Меню

Работа учителя по формированию культуры здоровья школьников

Работа учителя по формированию культуры здоровья школьников

Автор: Лукина Валентина Александровна

Организация: МБОУ «СШ д.Охона»

Населенный пункт: Новгородская область, Пестовский район, д.Охона

Проблема здоровья школьников сегодня как никогда важна.

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка.

По данным НИИ педиатрии:

за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%.

Главная причина: малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация.

В современном образовательном стандарте здоровье выпускников школы рассматривается как один из важных показателей качественности школьного образования.

В разделе «Общие положения ФГОС» прописаны основные требования к портрету выпускника начальной школы, такие личностные качества как:

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
  • Любознательный, активно и заинтересовано познающий мир.
  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Особое внимание уделяется активизации потенциала физической культуры не только в урочной, но и во внеурочной деятельности – через систему секционных, кружковых занятий, общеоздоравливающих занятий в ГПД.

Возросли требования к физической культуре в части формирования у младших школьников навыков. Внеурочная деятельность организуется по направлениям: спортивно-оздоровительные, духовно-нравственные, социальные, общекультурные. Формы проведения также различны: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики и т.д.

За годы обучения детей в начальной школе должны быть заложены универсальные здоровьесберегающие действия, обеспечивающие в дальнейшем формирование здоровьесберегающей компетентности.

Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов.

Всё это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий учебно – воспитательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний.

Работа по формированию здорового образа жизни может реализовываться как через урочную, так и внеурочную работу; работу с родителями. Особое внимание необходимо уделить проведению мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма, а также проведение оздоровительных минут во время урока, повышение интереса к предметам.

Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника, напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая школьная среда: воздушная, педагогическая и т. п., конкретный процесс на уроках, общение со сверстниками, внеучебное время, так или иначе заполненное. Все это находится в постоянной взаимосвязи и является психолого-педагогическим пространством.

Большое влияние на здоровье учащихся оказывает психологический климат в классе. Поэтому с первых дней пребывания ребёнка в школе необходимо формирование совместимости участников учебно-воспитательного процесса: учитель – ученик, ученик – ученик.

Педагогическая аксиома гласит — можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет. Поэтому в работе по здоровьесбережению считаю главным:

— отношения сотрудничества и взаимопомощи;

— широкий обмен новой информацией между участниками учебного процесса;

— встречный процесс, расположенность учащихся к действиям учителя;

— сопереживания в радости познания;

— соучастие в разрешении проблемных вопросов и познавательных задач;

— стремление прийти друг к другу на помощь при затруднениях.

Специалисты считают, что 20 — 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой, с некомфортными условиями организации учебно-воспитательного процесса. Понятие комфортных условий УВП, прежде всего, означает создание в школе педагогических условий, макси­мально эффективно обеспечивающих не только ум­ственные, нравственные, индивидуальные качества личности ребенка, но и его физическое и психи­ческое здоровье.

От правильной организации урока, уровня его ра­циональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятель­ности, возможность длительно поддерживать умствен­ную работоспособность на высоком уровне и предуп­реждать преждевременное наступление утомления.

Хороший эффект дают задания на расширение кругозора, формирование положительного отношения учащихся по данному предмету. Задания должны быть дифференцированные, индивидуально подобранные для учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке. Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности.

Очень плодотворны в начальных классах игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, мы можем раскрыть большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются регулярно проводимые физкультминутки.

Читайте также:  Папки передвижки с днем здоровья

Важное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки можно проводить с музыкальным сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности.

Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки — это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Для создания здоровьесберегающей среды очень важна двигательная активность детей во время перемен. Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены способствуют и со­хранению психического здоровья детей.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое, психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу.

Укреплению физического и нравственного здоровья служит система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», экскурсии, походы, обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены, инструктажи по технике безопасности.

Большую роль в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья играет семья. Основная цель работы с родителями: просвещение в вопросе по воспитанию здорового образа жизни у детей в семье, переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества. Если родители сами следят за своим здоровьем, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье.

