Роль учителя в укреплении здоровья школьников
Уровень цивилизованности и богатства государства будет определяться уровнем богатства и здоровья его граждан. (М.Е.Николаев)
Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этого.
Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте они чаще подвержены болезням органов дыхания, расстройства обмена веществ, нарушению осанки.
На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы. Вот некоторые из них: семейные условия жизни и воспитания, биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, чистота воздуха, воды, почвы и.т.д.
Состояние здоровья учащихся младших классов во многом зависит от уровня медицинского обслуживания: от того, как поставлено выявление предболезненного состояния или болезни на самых ранних стадиях, своевременное лечение, меры по предупреждению заболевания. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия бегом, туристические походы) закаливание, рациональное общественное питание школьников. Проблема воспитания здорового школьника — проблема общегосударственная, комплексная и наша задача выделить из нее конкретные вопросы, решение которых посильно учителю и в решении которых сам учитель кровно заинтересован. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя”. Учителям начальной школы доверены дети того возраста, когда формируется гармонически развитая личность. Упущенное в дошкольном возрасте еще можно исправить в младших классах, но упущенное в начальной школе исправить труднее. Роль учителя здесь особенно велика. “Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М.Громбах.
Что же конкретно может сделать учитель начальных классов? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам педагогический процесс — это своевременная смена статического напряжения при письме и чтении — физкультпауза, активный отдых на переменах, отдых для глаз. Смена различных видов учебной деятельности школьников, её активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены — все это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с педагогическим мастерством учителя. Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, условия их быта, имея необходимые гигиенические знания, учитель может и должен быть основным “воспитателем здоровья” ребенка.
Во-вторых, учитель принимает посильное участие в обеспечении отвечающего гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды.
В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и.т.п.) и информировать об этом медицинского работника, что содействует раннему и более успешному лечению ребенка.
В-четвертых, учитель оказывает неоценимую помощь медицинским работникам в проведении медосмотров, профилактических мероприятий в контроле над лечением детей, страдающих хроническими заболеваниями и др.
В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” сказано: “Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке”. Все учащиеся в соответствии с возрастом, с соблюдением норм и требований гигиены и охраны здоровья должны участвовать в уборке классов и кабинетов, следить за чистотой и благоустройством школьных дворов, спортивных площадок и т.д.” Участие детей в посильных работах по самообслуживанию важно и с воспитательной точки зрения, оно способствует формированию не только своего здоровья, но и здоровья друзей, класса и семьи.
Учащиеся значительную часть времени проводят дома и чтобы не возникло “воспитательных ножниц” между требованиями школы и семьи, необходим самый тесный контакт с семьей, гигиеническое воспитание родителей.
В 1997 году я начала учить второклассников. В классе было 16 школьников. Из них практически здоровых детей было всего только шесть. И когда они учились в начальных классах, часто болели, пропускали уроки. Из-за этого успеваемость в классе была 70-80%. После первого выпуска в 1999 г. приняла новых первоклассников. В первый класс поступило 13 детей и вместе с ними стали учиться трое учащихся, оставшихся на второй год обучения. По заключению осеннего медосмотра практически здоровых было восемь. Исходя из прошлого опыта с первых же дней учебы вместе с родителями составили план совместной работы по воспитанию здорового ребенка (см. приложение).
Во внеклассной работе даются полезные рекомендации родителям, как сделать воспитание здорового ребенка более радостным с помощью игр, упражнений и движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе — то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредотачиваться, находчивость и мужество, выносливость и пр.
В классах можно показать и проводить совместно с родителями и учениками физические упражнения, подвижные игры, беседы о здоровье. Наукой доказано, что совместные занятия родителей с ребенком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь.
Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:
— пробуждают у родителей интерес к уровню “двигательной зрелости” детей и способствуют развитию у детей физических данных в соответствии с возрастом и способностями;
— углубляют взаимосвязь родителей и детей;
— предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ученику, но и взрослому. Родители показывают то или иное упражнение и выполняют большинство из них вместе с ребенком;
— позволяют с пользой проводить то свободное время, которое отец или мать посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Во время совместных занятий сами родители развиваются физически, становятся более сильными, ловкими и выносливыми. Такое использование свободного времени полезно для обеих сторон. Ребенок восхищается отцом: какой папа сильный, ловкий, быстрый! Подражает матери в грациозности и координации движений — например при выполнении упражнений, сопровождающихся пением и музыкой.
В сегодняшней круговерти дня это — минуты праздника, однако занятия должны быть не по-праздничному редкими и случайными, а регулярными и ежедневными. Только систематическая забота о здоровье детей может принести желаемые результаты.
В начальных классах можно проводить такие совместные занятия, чтобы родители могли эти же занятия использовать дома, во дворе, на отдыхе, укрепляя здоровье детей. В школе нужно пропагандировать жизненную необходимость регулярных занятий оздоровительным бегом и ходьбой и другими доступными упражнениями, важность соблюдения разумного режима труда и отдыха и рационального питания, личной гигиены и закаливания, физического воспитания и оздоровления детей и подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЛАН РАБОТЫ
№ | Темы мероприятий | Срок | Ответственные | ||||
1 | а) “Как питаться, чтобы быть здоровым” — беседа. б) спортивные игры | I четв. | Медсестра Вожатые | ||||
2 | а) гигиена приготовления домашних заданий — беседа б) подвижные игры | II четв. | Учитель Родком | ||||
3 | а) утренняя гимнастика б) “Мама, папа, я – спортивная семья” | III четв. Родком | |||||
4 | а) научите ребенка отдыхать – беседа б) подвижные игры на свежем воздухе | IV четв. | Учитель 2 класс | ||||
1 | а) “Растите стройными” — беседа б) “Веселые старты” | I четв. | Учитель Родком | ||||
2 | а) “Беречь глаз – как алмаз” — беседа б) малоподвижные игры | II четв. | Учитель Родком | ||||
3 | а) “Враг номер один” — беседа б) подвижные игры | III четв. | Родитель Вожатый | ||||
4 | а) режим дня – беседа б) турпоход | IV четв. | Учитель Родители | ||||
1 | а) “Как преодолеть двигательный голод” — беседа б) подвижные игры на воздухе | I четв. | Родком Родком | ||||
2 | а) “Что мы знаем о гриппе” — беседа б) малоподвижные игры | II четв. | Родитель Родитель | ||||
3 | а) “Чистота – залог здоровья” — беседа б) эстафета | III четв. | Медсестра Родитель | ||||
4 | а) “Не бояться простуды” — беседа б) утренняя гимнастика | IV четв. | Учитель Родитель | ||||
1 | а) “Чтобы зубы не болели” — беседа б) эстафета | I четв. | Родитель Вожатые | ||||
2 | а) “Первая помощь” — беседа б) “Мама, папа, я – спортивная семья” | II четв. | Медсестра Учитель | ||||
3 | а) утренняя гимнастика б) спортивное соревнование | III четв. | Родитель Вожатые | ||||
4 | а) “Если ребенок не здоров” — беседа б) эстафета | IV четв. | Учитель МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Стул есть, да никак не сесть. Пять стульев сдвигаются в круг, плотно друг к другу, спинками внутрь. Перед стульями становятся 6 человек. Они поворачиваются в одну сторону и по команде руководителя начинают маршировать вокруг стульев. Внезапно руководитель дает свисток. Все играющие должны быстро занять места. Так как стульев всего пять, а играющих шесть, один из них остается без места и выбывает из игры. Одновременно выставляется из круга один стул и игра продолжается. После каждого сигнала число играющих уменьшается. Когда остаются два игрока и один стул, проводится заключительный этап игры. выигрывает тот, кто займет этот стул. Две из трех. На полу ставят три кегли. Двое играющих пляшут вокруг них, держа руки на бедрах или за спиной. По команде “Стоп!” каждый старается схватить две кегли. тот, кому достанется одна, проигрывает. Пропавшая табуретка. На расстоянии 2-3 метра одна от другой ставят две табуретки. На них садятся играющие с завязанными глазами. По команде руководителя они встают, делают вперед 6-8 шагов. После этого каждый должен сделать три полных оборота на месте и вернуться к своей табуретке. Выполнить это задание непросто. Очень часто играющие теряют направление и, возвращаясь, идут совсем не в ту сторону, откуда пришли. Источник Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий |
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_uchitelya_po_realizacii.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Задачи учителя по реализации
От учителя — основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.
