Профилактическая деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ.
материал на тему
Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».
Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_profilaktike.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ.
Цель: Приоритет позитивной профилактики основанной на формировании ЗОЖ и развитии внутренних ресурсов ребёнка.
Ведущей деятельностью в период младшего школьного возраста является — игра. Через игру идёт формирование культуры здоровья. Проводятся уроки здоровья.
« Главный лепесток цветика- семицветика»
« Как чёрные братья решили завоевать мир»( о злых чародеях Алкоголе и Никотине».
Конкурсы рисунков « Здоровье- это здорово»
« Солнце ,воздух и вода- наши лучшие друзья».
Действует программа профилактических занятий для детей младшего школьного возраста « Если хочешь быть здоров»
Учебно- тематический план для учащихся младшего школьного возраста.
Привычки и здоровье.
Мои эмоции. Как справиться с гневом.
Я и мои друзья. Как поддерживать дружбу.
Мы и наши близкие . Взаимодействие с другими взрослыми.
Навык аккуратного обращения с лекарствами.
Курение –это зло.
Что такое алкоголь.
Привычка сохранять здоровье.
Особенности профилактической работы в подростковом возрасте.
Идёт активный поиск своего «Я». Желание быть как все продиктовано для этого возраста страхом одиночества, отсутствием друзей.
Эффективным средством освоения подростками навыков безконфликтного общения и формирования поведения, которое позволит подросткам ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные, « здоровые» жизненные решения, обладать высокой сопротивляемостью негативным формам давления является тренинг.
— Тренинг профилактики правонарушений
-Ценность моей и твоей личности
-Умение говорить нет!
При организации педагогической профилактики анкетирование выполняет ряд важных функций:
-полученные данные позволяют выявить направление профилактики
-служат показателем эффективности работы педагогов.
Для этого на начало учебного года и конец проводится
-Анкетирование « О здоровом образе жизни».
Создана программа « Помогая другим помогаю себе». Целью которой является создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям.
Среди причин явного неблагополучия со здоровьем обучающихся немаловажным фактором является и отсутствие необходимых знаний у детей по организации здорового образа жизни, так как большинство воспитанников из неблагополучных семей, в которых детям не прививаются элементарные навыки ведения здорового образа жизни.
Поэтому, работая в рамках программы «Социальный педагог», я большое внимание уделяю вопросу «Внедрения и распространения здорового образа жизни».
Основная цель моей работы:
«Формировать адекватные жизненные ценности и ответственное отношение к своему здоровью».
Для достижения цели выделила ряд первоочередных задач:
— сформировать у детей и подростков внутреннюю потребность положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
— проведение пропагандистской работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;
— разработка и внедрение системы оздоровительных и профилактических мероприятий.
— сформировать потребность в применении полученных знаний и умений на практике через привлечение обучающихся к участию в проводимых мероприятиях.
В связи с этим в своей работе опираюсь на дидактические принципы коррекционной педагогики.
1. Индивидуальный и дифференцированный подход.
2. Принцип развития, т.е. выделение в процессе обучения и воспитания тех задач, трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Опора на успех ребенка в любой деятельности.
Изучая детей на занятиях, наблюдая за их деятельностью на уроках и во внеурочной деятельности, анализируя результаты анкетирования выделила те трудности, с которыми чаще всего сталкиваются обучающиеся , и над преодолением которых я работаю.
1. Отсутствие знаний теоретического материала по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;
2. Низкий уровень самостоятельности и самоконтроля в вопросе отношения к собственному здоровью .
3. Работа в составе коллектива.
В своей работе использую здоровье сберегающую технологию, направленную на формирование навыков здорового образа жизни. Повышая свой теоретический уровень:
-через работу в школьном МО учителей «Коррекция и развитие», в рамках которого выступала с сообщением «Здоровьесбережение образовательного учреждения, как направление деятельности социального педагога»;
— через курсы повышения квалификации по теме «Профилактика суицидального поведения детей и подростков», по теме «Современные технологии профилактики потребления психоактивных веществ в образовательной среде» по программе «Безопасность жизнедеятельности при ГБОУ ДПО НСО Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;
— курсы повышения по теме «Технологии работы в светлой и темной комнате с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» при НГПУ;
— через участие во Всероссийской Педагогической Видеоконференции по теме «Социокультурные и психолго-педагогические факторы детского и подросткового отклоняющегося поведения в современном обществе».
Воплощение «Внедрения и распространения здорового образа жизни на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий» происходит через участие учеников в различных акциях, конкурсах, конференциях; проведении дней здоровья и т.д.
Трудности восприятия и освоения теоретического материала преодолеваем как на групповых занятиях «Помогая другим, помогаю себе», так и индивидуальных, с учетом личностных особенностей ребенка, а так же через работу лектория «На пути к здоровью»
Для проведения теоретических занятий, приглашаются как медицинские работники образовательного учреждения, так и специалисты Ордынской ЦРБ (нарколог, психиатр, педиатр), которые рассказывают о «Здоровом образе жизни».
