Меню

Раннее вмешательство как технология реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Что такое раннее вмешательство

На протяжении десятилетий в мире проводились различные исследования на десятках тысяч детях, получавших услуги раннего вмешательства. Результаты этих исследований доказали эффективность такого подхода для наилучшего развития ребенка.

  • Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка могут возникнуть отставание в развитии или проблемы с обучением и вниманием, вам может быть полезно и важно узнать о раннем вмешательстве.

Раннее вмешательство это подход, помогающий детям добиваться больших успехов в разных областях развития.

Раннее вмешательство: почему профессиональная помощь должна начинаться рано?

Ранний возраст – чрезвычайно важный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается: развитие крупной и мелкой моторики, речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются фундаментальные навыки и качества: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Все эти способности не возникают сами по себе как следствие роста ребёнка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту активностей.

Что такое услуги раннего вмешательства?

Услуги раннего вмешательства – это широкий спектр немедицинских услуг помощи маленьким детям от 0 до 3-х лет с нарушениями развития. Совместная работа квалифицированных специалистов немедицинского профиля (психологи, логопеды, специалисты по детскому развитию, эрготерапевты, физические терапевты и др.) и родителей позволяет достигать высоких результатов при реализации индивидуального плана развития ребенка.

Именно работа этих специалистов помогает значительно нормализовать жизнь детей с особенностями развития, повысить их качество жизни и уровень функционирования. Существуют разные модели взаимодействия с ребенком и семьей, иногда разные специалисты работают с ребенком, а иногда один специалист с компетенциями в разных областях детского развития является ведущим. При необходимости он консультируется с узкими специалистами, это т.н. трансдисциплинарный подход.

  • Индивидуальный план развития ребенка составляется исходя из запроса родителей и совместно со специалистом.

Этот комплексный подход позволяет начинать программу помощи так рано, как это возможно, оптимально подбирать услуги профессиональной помощи для каждого ребенка и его семьи, учитывая уникальность каждого случая. Таким образом, удается максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, избегая дублирования сервисов и снижая родительский стресс от необходимости самому искать наилучшую и эффективную систему помощи для своего ребенка.

Такая поддержка в раннем возрасте помогает детям догнать их сверстников или меньше отставать от них и увеличить их шансы на успех в детском саду, школе и жизни в целом.

В течение десятилетий в мире проводились различные исследования на десятках тысяч детях, получавших такие услуги (“early childhood intervention”/evidence-based services). Результаты этих исследований доказали эффективность данного подхода.

Какую помощь получают дети в программах раннего вмешательства?

В рамках подхода раннего вмешательства дети могут получать услуги, направленные на развитие следующих компетенций:

  • физических навыков (развитие навыков крупной и мелкой моторики, перемещение, ходьба, рисование, манипуляции с предметами);
  • развитие мотивации и когнитивных навыков (мышление, обучение, решение проблем, внимание);
  • коммуникативных навыков (речь, невербальные сигналы, способность делать выбор, слушание, понимание других);
  • самообслуживания (еда, переодевание);
  • социальных и эмоциональных навыков (совместная игра, взаимодействие с другими);
  • сенсорных навыков обработки (обработка текстур, вкусов, звуков, запахов).

Ребенок, получающий услуги раннего вмешательства, может воспользоваться одной или несколькими услугами из основного списка (в развитых странах, где подходы раннего вмешательства интегрированы в систему помощи детям с нарушениями развития на национальном уровне, медицинские и немедицинские специалисты при необходимости работают в тесном взаимодействии):

  • Скрининг и оценка состояния
  • Развитие вербальной и/или альтернативной коммуникации
  • Физическая терапия
  • Эрготерапия
  • Психологические услуги
  • Домашние визиты
  • Медицинские, сестринские или питательные услуги
  • Услуги социального работника
  • Транспорт

Особенности услуг раннего вмешательства на дому

Дети лучше включаются в процесс, когда вокруг них знакомое им место, вещи, когда рядом родители, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Для особых детей это условие ещё более важно.

Мы понимаем это и предлагаем профессиональную помощь дома, то есть там, где ребёнок более расположен к общению и взаимодействию. Вместе с тем, и специалисту проще найти контакт с ребёнком в комфортной для него среде и дать взвешенные рекомендации родителям для улучшения условий его развития.

Раннее вмешательство в России и на Западе

Во многиз странах услуги раннего вмешательства представлены повсеместно и имеют поддержку со стороны государства, академического сообщества и некоммерческого сектора.

Раннее вмешательство в формате домашних визитов существует там уже более 30 лет, в то время как в России эти услуги уязвимым детям пока приемущественно недоступны.

