Меню

Ранговые места групп здоровья это

EcoloLife.ru

• Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.

• Уровень функционального состояния основных систем организма.

• Степень сопротивляемости организма неблагоприятному влиянию факторов окружающей среды.

• Уровень нервно-психического и физического развития и степень его гармоничности.

Соответственно указанным критериям разработана схема распределения детей и подростков по группам здоровья. Выделяют 5 групп здоровья:

Первая группа здоровья. Здоровые дети и подростки с гармоничным развитием и уровнем развития функциональных систем организма, который отвечает возрасту.

Вторая группа здоровья. Здоровые дети и подростки, которые имеют функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, эти дети часто и продолжительно болеют.

Третья группа здоровья. Дети и подростки, которые страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации, но с сохранением функциональных возможностей организма.

Четвертая группа здоровья. Дети и подростки, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, у которых снижены функциональные возможности организма.

Пятая группа здоровья. Дети и подростки, которые страдают хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и имеют значительно сниженные функциональные возможности организма.

годы

Рис. 38.1. Возрастные тенденции изменений показателей заболеваемости детей и подростков (за числом заболеваний на 1000 населения определенного возраста)

Важным элементом осуществления комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков является учет возрастных тенденций относительно изменений показателей заболеваемости (рис. 38.1) и ее структурных особенностей (табл. 1).

Закономерности рангового деления заболеваний в разных возрастных группах

Ранговое место

Возрастная группа, лет

Болезни органов дыхания

Болезни органов дыхания

Болезни органов дыхания

Болезни органов дыхания

Болезни нервной системы и органов чувств

Болезни нервной системы и органов чувств

Болезни нервной системы и органов чувств

Болезни нервной системы и органов чувств

Болезни органов пищеварения

Болезни кожи и подкожной клетчатки

Болезни органов пищеварения

Болезни органов пищеварения

Болезни эндокринной системы

Болезни крови и кроветворных органов

Болезни эндокринной системы

Болезни эндокринной системы

Болезни кожи и подкожной клетчатки

Инфекционные и паразитарные болезни

мышечной системы

мышечной системы

Аутоэкология
Экологию часто разделяют на аутоэкологию и синэкологию. Эти две науки отличаются предметом и методами. Синэкология является наукой об экосистемах, их структуре и функционировании. Аутоэкология изу .

Особенности природоохранной деятельности в России.
В нашей стране на первом этапе становления хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. .

Влияние низкотемпературного закаливания на протеолитическую активность и содержание фотосинтетических пигментов в листьях проростков озимой пшеницы
На проростках озимой пшеницы (Тп11сит aestivum 1.) изучена динамика активности амидаз, цистеиновых про-теиназ, а также содержания фотосинтетических пигментов при холодовом (4°С) закаливании. Показ .

Источник

Закономерности рангового деления заболеваний в разных возрастных группах

Ранговое место Возрастная группа, лет
0–4 5–6 7–14 15–17
I Болезни органов дыхания Болезни органов дыхания Болезни органов дыхания Болезни органов дыхания
II Болезни нервной системы и органов чувств Болезни нервной системы и органов чувств Болезни нервной системы и органов чувств Болезни нервной системы и органов чувств
III Болезни органов пищеварения Болезни кожи и подкожной клетчатки Болезни органов пищеварения Болезни органов пищеварения
IV Болезни эндокринной системы Болезни крови и кроветворных органов Болезни эндокринной системы Болезни эндокринной системы
V Болезни кожи и подкожной клетчатки Инфекционные и паразитарные болезни Болезни костно- мышечной системы Болезни костно- мышечной системы

Распределение детей по группам здоровья позволяет выявить лиц, которые имеют факторы риска в отношении развития патологических нарушений, детей с начальными формами заболеваний, функциональными отклонениями и разработать, на этом основании, комплекс мероприятий по вопросам охраны и укрепления их здоровья, профилактики возникновения хронических заболеваний.

В первую очередь, это касается детей и подростков, которые относятся ко второй группе здоровья (дети — реконвалесценты, а также дети, которые часто и продолжительно болеют, с общей задержкой и дисгармоничным физическим развитием как за счет избыточной массы тела, так и за счет ее дефицита без эндокринной патологии, с нарушениями осанки, плоскостопием, с функциональными сдвигами со стороны сердечно-сосудистой системы, миопией, кариесом, гипертрофией небных миндалин II степени, аллергическими реакциями, увеличением щитовидной железы I и II степени, астеническим синдромом и др.).