Специалисты ОГИБДД МО МВД России «Ордынский» проводят занятия с воспитанниками «Соблюдая правила дорожного движения — сохраняешь свою и чужую жизнь».
Проведение конференций «Алкоголь и подросток» для учащихся 6-8 классов, «Скажем наркотикам-НЕТ» для учащихся 9-11классов, «Табокурение и пиво» для учащихся 5-8 классов, в рамках месячника «Здоров –значит счастлив» , где учащиеся выступают со своими проектами, написанными под моим руководством, позволяют школьникам закрепить полученные теоретические знания.
Полученные теоретические знания закрепляются и при участии в проводимых конкурсах как внутри школы: конкурс рисунков «Здоровье- это здорово», «Все мы дети одной планеты»,
так и районном конкурсе «Зеленая волна-2013», районном слете «Техника пешего туризма»,
районном фестивале «Я все сумею, всё смогу»
в областном конкурсе «Моя планета – Земля
Олимпиаде «По основам безопасности жизнедеятельности», на которых учащиеся школы показывают хорошие как теоретические, так и практические навыки и занимают призовые места. При этом решается ещё одна трудность наших детей это низкий уровень самостоятельности и самоконтроля.
Воспитанники школы принимают активное участие в проведение ежегодной акции «Чистый берег» «Конфета за сигарету», «Письмо самому себе», «Сделай правильный выбор», «За здоровье и безопасность детей» в ежегодной декаде инвалидов «». Участие в проводимых акциях учит детей работать в коллективе.
практические практикумы (классные часы) «Жизнь одна», «Поделись добротой» диспуты « Зачем пришел я в этот мир», занятие –тренинг « Мир моих чувств и эмоций». Слайд –шоу «Невозможное – возможно» «Творчество – как образ жизни» и другие формы работы – все это способствует пропаганде здорового образа жизни.
В школе организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры, работают секции по различным видам спорта.
Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе – классными руководителями, воспитателями организуются экскурсионные поездки в заповедники, музеи, прогулки по городу.
Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
По результатам диагностики учащихся школы в 2012-2013 учебном году был определен уровень мотивации участия обучающихся в мероприятиях, направленных на укрепление и сохранение здоровья. Диагностика проводилась в 2 этапа: в начале и в конце года. анализ которых показал процентный рост — сформированности у детей и подростков внутренней потребности положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Уменьшилось количество курящих детей. В течение 2013\14 учебного года увеличилось число учащихся постоянно участвующих в проводимых мероприятиях, где применялись на практике полученные знания по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни.
Награды, полученные детьми на областных и районных конкурсах явились для них положительной мотивацией в вопросе сохранения здоровья и здорового образа жизни;
В настоящее время свою работу строю, опираясь на основное направление – сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача дальнейшей моей работы – создание системы работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье школьников, но и изменить психолого-педагогическую среду школы.
Прогнозируемый результат данной технологий – формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.
Источник
Система работы социального педагога по формированию ЗОЖ обучающихся и их родителей
материал по зож
Здесь можно ознакомиться с формами и методами работы, которые я использую в своей практической деятельности по формированию ЗОЖ обучающихся и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_sotsialnogo_pedagoga_po_formirovaniyu_zozh.docx | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В.И. Казакова
«Система работы социального педагога по формированию ЗОЖ обучающихся и их родителей»
Подготовил: социальный педагог
Кириллова Марина Сергеевна
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Именно поэтому тема моего доклада: «Система работы социального педагога по формированию ЗОЖ обучающихся и их родителей» очень актуальна в наше время.
Сегодня перед человечеством со всей остротой стоит вопрос, как организовать образ жизни в соответствии с биологической природой человека и его социальными потребностями и жить полноценной, творческой жизнью, не болея. Ответ на этот вопрос на первый взгляд достаточно прост и однозначен – вести здоровый образ жизни. Однако в современном обществе здоровый образ жизни – это сложное, многофункциональное явление. Важно иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодолении факторов риска возникновения различных заболеваний, таких, как алкоголизм, табакокурение, наркомания, гиподинамия, нерациональное питание, конфликтные отношения, необходимо выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержаться в различных сторонах жизни человека. Поэтому роль воспитания заключается в том, чтобы выработать у каждого учащегося и его родителей отношение к здоровью как к главной человеческой ценности.
Школа может и должна способствовать сохранению, укреплению здоровья учащихся. Формирование здорового образа жизни является важнейшей составляющей воспитательной работы по сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья учащихся.
Педагогу важно строить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, основываясь на базе достигнутых в предыдущие годы результатах. Обязательным моментом в любой педагогической деятельности является мониторинг состояния здоровья учащихся, который проводится совместно с медицинскими работниками школы 2 раза в год. Также целесообразно отслеживать в течение учебного года уровень «полезности» тех или иных мероприятий, проходивших в течение учебного года, степень заинтересованности в них учащихся, их родителей, педагогов. При этом приоритет следует отдавать созданию здоровьесберегающей среды, направленной на формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей как важнейшей ценности.
