Меню

Работа воспитателей по укреплению здоровья дошкольников

Роль воспитателя в укреплении здоровья детей дошкольного возраста
статья

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка — это важнейший труд воспитания» В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст — важный период жизни, для формирования физиологической зрелости ребенка, определяющих дальнейшее его развитие. Педагог детского сада совместно с родителями должен приобщать детей к здоровому образу жизни, поддерживать и укреплять здоровье, формировать разумное отношение к своему организму, умению и желанию вести здоровый образ жизни, овладение санитарно-гигиеническими навыками. Ведь этот возраст самый благоприятный для этого. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям, забота о собственном здоровье — все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель построит свою работу. Воспитатель должен быть очень искренним и непосредственным в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, равнодушие. Необходим индивидуальный подход педагога к каждому ребенку во всех возрастах. Маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Им нужно личное обращение « глаза в глаза», обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя. Действия воспитателя должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Знание этих особенностей позволит педагогу планировать и осуществлять свою деятельность эффективно и продуктивно. Есть одна легенда: Давным-давно на горе Олимп жили — были боги. Стало им скучно и решили они создать человека, и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы? Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности. Главным для педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека ,осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды. Приучая детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, необходимо личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться на положительные результаты в работе с детьми. Ежедневно в детском саду должна проводиться работа по укреплению здоровья.

Это: пальчиковые игры, они развивают мелкую мускулатуру рук, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; упражнения с предметами: с прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, платочками, цветными камешками, шарики и кольца Суджоку. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются:

– Цветные камешки, листочки—приготовлены для удовольствия, радости, тепла; губки, бумага — для снятия стресса; шарики, массажёры — для снятия напряженности в мелкой моторики рук и т.д. Зрительная гимнастика — даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой необходимо пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Зрительные ориентиры (пятна) — снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня:

– Оранжевый, жёлтый—соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

– Синий, голубой, зелёный — действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

– Красный — стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим как обезьянки, прокукарекаем как петухи, потявкаем как лисы и т.д.). Так называемые «минутки шалости» или наоборот противоположные упражнения — «релакс»: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, помечтаем под прекрасную музыку. В течение дня можно найти минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка. Музыкотерапия — один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мелодии используют в непосредственно- образовательной деятельности, перед сном. Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» — процесс дыхания ароматов (гипоалергенных). Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение. Родители могут сшить «волшебные подушечки». Эти мешочки висят в изголовье на кроватью ребёнка. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав: запахи сосны — очищают органы дыхания, повышают тонус; запах берёзы — улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы; запах ели и тополя — очищают пищеварительный тракт.

Вместе с родителями можно создать в группе «Фитозону», где будут находиться: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (ароматерапия, кора)зеленый чай. Оформить папки – раскладушки, лепбук: «Чистые зубки», «Бережём уши», « Части тела», картотеку стихов о частях тела, картотеку дыхательной гимнастики. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки. Известно, что гигиенические средства также содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитию адаптивных свойств организма: личная гигиена, проветривание, влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытьё рук. Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

1. Алямовская В.Г. . Как воспитать здорового ребёнка. /LINKA PRESS, 1993.

2. Корзенко В.Н. Ребёнок должен быть здоровым.— Мн.: Полымя, 1988.

3. Никишина И.В. За здоровьем в детский сад. Волгоград: ОАО АЛЬЯНС Югполиграфиздат, 2009

Скачать:

Вложение Размер
rol_vospitatelya_v_ukreplenii_zdorovya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка — это важнейший труд воспитания» В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст — важный период жизни, для формирования физиологической зрелости ребенка, определяющих дальнейшее его развитие. Педагог детского сада совместно с родителями должен приобщать детей к здоровому образу жизни, поддерживать и укреплять здоровье, формировать разумное отношение к своему организму, умению и желанию вести здоровый образ жизни, овладение санитарно-гигиеническими навыками. Ведь этот возраст самый благоприятный для этого. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям, забота о собственном здоровье — все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель построит свою работу. Воспитатель должен быть очень искренним и непосредственным в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознают ложь, равнодушие. Необходим индивидуальный подход педагога к каждому ребенку во всех возрастах. Маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Им нужно личное обращение « глаза в глаза», обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя. Действия воспитателя должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Знание этих особенностей позволит педагогу планировать и осуществлять свою деятельность эффективно и продуктивно. Есть одна легенда: Давным-давно на горе Олимп жили — были боги. Стало им скучно и решили они создать человека, и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы? Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности. Главным для педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека ,осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды. Приучая детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, необходимо личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться на положительные результаты в работе с детьми. Ежедневно в детском саду должна проводиться работа по укреплению здоровья.

