Меню

Работы с лицами имеющими ограниченные возможности здоровья

Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.

Таня Костюченко
Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.

Мы отмечаем, что в последнее время в логопедических группах увеличивается количество детей, имеющих не только нарушения речи, но и различные неврологические отклонения, психические расстройства, задержку психического развития (ЗПР). Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Такие дети с раннего возраста нуждаются в особом подходе и методах воспитания. Но, как правило, семья, которая растит такого ребенка, сама нуждается в поддержке специалистов. Родителям бывает нелегко устанавливать контакт со своим ребенком, понять его, так как развитие детей с отклонениями происходит немного по иному пути, чем у обычных детей. Таким образом стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей в коррекционно- педагогической работе с детьми и их родителями.

Практика работы с такими детьми показывает, что развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального обучения в должной степени не формируются [1]. Для решения проблемы правильного формирования эмоциональной сферы ребенка эффективной формой является коррекционно-развивающие занятия. Учитывая это, мы, изучив литературу по этому вопросу, стали проводить цикл игровых сеансов для детей с задержкой психического развития, направленных на развитие речи, эмоционально-волевых качеств и повышения уровня социальной адаптации, созданных на основе технологии авторами Ротарь Н. В., Карцевой Т. В., 2010 г. [1]. Т. к. предлагаемые авторами конспекты игр-сеансов по коррекции эмоционально-волевой сферы совпадали с нашим тематическим планированием лишь на I разделе, поэтому со П полугодия мы, видя положительные результаты этой методики, стали разрабатывать игровые сеансы, соответствующие нашим тематическим неделям, учитывая индивидуальные особенности детей.

Цель сеансов: развитие эмоциональной сферы ребенка игровыми средствами.

— развивать способность понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;

— корректировать психоэмоциональное состояние;

— способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;

— формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность;

— развивать творческое воображение и фантазию.

— реальных учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития; потребностей данного возраста;

— опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;

— обеспечение необходимого уровня сформированного психических и социальных качеств ребенка.

Содержание сеансов отвечает тенденциям современного образования,таким как:

— признание самоценности дошкольного периода;

— сохранение и развитие психофизического здоровья дошкольников;

— гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса.

Структура игрового сеанса:

I. Подготовительная часть — упражнения, ритуалы приветствия и игры на сплочение.

II. Основная часть — упражнения на сознание, передачу разных эмоциональных состояний с использованием различных средств (игротерапия, динамические паузы, элементы арттерапии, психогимнастика, этюды, релаксационные техники, которые обычно сопровождаются расслабляющей музыкой; рисованием,.

III. Заключительная часть — продукт деятельности по теме занятия, упражнения на расслабление, ритуал прощания.

Психотерапевтический эффект сеансов предполагает развитие (воспитание) интереса детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности, психологический комфорт и позитивные чувства.

Развивающий эффект сеансов предполагает развитие творческого потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их; развитие психических процессов у детей.

Воспитательный эффект сеансов предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира, формирование эмоционально-волевых качеств, социального поведения.

Обязательными условиямипроведения сеансов являются:

использование игровых методов;

смена видов деятельности;

положительная оценка личных достижений каждого ребенка.

Практика показала, что к, концу учебного года дети научились понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека, стали устанавливаться партнерские отношения друг с другом через игровую деятельность.

Опыт работы показывает, что для наиболее успешной деятельности по коррекции поведения и психического развития проблемных детей их успешной адаптации, необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку родителям и включать их в коррекционный педагогический процесс. Учитывая запросы родителей и назревшие проблемы, в нашей группе был создан родительский клуб «Озорные звуки».

Цель клуба: создание целостной системы действий всех участников педагогического процесса по оптимизации речевого развития детей, в которой путем личностно-ориентированного подхода, который не только бы сохранял здоровье ребёнка, но и «приумножал» его, через раскрытие внутреннего потенциала семьи будут созданы условия для более качественной реабилитации дошкольника с речевыми нарушениями.

Во время проведения мероприятий клуба родители имеют возможность получить необходимую информацию по речевому развитию своего ребенка, обсудить возникшие трудности формирования речи дошкольника и личности в целом, пообщаться друг с другом, высказаться, получить помощь.

— повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов с воспитателями и специалистами ДОУ;

— создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;

Читайте также:  Для чего нужно заниматься здоровьем

— привлекать родителей к использованию здоровье сберегающих технологий, которые влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовку дошкольника к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье;

— формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;

— внедрять в практику нетрадиционные формы работы с родителями;

— переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Программа деятельности клуба разработана по трем направлениям:

1. Обучение родителей.

2. Консультирование родителей.

3. Организация и проведение утренников и праздников.

В соответствии с поставленной целью и задачами разрабатываются темы работы клуба. Например: «Сказка о веселом язычке», «Раз-два — три — четыре — пять — Вышли пальчики играть», «Играем — фонематический слух развиваем», «Путешествие в страну красивой речи». Занятия в клубе способствуют своевременному устранению речевых нарушений и предупреждению их отрицательного влияния на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.

В конце года мы убедились, что работаданного клуба была необходима: у родителей повысился уровень педагогической культуры (компетентности). Родители стали уделять пристальное внимание речевой активности ребенка в повседневной жизни, стали активными участниками в совместимых с родителями мероприятиях в группе и в ДОУ, что соответствует созданию благоприятного климата в семье и в коллективе.

В этом учебном году мы планируем про-должать работу родительского клуба, где все наши встречи будут связаны с подготовкой к школе.

Библиографический список

1. Ротаръ Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития / Ротарь Н. В., Карцева Т. В. Волгоград, 2010

Работа логопеда с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А если игра является для ребёнка.

«Работа в группах компенсирующей направленности с детьми с ОНР» (из опыта работы) Я работаю в 2 группах компенсирующей направленности с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. А отставание речевого развития нередко.

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: пересказ хакасской народной сказки «Ленивый мальчик и синичка» Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством пересказа.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Внутренний мир ребенка с ограниченными.

Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях логопункта в ДОУ Учитель-логопед Артеменко Ю. А., МАДОУ «ЦРР-детский сад №40 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА В ДОУ. Дети.

Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях общеобразовательного класса (консультация для педагогов) Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Екатерина Ивановна Исрафилова Воспитатель группы компенсирующего вида (ТНР, ОНР) ГБДОУ № 15 Московского района г. Санкт-Петербурга «ПРИМЕНЕНИЕ.

Примерное планирование индивидуальной работы (область «Музыка») с детьми группы компенсирующей направленности Для детей старшей группы мною был разработан примерный индивидуальный план на 20015-2016 учебный год. По результатам диагностики педагогом.

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР Уважаемые родители, ваши дети посещают группу компенсирующей направленности. Воспитание и обучение в этой группе рассчитано на два года.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Источник

Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы
статья (1 класс)

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможностей.

Скачать:

Вложение Размер
iz_opyta_raboty_s_detmi_ovz.doc 96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми,

имеющие ограниченные возможности здоровья

Из опыта работы

В Ф едеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ и детей инвалидов предусматривает создания для них специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования.

В классе, в котором я работаю, обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможностей.

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ

1.Основные группы условий

  • Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
  • Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.
  • Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
  • Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
  • Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.

2.Психолого-педагогические условия при работе с детьми с ОВЗ

  • Индивидуальный подход.
  • Поддержка стабильности эмоциональной сферы.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса исхожу из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, быть доступным. И на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Поэтому главным приоритетом в работе детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья ребенка.

Приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья ребенка.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Наряду с традиционными технологиями обучения, позволяющие обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулировать развитие речи учащихся и основанные на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающегося, использую элементы развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. В своей работе использую следующие методические приемы:

  • последовательное выполнение заданий;
  • повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • поэтапное разъяснение заданий;
  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • использование упражнений с минимальным заполнением, с пропущенными словами, предложениями;
  • смена видов деятельности;
  • использование печатных материалов иллюстрациями.

В работе с детьми применяю такие подходы:

  • обогащение знаниями об окружающем мире;
  • проведение подготовительных занятий;
  • активизация познавательной деятельности;
  • коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  • проявление педагогического такта.

