Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.
Таня Костюченко
Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.
Мы отмечаем, что в последнее время в логопедических группах увеличивается количество детей, имеющих не только нарушения речи, но и различные неврологические отклонения, психические расстройства, задержку психического развития (ЗПР). Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Такие дети с раннего возраста нуждаются в особом подходе и методах воспитания. Но, как правило, семья, которая растит такого ребенка, сама нуждается в поддержке специалистов. Родителям бывает нелегко устанавливать контакт со своим ребенком, понять его, так как развитие детей с отклонениями происходит немного по иному пути, чем у обычных детей. Таким образом стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей в коррекционно- педагогической работе с детьми и их родителями.
Практика работы с такими детьми показывает, что развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального обучения в должной степени не формируются [1]. Для решения проблемы правильного формирования эмоциональной сферы ребенка эффективной формой является коррекционно-развивающие занятия. Учитывая это, мы, изучив литературу по этому вопросу, стали проводить цикл игровых сеансов для детей с задержкой психического развития, направленных на развитие речи, эмоционально-волевых качеств и повышения уровня социальной адаптации, созданных на основе технологии авторами Ротарь Н. В., Карцевой Т. В., 2010 г. [1]. Т. к. предлагаемые авторами конспекты игр-сеансов по коррекции эмоционально-волевой сферы совпадали с нашим тематическим планированием лишь на I разделе, поэтому со П полугодия мы, видя положительные результаты этой методики, стали разрабатывать игровые сеансы, соответствующие нашим тематическим неделям, учитывая индивидуальные особенности детей.
Цель сеансов: развитие эмоциональной сферы ребенка игровыми средствами.
— развивать способность понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;
— корректировать психоэмоциональное состояние;
— способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;
— формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность;
— развивать творческое воображение и фантазию.
— реальных учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития; потребностей данного возраста;
— опора на игровую деятельность — ведущую для этого периода развития;
— обеспечение необходимого уровня сформированного психических и социальных качеств ребенка.
Содержание сеансов отвечает тенденциям современного образования,таким как:
— признание самоценности дошкольного периода;
— сохранение и развитие психофизического здоровья дошкольников;
— гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса.
Структура игрового сеанса:
I. Подготовительная часть — упражнения, ритуалы приветствия и игры на сплочение.
II. Основная часть — упражнения на сознание, передачу разных эмоциональных состояний с использованием различных средств (игротерапия, динамические паузы, элементы арттерапии, психогимнастика, этюды, релаксационные техники, которые обычно сопровождаются расслабляющей музыкой; рисованием,.
III. Заключительная часть — продукт деятельности по теме занятия, упражнения на расслабление, ритуал прощания.
Психотерапевтический эффект сеансов предполагает развитие (воспитание) интереса детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности, психологический комфорт и позитивные чувства.
Развивающий эффект сеансов предполагает развитие творческого потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их; развитие психических процессов у детей.
Воспитательный эффект сеансов предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира, формирование эмоционально-волевых качеств, социального поведения.
Обязательными условиямипроведения сеансов являются:
использование игровых методов;
смена видов деятельности;
положительная оценка личных достижений каждого ребенка.
Практика показала, что к, концу учебного года дети научились понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека, стали устанавливаться партнерские отношения друг с другом через игровую деятельность.
Опыт работы показывает, что для наиболее успешной деятельности по коррекции поведения и психического развития проблемных детей их успешной адаптации, необходимо оказывать психолого-педагогическую помощь и поддержку родителям и включать их в коррекционный педагогический процесс. Учитывая запросы родителей и назревшие проблемы, в нашей группе был создан родительский клуб «Озорные звуки».
Цель клуба: создание целостной системы действий всех участников педагогического процесса по оптимизации речевого развития детей, в которой путем личностно-ориентированного подхода, который не только бы сохранял здоровье ребёнка, но и «приумножал» его, через раскрытие внутреннего потенциала семьи будут созданы условия для более качественной реабилитации дошкольника с речевыми нарушениями.
Во время проведения мероприятий клуба родители имеют возможность получить необходимую информацию по речевому развитию своего ребенка, обсудить возникшие трудности формирования речи дошкольника и личности в целом, пообщаться друг с другом, высказаться, получить помощь.
— повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов с воспитателями и специалистами ДОУ;
— создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;
— привлекать родителей к использованию здоровье сберегающих технологий, которые влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовку дошкольника к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье;
— формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;
— внедрять в практику нетрадиционные формы работы с родителями;
— переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Программа деятельности клуба разработана по трем направлениям:
1. Обучение родителей.
2. Консультирование родителей.
3. Организация и проведение утренников и праздников.
В соответствии с поставленной целью и задачами разрабатываются темы работы клуба. Например: «Сказка о веселом язычке», «Раз-два — три — четыре — пять — Вышли пальчики играть», «Играем — фонематический слух развиваем», «Путешествие в страну красивой речи». Занятия в клубе способствуют своевременному устранению речевых нарушений и предупреждению их отрицательного влияния на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.
В конце года мы убедились, что работаданного клуба была необходима: у родителей повысился уровень педагогической культуры (компетентности). Родители стали уделять пристальное внимание речевой активности ребенка в повседневной жизни, стали активными участниками в совместимых с родителями мероприятиях в группе и в ДОУ, что соответствует созданию благоприятного климата в семье и в коллективе.
В этом учебном году мы планируем про-должать работу родительского клуба, где все наши встречи будут связаны с подготовкой к школе.
Библиографический список
1. Ротаръ Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития / Ротарь Н. В., Карцева Т. В. Волгоград, 2010
Работа логопеда с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А если игра является для ребёнка.
«Работа в группах компенсирующей направленности с детьми с ОНР» (из опыта работы) Я работаю в 2 группах компенсирующей направленности с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. А отставание речевого развития нередко.
Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: пересказ хакасской народной сказки «Ленивый мальчик и синичка» Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством пересказа.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Внутренний мир ребенка с ограниченными.
Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ в условиях логопункта в ДОУ Учитель-логопед Артеменко Ю. А., МАДОУ «ЦРР-детский сад №40 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА В ДОУ. Дети.
Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях общеобразовательного класса (консультация для педагогов) Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.
Применение современных образовательных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Екатерина Ивановна Исрафилова Воспитатель группы компенсирующего вида (ТНР, ОНР) ГБДОУ № 15 Московского района г. Санкт-Петербурга «ПРИМЕНЕНИЕ.
Примерное планирование индивидуальной работы (область «Музыка») с детьми группы компенсирующей направленности Для детей старшей группы мною был разработан примерный индивидуальный план на 20015-2016 учебный год. По результатам диагностики педагогом.
Рабочая программа учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР Уважаемые родители, ваши дети посещают группу компенсирующей направленности. Воспитание и обучение в этой группе рассчитано на два года.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.
Источник
Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы
статья (1 класс)
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_s_detmi_ovz.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с детьми,
имеющие ограниченные возможности здоровья
Из опыта работы
В Ф едеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ и детей инвалидов предусматривает создания для них специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования.
В классе, в котором я работаю, обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможностей.
Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ
1.Основные группы условий
- Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
- Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.
- Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
- Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
- Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.
2.Психолого-педагогические условия при работе с детьми с ОВЗ
- Индивидуальный подход.
- Поддержка стабильности эмоциональной сферы.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса исхожу из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, быть доступным. И на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Поэтому главным приоритетом в работе детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья ребенка.
Приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья ребенка.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Наряду с традиционными технологиями обучения, позволяющие обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулировать развитие речи учащихся и основанные на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающегося, использую элементы развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. В своей работе использую следующие методические приемы:
- последовательное выполнение заданий;
- повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
- поэтапное разъяснение заданий;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- использование упражнений с минимальным заполнением, с пропущенными словами, предложениями;
- смена видов деятельности;
- использование печатных материалов иллюстрациями.
В работе с детьми применяю такие подходы:
- обогащение знаниями об окружающем мире;
- проведение подготовительных занятий;
- активизация познавательной деятельности;
- коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
- проявление педагогического такта.