Это: пальчиковые игры, они развивают мелкую мускулатуру рук, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; упражнения с предметами: с прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, платочками, цветными камешками, шарики и кольца Суджоку. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются:

– Цветные камешки, листочки—приготовлены для удовольствия, радости, тепла; губки, бумага — для снятия стресса; шарики, массажёры — для снятия напряженности в мелкой моторики рук и т.д. Зрительная гимнастика — даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой необходимо пользоваться на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Зрительные ориентиры (пятна) — снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня:

– Оранжевый, жёлтый—соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

– Синий, голубой, зелёный — действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

– Красный — стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим как обезьянки, прокукарекаем как петухи, потявкаем как лисы и т.д.). Так называемые «минутки шалости» или наоборот противоположные упражнения — «релакс»: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, помечтаем под прекрасную музыку. В течение дня можно найти минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка. Музыкотерапия — один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мелодии используют в непосредственно- образовательной деятельности, перед сном. Большой оздоровительный эффект имеет «Ароматерапия» — процесс дыхания ароматов (гипоалергенных). Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение. Родители могут сшить «волшебные подушечки». Эти мешочки висят в изголовье на кроватью ребёнка. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав: запахи сосны — очищают органы дыхания, повышают тонус; запах берёзы — улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы; запах ели и тополя — очищают пищеварительный тракт.

Вместе с родителями можно создать в группе «Фитозону», где будут находиться: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (ароматерапия, кора)зеленый чай. Оформить папки – раскладушки, лепбук: «Чистые зубки», «Бережём уши», « Части тела», картотеку стихов о частях тела, картотеку дыхательной гимнастики. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки. Известно, что гигиенические средства также содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитию адаптивных свойств организма: личная гигиена, проветривание, влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытьё рук. Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

1. Алямовская В.Г. . Как воспитать здорового ребёнка. /LINKA PRESS, 1993.

2. Корзенко В.Н. Ребёнок должен быть здоровым.— Мн.: Полымя, 1988.

3. Никишина И.В. За здоровьем в детский сад. Волгоград: ОАО АЛЬЯНС Югполиграфиздат, 2009

Источник

Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения здоровья и укрепления здоровья детей.
статья (старшая группа)

Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является здоровье. А здоровье наших детей – это двойная ценность, потому что дети – самое дорогое, что у нас есть в жизни.

Скачать:

Вложение Размер
tema_vystupleniyadocument.docx 21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Петухова Н.В., воспитатель

Государственное бюджетное образовательное учреждение

общеобразовательная школа № 220

Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения здоровья и укрепления здоровья дете й.

Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является здоровье. А здоровье наших детей – это двойная ценность, потому что дети – самое дорогое, что у нас есть в жизни.

ФГОС ДО «направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. » (см. п. 1.6 ФГОС ДО). «Физическое развитие включает приобретение опыта в. становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами. » (см. п. 2.6 ФГОС ДО).

В настоящее время здоровью детей уделяется большое внимание, так как в детстве происходит развитие и становление личности человека, все, что приобретено ребенком в детстве, в том числе и здоровье, сохраняется потом на всю жизнь. Привычка быть здоровым, поддерживать свое здоровье является важным компонентом жизнедеятельности человека.

Проблемы со здоровьем наблюдаются уже в дошкольном возрасте, а к началу учебы в школе они увеличиваются. Поэтому сохранение и укрепления здоровья детей дошкольного возраста важно для дальнейшей продуктивной учебы детей в школе. Укрепление здоровья посредством физического воспитания решает так же большую социальную проблему. Во-первых, формирование правильных двигательных умений сохранит жизнь детей, а потом и взрослых, во-вторых – занятия спортом отвлечет детей от улицы и неблагоприятных влияний. Гармонизация психической стороны личности ребенка посредством физической культуры так же благотворно влияет на подрастающее поколение. В связи с этим сегодня становятся актуальным воспитательное оздоровительное направление в работе в ДОУ, направленные на сохранение и укрепление здоровья молодого поколения, развивающие физические и психические качества детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно — волевых качеств. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

1. Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.

