• Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.
• Уровень функционального состояния основных систем организма.
• Степень сопротивляемости организма неблагоприятному влиянию факторов окружающей среды.
• Уровень нервно-психического и физического развития и степень его гармоничности.
Соответственно указанным критериям разработана схема распределения детей и подростков по группам здоровья. Выделяют 5 групп здоровья:
Первая группа здоровья. Здоровые дети и подростки с гармоничным развитием и уровнем развития функциональных систем организма, который отвечает возрасту.
Вторая группа здоровья. Здоровые дети и подростки, которые имеют функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, эти дети часто и продолжительно болеют.
Третья группа здоровья. Дети и подростки, которые страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации, но с сохранением функциональных возможностей организма.
Четвертая группа здоровья. Дети и подростки, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, у которых снижены функциональные возможности организма.
Пятая группа здоровья. Дети и подростки, которые страдают хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и имеют значительно сниженные функциональные возможности организма.
годы
Рис. 38.1. Возрастные тенденции изменений показателей заболеваемости детей и подростков (за числом заболеваний на 1000 населения определенного возраста)
Важным элементом осуществления комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков является учет возрастных тенденций относительно изменений показателей заболеваемости (рис. 38.1) и ее структурных особенностей (табл. 1).
Закономерности рангового деления заболеваний в разных возрастных группах
Ранговое место
Возрастная группа, лет
Болезни органов дыхания
Болезни органов дыхания
Болезни органов дыхания
Болезни органов дыхания
Болезни нервной системы и органов чувств
Болезни нервной системы и органов чувств
Болезни нервной системы и органов чувств
Болезни нервной системы и органов чувств
Болезни органов пищеварения
Болезни кожи и подкожной клетчатки
Болезни органов пищеварения
Болезни органов пищеварения
Болезни эндокринной системы
Болезни крови и кроветворных органов
Болезни эндокринной системы
Болезни эндокринной системы
Болезни кожи и подкожной клетчатки
Инфекционные и паразитарные болезни
мышечной системы
мышечной системы
Аутоэкология Экологию часто разделяют на аутоэкологию и синэкологию. Эти две науки отличаются предметом и методами. Синэкология является наукой об экосистемах, их структуре и функционировании. Аутоэкология изу .
Особенности природоохранной деятельности в России. В нашей стране на первом этапе становления хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. .
Влияние низкотемпературного закаливания на протеолитическую активность и содержание фотосинтетических пигментов в листьях проростков озимой пшеницы На проростках озимой пшеницы (Тп11сит aestivum 1.) изучена динамика активности амидаз, цистеиновых про-теиназ, а также содержания фотосинтетических пигментов при холодовом (4°С) закаливании. Показ .
Источник
Закономерности рангового деления заболеваний в разных возрастных группах
Ранговое место
Возрастная группа, лет
0–4
5–6
7–14
15–17
I
Болезни органов дыхания
Болезни органов дыхания
Болезни органов дыхания
Болезни органов дыхания
II
Болезни нервной системы и органов чувств
Болезни нервной системы и органов чувств
Болезни нервной системы и органов чувств
Болезни нервной системы и органов чувств
III
Болезни органов пищеварения
Болезни кожи и подкожной клетчатки
Болезни органов пищеварения
Болезни органов пищеварения
IV
Болезни эндокринной системы
Болезни крови и кроветворных органов
Болезни эндокринной системы
Болезни эндокринной системы
V
Болезни кожи и подкожной клетчатки
Инфекционные и паразитарные болезни
Болезни костно- мышечной системы
Болезни костно- мышечной системы
Распределение детей по группам здоровья позволяет выявить лиц, которые имеют факторы риска в отношении развития патологических нарушений, детей с начальными формами заболеваний, функциональными отклонениями и разработать, на этом основании, комплекс мероприятий по вопросам охраны и укрепления их здоровья, профилактики возникновения хронических заболеваний.
В первую очередь, это касается детей и подростков, которые относятся ко второй группе здоровья (дети — реконвалесценты, а также дети, которые часто и продолжительно болеют, с общей задержкой и дисгармоничным физическим развитием как за счет избыточной массы тела, так и за счет ее дефицита без эндокринной патологии, с нарушениями осанки, плоскостопием, с функциональными сдвигами со стороны сердечно-сосудистой системы, миопией, кариесом, гипертрофией небных миндалин II степени, аллергическими реакциями, увеличением щитовидной железы I и II степени, астеническим синдромом и др.).