Индивидуальное оценивание ответов обучающихся с ОВЗ
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности . Для этого применяю индивидуальное оценивание ответов обучающихся:
- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- ежедневная оценка;
- разрешение переделать задание, с которым он не справился;
- оценка переделанных работ.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В ходе коррекционной работы использую педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Очень важно выработать у ребенка заинтересованность, положительное отношение к учебной деятельности. Для этого использую:
- дидактический материал;
- игровую деятельность;
- совместную деятельность «учитель-ученик» при выполнении задания;
- словесную инструкцию в поэтапном виде и речь, как фактор, организующий учебную деятельность
Повторение — основа учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ
Прочные знания — это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет. Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Повторение провожу непрерывно, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение,
организация коррекционной работы
В нашем образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья организовано психолого-педагогическое сопровождение, о сновная задача которого:
- создание системы непрерывного, комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ОВЗ.
Профессиональная взаимосвязь специалистов МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, учителя начальных классов, медицинского работника) в работе можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано. Важным условием успешной коррекционной работы считаю непрерывность педагогического воздействия.
В своей работе используем следующие формы:
- проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями:
- тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
- проведение малых педагогических советов, административных советов;
- ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
- посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зренияздоровьесбережения;
- разработка методических рекомендаций учителю;
- анкетирование учащихся, диагностика;
- обследование школьников по запросу родителей
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, педагога- психолога, учителя-логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Технологии компенсирующего обучения
В работе с детьми ОВЗ необходимо учитывать особенности организации нервной системы таких детей. Поэтому, использую компенсирующие элементы реабилитационного пространства:
- любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
- понимание детских трудностей и проблем;
- принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие;
- обучение элементам саморегуляции («учись учиться», «учись владеть собой»),
а также виды педагогической поддержки в усвоении знаний :
- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
- урок как система реабилитации, в результате которой обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
- адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Дневник динамического развития
В своей работе использую дневник д инамического развития, в котором прослеживается развитие ребенка по каждому предмету.
- ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях;
- развитие мотивации учебной деятельности
- развитие внимания и памяти , навыков самоконтроля
- повышение работоспособности и самостоятельности
В дневнике указываю используемые методы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения. Дневник позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогом-психологом, учителем-логопедом.
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема социализации детей с ОВЗ является актуальной. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, их будущее напрямую зависит от умения трудиться, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.
Социализация ребёнка в нашем образовательном учреждении осуществляется в процессе различных видов деятельности, с использованием различных форм и технологий, например:
- сетевое взаимодействие — взаимодействие учебной деятельности со сферой дополнительного образования детей с использованием ресурсов организаций науки, культуры, спорта.
В рамках сетевого взаимодействия я, совместно с педагогическим коллективом, сотрудничаю :
МБУЗ «Городская поликлиника № 22»
Обследование обучающихся с целью профилактики заболеваний
МНТК «Микрохирургия глаза»
Сибирский Центр Профилактики и Лечение Близорукости ГЛАЗКА
АНО «Клиника НИИТО»
Проведение интеллектуальных игр, конкурсов, выставок, мастер-классов.
ДДТ им. А.И. Ефремова
Проведение концертов, спектаклей, выставок, мастер-классов, конкурсов рисунков и поделок ( «Святая пасха», рисунок на асфальте)
Детская школа искусств №11
Проведение выставок, концертов.
МБУ Городской центр по профилактике социального сиротства «Солнечный круг»
Участие в благотворительных акциях.
МУП Новосибирский зоопарк им. Р.А.Шило
Участие в экологическом конкурсе « Дворец для скворца»
Представители силовых структур (МЧС, пожарной охраны, полиции)
Проведение классных часов по направлениям «Правовое воспитание», «Патриотическое воспитание», «Безопасность жизнедеятельности».
Всероссийский Союз Ветеранов Афганистана
Участие в благотворительных акциях, концертах ко Дню матери и Дню Победы.
В МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» для детей с ОВЗ создана адаптивная образовательная среда и образовательный процесс осуществляется в соответствии с идеями гуманитарно-культурологического, личностно-деятельстного, диалогического и рефлексивного подходов, идеями творчества, открытости образовательной среды, приоритета положительной обратной связи, интегративности образовательного процесса.
Задачи педагогического сопровождения
В процессе работы я выделила задачи педагогического сопровождения детей, имеющих ОВЗ:
- выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития ребенка, для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
- выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
- осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
- любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
- ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений.
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Источник