Меню

Радость эмоция для здоровья детей

Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений.

Татьяна Симонова
Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений.

… Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется…

Эмоции являются первым проявлением психики человека, основой его психосоматического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Способность понимать эмоции другого человека является чрезвычайно важной для процесса общения. Неправильно понятая эмоция приводит к неадекватной реакции, что усложняет коммуникацию и ведет к внешним конфликтам. Неосознаваемость собственных чувств порождает внутренние конфликты, повышает уровень тревожности, ведет к ненормативному использованию психологических защит. Взрослые же, вместо того чтобы развивать у детей способность к пониманию своих и чужих эмоций и научить способам адекватного выражения чувств, зачастую неосознанно наоборот, подавляют детские эмоции. Ежедневная депривация эмоций ребенка становится нормой. Под запретом оказываются практически все эмоции:

«Сейчас же прекрати плакать!» — подавление эмоции обиды,

«Нельзя злиться на маму!»эмоции гнева,

«Ешь что дают!»эмоции отвращения,

«Отвяжись со своими вопросами!»эмоции интереса,

«Не смейся так громко!»эмоции радости.

Так ребенок лишается права проявлять свои эмоции. Культивируется только чувство вины («Вот посиди и подумай. Тебе должно быть стыдно!») Огромная энергия подавляемых эмоций никуда не девается, а находит выход в психосоматических заболеваниях, неврозах. В детском саду и семье больше обращают внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о тесной связи эмоций и разума, об их взаимообусловленности. В такой обедненной эмоциональной среде ребенку очень трудно научиться понимать чувства окружающих его людей и свои собственные.

А ведь это непременное и очевидное условие успешности человека в сфере межличностных отношений. В связи с этим проблема эмоционального развития детей представляется мне очень актуальной.

Я хочу предложить вашему вниманию свой проект «Такая разная радость». Радость – одна из самых естественных детских эмоций, но, как уже говорилось выше, она может подавляться так же, как и все остальные. Детские страхи, гнев (агрессия, тревожность все же попадают во внимание детских психологов и педагогов, с ними работают. А вот детская радость остается без внимания.

Мы в детском саду часто беседуем с детьми о переживаемых ими эмоциях. Однажды в ходе такой беседы и родилась идея проекта «Такая разная радость». Как-то в понедельник дети делились впечатлениями о том, как они провели выходные. Одна девочка рассказала, что она ходила в гости к крестной, у которой живет маленькая собачка. Когда девочка вошла в дом, собачка радостно бросилась ей навстречу, запрыгнула на руки. «Я так обрадовалась собаке, но у меня из глаз почему-то потекли слезы» (Лиза, 5 лет). На вопрос, почему же у Лизы потекли слезы, если она обрадовалась, никто не мог ответить. Были версии, что собака укусила девочку или испачкала ее. Но причина была в чем-то другом… И мы стали искать причину.

Основной целью проекта стало знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений. Для этого необходимо было сформировать у детей представление о том, что радость бывает разная и не всегда это чувство однозначно. Важным также представлялось развитие умения различать проявления эмоции радости по мимике, пантомимике, интонации. Кроме этого, необходимо было побудить детей к осознанию собственной радости и адекватным способам ее выражения. И конечно же – стимулировать переживание положительных эмоций и желание СОрадоваться.

Родителей также предполагалось вовлечь в проект, повысить их активность и интерес к общению с собственными детьми на тему переживаемых эмоций и чувств, совместному прочтению и обсуждению литературных произведений, просмотру мультфильмов и детских телепередач в рамках тематики проекта.