О степени сопротивляемости (резистентности) организма судят по количеству заболеваний с временной потерей трудоспособности и обострений хронических болезней на протяжении текущего и предыдущего года, а также по показателям состояния неспецифической резистентности (содержанию Х–хроматина и гетерохроматина в слизистом эпителии щеки, гликогена в нейтрофилах, активности щелочной и кислой фосфатаз в нейтрофилах, дегидрогеназы и сукцинатдегидрогеназы в лимфоцитах, лизоцима и лактатдегидрогеназы в слюне, степени бактерицидности кожи и другие).
Оценка функционального состояния организма проводится с использованием клинических методов, а также с помощью специальных функциональных проб (ортостатическая проба, проба Мартине–Кушелевского, проба Летунова, степ-тест (РWС170) и другие).
Среди факторов, которые формируют здоровье и оказывают наиболее существенное влияние на процессы развития растущего организма, выделяют благоприятные (или оздоровительные) и неблагоприятные (или факторы риска).
К числу благоприятных факторов относят:
1. Рациональный режим суточной деятельности.
2. Адекватное и сбалансированное питание.
3. Соответствие окружающей среды гигиеническим требованиям.
4. Оптимальный двигательный режим.
6. Наличие гигиенических привычек и здоровый образ жизни.
К числу неблагоприятных факторов относятся:
1. Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса.
2. Недостатки в организации питания.
3. Нарушение гигиенических требований к условиям игровой, учебной и трудовой деятельности.
4. Недостаточная или избыточная двигательная активность.
5. Неблагоприятный психологический климат в семье и в коллективе.
6. Отсутствие гигиенических привычек, наличие вредных привычек.
Рис. 38.2. Система управления состоянием здоровья детских и подростковых коллективов
Определение комплекса благоприятных и неблагоприятных факторов, которые влияют на здоровье учеников, дает основание разработать, научно обосновать и внедрть систему (концепцию) управления состоянием здоровья детей и подростков.
В современной системе управления состоянием здоровья детских и подростковых коллективов, которая схематично приведена на рис. 38.2, отдельно следует отметить 4 основных блока: 1 блок – получение статистической информации о состоянии здоровья детских и подростковых коллективов по данным проведения ежегодных медицинских осмотров; 2 блок – установление причинно-следственной связи между ведущими факторами, которые формируют здоровье; 3 блок – осуществление предупредительного и текущего санитарного надзора в детских и подростковых учреждениях на основании существующих гигиенических норм и правил; 4 блок — разработка комплекса профилактических мероприятий и их реализация путем целенаправленного влияния как на организм, так и на окружающую среду.
Источник
Закономерности рангового деления заболеваний в разных возрастных группах
Ранговое место
Возрастная группа, лет
0–4
5–6
7–14
15–17
I
Болезни органов дыхания
Болезни органов дыхания
Болезни органов дыхания
Болезни органов дыхания
II
Болезни нервной системы и органов чувств
Болезни нервной системы и органов чувств
Болезни нервной системы и органов чувств
Болезни нервной системы и органов чувств
III
Болезни органов пищеварения
Болезни кожи и подкожной клетчатки
Болезни органов пищеварения
Болезни органов пищеварения
IV
Болезни эндокринной системы
Болезни крови и кроветворных органов
Болезни эндокринной системы
Болезни эндокринной системы
V
Болезни кожи и подкожной клетчатки
Инфекционные и паразитарные болезни
Болезни костно- мышечной системы
Болезни костно- мышечной системы
Распределение детей по группам здоровья позволяет выявить лиц, которые имеют факторы риска в отношении развития патологических нарушений, детей с начальными формами заболеваний, функциональными отклонениями и разработать, на этом основании, комплекс мероприятий по вопросам охраны и укрепления их здоровья, профилактики возникновения хронических заболеваний.