О степени сопротивляемости (резистентности) организма судят по количеству заболеваний с временной потерей трудоспособности и обострений хронических болезней на протяжении текущего и предыдущего года, а также по показателям состояния неспецифической резистентности (содержанию Х–хроматина и гетерохроматина в слизистом эпителии щеки, гликогена в нейтрофилах, активности щелочной и кислой фосфатаз в нейтрофилах, дегидрогеназы и сукцинатдегидрогеназы в лимфоцитах, лизоцима и лактатдегидрогеназы в слюне, степени бактерицидности кожи и другие).

Оценка функционального состояния организма проводится с использованием клинических методов, а также с помощью специальных функциональных проб (ортостатическая проба, проба Мартине–Кушелевского, проба Летунова, степ-тест (РWС170) и другие).

Читайте также:  Привычки ежедневно для здоровья

Среди факторов, которые формируют здоровье и оказывают наиболее существенное влияние на процессы развития растущего организма, выделяют благоприятные (или оздоровительные) и неблагоприятные (или факторы риска).

К числу благоприятных факторов относят:

1. Рациональный режим суточной деятельности.

2. Адекватное и сбалансированное питание.

3. Соответствие окружающей среды гигиеническим требованиям.

4. Оптимальный двигательный режим.

6. Наличие гигиенических привычек и здоровый образ жизни.

К числу неблагоприятных факторов относятся:

1. Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса.

2. Недостатки в организации питания.

3. Нарушение гигиенических требований к условиям игровой, учебной и трудовой деятельности.

4. Недостаточная или избыточная двигательная активность.

5. Неблагоприятный психологический климат в семье и в коллективе.

6. Отсутствие гигиенических привычек, наличие вредных привычек.

Рис. 38.2. Система управления состоянием здоровья детских и подростковых коллективов

Определение комплекса благоприятных и неблагоприятных факторов, которые влияют на здоровье учеников, дает основание разработать, научно обосновать и внедрть систему (концепцию) управления состоянием здоровья детей и подростков.

В современной системе управления состоянием здоровья детских и подростковых коллективов, которая схематично приведена на рис. 38.2, отдельно следует отметить 4 основных блока: 1 блок – получение статистической информации о состоянии здоровья детских и подростковых коллективов по данным проведения ежегодных медицинских осмотров; 2 блок – установление причинно-следственной связи между ведущими факторами, которые формируют здоровье; 3 блок – осуществление предупредительного и текущего санитарного надзора в детских и подростковых учреждениях на основании существующих гигиенических норм и правил; 4 блок — разработка комплекса профилактических мероприятий и их реализация путем целенаправленного влияния как на организм, так и на окружающую среду.

Источник

Закономерности рангового деления заболеваний в разных возрастных группах

Ранговое место Возрастная группа, лет
0–4 5–6 7–14 15–17
I Болезни органов дыхания Болезни органов дыхания Болезни органов дыхания Болезни органов дыхания
II Болезни нервной системы и органов чувств Болезни нервной системы и органов чувств Болезни нервной системы и органов чувств Болезни нервной системы и органов чувств
III Болезни органов пищеварения Болезни кожи и подкожной клетчатки Болезни органов пищеварения Болезни органов пищеварения
IV Болезни эндокринной системы Болезни крови и кроветворных органов Болезни эндокринной системы Болезни эндокринной системы
V Болезни кожи и подкожной клетчатки Инфекционные и паразитарные болезни Болезни костно- мышечной системы Болезни костно- мышечной системы

Распределение детей по группам здоровья позволяет выявить лиц, которые имеют факторы риска в отношении развития патологических нарушений, детей с начальными формами заболеваний, функциональными отклонениями и разработать, на этом основании, комплекс мероприятий по вопросам охраны и укрепления их здоровья, профилактики возникновения хронических заболеваний.

В первую очередь, это касается детей и подростков, которые относятся ко второй группе здоровья (дети — реконвалесценты, а также дети, которые часто и продолжительно болеют, с общей задержкой и дисгармоничным физическим развитием как за счет избыточной массы тела, так и за счет ее дефицита без эндокринной патологии, с нарушениями осанки, плоскостопием, с функциональными сдвигами со стороны сердечно-сосудистой системы, миопией, кариесом, гипертрофией небных миндалин II степени, аллергическими реакциями, увеличением щитовидной железы I и II степени, астеническим синдромом и др.).