Чтобы оценить эффективность работы, предварительно была проведена диагностика. Детям предлагалось определить эмоции по фотографиям. По результатам диагностики, эмоцию радости в ее «классическом» проявлении, определяют практически все дети. А идентификация такой эмоции как «злорадство», вызывает значительные затруднения. 50% детей считывают ее как «гнев», 38 % — как «радость», остальные либо затрудняются, либо предлагают прочие варианты. Установлено, что наибольшую информативность при идентификации эмоций по мимике имеет верхняя половина лица, в особенности, область глаз и бровей. В данном случае верхняя часть лица как раз имеет мимические проявления гнева. Поэтому половина детей назвали мальчика с фотографии «злым». Менее информативна нижняя часть лица. «Мальчик радостный, ведь он улыбается» — ответили 38 % детей. Слезы счастья интерпретировались детьми как горевание. Таким образом, можно сделать вывод, что определение различных оттенков и проявлений эмоции радости вызывает у детей старшего дошкольного возраста значительные затруднения.

Реализация проекта происходила в различных видах детской деятельности.

В игровой деятельности были использованы:

• театрализованные игры (психогимнастические этюды на выражение эмоции радости по М. И. Чистяковой – «Вкусные конфеты», «Золотые капельки», «Колыбельная медвежонку», «Ласковый котенок» и др.)

• психологические игры на развитие эмпатии,положительного отношения к себе и другим: «Подари свет души своей» (авт., «Капелька доброты» (авт., «Волшебники», «Большое доброе существо», «Звезда дружбы» и др.

• телесно-ориентированные техники на снятие мышечных зажимов (игры «Тортик», «Дружеский массаж» и др.)

• релаксация (с фиксацией на дыхании, без фиксации на дыхании, с «5Dэффектом»)

• дидактические игры на закрепление знаний о мимических проявлениях эмоции радости («Лицемер», «Эмоциональное лото», «Экран настроений»)

Коммуникативная деятельность детей в рамках проекта включала в себя свободное общение на тему «Радость», обмен впечатлениями, мнениями, коммуникативные игры на стимуляцию положительных эмоций, развитие эмпатии, навыков взаимодействия – «Поводыри», «Сиамские близнецы», «Охота на тигра» и др. Содержание рисунков, техника исполнения, стилистика выбирались самим ребенком. Была организована выставка детских работ «Радостный вернисаж».

Музыкально-двигательная деятельность, также как и рисование, является арт-терапевтическим приемом. Дети слушали веселую музыку, исполняли танцы-импровизации, устраивали «Веселую детскотеку».

Родителям было рекомендован к совместному прочтению с детьми ряд веселых произведений детской литературы. Например, стихи Ю. Мориц, стихи Б. Заходера, К. Чуковский «Радость», «Путаница» и др. стихи, В. Сутеев «Веселые истории в картинках», сказки и рассказы для детей, В. Бондаенко «Три веселых зайца» и др.

Читайте также:  По данным всемирной организации охраны здоровья

В ходе реализации проекта была активно задействована и познавательная деятельность детей.

Дети рассматривали фотографии на тему «Радость», обсуждали их, обменивались мнениями, спорили. Составляли пиктограммы различных проявлений эмоции радости. Обсуждали персонажей детских книг, мультфильмов, детских телепередач, для которых характерны те или иные проявления эмоции радости.

Итоговым продуктом проекта стал коллаж «Стена Радости», созданный детьми. Как известно, создание коллажей является арт-терапевтической техникой, с помощью которой можно осознать свои чувства, пересмотреть свое видение ситуации, найти ответы на свои вопросы, увидеть решение проблемы. Мы создавали коллаж «Стена Радости» для того,чтобы:

Выразить свою радость (осознание своих чувств, адекватные способы выражения эмоций)

Порадоваться задругих (эмпатия, умение сорадоваться)

Поделиться мыслями, рассказать о том, что узнали в ходе проекта (познавательный компонент)

«Зарядиться» хорошим настроением (стимуляция положительных эмоций)

Стену Радости мы расположили на видном месте, где ее хорошо могли рассмотреть и дети, и родители, и все сотрудники детского сада, заходящие в эту группу. В течение всего времени проекта любой желающий мог дополнить Стену Радости рисунками, надписями, аппликацией и т. д., главное, чтобы это соответствовало теме «Радость». Стена Радости стала интерактивной. Фотографии и рисунки с веселыми лицами людей разных возрастов невольно вызывали улыбку у каждого, кто входил в группу.