Для этого используются следующие формы и методы:

  1. Родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников;
  2. Беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья;
  3. Анкетирование;
  4. Дни открытых дверей.
  5. Совместные походы, экскурсии с родителями.

Все эти формы и методы работы дают возможность осуществлять неформальные связи с родителями, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.

Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Если мы не научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

Список литературы:

1. Абедчанова Г. М. «Организация учебной деятельности младших школьников в условиях здоровьесберегающей педагогики».

2. Белорусова Т. В. «Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в начальной школе».

3. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы)».

Источник

Деятельность учителя младших классов по формированию здорового образа жизни.
статья по зож (1 класс) на тему

Что означает понятие «Здоровый образ жизни»? В статье рассказывается, какова з адача классного руководителя по формированию ЗОЖ. Как вести р аботу над формированием здорового образа жизни во время учебного процесса.

Даются к онкретные приёмы для сохранения здоровья учащихся. Сообщается, к огда и как необходимо проводить физкультминутки. В какие игры играть с детьми на переменах. Подчёркивается важность чередования видов деятельности на уроках. С учётом эпидемиологической ситуации даются советы по п рофилактике простудных заболеваний.

Материал будет полезен широкому кругу читателей.

Скачать:

Вложение Размер
zozh.docx 126 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя младших классов по формированию здорового образа жизни

Деятельность учителя младших классов по формированию здорового образа жизни

По последней версии ФГОС сохранение здоровья школьников – одна из основных задач классного руководителя в начальных классах. От учителя требуется не только сохранить здоровье детей, но и привить им навыки правильного образа жизни, сделать так, чтобы учащиеся восприняли это, как необходимость и сохранили полезные привычки на всю жизнь.
По официальным данным Всемирной организации здоровья, от самого человека зависит половина факторов, обуславливающих его физическое и психическое здоровье. Вторая половина – это экология, наследственные факторы и состояние медицины в стране.
То есть, получается, что те навыки сохранения здоровья, которые будут привиты в начальной школе, могут повлиять на здоровье нашего народа целиком, на состояние, в том числе и экономическое, всей страны в целом. Ведь здоровые люди могут наиболее эффективно работать, выдвигать новые идеи, создавать материальные и духовные ценности.

Что означает понятие «Здоровый образ жизни»?

Прежде всего, это негативное отношение к таким вредным привычкам, как алкоголь, табакокурение и употребление наркотиков. Может показаться, что в начальных классах говорить о таких вредных привычках ещё рано. Мой многолетний опыт говорит, что это не так. Если с первых классов школы не будет сформировано правильное отношение к этим проблемам, то в дальнейшем они могут напрямую коснуться учащихся. Впервые сталкиваясь с алкоголем и наркотиками, человек уже должен обладать стойким убеждением в том, что эти явления относятся к резко негативным и подлежат порицанию.
Второй проблемой, особенно распространённой в наше время, является гиподинамия, то есть недостаток двигательной активности. С увеличением благосостояния семей и всеобщей компьютеризацией, время, которое школьники проводят в сидячем положении, значительно увеличилось, а время для занятий физкультурой и спортом, наоборот – катастрофически уменьшилось.
Особенно остро стоит вопрос недостатка двигательной активности в первом классе, после того, как в школу стали принимать шестилеток. Дети сидят в школе на уроках около пяти часов, затем выполняются домашние задания, на которые у них уходит от одного до трёх часов. Но вместо того, чтобы после этого идти гулять во двор, как это было ранее, дети остаются дома, сидя за компьютером.
Это мало волнует родителей, которые вполне довольны тем фактом, что ребёнок находится дома, рядом, то есть за него нечего волноваться и можно заняться своими делами. Даже те дети, которые не имеют пока своего персонального компьютера, всё равно испытывают двигательный дефицит, так как проводят очень много времени у телевизора.

Задача классного руководителя

Основной задачей классного руководителя в вопросе формирования здорового образа жизни учащегося является донесение до детей в доступной форме понимания того, что самой большой ценностью на свете является здоровье. Если человек сам не заботится о своём здоровье, то ни семья, ни общество, не смогут ему помочь. Дети должны знать, что хорошо учиться, быть по-настоящему счастливым и успешным может только здоровый человек.
Решением этой задачи может стать план внеклассных мероприятий, во время которых достигаются следующие цели:
1. Осознание школьниками ответственности за своё здоровье,
2. Понимание важности физкультуры и спорта для сохранения здоровья,
3. Обучение санитарно-гигиеническим навыкам и навыкам личной безопасности, как необходимым составляющим здорового образа жизни,
4. Проведение мероприятий для родителей учащихся по популяризации здорового образа жизни.