О степени сопротивляемости (резистентности) организма судят по количеству заболеваний с временной потерей трудоспособности и обострений хронических болезней на протяжении текущего и предыдущего года, а также по показателям состояния неспецифической резистентности (содержанию Х–хроматина и гетерохроматина в слизистом эпителии щеки, гликогена в нейтрофилах, активности щелочной и кислой фосфатаз в нейтрофилах, дегидрогеназы и сукцинатдегидрогеназы в лимфоцитах, лизоцима и лактатдегидрогеназы в слюне, степени бактерицидности кожи и другие).

Оценка функционального состояния организма проводится с использованием клинических методов, а также с помощью специальных функциональных проб (ортостатическая проба, проба Мартине–Кушелевского, проба Летунова, степ-тест (РWС170) и другие).

Среди факторов, которые формируют здоровье и оказывают наиболее существенное влияние на процессы развития растущего организма, выделяют благоприятные (или оздоровительные) и неблагоприятные (или факторы риска).

К числу благоприятных факторов относят:

1. Рациональный режим суточной деятельности.

2. Адекватное и сбалансированное питание.

3. Соответствие окружающей среды гигиеническим требованиям.

4. Оптимальный двигательный режим.

6. Наличие гигиенических привычек и здоровый образ жизни.

К числу неблагоприятных факторов относятся:

1. Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса.

2. Недостатки в организации питания.

3. Нарушение гигиенических требований к условиям игровой, учебной и трудовой деятельности.

4. Недостаточная или избыточная двигательная активность.

5. Неблагоприятный психологический климат в семье и в коллективе.

6. Отсутствие гигиенических привычек, наличие вредных привычек.

Рис. 38.2. Система управления состоянием здоровья детских и подростковых коллективов

Определение комплекса благоприятных и неблагоприятных факторов, которые влияют на здоровье учеников, дает основание разработать, научно обосновать и внедрть систему (концепцию) управления состоянием здоровья детей и подростков.

В современной системе управления состоянием здоровья детских и подростковых коллективов, которая схематично приведена на рис. 38.2, отдельно следует отметить 4 основных блока: 1 блок – получение статистической информации о состоянии здоровья детских и подростковых коллективов по данным проведения ежегодных медицинских осмотров; 2 блок – установление причинно-следственной связи между ведущими факторами, которые формируют здоровье; 3 блок – осуществление предупредительного и текущего санитарного надзора в детских и подростковых учреждениях на основании существующих гигиенических норм и правил; 4 блок — разработка комплекса профилактических мероприятий и их реализация путем целенаправленного влияния как на организм, так и на окружающую среду.

Читайте также:  Модель организации педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Источник

Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.

Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:

  1. наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
  2. уровень функционального состояния основных систем организма;
  3. степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
  4. уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.

[1], [2], [3], [4]

Основные группы здоровья детей

В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:

  • 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
  • 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
  • 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
  • 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
  • 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.

Читайте также:  Самоудовлетворение для здоровья мужчины

Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.

Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.

Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.

Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:

  • особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
  • социального анамнеза);
  • физическое развитие;
  • нервно-психическое развитие;
  • уровень резистентности;
  • функциональное состояние организма;
  • аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.

Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.

Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).

  • 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
  • 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
  • 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
  • о 0,9 и выше — отягощённость высокая.

Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.

  • Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
    • токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
    • угроза выкидыша;
    • экстрагенитальные заболевания у матери;
    • о профессиональные вредности у родителей;
    • отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
    • хирургические вмешательства;
    • вирусные заболевания во время беременности;
    • посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
  • Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
    • характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
    • пособие в родах;
    • оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
    • оценка по шкале Апгар;
    • крик ребёнка;
    • диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
    • срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
    • срок вакцинации БЦЖ;
    • время отпадения пуповины;
    • состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
    • состояние матери при выписке из родильного дома.
  • Поздний неонатальный период:
    • родовая травма;
    • асфиксия;
    • недоношенность;
    • гемолитическая болезнь новорождённого;
    • острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
    • поздний перевод на искусственное вскармливание;
    • пограничные состояния и их длительность.
  • Постнатальный период:
    • повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
    • наличие анемии;
    • расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
    • наличие диатезов.

Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.

Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.

  • полнота семьи;
  • возраст родителей;
  • образование и профессия родителей;
  • психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
  • наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
  • жилищно-бытовые условия;
  • материальная обеспеченность семьи;
  • санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.

Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.

В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.

Источник

Adblock
detector