2. Правильная организация прогулок.

3. Соблюдение сезонности одежды.

4. Облегченная одежда в детском саду

5. Гимнастика после сна.

6. Закаливающие процедуры.

7. Полоскание рта лечебными настоями трав прохладной водой.

8. Летом ходьба босиком по спортивной площадке.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности. В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно — ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Главной целью дошкольного образовательного учреждения должно стать формирование здоровья детей, а, следовательно, необходимо формировать здоровье укрепляющее пространство в ДОУ.

Режим — основа жизни детского сада. Именно он призван обеспечить спокойную жизнь ребенку, оградить его от стрессовых факторов, укрепить здоровье. Соблюдение режима детского сада непосредственно связано с соблюдением режима в семье. Поэтому воспитатель должен осуществлять просвещение родителей и активно привлекать их к деятельности детского сада. Другой аспект соблюдения режима — это рациональное построение занятий, их соотношение со свободной деятельностью детей. (слайд №5)

Среди многих факторов оказывающих влияние на здоровье детей, первое место занимает физическая культура. Занятия физкультурой способствуют гармоничному развитию тела, быстрому восстановлению умственной работоспособности. Но физкультурные занятия, предусмотренные программой, не могут восполнить дефицит двигательной активности. Поэтому возникает необходимость введения в воспитательно — образовательный процесс различных форм физической деятельности. (слайд №6) Такими формами являются: физкультурные развлечения, досуги, подвижные игры, физкультминутки, гимнастика пробуждения и т. д. Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе, особенно в течение круглого года. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) проводятся на участке группы или спортивной площадке.

В холодное время года при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики на открытом воздухе важно обеспечить четкую правильную их организацию и методику. Организационно физкультурные занятия лучше проводить перед или в конце прогулки, увеличивая время пребывания детей на свежем воздухе. В ненастные, дождливые дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах.

Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки.

Прогулка. Подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. (слайд №9) Прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

При проведении занятий, применяются физкультминутки, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. Комплекс физических минуток, проводимых во время занятий, носит игровой и творческий характер, включает в себя: элементы дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, упражнения для спины, шеи, рук, ног.

Чтобы предупредить простудные заболевания детей, надо систематически укреплять их терморегулирующий аппарат. В детском саду мы можем осуществлять закаливание детей естественными факторами.

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Воздушные ванны считаются самыми нежными, безопасными и доступными. Необходимо следить, чтобы группа постоянно проветривалась, занятия гимнастикой и подвижными играми должны проходить при открытых форточках. Непременный элемент закаливания — длительное пребывание на свежем воздухе: летом в течение всего дня, весной, зимой, осенью — не менее 3–4 часов. В качестве основных средств закаливания рекомендуется использовать естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет — при непременном соблюдении следующих условий:

1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.

2. Комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур.

3. Постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора.

4. Систематичность закаливания — оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды.

5. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольном учреждении является создание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего, обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок.

Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Для этого на участках детских садов можно создать «Тропу здоровья». Начинать эту работу надо в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2 — 3 минут до 10 — 12 минут и при более низких температурах воздуха до +22 — 20 град. C. Затем дети продолжают ходить босиком в помещении. Для детей 5 — 7 лет можно рекомендовать проведение сначала в носках, а потом и босиком утренней гимнастики и физкультурных занятий (в зале с паркетным, пластиковым полом или покрытым ковром).

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста:.

1. Пальчиковая гимнастика. Использование пальчиковой гимнастики предполагает выполнение следующих правил: такие игры должны использоваться систематически и ежедневно; во время любого режимного момента — главное ребенку должно быть интересно; длительность упражнений зависит от эмоционального отклика детей, нельзя заставлять делать их насильно. Такую работу можно проводить во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна — по 2 -3 минуты.