Результаты исследований, проводимых в других странах в течение последних десятилетий, доказали эффективность подхода раннего вмешательства, который у нас в стране пока не нашел широкого распространения, а таких специалистов, как эрготерапевт, физический терапевт и специалист по раннему вмешательству пока не готовит ни один ВУЗ. Из-за отсутствия программ раннего вмешательства российские дети с особенностями развития ощутимо отстают от своих зарубежных сверстников с такими же нарушениями.

Читайте также:  Медицине здоровье человека рассматривается как

Программа «Уверенное начало» — это первая программа качественных немедицинских услуг маленьким особым детям и их семьям, направленных на то, чтобы повысить качество их жизни и сделать его сопоставимым с уровнем жизни их зарубежных сверстников.

Кому предназначены услуги раннего вмешательства программы «Уверенное начало»?

Услуги раннего вмешательства предназначены для детей, проживающих в Москве в пределах МКАД с рождения и до 3 лет. На момент вступления в программу «Уверенное начало» ребенку должно быть не больше 2,5 лет, чтобы у специалиста было не менее полугода на работу над достижением поставленных целей.

Программа «Уверенное начало» рассчитана на детей с различными двигательными нарушениями, а также сочетанными нарушениями в двух или нескольких областях развития (например, нарушения движений и/или зрения, и/или слуха, и/или интеллектуальные нарушения, и/или нарушения коммуникации).

Обычно таким детям необходима помощь в выполнении самых разных действий – самообслуживании, игре, перемещении. Часто бывают необходимы вспомогательные технические средства реабилитации, почти всегда нужно менять и адаптировать домашнюю среду.

Источник

Особенности ранней помощи для детей с ОВЗ
статья по логопедии

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_ranney_pomoshchi_dlya_detey_s_ovz.docx 14.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В настоящее время в нашей стране отмечается рост числа детей с особыми возможностями здоровья. Это обусловлено как органическими (увеличение числа родовых травм), так и функциональными причинами – физической ослабленностью рожениц, наличием у родителей большого числа хронических заболеваний, наличие внутриутробных инфекций. Среди социально–психологических причин следует отметить неблагоприятное влияние окружающей среды (стресс, психотравма), неблагоприятную экологическую обстановку в больших городах.

Известно, что дети с ОВЗ испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой. Недостаточный уровень сформированности коммуникативных качеств детей с ОВЗ затрудняет адаптацию в обществе. Актуальность формирования коммуникативных способностей детей с ОВЗ определяется социальным заказом общества — формированием социально развитой личности ребенка. Своевременное выявление детей и семей, нуждающихся в ранней помощи, проведение первичной и углубленной междисциплинарной оценки развития и функционирования ребенка, разработка индивидуальной программы ранней помощи для ребенка и семьи, поддержка семьи с целью мобилизации ее ресурсов и обеспечения связей с другими ресурсами в сообществе и ближайшем окружении: таковы задачи службы ранней помощи.

Служба работает по технологии и стандартам раннего вмешательства, разработанным «Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства».

Основными компонентами модели службы ранней помощи являются

— социально-медицинская поддержка ребёнка;

— психолого-педагогическая поддержка семьи и ребёнка;

— междисциплинарная команда специалистов;

— специально подготовленная развивающая среда.

На протяжении двух лет в Новосибирске работает отделение медицинской реабилитации, созданное на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Региональный специализированный дом ребенка» для детей с нарушением здоровья и ограниченными возможностями, проживающих в семьях.

В отделении проводится восстановительное лечение для детей с нарушением здоровья психоневрологического профиля, в возрасте от 3 месяцев до 5 лет включительно.

Целью работы отделения является оказание ранней междисциплинарной семейно-центрированной помощи детям с нарушениями в развитии и детям из группы риска, что позволяет более эффективно компенсировать отклонения в развитии, смягчить вторичные отклонения, максимально реализовать потенциал развития ребенка и социализировать его в обществе.

Отделение ставит перед собой следующие задачи:

• осуществить комплексную медико-психолого-педагогическую помощь детям с нарушениями в развитии с учетом показаний направления в отделение;

• обучить родителей способам нормализации функционирования ребенка в семье и обществе, консультировать по вопросам развития и здоровья детей.

Спецификой реабилитации в данных условиях являются:

-краткосрочность пребывания детей (в течение 21 дня);

-комплексный характер реабилитации (сочетание социальной, медицинской и психолого-педагогической работы), что способствует оказанию эффективной помощи данной категории детей.

Логопедическая реабилитация, направлена на подготовку артикуляционного аппарата, голоса, дыхания к активной речевой деятельности, на развитие фонетико-фонематического слуха, формирование звукопроизношения, уточнение, активизацию и расширение словарного запаса, работу над интонацией, ритмом и темпом речевого высказывания и реализуется в форме индивидуальных занятий с логопедом. Занятия проводятся ежедневно продолжительностью 15 — 20 минут.

