Психолого-педагогические особенности работы вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Основные условия успешной работы вожатого в лагере интеграционного типа. Умение определять и анализировать сложившиеся трудные ситуации во взаимоотношениях между детьми и взрослыми. Использование в своей работе специальных методов коррекции поведения.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.02.2019 |
Размер файла | 15,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Психолого-педагогические особенности работы вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Савельева Юлия Сергеевна,
Студентка 1 курса гр. БА-НО-18
Научный руководитель: Николаев Е.В.,
Доцент кафедры ПиМНО, к. п. н.
Основное содержание исследования
Не все эти дети могут ходить самостоятельно. Многие из них впервые в жизни увидели, как выглядят настоящие речка и лес. Их наставники и воспитатели бесконечно признательны тем, кто создал такие прекрасные лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья [4].
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». По классификации, предложенной
В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
вожатый лагерь ограниченное здоровье
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [3].
Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей.). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем — ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека [3].
На развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья будут влиять следующие факторы:
Вид (тип) нарушения.
Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть ярко выраженными, слабо выраженными или почти незаметными.
Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие — повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития.
Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала коррекционно — реабилитационной работы с ним [3].
Цели и задачи формирования здорового образа жизни:
а) формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни;
б) обучение правилам гигиенического поведения на фоне общего
оздоровительного режима всей жизни в лагере;
в) коррекция нарушений здоровья силами медицинского блока и
педагогического коллектива [3].
Основным видом деятельности, предлагаемым детям в лагере, является оздоровительная, реабилитационно-коррекционая и досуговая деятельность. При правильной организации она становиться основой для решения педагогических задач в целом и задач формирования здорового образа жизни, в частности [3].
При планировании и проведении мероприятий по организации системы отдыха и оздоровления различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно исходить из того, что отдых и оздоровление предполагают не только здоровье сберегающий результат, но также ориентированы на достижение развивающих и воспитательных целей. Следовательно, эффективная организация отдыха и оздоровления детей с ОВЗ имеет и социально-профилактическое значение, связанное со снижением уровня асоциального поведения в подростковой среде [1].
Диагностика функциональных состояний (мониторинг здоровья): психологическая; интеллектуальная; диагностика физического состояния; скрининг — диагностика зрения.
Профилактика: заболеваний дыхательных путей; миопии; вредных привычек; предупреждение нарушения опорно-двигательного аппарата; заболеваний нервной системы.
Организация воспитательного процесса (помимо обеспечения условий для отдыха и оздоровления): планирование системы просветительских, досуговых и воспитательных мероприятий; обеспечение санитарно-гигиенических условий для их проведения; проведение здоровьесберегающих мероприятий, сохранение жизни и здоровья детей.
Рациональное питание: работа медицинского персонала; работа столовой, режим питания; фитотерапия.
Физкультурно-оздоровительная работа: занятия физкультурой и спортом; проведение спортивных соревнований; лечебно — физическая культура; прогулки, подвижные игры; дни здоровья и спорта.
Пропаганда здорового образа жизни, мотивация детского коллектива на решение проблем здорового образ жизни [1].
В соответствии с направлениями и содержанием деятельности по здоровье сбережению и оздоровлению детей и подростков в лагере необходимо осуществлять и другие меры, обеспечивающие системность работы по решению оздоровительных, воспитательных и развивающих задач:
Разработка общей системы работы лагеря, направленной на решение задачи оздоровления детей.
Сбор и систематизация документации, содержащей начальные, текущие и итоговые сведения о динамике состояния здоровья и социальной адаптации детей.
Наработка и совершенствование рекомендаций, основанных на обобщении и систематизации конкретного опыта педагогических и медицинских работников по организации оздоровления детей с разными видами заболеваний и распространение передового опыта внутри лагеря.
Мониторинг качества работы всех направлений и коррекция работы отдельных подструктур и всей системы.
Обеспечение организационных, педагогических, психологических условий для полноценного отдыха, воспитания и развития детей и подростков.