Также в ходе проекта дети узнали, что радость бывает разная, что она может смешиваться с другими эмоциями, что причин для радости очень много и у каждого они свои.

Дети научились различать многообразие проявлений эмоции радости по мимике и пантомимике. По результатам диагностики, 80% детей правильно определяли по мимике различные проявления эмоции радости.

В речь детей вошли новые слова и выражения. К примеру, все дети запомнили словосочетание «злая радость», которое мы использовали в обсуждениях, а некоторые дети запомнили и стали использовать в речи слово «злорадство». Для многих открытием стало, что страх может приносить радость. И, наконец, мы ответили на вопрос «Почему же у Лизы текли слезы из глаз, когда она обрадовалась собаке?» В ходе обсуждений различных ситуаций, размышлений, споров, наблюдений, рассматривания фотографий дети сами пришли к выводу, что, «когда радость очень-очень-преочень сильная, то человек может даже плакать. Плакать от радости».

Педагог-психолог МБДОУ «Д/с № 9» г. Сосновый Бор Ленинградской обл.

Симонова Татьяна Ивановна

«Игрушка — такая вредная и такая полезная». Консультация для родителей Игрушка — такая вредная и такая полезная. Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Такая разная осень» Цель: обобщение представлений детей о времени года осени через различные виды художественно-эстетической и музыкальной деятельности. Задачи:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Развитие речи» «Такая разная посуда» Задачи: • Формировать представление детей о посуде, её назначении; • Обогащать словарь по теме. (чашка, блюдце, чайник, кастрюля, ложка,.

Конспект открытого занятия с Использованием ИКТ в Подготовительной группе «Такая разная музыка» Программное содержание. Учить определять характер и форму музыкальных произведений. Расширять знания детей о различных народах. Обогатить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Такая разная кошка» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Такая разная кошка» Цели занятия: • Учить передавать образ кошек, используя разные.

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных методов «Такая разная осень» Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных методов Тема: «Такая разная осень» Задачи: 1. Развивать самостоятельность,.

Мини-музей «Такая разная посуда» Многие с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, – сказала мне.

Новый год всем нам радость принесёт! Фотоотчёт об украшении фасада детского сада к Новому году! Много праздников есть разных, Но любимый – Новый год! Говорят, он очень важный, Кто как встретит – так живёт! В этом году наш педагогический.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста «Такая разная вода» (план-конспект НОД) План – конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Такая разная вода» д/с «Ромашка» Арсентьевский.

Выставка рисунков детей второй младшей группы «Такая разная осень» Над бумажным над листом машет кисточка хвостом. И не просто машет,а бумагу мажет. Красит в разные цвета. Ах,какая красота. 1.»ЕЖ»-Развиваем.

Источник

Из опыта работы: «Влияние положительных эмоций на здоровье ребёнка»
материал (1 класс)

Ребенок – это живой человек.

Это вовсе не орнамент нашей жизни,

это отдельная полнокровная и богатая жизнь.

По силе эмоций, по тревожности

и глубине впечатлений, по чистоте

и красоте волевых напряжений детская

жизнь несравненно богаче

жизни взрослых. (А.С. Макаренко)

Скачать:

Вложение Размер
Влияние положительных эмоций на здоровье детей 25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние положительных эмоций на здоровье ребенка.

Из опыта работы.

Ребенок – это живой человек.

Это вовсе не орнамент нашей жизни,

это отдельная полнокровная и богатая жизнь.

По силе эмоций, по тревожности

и глубине впечатлений, по чистоте

и красоте волевых напряжений детская

жизнь несравненно богаче

жизни взрослых. (А.С. Макаренко)

Моя работа с воспитанниками строится на формирование навыков здорового образа жизни и обучения через здоровье-сберегающие технологии. Мало знать правила, нужно жить по ним. Моя деятельность направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными и в программе нашей школы.

