Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
статья по зож по теме
Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья.
В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, не только выдвигает на первый план традиционную задачу повышения качества образования, но и требует в первую очередь педагогических усилий для решения проблем адаптации и сохранения здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_deyatelnosti_shkoly_po_sozdaniyu_usloviy_dlya_sohraneniya_i_ukrepleniya_zdorovya_uchashchihsya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Российский учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество.
Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья.
В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, не только выдвигает на первый план традиционную задачу повышения качества образования, но и требует в первую очередь педагогических усилий для решения проблем адаптации и сохранения здоровья учащихся.
Качество здоровья подрастающего поколения — важный показатель качества жизни общества и государства.
Так, например, за последние 5 лет первичная заболеваемость детей увеличилась в среднем по стране на 12%, подростков — на 35%. В России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми.
Ежегодный медицинский осмотр учащихся нашей школы показывает, что в среднем 74 % имеют 2-ю группу здоровья, 25,2 % — 3-ю, 4-ю группы здоровья. Основные отклонения в здоровье — это:
- нарушение опорно-двигательного аппарата,
- нарушение органов зрения,
- заболевания желудочно-кишечного тракта,
- вегетососудистая дистония.
Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:
— падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;
— ухудшение состояние здоровья матерей;
— дефицит двигательной активности;
— недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности, а порой просто нежелание уделять этим вопросам внимание;
— массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
— частичное разрушение служб врачебного контроля;
Одним из перспективных направлений развития образования является разработка методик обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности учащихся.
Средства физического воспитания являются важным звеном в системе образования.
Важность оптимизации физического воспитания в начальной школе трудно переоценить, поскольку в данном возрасте закладывается фундамент всего дальнейшего образования.
В настоящее время существует большое количество методик физического воспитания детей, основанных на различных методологических подходах особенно в начальной школе. Однако они требуют изменения организации не только уроков физической культуры, но и всего учебно-воспитательного процесса в школе.
Учитывая недостаточную материально-техническую обеспеченность большинства школ города, недостаток квалифицированных кадров и характер финансирования школьного образования, оптимизация физического воспитания младших школьников на данный момент возможна в основном в рамках действующих организационно-методических условий обучения.
Таким образом, существует противоречие между современными условиями и требованиями к организации и содержанию физического воспитания учащихся младших классов. Здоровье подрастающего человека — это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации — воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Для решения задачи сохранения здоровья учащихся в нашей школе №2 реализуется программа «Школа, содействующая сохранению здоровья».
Всё это заставило нас внести конкретные изменения в УВП, охватывающие урочную и внеурочную деятельность, и определить для себя основным направлением формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся, обеспечение правильного физического и психического развития, повышение качества образования в целом.
Для установления причин, влияющих на отклонения в здоровье учащихся, нами был разработаны и проведены мониторинги, позволяющие изучить уровень мотивации к учению, адаптации к школе. Данные мониторингов позволили сделать вывод о том, что главными причинами, ухудшающими психофизическое состояние школьников, являются:
- большая недельная нагрузка,
- неудовлетворительная организация просветительской деятельности профилактической направленности,
- двигательный дефицит.
В соответствии с полученными результатами деятельность школы направлена:
- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
- создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, соответствующая мебель, технические средства, современное оборудование нашей школьной столовой позволяет организация здоровое питания);
- совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;
- совершенствование психической поддержки школьников, профилактику девиантных форм поведения;
- внедрение здоровьесберегающих компонентов в образовательный процесс через современные педагогические технологии.
В школе организована работа по следующим направлениям:
- профилактика утомляемости школьников, охрана зрения, опорно-двигательного аппарата;
- работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
- проведение дней и уроков здоровья;
- спортивные мероприятия;
- ПРОГРАММА « Спасибо, нет», отказ от негативных привычек;
- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
- проведение общей утренней гимнастики;
- летнее оздоровление в школьном лагере.