На уроках и во внеурочной работе учитель решает три группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом своё внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.
В начале урока необходимо оценить и в дальнейшем удерживать своё внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещённость, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Для таких оценок не требуется приборов- вполне хватит органолептических возможностей учителя. Но пренебрежение этими требованиями приведёт к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье.
Главный объект внимания учителя – его ученики. Если реализация традиционной технологии проведения урока фиксирует внимание учителя в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий, то для учителя, придерживающегося принципов здоровьясберегающей педагогики, не менее важно психофизиологическое состояние школьников и всё, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.
Первичная экспресс-оценка эмоционально-психологической атмосферы в классе проводится по следующим показателям:
- возбуждены ( перевозбуждены ), например после урока физкультуры;
- утомлены, выглядят уставшими;
- взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;
- сосредоточены, деловиты, настроены на урок;
- насторожены, напряжены, враждебны ( обычно – установка на конкретного учителя );
- дурашливы, расторможены, расслаблены.
И хотя нередко встречается сочетание того или иного вариантов, оценить преобладающую модальность состояния класса необходимо. Для этого опытному учителю бывает достаточно взглянуть на нескольких школьников – своеобразных индикаторов состояния всего класса.
В дальнейшем подобными индикаторами состояния класса выступают ученики, которые:
- быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса;
- отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, повышенной двигательной активностью, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей;
- более склонны к нарушениям дисциплины;
- опережают других учеников в темпах выполнения классных заданий;
- вообще не включены в учебный процесс , присутствуют на уроке по необходимости.
Если ученики из последних трёх групп относятся к числу формальных или неформальных лидеров класса, то в тактике работы учителя на первый план выступают социально-психологические аспекты работы с учащимися.
Объектом особо пристального наблюдения учителя на всём протяжении урока являются дети группы риска по здоровью, обусловленного повышенной невротичностью и физической ослабленностью подростков, например, после перенесённого заболевания. Именно к ним должны быть адресованы индивидуальные педагогические технологии, первый шаг в реализации которых – прицельная психолого-педагогическая диагностика таких учащихся на каждом уроке.
Одна из самых сложных диагностических задач не только для учителя, но и для врачей, психологов – выделить в актуальном состоянии то, что обусловлено индивидуальными особенностями личности, и то, что является ситуативными проявлениями сегодняшнего дня, часа, минуты. Так, у старшеклассников большую роль играют гармональные влияния ( включая «критические» дни у девушек ). У учителя нет возможности анализировать каждый случай, но учитывать многообразие причинных факторов необходимо всегда.
Решать коррекционные задачи учителю также приходится в широком диапазоне действий, от почти автоматических – набросить во время перемены на батареи влажное полотенце при повышенной сухости воздуха, скорректировать неправильную позу ученика – до технологичных – изменить темпо-ритм проведения урока, вовремя провести физкультминутку, разрядить напряжение шуткой, дать творческое задание, организовать микрогрупповую форму работы класса и.д. Как всегда, результат в немалой степени зависит от формы выполнения задачи.