Основа здоровья ребёнка – хорошая нервная система. И первейшая наша обязанность укреплять и беречь ее. Главные нарушители нервной системы – отрицательные эмоции, которые являются основной причиной всех болезней. Мы часто не замечаем сколько раз в сутки ненароком или вполне намеренно травмируем ребенка нашим негативным отношением. Наш организм нарушает не гнев или злость, а именно печаль, угнетенное состояние духа. Ребенок сможет заболеть просто лишь от нашего крика. И лечение любой болезни надо начинать с восстановления его душевного равновесия. Конечно, гнев и злость приносят многочисленные «сюрпризы» тем, кто допускает их появление в своем внутреннем мире.

Одна из задач — это создание комфортных условий, для воспитания детей, что бы образовательно – воспитательная деятельность способствовала формированию в каждом ребенке положительных эмоций, благотворно влияющих на здоровье.

Наша школа – интернат не совсем обычная: в ней дети не только учатся, но и живут. Дети не могут, как в обычной школе, после уроков пойти домой и выплеснуть свои эмоции, рассказав родителям о прошедшем дне с его радостями и тревогам. Здесь воспитываются разные дети: дети имеющие родителей и дети сироты.

У меня в группе 1 и 4 класс: дети четвертого класса самостоятельные могут выполнить любое поручение по их возрасту, учатся хорошо, более успешны. И настроение у них хорошее чаще улыбаются, сами шутят и понимают шутки. Воспитанники первого класса отличаются от четвертого. Поэтому моя задача на данном этапе создать комфортные условия для их проживания, чтобы уроки и внеклассная деятельность рождали положительные эмоции, благотворно влияющие на здоровье.

Как этого добиться? С чего и кого начать? Естественно, с себя. Атмосферу, которую я создаю, влияет на моих воспитанников, поэтому в первую очередь нужно следить за своим эмоциональным состоянием, настроением, словами и даже мыслями. Я должна помнить , что любой мой срыв может оказать негативное влияние на их психическое и физическое здоровье.

Дети с ОВЗ, они проходят адаптацию. Все разные, у таких детей нарушена психика, они обидчивые, угрюмые. Маша боится, лишний раз ответить на вопрос, ей проще сказать: «Я не знаю»- девочка зажата. Любит ходить на кружок рисования и когда приносит свои рисунки, я стараюсь ее выслушать, похвалить, у ребенка радость от того, что у нее получилось.

Один из способов формирования у детей положительных эмоций, забота о том, чтобы у ребенка появились определенные успехи.

Оля пришла не знала букв, а сейчас читает почти словами, сколько слез и труда она приложила к своему успеху, вот из таких маленьких побед и складывается эмоциональный настрой. Второй способ устная похвала, публичное признание положительных изменений. Кажется это мелочь, но для нее очень важно — её похвалили, поставили в пример. После проведения такой работы дети расцветают, у детей вырастают крылья, возникает стремление к учёбе, к самостоятельным занятиям.

Проводя час общения по темам: «Наше настроение», «Эмоции в нашей жизни», «Это – школа, это я, это вся моя семья», практикумы «Правила поведения в столовой», главное правильно выбрать направления показать минусы и плюсы в игровой форме, не унижая ребенка, а стараясь помочь справиться с определенной проблемой. Самооценка повышается и эмоциональный настрой тоже. Ребенок становится радостным и общительным. Кому не хочется иметь хорошее настроение, как день начнется. так он и пройдет поэтому с утра проводим практикум «На зарядку становись!», заплетая девочек утром, стараюсь сделать комплемент по поводу внешнего вида, даже в таком возрасте это важно. Если, ребенок в хорошем настроении, он добрее, отзывчивее и красивее. Любое дело у него спорится, куда-то уходят заботы и тревоги. Ему кажется, что в жизни нет ничего невозможного. Изменяется выражение его лица, в глазах появляется особая теплота, приятнее звучит голос, движения приобретают легкость, плавность. К такому ребенку невольно тянутся и взрослые и дети. Для меня очень важна атмосфера в группе. Мои воспитанники, как и взрослые, могут отличаться повышенной тревожностью, эмоциональностью и впечатлительностью, что в дальнейшем они переносят на жизнь внутри группы. Все кругом становится скучным, неприятным, безысходным.