Для достижения поставленной цели — создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья школьников — важное значение имеет повышение уровня профессионализма педагогов в области оздоровительных технологий, на протяжении несколько лет в школе проводятся семинары для учителей, педсоветы:
- семинар по теме «Организация работы с детьми группы риска: формы работы, содержание, диагностика, ведение документации»,
- педсоветы
- теоретический семинар «Актуальные проблемы развития здоровья и профилактики значимых заболеваний среди детей».
С целью создания педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно учиться, функционировать и развиваться в новой системе школьных отношений, действует программа «Преемственность».
Разработана и внедрена в учебный процесс программа «Одарённые дети», основной целью которой является создание условий для развития познавательных интересов наиболее одарённых детей, расширения их кругозора.
Данная работа дает положительные результаты.
Учащиеся в полной мере реализуют свой интеллектуальный и творческий потенциал, эрудицию и навыки коммуникативной культуры, толерантность в поведении: активное участие принимают в городских, областных олимпиадах.
Создание разнообразной школьной среды не исчерпывается только уроком. Педагогический коллектив успешно решает данную проблему через введение спецкурсов, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни. Это курс «Человек в глобальной экосистеме» (9-й классы), «Экология современного человека» (10 — 11-й классы), «Уроки здоровья» (в 1- 11х классах).
Одним из условий сохранения здоровья является ЗОЖ и занятием спортом.
Что есть в школе №2 ?
- Новый современный спортзал с раздевалками и душевыми.
- Тренажёрный зал.
- Спортивный стадион с футбольным полем и беговыми дорожками.
- 3 спортивные игровые площадки .
- Зал для игры в настольный теннис.
- Зал для лечебной физкультуры.
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности, все дети в школе разделены на три медицинские группы — основную, подготовительную и специальную.
В школе организованы занятия по лечебной физкультуре. К средствам ЛФК относятся физические упражнения, подвижные игры, закаливание. ЛФК посещают учащиеся со 2 по 11 класс.
Большое внимание в целях укрепления здоровья уделяется внеурочным и внеклассным формам работы. В школе постоянно работают спортивные секции и кружки: баскетбола, волейбола, футбола, шахмат, лыжи.
80 % учащихся занимаются в кружках и секциях.
Не менее значимой является психологическая служба. И хотя в штате школы нет психолога, мы активно сотрудничаем с Городским Центром Диагностики и консультирования.
Это позволяет нам владеть психологической ситуацией в школе, определять перспективы развития, стратегию и тактику взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.
Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа «Спасибо, нет!» профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, о безопасном поведении в лифте, на воде, на дороге. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.
В основе массовой внеклассной работы лежат такие активные формы обучения:
- экскурсии,
- «Круглый стол с острыми углами»,
- акции «Нет наркотикам!»,
- викторины, познавательные игры.
Работа с родителями:
- родительские собрания: «Приоритет семьи в воспитании ребёнка», «Семья и школа — партнёры в воспитании ребёнка»;
- спортивные мероприятия «Папа, мама, я — спортивная семья».
- Индивидуальные консультации по вопросам развития ребёнка.
Чтобы получить представления о реальных знаниях школьников, мы предложили им написать сочинения на тему «Что такое здоровье?»
Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате дети получают положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребёнка в целом. Таким образом, система внеурочной занятости детей, складывающаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной, полезной.
В этом году наши ученики сдавали нормы ГТЗО. На школьном этапе приняло участие 354человека. 79 из них (22,3%) участвовали в городском этапе, 34% превысили нормативы, получив отличную оценку. И это только начало.
Достойное участие и победы в конкурсах разного уровня вселяют в нас уверенность в том, что реализация здоровьесберегающих технологий приносит свои плоды в деле укрепления и сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Учащийся в образовательном учреждении находится солидную часть своей жизни, то понятно, сколь значимо влияние школы на его здоровье.
А сохранение здоровья обучающихся детей — главный критерий качества образования.
Источник
Доклад » Работа школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся»
Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% — от действия окружающей среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха.