Коррекция позы должна проводиться мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и тоже приходится повторять по нескольку раз за урок. Когда в такой коррекции нуждается один ученик, учитель может просто подойти к нему, не прерывая объяснения, и ласковым движением руки исправить позу. Иногда достаточно и выразительного взгляда. Если же несколько учеников нуждаются в корректировке позы, можно попросить весь класс «подтянуться, выпрямить спинки». Это также удачный момент того, чтобы предложить всему классу сделать несколько упражнений физкультминутки и упражнений для отдыха глаз.
При отслеживании психофизиологических состояний учеников группы риска важны первые признаки утомления, состояния во время ответа и после него, реакция на оценку и т.д. Слишком эмоциональные или неадекватные реакции учащихся должны быть зафиксированы в памяти учителя (а после урока – в специальном дневнике наблюдения), чтобы на следующих уроках в аналогичных ситуациях обратить на этих учеников более пристальное внимание. Фиксация таких наблюдений в дневнике позволит лучше оценить динамику происходящих изменений, не упустить важные детали, более аргументировано обсуждать психолого-педагогическую тактику в отношении конкретных учащихся при проведении медико-психолого-педагогического консилиума.
Для того, чтобы используемые учителем педагогические технологии оценить как отвечающие современным требованиям реформируемого российского образования, необходимо, чтобы они не только не оказывали здоровьеразрушающего воздействия на школьников (задача – минимум), но решали бы и позитивную задачу – пусть в небольшой степени, зато постоянно, капля за каплей, способствовали формированию потенциала здоровья учащихся, в неразрывном единстве с формированием и развитием их личности. Речь идёт о здоровьеформирующих образовательных технологиях как совокупности психолого-педагогических приёмов, методов, технологий, направленных на формирование у учеников культуры здоровья, представлений о здоровье как ценности, установки на ведение здорового образа жизни, воспитание привычки действенно и постоянно заботиться о своём здоровье.
Перед учителем, который начинает работу в русле здоровьесберегающей педагогики, таят следующие задачи
- Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.
- Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного – на переменах, сквозного – до и после занятий.
- Обеспечение сильной, оперативной и надёжной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика, передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку.
- Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).
- Обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне.
- Учёт естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.
- Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности.
- Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объёмом урока без информационной перегрузки учащихся.
- Обеспечение на уроке оптимального темпа-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учётом физического состояния и настроя учащихся.
- Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учётом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся.
- Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.
- Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения (моторно-координатных тренажей) и др.
- Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке.
- Соблюдение норм объёма домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.
- Обоснованность с точки зрения сохранения здоровья учащихся применяемых психолого-педагогических приёмов и методов. Приоритет методов самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения.
- Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение доказать успешность ученика, оставаясь объективным, и т.д., что является одним из главных показателей профессионализма учителя.
- Максимально возможное использование активных методов обучения с минимализацией рутинных видов деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы). Стимуляция учащихся на продуктивные тематические коммуникации и творчество.
- Использование всего многообразия приёмов мативации деятельности ученика – как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать, радость от достижения, стремление поделиться знаниями).
- Формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности.
- Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным.
- Контроль за состоянием учеников (особенно групп риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.
Перечень этих задач (не исчерпывающий всего их многообразия) может быть использован администрацией школы, управлением образования в качестве критериев оценки здоровьесберегающей составляющей в работе учителя. С целью самооценки и сам учитель может провести рефлексию этих аспектов своей деятельности.
Необходимыми условиями решения этих задач являются:
- прохождение повышения квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий (курсы, отдельные семинары, профессиональная переподготовка);
- проведение ревизии приёмов и методов своей работы на предмет их соответствия принципам здоровьесберегающей педагогики (объективно сделать это самостоятельно – задача почти не выполнимая, поэтому необходимо поддержка и помощь грамотных в таких вопросах коллег);
- подключение к работе школы (района, города) по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики, внедрению ЗОТ каждого учителя;
привлечение внимания учителя к собственному здоровью, проведение необходимой коррекции своего образа жизни, чтобы слова и призывы, обращённые к школьникам, соответствовали действительности
Источник
➤ Adblockdetector