Обязательно в работе по формированию ЗОЖ у учащихся необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, уровень их психического, физического развития. Так пропаганду здорового образа жизни среди учеников среднего и старшего звена можно организовать через проведение различных мероприятий, таких как устные журналы, смотры-конкурсы сочинений, эссе, рефератов, научных работ, видеофильмов, мультимедийных презентаций, конкурсы стенной печати, ученических плакатов, интернет-проектов, походы выходного дня, и др. В начальном же звене работу по формированию ЗОЖ необходимо проводить в рамках физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых праздников, викторин, олимпиад, театрализованных представлений, конкурсов, совместных мероприятий с участием родителей, работу кружков и др.
Безусловно, полезными будут для учащихся любого возраста встречи с медицинскими работниками, представителями различных организаций, чья деятельность направлена на формирование здорового образа жизни. Поэтому необходимо при планировании работы на год предусмотреть сотрудничество с ЦРБ.
Не снижается угроза здоровью молодого поколения, создаваемая вредными привычками. Алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания способствуют истощению физического и психического здоровья. Поэтому целесообразно проводить тематические недели, месячники профилактики вредных привычек (в нашей школе они проходят 2 раза в год). Проведение данных акций можно приурочить к Международным дням здоровья, даты которых указаны в Календаре дней здоровья, ежегодно рассылаемом по учреждениям образования.
В рамках недель здоровья можно провести тематические классные, устные журналы, открытый микрофон, ток-шоу, брифинги, турниры ораторов, ролевые игры, свободный разговор, заседания дебат — клуба, дискуссионные качели, тематические дискотеки и др.
Наряду с повышением эффективности профилактической работы в данном направлении очень важно использовать потенциал культурно-досуговой деятельности с целью раскрытия творческих способностей учащихся, их самосовершенствования и самореализации.
Обязательным условием сохранения и укрепления здоровья учащихся является создание положительного эмоционального фона в школьном коллективе. Психоэмоциональный микроклимат в коллективе должен помочь раскрыть внутренние резервы и возможности учащегося, направить их на максимальное развитие его таланта, склонностей, способностей и личности ребенка в целом.
Педагог, ответственный за работу по формированию здорового образа жизни у учащихся, должен работать в тесном контакте с педагогами-организаторами и администрацией школы. Проводимые в школе культурно-массовые мероприятия должны попутно развлечению воспитывать навыки здорового образа жизни, показывать альтернативу вредным привычкам.
В эффективности проводимой работы по формированию ЗОЖ большое значение играет и сложившаяся система работы школы с родителями. Целесообразно проводить образовательные программы не только для учащихся, но и для их родителей. Дают положительный результат встречи медицинских работников, правоохранительных органов с родителями на родительских собраниях, выход на проблемы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями в процессе семейного воспитания, в ходе заседаний родительского университета.
Работу с родителями целесообразно проводить каждую четверть с учетом возрастных особенностей школьников, с использованием мультимедийных презентаций, с выступлениями узких специалистов, с предоставлением родителям для закрепления знаний соответствующих памяток с методическими советами по семейному воспитанию, в т.ч. и на электронных носителях.
В школах полезно издавать информационные вестники для размещения необходимой информации по вопросам ЗОЖ, практических советов для родителей, правил дорожного движения, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, охране жизни и здоровья молодежи и др.
Важным моментом в работе социального педагога по формированию здорового образа жизни является и работа с педагогами школы. Вопросы формирования здорового образа жизни должны обсуждаться на заседаниях методических объединений классных руководителей. Повышение методического уровня педагогов, обучение здоровьесберегающим технологиям приносят положительный результат и в работе по данному направлению. Использование активных методов в работе по формированию навыков здорового образа жизни активизирует интерес школьников, привлекает их внимание, позволяет учащемуся являться «субъектом» воспитания, выполнять творческие задания, вступать в диалог с учителем, обдуманно принимать решение. Активные методы работы помогают и в работе с родителями учащихся.
Как наиболее эффективные воспитательные технологии, на которые педагогам следовало бы обратить внимание, можно назвать следующие:
Ø Групповые технологии, в ходе реализации которых каждая группа получает определённое задание (одинаковое, дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или педагога. Состав группы непостоянный и подбирается с учётом возможности максимально эффективно реализации способностей каждого участника в зависимости от содержания и характера работы.
Ø Деловая игра, в ходе которой у учащихся появляется возможность поучаствовать в межгрупповой, «ролевой» дискуссии, произвести оценку и самооценку работы.
Ø Тренинги общения, которые помогают созданию у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения: знакомство и взаимопонимания, обращения, поведения в проблемных для учащихся ситуациях, получение ими в модельной форме определённого социального опыта.
Ø КТД, которые помогают самоутверждению, самовыражению учащихся. Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.
В заключение отметим, что педагогами школы накоплен богатый опыт по привитию учащимся здорового образа жизни, но очевидно то, что в одиночку ни один педагог не смог бы достичь положительного результата. Эффективность работы социального педагога по формированию здорового образа жизни у учащихся будет зависеть от того, как он сможет построить систему сотрудничества социума, школы и семьи, насколько все участники будут стремиться к общей цели – сохранение здоровья ребёнка.
Источник