В своём лектории для родителей я стараюсь ответить на самые распространённые родительские вопросы относительно здоровья детей, распорядка их дня, закаливания, оптимальной физической и зрительной нагрузки. Я пытаюсь убедить родителей в том, что многие проблемы с усвоением учебного материала можно решить, если позаботиться о том, чтобы ребёнок вовремя ложился спать, не употреблял в пищу вредные для детского организма продукты, регулярно выполнял физические упражнения.
Для того, чтобы не быть голословной, я веду специальный журнал, в котором записываю, какие дети посещают спортивные секции, а какие – нет, и количество пропусков по болезни учащихся своего класса. По этому документу можно проследить, что дети, которые регулярно занимаются спортом, болеют гораздо реже, а успеваемость у них выше, чем у тех детей, которые спортом занимаются нерегулярно или не занимаются вообще.
Темы лекций для родителей разнообразны. Вот некоторые примеры:
Приведу примеры:
1. Необходимость утренней зарядки,
2. Осторожность на дороге,
3. Режим дня первоклассника,
4. Правильное питание школьника,
5. Необходимость психологической поддержки в младшей школе,
6. Что такое психологическая травма и т.д.

Работа над формированием здорового образа жизни во время учебного процесса

Современная программа в начальной школе достаточно сложная. Однако учитель может так построить урок, что школьники не будут испытывать ни физических, ни эмоциональных перегрузок.
Для этого нужно придерживаться простых и эффективных правил:
1. Учебная нагрузка на каждом уроке должна быть сбалансированной,
2. Каждый ребёнок, вне зависимости от материальной обеспеченности семьи, должен получать во время учебного дня полноценное питание,
3. Обучение должно проходить в чётком, равномерном ритме, без авралов,
4. Каждый день дети должны иметь достаточно времени для физической активности,
5. Электронные и другие современные средства обучения должны действовать во благо здоровью ребёнка, а не наоборот,
6. Условия обучения младших школьников должны находиться в полном соответствии с СанПиН,
7. При возникновении необходимости учащийся должен иметь возможность в любой момент получить квалифицированную психологическую помощь от школьного психолога,
8. В школе всегда должен находиться медицинский работник.

Конкретные приёмы для сохранения здоровья учащихся

У каждого учителя начальных классов есть свои наработки в сфере сохранения здоровья детей и прививания здорового образа жизни. Я в своей работе использую следующие:
1. Назначение «санитаров» из числа учащихся, которые следят за чистотой в классе, проветривают помещение, не допускают в столовую детей с грязными руками. Разумеется, учителю необходимо контролировать их действия, объяснять, насколько важна чистота для сохранения здоровья.
2. Утренняя гимнастика. Задача этого мероприятия – не только дать двигательную нагрузку мышцам детей, но и настроить их психологически на учебный процесс, пробудить в них бодрость, активность, желание работать. Для этого я сама пишу небольшие стихотворные речёвки, под которые дети охотно выполняют упражнения.
Например:
Чтобы сильным быть, здоровым,
И зимою не болеть,
Способ есть совсем не новый —
Нужно лень преодолеть.
Или:
Наклоняйся, не ленись,
Станешь крепок и здоров.
Ведь движенье это жизнь
Без таблеток, докторов.
После такой гимнастики учащиеся лучше концентрируют внимание, у них повышается настроение, уходит утренняя сонливость.
3. Физкультминутки. Этот приём необходим на уроках, которые предполагают значительную зрительную нагрузку, и вынуждают детей сидеть неподвижно – письмо, чтение.
В состав таких физкультминуток я включаю упражнения для глаз, шеи, пальцев рук. Детям особенно нравится, когда такие упражнения проводятся со стихотворным или музыкальным сопровождением.
Типы физкультминуток:
1. Упражнения для общего расслабления,
2. Упражнения для тренировки глазных мышц,
3. Упражнения для опорно-двигательного аппарата, отвечающие за осанку,
4. Упражнения для снятия напряжения с пальцев во время письма,
5. Дыхательные упражнения.

