XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
Психолого-педагогические особенности работы вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных условий успешной работы вожатого в лагере интеграционного типа является умение быстро и точно определять и анализировать сложившиеся трудные ситуации во взаимоотношениях между детьми, а также между ребенком и взрослым, знать и использовать в своей работе специальные методы коррекции поведения [2].
Не все эти дети могут ходить самостоятельно. Многие из них впервые в жизни увидели, как выглядят настоящие речка и лес. Их наставники и воспитатели бесконечно признательны тем, кто создал такие прекрасные лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья [4].
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [3].
Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей. ). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем — ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека [3].
На развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья будут влиять следующие факторы:
1. Вид (тип) нарушения.
2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть ярко выраженными, слабо выраженными или почти незаметными.
3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие — повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития.
4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала коррекционно — реабилитационной работы с ним [3].
Цели и задачи формирования здорового образа жизни:
а) формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни;
б) обучение правилам гигиенического поведения на фоне общего оздоровительного режима всей жизни в лагере;
в) коррекция нарушений здоровья силами медицинского блока и педагогического коллектива [3].
Основным видом деятельности, предлагаемым детям в лагере, является оздоровительная, реабилитационно — коррекционая и досуговая деятельность. При правильной организации она становиться основой для решения педагогических задач в целом и задач формирования здорового образа жизни, в частности [3].
При планировании и проведении мероприятий по организации системы отдыха и оздоровления различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно исходить из того, что отдых и оздоровление предполагают не только здоровье сберегающий результат, но также ориентированы на достижение развивающих и воспитательных целей. Следовательно, эффективная организация отдыха и оздоровления детей с ОВЗ имеет и социально-профилактическое значение, связанное со снижением уровня асоциального поведения в подростковой среде [1].
1. Диагностика функциональных состояний (мониторинг здоровья): психологическая; интеллектуальная; диагностика физического состояния; скрининг – диагностика зрения.
2. Профилактика: заболеваний дыхательных путей; миопии; вредных привычек; предупреждение нарушения опорно-двигательного аппарата; заболеваний нервной системы.
3. Организация воспитательного процесса (помимо обеспечения условий для отдыха и оздоровления): планирование системы просветительских, досуговых и воспитательных мероприятий; обеспечение санитарно-гигиенических условий для их проведения; проведение здоровьесберегающих мероприятий, сохранение жизни и здоровья детей.
4. Рациональное питание: работа медицинского персонала; работа столовой, режим питания; фитотерапия.
5. Физкультурно-оздоровительная работа: занятия физкультурой и спортом; проведение спортивных соревнований; лечебно – физическая культура; прогулки, подвижные игры; дни здоровья и спорта.
6. Пропаганда здорового образа жизни, мотивация детского коллектива на решение проблем здорового образ жизни [1].
В соответствии с направлениями и содержанием деятельности по здоровье сбережению и оздоровлению детей и подростков в лагере необходимо осуществлять и другие меры, обеспечивающие системность работы по решению оздоровительных, воспитательных и развивающих задач:
1. Разработка общей системы работы лагеря, направленной на решение задачи оздоровления детей.
2. Сбор и систематизация документации, содержащей начальные, текущие и итоговые сведения о динамике состояния здоровья и социальной адаптации детей.
3. Наработка и совершенствование рекомендаций, основанных на обобщении и систематизации конкретного опыта педагогических и медицинских работников по организации оздоровления детей с разными видами заболеваний и распространение передового опыта внутри лагеря.
4. Мониторинг качества работы всех направлений и коррекция работы отдельных подструктур и всей системы.
5. Обеспечение организационных, педагогических, психологических условий для полноценного отдыха, воспитания и развития детей и подростков.
7. Обеспечение психологического, педагогического и социального сопровождения ребенка.
8. Обеспечение благоприятной, развивающей, психологически комфортной, эмоционально и событийно наполненной социальной среды.
9. Обеспечение контакта с родителями (законными представителями) в целях решения задач медицинского и педагогического просвещения, организации сотрудничества для решения текущих актуальных проблем.
10. Решение просветительских задач: обеспечение педагогов, детей, их родителей необходимой достоверной информацией в области формирования, сохранения и укрепления здоровья; формирование у них представления об ответственности за собственное здоровье; обучение детей моделированию индивидуальных форм безопасного поведения в области здоровья[1].