От чего же зависит хорошее настроение?

Все меняется, если у ребенка плохое настроение. У Ромы полностью отсутствовали культурно – гигиенические навыки, он не только не мог, но и не хотел: заправлять кровать, умываться, чистить зубы, он начинал кричать, что он не может, плакал, просто ложился в кровать…

Складывается впечатление, что влияет некая отрицательная энергия, которая вызывает тревогу, напряженность, раздражение. Вспоминаются какие-то досадные мелочи, обиды, работоспособность резко падает, пропадает интерес ко всему.

Через месяц пребывания ребенка в школе. Мы с Ромой постепенно научились решать проблемы. Научились заправлять кровать, завязывать шнурки — это мелочь, а для ребенка — это радость, он гордиться этим, это его достижения. Пусть оно маленькое, но это пример того, что он справится и с более сложными задачами. А мы ему поможем. И теперь поведения ребенка изменилось. Если он не понимает как. выполнить мое задание, он уточняет и я для него могу еще раз сказать, показать. И когда я слышу ответ.. хорошо! У меня повышается настроения, а у ребенка нет слез, нервозности. В воспитательной работе основная моя задача — создании доброжелательного настроя в детском коллективе, где каждый готов помочь , я стараюсь наладить атмосферу уважения, доверия и радости.

К новому году мы украшали спальни, игровую. Вырезали снежинки, делали поделки. Дети радуются от того, что доставляют радость другим людям. При этом любую поделку стараются выполнить красиво, со вкусом, эстетично. А как загораются глаза детей, когда они видят свои работы на выставке рисунков!

В ходе совместной деятельности каждый ребенок мог проявить себя, раскрыть свою индивидуальность, получить заряд бодрости и массу положительных эмоций.

Те положительные эмоции, которые ребенок получает от работы, влияют на его здоровье в психологическом плане. Такие дети ,более контактны, не агрессивны, меньше нервничают, чаще улыбаются. У них всегда хорошее настроение.

Очень много положительных эмоций у детей от общения с искусством. Занятие в музыкальном кружке, рисование, занятия в кружке «шьем сами», изготовление красивых поделок, поднимают настроение, влияют на здоровье детей. Хорошее настроение можно произвольно создавать, способность быть в хорошем настроении можно и нужно тренировать.

Как же добиться того, чтобы хорошее настроение преобладало у детей? Надулся, рассердился, заплакал — такие эмоциональные вспышки возникают легко, у Коли. Самые неподдельные переживания могут возникать из-за пустяков: заплакал из-за разорванной открытки, сломанного цветка, или плохо склеился самолет, над которым он вчера трудился. Как радости, так и горести детской души безмерны. Способы формирования у детей положительных эмоций признанием и поощрением ребенка, выражение доверия, например, поручения какого-нибудь ответственного дела, предоставление определенных свобод или удержание его от опасных поступков.

Все прекрасно для ребенка, когда играет в новую игрушку, и все горе, когда кто то обидел. И переживания эти самые глубокие, самые настоящие, во всю силу детских эмоций. Ребенок может расстроиться из за невнимания сверстников. Очень часто девочки жалуются: «Света всегда гуляет со мной, а как только увидит Кристину, так я не подружка, она шепчется с ней, все секреты ей рассказывает». Нам это трудно понять, а ребенок расстраивается, на целый день испорчено настроение, какие уж тут уроки!». « Настя меня не дождалась, ушла с Олей» – жалуется Маша — объясняет мне, почему она такая хмурая. Все эти мелкие обиды и ссоры, которые проходят, не оставляя глубокого следа.

Другое дело — затянувшийся конфликт с учителем, воспитателем… и еще хуже друзьями в группе. В конце концов, я обычно выясняю причины, связанные с агрессией ученика, и стараюсь наладить отношения.