Определение результативности работы осуществляется посредством итогового мониторинга. Достичь уровня полной компенсации речевых нарушений невозможно, учитывая длительность пребывания в отделении медицинской реабилитации.

Исходя из этого, критериями оценки эффективности коррекционной работы являются показатели:

• «Улучшение» — наличие положительной динамики в коррекции речевого нарушения.

Для детей с диагнозом «ОНР, 1 уровень речевого развития. Моторная алалия», «ЗРР» данным показателем является повышение мотивации к речевой деятельности, появление слов с устойчивым абрисом, расширение словарного запаса, появление первых грамматических форм и их дифференциация (понимание), навык построения простой фразы, расширение возможности саморегуляция поведения в рамках организации занятия (при гиперактивности), формирование элементов готовности к совместной деятельности.

Для детей с диагнозом «ОНР, 3 уровень речевого развития. Стертая дизартрия» повышение качества произносительной стороны речи, преодоление морфемного аграмматизма, улучшение связной речи. У детей со стертой дизартрией отмечается положительная динамика в состоянии звукопроизношения (переход на более высокий уровень автоматизации 1-2-3 звуков).

• «Незначительное улучшение» наблюдается в группе детей с общим недоразвитием речи и системным недоразвитием речи на фоне выраженных дизартрий при ДЦП, сенсомоторной или сенсорной алалии, в структуре умственной отсталости или расстройств аутистического спектра. К незначительным улучшениям в ходе коррекционно – логопедической работы относится появление речи у детей с РАС, СНР простых слов и звуковых комплексов на значимые для них предметы, действия, ситуацию; повышение интереса к предметам и действиям с ними, выполнение заданий на координацию движений глаз и рук, восприятие формы, цвета, величины предметов, появление заинтересованности и доверия как к занятиям, так и к специалисту; овладение простыми действиями с предметом по показу, по словесной инструкции, повышение уровня понимания простых инструкций. При работе с детьми с ОНР на фоне дизартрии незначительным улучшением можно считать овладение начальным комплексом артикуляционных упражнений и новым артикуляционным укладом, достижение автоматизации звука на уровне изолированного положения или в слоге.

• «Без улучшения» — уровень, который наблюдается у детей со сложной структурой дефекта. В условиях отделения это дети с системным недоразвитием речи при глубокой умственной отсталости, анартрии, РДА.

Консультативное направление работы включает взаимодействие с родителями как участниками образовательного процесса, что значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.

Основными задачами взаимодействия с родителями воспитанников являются:

1. Создание единого коррекционно-развивающего пространства;

2. Формирование у родителей представления об особенностях развития детей с нарушениями речи;

3. Развитие позиции «родитель-эксперт» по оценке динамики коррекционной работы с детьми;

4. Рекомендация родителям эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом и применении в практической профессиональной деятельности современных коррекционных технологий и методик:

Технологии дифференцированного обучения.

Основная цель использования уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает возможность каждому ребенку получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

Альтернативная и дополнительная коммуникация.

Дополнительная (поддерживающая, аугментативная) и альтернативная коммуникация является основой жизнедеятельности детей со сложной структурой дефекта. Поддерживающая коммуникация направлена на достижение основной цели – организации взаимодействия, передачи социального опыта.

В качестве наиболее важного компонента в неречевой коммуникации признается мимика и жест, т. е. выразительное движение рук. Они обозначают состояние, предмет или действие. Кроме неслышащих детей, жестами могут пользоваться дети, долго не овладевающие речью (например, дети с синдромом Дауна). Жесты являются одним из важных компонентов в структуре невербальной коммуникации, которая выступает средством компенсации отсутствия речевого общения.

Альтернативная и дополнительная коммуникация включает в себя также использование графических символов. Это все символы-изображения, такие как Блисс-символы, но в основном с детьми раннего возраста используются коммуникативные символы в виде картинок (Picture Communication Simbols, PECS) и пиктографическая идеографическая коммуникация (Pictographic Ideographic Communication, PIC). Обычно картинки (рисунки, фотографии) являются первой формой графической коммуникации, с которой знакомятся маленькие дети.

Технология альтернативной и дополнительной коммуникации способствует:

• развитию понимания речи. Основу для этой работы составляет установление контактов с ребёнком, для чего используются речевые и неречевые средства коммуникации: слово, мимика, жест, графический символ;

• формированию умения выражать свои мысли и чувства с помощью речи и средств невербальной коммуникации: используются предметы, картинки, жесты, символы. Ребёнок осознанно передает свои мысли с помощью предметов, картинок;

• формированию правильного поведения ребёнка в окружающей среде, необходимых умений и навыков.