Обеспечение психологического, педагогического и социального сопровождения ребенка.
Обеспечение благоприятной, развивающей, психологически комфортной, эмоционально и событийно наполненной социальной среды.
Обеспечение контакта с родителями (законными представителями) в целях решения задач медицинского и педагогического просвещения, организации сотрудничества для решения текущих актуальных проблем.
Решение просветительских задач: обеспечение педагогов, детей, их родителей необходимой достоверной информацией в области формирования, сохранения и укрепления здоровья; формирование у них представления об ответственности за собственное здоровье; обучение детей моделированию индивидуальных форм безопасного поведения в области здоровья [1].
Как будет организована жизнь отряда и как будут относиться дети друг к другу — зависит только от вожатого.
Именно вожатый может: создать комфортную обстановку для каждого ребенка, чутко отнестись к его потребностям, раскрыть все его возможности [3].
Для этого, безусловно, нужны специальные знания и умения вожатых. Кроме этого, каждый вожатый должен иметь: открытое сердце, любовь к каждому ребенку и желание сделать их отдых счастливым. Это поможет справиться с любой неординарной ситуацией и найти подход к каждому воспитаннику ДОЛ [3]!
Список литературы
1. ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение. Режим доступа: http://businessman.ru.
2. Организация работы вожатых в оздоровительном лагере интеграционного типа. Режим доступа: https: // cyberleninka.ru.
3. Особенности организации отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья. Режим доступа: https: // studfiles.net.
4. Ребенок с ОВЗ в детском лагере. Режим доступа: http://cc — profi.ru.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Ознакомление с методами обучения вожатого детского лагеря эффективному взаимодействию с детьми. Рассмотрение основных коммуникативно-речевых умений вожатого. Анализ специфики педагогического общения в пространстве детского оздоровительного лагеря.
дипломная работа [281,5 K], добавлен 18.06.2017
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения в условиях общеобразовательной школы. Исследование речи младших школьников с аграмматической формой дисграфии. Логопедическая работа с детьми.
курсовая работа [84,4 K], добавлен 27.02.2015
Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемы и кризисные ситуации в таких семьях. Опытно-экспериментальная реализация технологии социальной работы с детьми с задержкой психофизического развития.
дипломная работа [92,4 K], добавлен 13.02.2011
Характеристика типичных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп. Программа логокоррекционной работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
дипломная работа [1,9 M], добавлен 18.08.2017
Особенности и необходимые условия воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Влияние социальной депривации на личностные расстройства ребенка с ограниченными возможностями. Пути улучшения социальной поддержки семей с детьми-инвалидами.
доклад [18,3 K], добавлен 14.04.2016
Источник
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
Психолого-педагогические особенности работы вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных условий успешной работы вожатого в лагере интеграционного типа является умение быстро и точно определять и анализировать сложившиеся трудные ситуации во взаимоотношениях между детьми, а также между ребенком и взрослым, знать и использовать в своей работе специальные методы коррекции поведения [2].
Не все эти дети могут ходить самостоятельно. Многие из них впервые в жизни увидели, как выглядят настоящие речка и лес. Их наставники и воспитатели бесконечно признательны тем, кто создал такие прекрасные лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья [4].
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [3].
Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей. ). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем — ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека [3].
На развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья будут влиять следующие факторы:
1. Вид (тип) нарушения.
2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть ярко выраженными, слабо выраженными или почти незаметными.
3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие — повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития.
4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала коррекционно — реабилитационной работы с ним [3].
Цели и задачи формирования здорового образа жизни:
а) формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни;
б) обучение правилам гигиенического поведения на фоне общего оздоровительного режима всей жизни в лагере;
в) коррекция нарушений здоровья силами медицинского блока и педагогического коллектива [3].
Основным видом деятельности, предлагаемым детям в лагере, является оздоровительная, реабилитационно — коррекционая и досуговая деятельность. При правильной организации она становиться основой для решения педагогических задач в целом и задач формирования здорового образа жизни, в частности [3].