Ссоры или даже вражда у ребят могут быть довольно затянувшимися, и сильно влиять на душевное равновесие, выбивать из колеи, что, конечно сказывается на микроклимате в группе.

Чтобы нормально расти, развиваться, учиться детям нужно радостное ощущение жизни, чувство своей силы, возможность, что-то сделать, достичь, добиться. Собственное бессилие, унижение, постоянная насмешка, издевка, угнетают, подавляют, приводят к нервному срыву.

Дискомфортное состояние, в которое вводит себя Коля, заканчивается нервным расстройством. Ребенок легко возбуждается , он не может уснуть и вечером, и на тихом часе, проявляется агрессивное поведении, нарушается концентрация внимания, работоспособность падает. Нервозность, плохая сопротивляемость психическим перенапряжениям у детей связаны с их относительно небольшим опытом общения с людьми, с неумением правильно держать себя, отсутствием способности создавать защитную стену. Что бы помочь ребенку, нужно разобрать ситуацию, или просто прижать к себе, дать выговориться и разделить с ним его проблему.

Бесконфликтного детства не бывает, так как рост ребенка включает в себя конфликты. Пройти их, повзрослеть без слез, без тревог, без переживаний невозможно. Вот поэтому, чтобы наши дети были в хорошем настроении, нужна помощь взрослого, надежная и верная рука старшего. Особенно ребенку необходима любовь. Рома очень часто спрашивает: «Вы меня любите?», и обнимает. Чувствовать себя никем, не любимым , никому не нужным , отвергнутым – очень тяжело и страшно. От этого и рождается грубость, жестокость, злость . Есть дети , которые , сделав другому больно получают удовольствие . Вот тут –то и возникает вопрос : надо с детьми быть добрым или строгим ? Или в меру добрым и строгим ? А ведь порой у нас золотой середины нет. Иногда любой шаг ребенка сопровождается упреками , замечаниями , назиданиями . Ситуации бывают разные и все мы люди. Нельзя, что бы конфликты между взрослыми, происходили в присутствии детей.

Конфликты между взрослыми негативно сказываются на психике детей. Таким образом , что бы наши дети, был в хорошем настроении , прежде всего хорошее настроение должно быть у воспитателей..

Правильно понимать ситуацию в которой оказался ребенок , не завышать его самооценку, а быть другом, выслушивать его, жить его жизнью, замечать изменения в его настроении, тревогу, настороженность и боль это главная задача воспитателя.

Психологическое развитие ребенка , его моральные принципы , образцы поведения закладываются еще в семье . Поэтому дети к нам приходят разные и я как воспитатель должна понять, научить и дать любовь каждому ребенку, на нас возложена ответственность за воспитание ребенка. Период детства – самое подходящее время для приобретения полезных привычек и положительных черт характера , так необходимых в дальнейшей жизни . По настоящему счастлив тот ребенок , который окружен заботой и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами . Ребенок чувствует себя защищенным, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающие от дурных поступков Благодаря чему ребенок может быть счастлив? В первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет . Поэтому любому человеку , особенно маленькому, нужно чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы он был оцененный другими, чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности, и тогда он научится уважать себя и будет успешен не только в школе, но и в жизни

Понятно, что психоэмоциональное состояние человека связано не только с умением управлять собственными эмоциями, но и с правильностью выбора стратегической жизненной позиции. Можно сказать, что подлинное здоровье – это состояние полного благополучия. Поэтому вся жизнедеятельность ребенка в нашей школе направлена на сохранение и укрепление эмоционального и физического здоровья.

Основой являются ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия, партнерская совместная деятельность воспитателя и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в школе- интернате является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Известно, что хорошее здоровье, приобретенное в периоды детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свое значение в последующие годы жизни.

А накапливая в себе добро, мы становимся магнитом добра:

• Улыбка встречному, а не камень за пазухой

Источник

Adblock
detector