Усвоение способов невербального и вербального общения расширяют возможности ребёнка устанавливать контакты, выражать свои чувства, добиваться выполнения своих желаний. Альтернативные формы общения помогают ребёнку познавать мир.

Таким образом, дополнительная (аугментативная) и альтернативная коммуникация является дополнением или заменой устной речи.

Использование специализированных компьютерных программ позволяет более эффективно осуществлять коррекционную работу, т.к. включает традиционные этапы и цели работы по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ, но использует современные средства, позволяющие достигать желаемого результата в более короткие сроки; работать над всеми компонентами речи; повышать мотивацию ребенка к речевой деятельности.

Среди такого специализированного программного обеспечения интерес представляет программно-дидактический комплекс «Логомер 2», который содержит 90 интерактивных игр и упражнений для проведения речевого обследования и использования на индивидуальных занятиях; способствует коррекции, формированию и развитию:

• длительности и силы речевого выдоха;

• темпо-ритмичаской организации речи;

• неречевого слухового гнозиса;

• речевого слухового гнозиса;

• звукового анализа и синтеза;

• расширению словарного запаса;

• грамматического значения слова;

• коммуникативных навыков детей;

• интерактивная артикулляционная гимнастика.

Использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность.

Музыкотерапия (воздействие музыкой).

Рецептивная (пассивная). Прослушивание музыкальных произведений (релаксационных, классических, народных), звуков природы (моря, дождя, птиц, животных).

Активная. Игра на музыкальных инструментах, танцевальные движения, ритмические движения.

Интегративная. Синтез активной и рецептивной музыкотерапии, наглядно-образного, слухового и других каналов восприятия.

Упражнения на развитие:

— координации движений и мелкой моторики;

У детей с ДЦП ритмические упражнения под музыку очень важны для стабилизации нормального положения головы, развития умения расслаблять мышцы и подавлять патологические синкинезии и др.

Имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию).

• перчаточные куклы (герои русских сказок, животные);

• фигурки людей, животных.

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребёнка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребёнок-взрослый.

Элементы Методики Новиковой – Иванцовой.

Методика формирования языковой системы (МФЯС) для неговорящих детей используется в работе с различными видами речевой задержки, такими как: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, РДА.

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

• нормализацию речевого дыхания и слитность речи;

• формирование умений изменять силу и высоту голоса;

• правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;

• воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

• различение и воспроизведение ритмов;

• выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Логопедический массаж показан при определенных нарушениях артикуляционной моторики, то есть при нарушении подвижности мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц.

Таким образом, такой массаж рекомендован при таких нарушениях, как:

• дизартрия — нарушения иннервации мышц речевого аппарата у детей или взрослых (после инсульта);

• механическая дислалия (укороченная подъязычная связка).

Основные задачи логопедического массажа для детей:

• коррекция правильного произношения звуков (звукопроизношения);

• улучшение состояния голосовых связок и голоса;

• нормализация дыхания во время разговора;

• устранение психических и моральных напряжений у детей, которые страдают из-за неправильно поставленной речи;

• уменьшение влияния заикания, дизартрии на повседневную жизнь детей;

• общее улучшение речевого аппарата и мышц, отвечающих за звукоизвлечение;

• укрепление глоточных рефлексов;

• создание правильной траектории движений органов артикуляции.

Таким образом, служба ранней помощи может являтся хорошим решением для детей с ОВЗ, так как социальный опыт, коммуникативно-речевые умения, полученные в отделении, помогут таким детям адаптироваться в условиях перехода в другую образовательную организацию.

Список использованных источников:

  1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. — М.: ТЦС Сфера, 2006.
  2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996.
  3. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. №1839-р).
  4. Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства./ Аксенова О.Ж., Баранова Н.Ю., Емец М.М., Самарина Л.В. – Санкт-Петербург, 2012 г..
  5. Урванцева С.И. Технология формирования произносительной стороны речи детей с ОНР с использованием специализированных компьютерных программ / С. И. Урванцева — Новосибирск, 2017.
  6. Штягинова Е. А. Альтернативная коммуникация: Методический сборник. — Новосибирск, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

В материале, составленном по книге А.И.Захарова «Как предупредупредить отклонения в поведении ребёнка» / Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1986., говорится о ряде причин, впоследствии влияющих на развитие у ребёнк.

В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению.

Буклет к семинару для учителей-логопедов «Организация и проведение мероприятий системы ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья&quot.

Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра.

Правила воспитания детей с речевыми нарушениями.

В Результате мониторинга, в рамках Федеральной целевой программы развития образования, свидетельствуют о высокой социально-экономической эффективности работы служб ранней помощи, под.

Источник

Adblock
detector