Когда и как необходимо проводить физкультминутки

Следует учитывать, что проведение физкультминуток тоже должно соответствовать определённым правилам:
1. Проводить их надо не тогда, когда дети очень устали, а тогда, когда начинают быть заметны только первые признаки утомления (снижение внимания, замедление скорости письма). Если учитель, стараясь во что бы то ни стало уложиться в план урока, не прервётся для проведения физических упражнений, такие упражнения в дальнейшем будут уже бесполезны, учащиеся потеряют рабочий настрой, и собрать их внимание будет очень сложно.
2. Если дети чем-то очень увлечены на уроке, например, в классе проходит обсуждение прочитанного текста, прерывать его на проведение физкультминутки не стоит. Её можно на несколько минут сдвинуть по времени.
3. Проводить изо дня в день одинаковые физкультминутки нельзя, так как интерес к ним учащихся снижается, дети начинают выполнять упражнения спустя рукава, а значит, о полноценном воздействии физических упражнений на их организм говорить не приходится.
4. Подбирать упражнения для физкультминуток нужно, учитывая, какая группа мышц несёт самую большую нагрузку на данном уроке.
5. Не стоит подходить к выбору упражнений слишком формально. Например, неправильным будет на уроке письма проводить упражнения только для пальцев, так как младшие школьники, особенно первоклассники, напрягают в процессе письма не только пальцы, но и мышцы спины и даже ног. Поэтому учитель должен во время физкультминутки использовать упражнения для общего расслабления.

Игры на переменах

Некоторые учителя не считают нужным организовывать досуг детей на переменах, так как предполагается, что ребёнок во время перемены и так достаточно подвижен. Эта позиция чревата такими неприятностями, как травмы во время бесконтрольной беготни по коридорам, падения на только что вымытом полу и т. д.
Между тем организованные игры на переменах не только предотвращают такие случаи, но и включают в движение тех, детей, которые предпочитают проводить перемену за партой. Совместные подвижные игры сплачивают класс, сохраняют позитивный эмоциональный настрой.
В тёплое время года их предпочтительно проводить в школьном дворе. Я в своей работе использую всем известные русские народные игры: «Кошки-Мышки», «Горелки», «Гуси-гуси» и др.

Чередование видов деятельности на уроках

Любой урок, в том числе чтение и письмо, можно организовать так, чтобы виды деятельности на уроке чередовались. Я не добиваюсь, чтобы во время уроков дети обязательно сидели неподвижно. Им разрешается принять свободную позу во время слушания или обсуждения прочитанного.
На уроке математике я всегда чередую устные и письменные задания, провожу математические игры, которые предполагают движение. На некоторых уроках я применяю элементы точечного массажа.
Например, детям предлагается помассировать активные точки на бровях, мочках ушей, на висках. Это не запрещается делать и во время решения трудной задачи, и во время чтения текста.
Вместо дыхательных упражнений я часто использую пение. Когда человек поёт, лёгкие его раскрываются, наполняются воздухом. Это является лучшей профилактикой лёгочных заболеваний, поэтому часто мы начинаем первый урок с исполнения гимна нашего класса.

Профилактика простудных заболеваний
Кроме информирования родителей о пользе закаливания, я внимательно слежу за одеждой, в которой дети приходят в школу. При недостаточности или несоответствии одежды погодным условиям, я выдаю ребёнку «дежурную» шапку или шарф. Несколько таких вещей всегда имеется на этот случай у нас в классе. Я информирую родителей о недопущении ношения резиновой обуви в холодное время года.
Также большое значение для здоровья имеют и прогулки на свежем воздухе. Я с родителями своего класса регулярно организую походы и выезды на природу. В нашей школе проходят спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», от которых дети получают огромное удовольствие.

Все вышеназванные меры помогают добиться снижения заболеваемости в классе и сформировать у учащихся стойкое понимание необходимости здорового образа жизни.

Источник

Adblock
detector