А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Здание нашего филиала самое новое в районе. Сдано в эксплуатацию в 2009 году. В здании школы имеется спортивный зал, имеющий необходимый инвентарь и оборудование, для ведения учебного процесса и внеурочной деятельности, специализированные кабинеты экологии, химии, физики, компьютерный класс, соответствующие современным требованиям Роспотребнадзора, с эстетически оформленным озеленением, имеется внутренний туалет и канализация. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным проветриванием. На переменах проветриваются классы, кабинеты, в течение трех-пяти минут, а во время уроков — рекреации — 10-15 минут. До занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений до 20 минут. В теплые дни занятия проводятся при открытых фрамугах и форточках.
Благоприятный световой режим в школе способствует сохранению общей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с ним расстройству зрения, в частности, формированию близорукости. В учебных помещениях отводится предпочтение люминесцентному освещению, норма освещенности 90-100 %. Следует отметить, что есть дополнительное освещение над классной доской, персональными компьютерами в кабинете информатики.
Одно из основных гигиенических требований — соответствие размеров мебели росту и пропорциям тела ребенка. Для гармоничного физического развития детей, сохранения правильной осанки и хорошей работоспособности в каждый класс приобретена соответствующая школьная мебель.
Положительное влияние на здоровье оказывает ежедневная влажная уборка кабинетов. Один раз в неделю — генеральная уборка. На важность поддержания благоприятной среды обучения указывает тот факт, что только при оптимизации санитарно-гигиенических условий в школе достигается улучшение состояния здоровья учащихся более чем на 10%.
В нашем филиале имеется медицинский кабинет в соответствии с требованиями СаНпиН. Обновляется и пополняется информацией уголок здоровья.
В школе работает небольшой, сплоченный коллектив. Это профессионалы не только в учебной, но и в воспитательной работе.
Девизом работы нашей школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся можно использовать слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, воспитании культуры здорового образа жизни, в приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Исходя из цели, мы разработали программу «Здоровье», которая призвана реализовать основные направления деятельности школы для защиты здоровья детей и воспитания у них стремления к здоровому образу жизни.
Основными видами деятельности по программе «Здоровье» являются диагностика, профилактика и коррекция, консультирование. Она включает в себя следующие направления по формированию ЗОЖ:
— Организация учебного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
— Работа коллектива школы по социальной адаптации учащихся и сохранению их физического и психологического здоровья.
— Внеклассная работа по формированию навыков здорового образа жизни.
— Медицинское обслуживание учащихся медицинскими работниками сельского ФАП и ЦРБ.
— Организация горячего питания.
— Сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.
Реализация работы данных направлений осуществляется с учетом результатов мониторинга здоровья, мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса.
Для эффективной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников мы проводим анкетирование участников УВП, обобщенные результаты которого позволяют администрации школы «держать руку на пульсе»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех участников, возможные пути их решения. Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.
В 2010 году получено приложение к лицензии на право ведения дошкольной образовательной деятельности, и в филиале была открыта группа дошкольного образования.
Наличие дошкольной группы позволяет заложить прочный фундамент для полноценного физического развития, будущего школьника, да и не только физического. С целью разностороннего и гармонического развития детей, обеспечения их полноценного здоровья, развития разнообразных двигательных и физических качеств, формирования убеждений и привычки к здоровому образу жизни воспитатели используют в своей работе программу валеологической направленности Т.С. Казаковцевой «Здоровье с детства». Кроме традиционных форм работы (физкультурные занятия, ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и т.д.), прочно вошли в практику работы дошкольной группы такие формы, как дозированная ходьба во время прогулок, дыхательная гимнастика, игровой массаж.
Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. Педагоги и воспитатели школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе. Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.
Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока, это осуществляется через выбор: плотности уроков, количество и смену видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, психологический климат.
На уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают необходимые знания об основах безопасной жизнедеятельности человека, об опасных и вредных факторах различного происхождения, о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, для формирования конкретных навыков и моделей поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Теоретические знания требуют обязательного закрепления на практике, для этого в программу ОБЖ включены такие обязательные занятия:
-ориентирование на местности и организация питания в природе для учащихся среднего звена;
Итогом всего курса ОБЖ является ежегодный «День защиты детей», на котором в соревновательной форме проверяются знания, умения и навыки, полученные в течение года.
Мероприятия, проводимые в школе по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент.
Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда.