Индивидуальное оценивание ответов обучающихся с ОВЗ

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности . Для этого применяю индивидуальное оценивание ответов обучающихся:

  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • ежедневная оценка;
  • разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • оценка переделанных работ.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В ходе коррекционной работы использую педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Очень важно выработать у ребенка заинтересованность, положительное отношение к учебной деятельности. Для этого использую:

  • дидактический материал;
  • игровую деятельность;
  • совместную деятельность «учитель-ученик» при выполнении задания;
  • словесную инструкцию в поэтапном виде и речь, как фактор, организующий учебную деятельность

Повторение — основа учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ

Прочные знания — это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет. Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Повторение провожу непрерывно, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение,

организация коррекционной работы

В нашем образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья организовано психолого-педагогическое сопровождение, о сновная задача которого:

  • создание системы непрерывного, комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ОВЗ.

Профессиональная взаимосвязь специалистов МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, учителя начальных классов, медицинского работника) в работе можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано. Важным условием успешной коррекционной работы считаю непрерывность педагогического воздействия.

В своей работе используем следующие формы:

  • проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями:
  • тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
  • проведение малых педагогических советов, административных советов;
  • ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
  • посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зренияздоровьесбережения;
  • разработка методических рекомендаций учителю;
  • анкетирование учащихся, диагностика;
  • обследование школьников по запросу родителей

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, педагога- психолога, учителя-логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Технологии компенсирующего обучения

В работе с детьми ОВЗ необходимо учитывать особенности организации нервной системы таких детей. Поэтому, использую компенсирующие элементы реабилитационного пространства:

  • любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
  • понимание детских трудностей и проблем;
  • принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие;
  • обучение элементам саморегуляции («учись учиться», «учись владеть собой»),

а также виды педагогической поддержки в усвоении знаний :

  • обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
  • урок как система реабилитации, в результате которой обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
  • адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
  • использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Дневник динамического развития

В своей работе использую дневник д инамического развития, в котором прослеживается развитие ребенка по каждому предмету.

  • ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях;
  • развитие мотивации учебной деятельности
  • развитие внимания и памяти , навыков самоконтроля
  • повышение работоспособности и самостоятельности

В дневнике указываю используемые методы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения. Дневник позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогом-психологом, учителем-логопедом.

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблема социализации детей с ОВЗ является актуальной. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, их будущее напрямую зависит от умения трудиться, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.

Социализация ребёнка в нашем образовательном учреждении осуществляется в процессе различных видов деятельности, с использованием различных форм и технологий, например:

  • сетевое взаимодействие — взаимодействие учебной деятельности со сферой дополнительного образования детей с использованием ресурсов организаций науки, культуры, спорта.

В рамках сетевого взаимодействия я, совместно с педагогическим коллективом, сотрудничаю :

МБУЗ «Городская поликлиника № 22»

Обследование обучающихся с целью профилактики заболеваний

МНТК «Микрохирургия глаза»

Сибирский Центр Профилактики и Лечение Близорукости ГЛАЗКА

АНО «Клиника НИИТО»

Проведение интеллектуальных игр, конкурсов, выставок, мастер-классов.

ДДТ им. А.И. Ефремова

Проведение концертов, спектаклей, выставок, мастер-классов, конкурсов рисунков и поделок ( «Святая пасха», рисунок на асфальте)

Детская школа искусств №11

Проведение выставок, концертов.

МБУ Городской центр по профилактике социального сиротства «Солнечный круг»

Участие в благотворительных акциях.

МУП Новосибирский зоопарк им. Р.А.Шило

Участие в экологическом конкурсе « Дворец для скворца»

Представители силовых структур (МЧС, пожарной охраны, полиции)

Проведение классных часов по направлениям «Правовое воспитание», «Патриотическое воспитание», «Безопасность жизнедеятельности».

Всероссийский Союз Ветеранов Афганистана

Участие в благотворительных акциях, концертах ко Дню матери и Дню Победы.

В МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» для детей с ОВЗ создана адаптивная образовательная среда и образовательный процесс осуществляется в соответствии с идеями гуманитарно-культурологического, личностно-деятельстного, диалогического и рефлексивного подходов, идеями творчества, открытости образовательной среды, приоритета положительной обратной связи, интегративности образовательного процесса.

Задачи педагогического сопровождения

В процессе работы я выделила задачи педагогического сопровождения детей, имеющих ОВЗ:

  • выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка, для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Источник

Adblock
detector