При планировании и проведении мероприятий по организации системы отдыха и оздоровления различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно исходить из того, что отдых и оздоровление предполагают не только здоровье сберегающий результат, но также ориентированы на достижение развивающих и воспитательных целей. Следовательно, эффективная организация отдыха и оздоровления детей с ОВЗ имеет и социально-профилактическое значение, связанное со снижением уровня асоциального поведения в подростковой среде [1].
1. Диагностика функциональных состояний (мониторинг здоровья): психологическая; интеллектуальная; диагностика физического состояния; скрининг – диагностика зрения.
2. Профилактика: заболеваний дыхательных путей; миопии; вредных привычек; предупреждение нарушения опорно-двигательного аппарата; заболеваний нервной системы.
3. Организация воспитательного процесса (помимо обеспечения условий для отдыха и оздоровления): планирование системы просветительских, досуговых и воспитательных мероприятий; обеспечение санитарно-гигиенических условий для их проведения; проведение здоровьесберегающих мероприятий, сохранение жизни и здоровья детей.
4. Рациональное питание: работа медицинского персонала; работа столовой, режим питания; фитотерапия.
5. Физкультурно-оздоровительная работа: занятия физкультурой и спортом; проведение спортивных соревнований; лечебно – физическая культура; прогулки, подвижные игры; дни здоровья и спорта.
6. Пропаганда здорового образа жизни, мотивация детского коллектива на решение проблем здорового образ жизни [1].
В соответствии с направлениями и содержанием деятельности по здоровье сбережению и оздоровлению детей и подростков в лагере необходимо осуществлять и другие меры, обеспечивающие системность работы по решению оздоровительных, воспитательных и развивающих задач:
1. Разработка общей системы работы лагеря, направленной на решение задачи оздоровления детей.
2. Сбор и систематизация документации, содержащей начальные, текущие и итоговые сведения о динамике состояния здоровья и социальной адаптации детей.
3. Наработка и совершенствование рекомендаций, основанных на обобщении и систематизации конкретного опыта педагогических и медицинских работников по организации оздоровления детей с разными видами заболеваний и распространение передового опыта внутри лагеря.
4. Мониторинг качества работы всех направлений и коррекция работы отдельных подструктур и всей системы.
5. Обеспечение организационных, педагогических, психологических условий для полноценного отдыха, воспитания и развития детей и подростков.
7. Обеспечение психологического, педагогического и социального сопровождения ребенка.
8. Обеспечение благоприятной, развивающей, психологически комфортной, эмоционально и событийно наполненной социальной среды.
9. Обеспечение контакта с родителями (законными представителями) в целях решения задач медицинского и педагогического просвещения, организации сотрудничества для решения текущих актуальных проблем.
10. Решение просветительских задач: обеспечение педагогов, детей, их родителей необходимой достоверной информацией в области формирования, сохранения и укрепления здоровья; формирование у них представления об ответственности за собственное здоровье; обучение детей моделированию индивидуальных форм безопасного поведения в области здоровья[1].
Как будет организована жизнь отряда и как будут относиться дети друг к другу — зависит только от вожатого.
Именно вожатый может: создать комфортную обстановку для каждого ребенка, чутко отнестись к его потребностям, раскрыть все его возможности [3].
Для этого, безусловно, нужны специальные знания и умения вожатых. Кроме этого, каждый вожатый должен иметь: открытое сердце, любовь к каждому ребенку и желание сделать их отдых счастливым. Это поможет справиться с любой неординарной ситуацией и найти подход к каждому воспитаннику ДОЛ[3]!
ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение. Режим доступа: http :// businessman . ru .
Организация работы вожатых в оздоровительном лагере интеграционного типа. Режим доступа: https :// cyberleninka . ru .
Особенности организации отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья. Режим доступа: https :// studfiles . net .
Ребенок с ОВЗ в детском лагере. Режим доступа: http :// cc — profi . ru .
Источник