Физкультурно–оздоровительное направление в школе выбрано приоритетным, это обусловлено спортивными традициями, которые сохраняет и умножает энтузиаст своего дела, учитель физической культуры Э.В. Евдокимова. Благодаря хорошему оснащению спортивного зала сегодня наши учащиеся имеют возможность заниматься игровыми видами спорта, легкой атлетикой и лыжами. Это позволяет удовлетворить интересы учащихся, позволяет каждому раскрыть свои способности.
Учащиеся школы всегда активно участвуют в районных соревнованиях , праздниках, в школьных мероприятиях «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Дни здоровья». Имеется небольшой опыт в организации межшкольных соревнований. Так было организовано мероприятие, посвященное «Дню защитника Отечества», которое проводилось между учащимися нашего и Осино-Лазовского филиала. Участников ждал ряд испытаний как в интеллектуальных, так и в спортивных конкурсах, по итогам всех конкурсов компетентное жюри определило команду-победителя.
В ходе мониторинга уровня физической подготовленности учащихся можно определить не только уровень подготовленности каждого класса, но и увидеть качество работы учителя физической культуры.
Ежегодно ученики 4,7 классов принимают участие в Президентских состязаниях, где показывают хорошие физическую подготовленность Результатом такой работы является то, что школа часто становиться призером или победителем районных президентских состязаний.
Медицинское обслуживание в школе организуют работники сельского ФАП
Мониторинг здоровья в школе проводят совместно с медицинскими работниками классные руководители, учитель физкультуры, администрация школы. В паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. Это позволяет своевременно корректировать состояние здоровья ребенка, целенаправленно строит работу по формированию навыков ЗОЖ.
Результатом этой работы можно назвать и то, что несмотря на то что в районе в этом году была не простая ситуация в связи с болезнью гриппом и многие школы района были закрыты на карантин, дети нашего филиала, практически не болели.
Большое значение для поддержания здоровья детей имеет питание. И к нашему большому счастью в нашем филиале имеется столовая на 40 посадочных мест, которая полностью укомплектована всем необходимым технологическим оборудованием, для обеспечения горячего питания. Им было охвачено 100% учащихся. Наше образовательное учреждение единственное в районе, обеспечивающее учащихся полноценным обедом из трёх блюд. Питание осуществляется в следующем размере: дети из многодетных семей питаются на 20 рублей, остальные на 4,83 рубля. Доплата родителей составляет 5, 17 копеек. То есть обед для детей из малообеспеченных семей составляет 10 рублей. Большую роль в организации питания оказывает приусадебный участок, где выращиваются овощи и наш сельскохозяйственный кооператив «Маяк Ленина» в лице его председателя Н.Н. Евдокимова., который оказывает постоянную спонсорскую помощь, выделяя нам сахар, муку, масло и крупы.
В меню также входят салаты. В течение всего года проводится С — витаминизация. На продукты питания имеются сертификаты качества. На пищеблоке соблюдается чистота и порядок.
В наличии имеется и правильно оформляется отчётная документация. Контроль за качеством приготовления пищи, санитарным состоянием, расходованием денежных средств осуществляет комиссия по питанию.
Еще одним условием успешной работы по формированию здорового образа жизни является привлечение к ней родителей и жителей села. Работа по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
Родители вместе с детьми участвуют различных мероприятиях.
Формирование привычек здорового образа жизни осуществляется не только через перечисленные направления, но и через развитие творческих способностей учащихся, обеспечение разумного досуга.
С этой целью в школе организованы и работают кружки художественно-эстетической направленности «Макраме» и «Умелые руки»
Одним из направлений внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья учеников является организация школьного лагеря с дневным пребыванием во время каникул. Его посещают как учащиеся начальной школы, так и ученики 5 – 8 классов.
Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить лишь в экологически чистом окружении. Ученики с удовольствием участвуют в экологических десантах, очищают и благоустраивают родники на территории села. Весной этого года учащимися и учителями был посажен сад около здания нашего филиала.
В заключение, хочу сказать, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур, и это будет способствовать только тому, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным. Ну а нам, учителям, очень важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основываясь на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям учащихся. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.
Источник