Как будет организована жизнь отряда и как будут относиться дети друг к другу — зависит только от вожатого.
Именно вожатый может: создать комфортную обстановку для каждого ребенка, чутко отнестись к его потребностям, раскрыть все его возможности [3].
Для этого, безусловно, нужны специальные знания и умения вожатых. Кроме этого, каждый вожатый должен иметь: открытое сердце, любовь к каждому ребенку и желание сделать их отдых счастливым. Это поможет справиться с любой неординарной ситуацией и найти подход к каждому воспитаннику ДОЛ[3]!
ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение. Режим доступа: http :// businessman . ru .
Организация работы вожатых в оздоровительном лагере интеграционного типа. Режим доступа: https :// cyberleninka . ru .
Особенности организации отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья. Режим доступа: https :// studfiles . net .
Ребенок с ОВЗ в детском лагере. Режим доступа: http :// cc — profi . ru .
Источник
«Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
презентация к уроку
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arnautova_svetlana_viktorovna.ppt | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 им. А. Асеева и Ю. Голикова ст. Гиагинской Арнаутова Светлана Викторовна
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Классификация, предложенная В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, 1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2.Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3.Дети с нарушением речи (логопаты); 4.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5.Дети с умственной отсталостью; 6.Дети с задержкой психического развития; 7.Дети с нарушением поведения и общения; 8.Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
“ Но все дело в том, — писал Л.С. Выготский, — что учителю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями”.
Вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.
Л.С. Выготский писал: “Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом”.
На развитие ребенка с ограниченными возможностями влияют четыре фактора. 1.Вид (тип) нарушения. 2.Степень и качество первичного дефекта. 3.Срок (время) возникновения первичного дефекта. 4.Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды.
Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ Цель : помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Оказать информационную и психологическую помощь детям-инвалидам и членам семей детей-инвалидов
Задачи: 1. Определить положительные возрастные потребности и интересы ребенка. 2.Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников. 3.Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху. 4.Утвердить радостный, мажорный стиль жизни детской личности. 5.Учитывать положительное воздействие общественного мнения. 6. Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания
Структура: Диагностика личностного потенциала. Отслеживание результатов деятельности.
Диагностика личностного потенциала 1.1Составляется характеристика учащегося: а) отношение к занятиям б) уровень сформированности навыков познавательной деятельности воспитанника в) ведущие интересы и склонности г) культурный кругозор д) общественная и трудовая активность е) состояние здоровья, отношение к здоровому образу жизни ж) нравственная воспитанность з) рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером. 1.2.Проведение диагностики учащегося путем анкетирования, тестирования. 1.3 Проведение психологических тестов
Отслеживание результатов деятельности 1 этап – диагностический Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. 2 этап – коррекционно-развивающий Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка. На основе диагностических данных педагогом и ребенком определяются цели собственного развития на предстоящий период времени и план их реализации.
Развитие эстетической культуры Интеллектуальное развитие Саморазвитие Развитие патриотизма и гражданственности Развитие нравственности Развитие творчества Здоровьесберегающее развитие Основные направления:
• индивидуальные развивающие занятия, • психологические тренинги, • беседы, • тестирование, • анкетирование, • диагностирование • консультации • поручения • просмотры фильмов • изучение литературы • участие в проектной деятельности • посещение семьи Методы и приемы по основным направлениям:
1. Расширение кругозора ученика. 2. Возможность начать осуществление профессиональной деятельности еще до окончания школы, освоить первичные навыки, необходимые для профессий, требующих владения информационными технологиями. 3. Сказать самому себе «Я- как все». 4. Уметь делать полезное не только для себя, но и уметь произвести хорошее впечатление на окружающих. 5. Научить любить жизнь, научить преодолевать трудности и уметь протянуть руку помощи. Ожидаемые результаты:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл.
В статье изложены рекомендации по проведению опытно — экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе.
Особенности работы сдетьми с ОВЗ.
Надеюсь что мой материал будет полезен многим учителям, ведь с каждым годом растет число детей с ОВЗ. А работать с такими детьми -нам, педагогам.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможно.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноц.
ОсобенОсобенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровьяности работы с детьми с ограниченнымивозможностями здоровьяОсобенности работы с детьми с ограниченнымивозможно.
Источник