если у вашего ребенка плохой аппетит, избирательное отношение к пище, надо попытаться найти и устранить причины этого и ни в коем случае не кормить насильно. Очень важно следить, чтобы порции не превышали нормы, рекомендуемые для данного возраста. При пониженном аппетите надо соблюдать питьевой режим, особенно в жаркое время года. Нельзя давать ребенку сладости, хлеб до приема пищи, запрещены копчености, пряные и острые блюда. Будьте осторожными в отношении включения жиров в питание малыша. Сливочное масло лучше заменить на сливки (1 чайная или десертная ложка на порцию). Чтобы повысить аппетит ребенка, полезно давать ему кефирно-яблочную смесь (100 г кефира +1 столовая ложка яблочного пюре), настой шиповника вместо питья. Способствует возбуждению аппетита умывание ребенка перед едой холодной водой.

После еды для профилактики различных заболеваний зубов и носоглотки приучите малыша полоскать рот от остатков пищи, а на ночь — чистить зубы. Помните, что все умения и навыки у малыша еще очень непрочны и легко разрушаются, если повседневно, систематически не следить за их выполнением.

Гимнастика

Для успешного физического развития ребенка большое значение имеет гимнастика. Регулярные занятия гимнастическими упражнениями оказывают положительное влияние на своевременное и правильное развитие двигательных умений, улучшение их качества — движения становятся более экономными, координированными и ритмичными. Кроме того, было установлено, что гимнастика хорошо действует на сон ребенка, который становится глубже и спокойнее. Здоровый малыш непоседлив, ему свойственна большая подвижность, он кажется неутомимым и от движений получает много радости и удовольствия.

При проведении гимнастических упражнении с ребенком 3-го года жизни надо охватывать нагрузкой все группы мышц, чередовать упражнения с отдыхом, менять исходное положение, стремиться к тому, чтобы гимнастика доставляла ребенку радость.

Кроме гимнастики, для физического воспитания ребенка очень важны подвижные игры, которые следует проводить на прогулке или в периоды бодрствования ребенка дома. Попросите малыша сбегать за мячом, дотянуться до мяча, перепрыгнуть через ручеек, перебраться с «кочки на кочку», прокатить мяч по полу, пройти по коридору между препятствиями и т. п. Игры надо проводить эмоционально, заинтересовывать ими ребенка.

Большое влияние на развитие координации, четкости, красоты в движениях ребенка оказывает музыкальное сопровождение занятий гимнастикой, так как при этом различные формы двигательной активности всегда ярко эмоционально окрашиваются. Если у вас дома есть магнитофон, проигрыватель, то сопровождайте занятия физкультурой соответствующим музыкальным аккомпанементом.

Читайте также:  Тема недели здоровье главная ценность подготовительная группа

Об успешном физическом воспитании ребенка говорят такие показатели, как хорошее развитие движений соответственно возрасту и правильная осанка малыша.

День малыша надо начинать с утренней зарядки. Сразу после пробуждения в течение 3—5 мин надо сделать с ребенком несколько энергичных свободных движений руками, ногами, туловищем. Цель утренней зарядки разбудить ребенка после сна, привести его в активное состояние в отличие от гимнастики, с помощью которой воспитывается точность движений. При зарядке можно использовать сюжетные рассказы. Например, «часики идут — тик-так» (ходьба), «стрелки крутятся — раз-два» (круговые движения руками).

Занятия гимнастикой включают специальные физические упражнения для развития всех мышечных групп. Упражнения должны строиться из разных исходных положений, быть в виде ходьбы, бега, лазания, подвижной игры, движений с гимнастическими снарядами.

Одежда ребенка во время занятий гимнастикой должна быть облегченной (трусики и футболка). Можно заниматься на коврике босиком. Не забудьте перед этим проветрить комнату или открыть в ней форточку. Длительность занятия должна быть не более 15 мин, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес к гимнастике.

Много радости доставляют малышу подвижные игры («догонялки», «прятки»), танцы под музыку и т. д.

Начиная занятие с ребенком, надо предварительно дать ему словесную инструкцию о предстоящем упражнении. Во время гимнастики у малыша будет хорошее настроение, если вы начнете с любимых упражнений ребенка и ими же закончите занятие.

Закаливание

Важной стороной физического воспитания детей является закаливание. С помощью основных закаливающих средств — воздуха, воды и солнечных лучей — можно повысить выносливость детского организма. В результате ребенок будет реже болеть так называемыми простудными заболеваниями. Детям полезны воздушные ванны, водные процедуры, ношение облегченной одежды во все времена года, ходьба босиком по полу, по траве, плавание в ванне с заплывом в «холодную» каплю и т. д. На 3-м году жизни малышам разрешается купание в открытых водоемах. Эту закаливающую процедуру можно широко использовать в летние месяцы года. Допустимая температура воды не ниже 23°С, а воздуха 25°С. Купаться малышу рекомендуется не чаще 1 раза в день. В домашних условиях для закаливания используются душ, ванна, любая емкость для воды. Душ — довольно эффективная закаливающая процедура, которую можно применять в этом возрасте. Температуру воды душа желательно постепенно снижать с 36°С до 28°С зимой и до 24°С летом. После купания и душа желательно интенсивно растереть ребенка махровым полотенцем. Существует много разновидностей водных закаливающих процедур, например умывание, обтирание, обливание ног. Детям после 2 лет можно мыть руки до локтя, лицо, шею и верхнюю часть груди прохладной водой. Обтирание проводят, начиная с температуры воды не ниже 32° С, затем она постепенно снижается до 25°С. Хороший способ закаливания — контрастное обливание ног ребенка. Эту водную процедуру можно проводить детям всех возрастов. Успех закаливания воздухом зависит от того, гуляете ли вы с ребенком ежедневно, достаточно долго, в любую погоду. Одежда ребенка должна соответствовать температуре воздуха, чтобы малыш ощущал комфорт, не потел и не мерз. Многослойная одежда стесняет движения малыша, способствует перегреванию организма, потливости.

Под влиянием использования разумных средств закаливания улучшаются состояние нервной системы ребенка, его аппетит, сон, настроение и укрепляется здоровье. При этом важно соблюдать систематичность — проводить все закаливающие процедуры круглогодично.

Водные процедуры лучше проводить после сна—в зимнее время, а летом — перед обедом, сочетая эффект закаливания с гигиеническими процедурами. С целью закаливания во время прогулок детей можно использовать различные средства физического воспитания, например спортивные занятия и развлечения — катание на санках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде (не более 15 минут), самокате и др.

Вообще, данный возрастной период очень интересен для родителей, педагогов и воспитателей. И основная задача взрослых дома и в центрах дошкольного образования — уделять малышам максимальное внимание, чтобы они гармонично развивались, как интеллектуально, так и физически. Вклад в обучение детей и развивающие занятия с ребенком этого возраста принесет потом большие дивиденды родителям и значительно упростит жизнь семьи в более поздние годы.

Источник

Adblock
detector