2. Дыхательная гимнастика. Правильное дыхание — необходимое условие полноценного физического развития. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание — условие здоровья ребенка, профилактическое средство против респираторных заболеваний. Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила: дышать с удовольствием, концентрировать внимание на дыхательном упражнении, дышать медленно, дышать носом.

3. Динамические паузы. Систематическое применение двигательных игр — разминок позволяет снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровне. Они могут проводиться в начале, середине или конце занятия. В начале дня или перед занятием они помогут детям собраться, настроиться на работу, а в середине и в конце занятия — восстановить внимание, работоспособность, активизировать память, снять напряжение и расслабиться. Продолжительность разминки регулируется в зависимости от возраста. Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой. В детском саду используются физкультминутки под стихотворные тексты, надо помнить: содержание текста должно сочетаться с темой занятия, стихи с четким ритмом, под них легче выполнять движения; текст произносится взрослым, чтобы у ребенка не сбилось дыхание.

4. Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Ее основная цель — профилактика нарушения зрения. Предлагается следующее упражнение для усиления мышц глаз и зрения: Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

5. Гимнастика пробуждения. Одной из главных особенностей нервной системы детей — медленное переключение из одного состояния в другое. Поэтому с детьми необходимо проводить специальные упражнения, позволяющие им перейти к бодрому состоянию после сна. Гимнастика должна включать в себя: звуковое или голосовое пробуждение, игры в постели или легкий массаж, бег босиком из спальни в группу, ходьба по дорожкам здоровья.

6. Самомассаж кистей и пальцев рук – активное механическое воздействие на нервные окончания с помощью различных приспособлений: массажных шариков, шестигранных карандашей, сосновых и ольховых шишек, грецких орехов, массажных щеток. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливают ее регулирующую и координирующую функции.

7. Музыкотерапия – воздействие музыки на организм человека с терапевтическими целями. В дошкольном возрасте восприятие отдельных музыкальных произведений и звуков природы способствует достижению седативного или возбуждающего эффекта в зависимости от цели педагога.

8. Пескотерапия – работа детей с песком, стабилизирующая эмоциональное состояние детей. Этот вид терапии развивает тонкую моторику, стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус. Песок и теплая вода обладают релаксирующим действием.

Технологии оздоровления детей с ОВЗ:

9. Биоэнергопластика – синхронные ритмичные движения артикуляционного аппарата и кисти руки. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей. Отмечаются положительные изменения в виде улучшения работоспособности, внимания, памяти, мышления, речи.

10. Психогимнастика – комплекс специально подобранных этюдов, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка. Вызывание у ребенка здоровьесоздающих эмоций (интереса, радости, спокойствия, удивления, сочувствия) улучшает психическое здоровье детей. Психогимнастика способствует преодолению страха, тревожности, агрессивности, дети учатся сопереживать.

11. Игры на координацию речи с движением – игровая деятельность, направленная на развитие общей моторики детей. Двигательная активность улучшает работоспособность, эмоциональное состояние детей, активизирует внимание, память, мышление. Движения способствуют развитию физиологических систем растущего организма.

12. Расслабляющие упражнения – коррекционный прием, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей. Умение расслабляться и регулировать мышечный тонус помогает детям с заиканием, неврозами, высокой тревожностью.

13. Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Энергия цвета оказывает положительное воздействие на психику ребенка, может создавать определенный эмоциональный фон, обладает стимулирующим, расслабляющим, успокаивающим эффектом.

Результатом работы по сохранению и укреплению здоровья детей являются показатели: уменьшение доли часто болеющих детей, уменьшение количества дней по болезни ОРВИ, уменьшение числа дней, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни. (слайд №18)

1. Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях составлены Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям и матерям и Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР — ст. н. с., канд. м. н. Юрко Г. П., мл. н. с. Ивановой О. Г.

2. Алексеева Л. М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики / Л. М. Алексеева. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 208 с. ISBN: 5-2220-6438-7.

3. Веселова Л. И. Физкультурные развлечения [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 5 2008.

4. Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина; М: Просвещение 1983.

5. Ширяева И. Закаливание детей [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 6 2001.

6. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 12 2001.

Источник

Читайте также:  Следишь за здоровьем яндекс
Adblock
detector