В первую очередь, это касается детей и подростков, которые относятся ко второй группе здоровья (дети — реконвалесценты, а также дети, которые часто и продолжительно болеют, с общей задержкой и дисгармоничным физическим развитием как за счет избыточной массы тела, так и за счет ее дефицита без эндокринной патологии, с нарушениями осанки, плоскостопием, с функциональными сдвигами со стороны сердечно-сосудистой системы, миопией, кариесом, гипертрофией небных миндалин II степени, аллергическими реакциями, увеличением щитовидной железы I и II степени, астеническим синдромом и др.).
О степени сопротивляемости (резистентности) организма судят по количеству заболеваний с временной потерей трудоспособности и обострений хронических болезней на протяжении текущего и предыдущего года, а также по показателям состояния неспецифической резистентности (содержанию Х–хроматина и гетерохроматина в слизистом эпителии щеки, гликогена в нейтрофилах, активности щелочной и кислой фосфатаз в нейтрофилах, дегидрогеназы и сукцинатдегидрогеназы в лимфоцитах, лизоцима и лактатдегидрогеназы в слюне, степени бактерицидности кожи и другие).
Оценка функционального состояния организма проводится с использованием клинических методов, а также с помощью специальных функциональных проб (ортостатическая проба, проба Мартине–Кушелевского, проба Летунова, степ-тест (РWС170) и другие).
Среди факторов, которые формируют здоровье и оказывают наиболее существенное влияние на процессы развития растущего организма, выделяют благоприятные (или оздоровительные) и неблагоприятные (или факторы риска).
К числу благоприятных факторов относят:
1. Рациональный режим суточной деятельности.
2. Адекватное и сбалансированное питание.
3. Соответствие окружающей среды гигиеническим требованиям.
4. Оптимальный двигательный режим.
6. Наличие гигиенических привычек и здоровый образ жизни.
К числу неблагоприятных факторов относятся:
1. Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса.
2. Недостатки в организации питания.
3. Нарушение гигиенических требований к условиям игровой, учебной и трудовой деятельности.
4. Недостаточная или избыточная двигательная активность.
5. Неблагоприятный психологический климат в семье и в коллективе.
6. Отсутствие гигиенических привычек, наличие вредных привычек.
Рис. 38.2. Система управления состоянием здоровья детских и подростковых коллективов
Определение комплекса благоприятных и неблагоприятных факторов, которые влияют на здоровье учеников, дает основание разработать, научно обосновать и внедрть систему (концепцию) управления состоянием здоровья детей и подростков.
В современной системе управления состоянием здоровья детских и подростковых коллективов, которая схематично приведена на рис. 38.2, отдельно следует отметить 4 основных блока: 1 блок – получение статистической информации о состоянии здоровья детских и подростковых коллективов по данным проведения ежегодных медицинских осмотров; 2 блок – установление причинно-следственной связи между ведущими факторами, которые формируют здоровье; 3 блок – осуществление предупредительного и текущего санитарного надзора в детских и подростковых учреждениях на основании существующих гигиенических норм и правил; 4 блок — разработка комплекса профилактических мероприятий и их реализация путем целенаправленного влияния как на организм, так и на окружающую среду.
Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.
Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:
наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
уровень функционального состояния основных систем организма;
степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.
[1], [2], [3], [4]
Основные группы здоровья детей
В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:
1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.
Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.
Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.
Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.
Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:
особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
социального анамнеза);
физическое развитие;
нервно-психическое развитие;
уровень резистентности;
функциональное состояние организма;
аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.
Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.
Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).
Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.
Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
угроза выкидыша;
экстрагенитальные заболевания у матери;
о профессиональные вредности у родителей;
отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
хирургические вмешательства;
вирусные заболевания во время беременности;
посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
пособие в родах;
оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
оценка по шкале Апгар;
крик ребёнка;
диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
срок вакцинации БЦЖ;
время отпадения пуповины;
состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
состояние матери при выписке из родильного дома.
Поздний неонатальный период:
родовая травма;
асфиксия;
недоношенность;
гемолитическая болезнь новорождённого;
острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
поздний перевод на искусственное вскармливание;
пограничные состояния и их длительность.
Постнатальный период:
повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
наличие анемии;
расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
наличие диатезов.
Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.
Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.
полнота семьи;
возраст родителей;
образование и профессия родителей;
психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
жилищно-бытовые условия;
материальная обеспеченность семьи;
санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.
Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.
В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.