Меню

Работа школы по сохранению здоровья школьников

Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
статья на тему

Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.

Скачать:

Вложение Размер
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних

заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи

информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,

характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех

используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры

здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и

. Цель здоровьесберегающего сопровождения — создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-

оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в

организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились

искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во

время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Основной путь к здоровью — воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования — добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

«Забота о человеческом здоровье — тем более о здоровье ребенка, — это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» — говорил Сухомлинский.

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.

2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.

3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.

4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).

Источник

Деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья детей

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья, совпадают с важнейшим социальным этапом детства – получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов. Далеко не всегда это влияние положительно. Недостаточность информирования родителей, отсутствие системы работы педагогов по формированию здорового образа жизни, отсутствие медицинского работника в школе еще более обостряет проблему сохранения здоровья детей. Поэтому формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды актуально на современном этапе развития школы. Здоровые школьники учатся лучше. “Здоровье человека – важный показатель его личного успеха” (Д.Медведев. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”).

Состояние здоровья школьников представляет собой серьезную проблему. В связи с этим обучение школьников бережному отношению к своему здоровью – актуальная задача современного образования. Необходима система мероприятий, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; вовлечение школьников в активную деятельность по укреплению своего здоровья.

Педагоги нашей школы много лет ведут работу по сохранению и укреплению здоровья школьников.

С целью создания и укрепления мотивации к ведению здорового образа жизни в Программу развития школы включён проект “Здоровье”.

Цель проекта: формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса.

Задачи.

  • Выполнение законодательства по охране здоровья детей и обеспечению их безопасности.
  • Развитие традиций, связанных с сохранением и укреплением здоровья.
  • Укрепление материально- технической базы.
  • Формирование навыков здорового образа жизни, культуры безопасности жизнедеятельности.
  • Создание условий для сохранения психического здоровья обучающихся.
  • Формирование у участников образовательного процесса отношения к своему здоровью как ценности.
  • Организация самоаудита здоровьесберегающей деятельности школы (в начале и в конце учебного года).
  • Ключевыми направлениями деятельности школьного коллектива по сохранению и укреплению здоровья обучающихся являются:

    1. Создание необходимых условий пребывания детей в школе, безопасной и предрасполагающей к обучению школьной обстановки.
    2. Формирование устойчивой мотивации школьников вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям.
    3. Укрепление связи с родителями в деле охраны здоровья детей.
    4. Внедрение инновационных технологий, интегрирующих образовательные и оздоровительно-профилактические компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию физиологической цены обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей.

    Система обучения детей в области здоровья и формирования здорового образа жизни предполагает 4 ступени её реализации:

    1 ступень – информирование детей в области здоровьесбережения сверх обычной школьной программы по основным разделам: рациональное питание; двигательная активность; правильная организация учебы, досуга, отдыха; профилактика школьного стресса; физическая подготовленность; гигиена тела; протестные (рискованные) формы поведения. “Обратная связь” — проверка теоретических знаний школьников: проектная деятельность.

    2 ступень – освоение соответствующего возрасту уровня знаний в области формирования здорового образа жизни, включая медицинскую грамотность. “Обратная связь” — опрос, тестирование, проектная деятельность и т.д.

    3 ступень – формирование необходимого уровня навыков практического использования знаний в области здорового образа жизни. Школьник должен демонстрировать отдельные элементы медицинской активности (подсчет пульса и контроль его при физических нагрузках, контроль за своим артериальным давлением, весом, безбоязненное обращение к медицинским работникам по всем вопросам, связанным со здоровьем). “ Обратная связь” — деловые игры, проектная деятельность, проверка теоретических знаний, практических навыков.

    4 ступень – реальное улучшение здоровья, в том числе улучшение качества жизни детей, страдающих хроническими заболеваниями. “Обратная связь” — положительная динамика здоровья обучающихся.

    При реализации проекта планируется:

      Использование наработанных предыдущей программой развития форм, методов работы по данному направлению.
    1. Обновление банка данных о заболеваемости детей.
    2. Контроль физического воспитания учеников. Индивидуальная оценка физического развития ребенка.
    3. Проведение динамических пауз и подвижных перемен во время учебного дня.
    4. Организация спортивно- оздоровительных мероприятий, Дней здоровья.
    5. Вовлечение школьников в активную деятельность по укреплению здоровья, делая их полноправными партнерами в деле реализации проекта.
    6. Внедрение инновационных технологий физического воспитания; повышение привлекательности уроков физической культуры.
    7. Построение учебного процесса на принципах взаимоуважения учителей и обучающихся, развитие коммуникативных связей и партнерства.
    8. Улучшение материально-технической оснащенности и санитарно-технического состояния столовой, спортивного зала, стадиона и спортплощадки; озеленение пришкольного участка.
    9. Создание в портфолио обучающихся раздела “Здоровый образ жизни”.
    10. Проведение мониторинга факторов риска неинфекционных и школьно-обусловленных заболеваний и травматизма у детей и подростков учреждения.
    11. Проведение конкурсов, конференций, праздников, связанных с укреплением здоровья, пропагандой здорового образа жизни.

    Основная образовательная программа начального общего образования нашей школы с 2011 года согласно ФГОС НОО содержит Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, в которой определена основная цель — сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа предусматривает систему мероприятий: от правильной организации урока, уровня его рациональности, организации физкультминуток на уроках и динамических перемен, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности, до организации внеурочной работы, регулярного проведения спортивно-оздоровительных соревнований и бесед с детьми, их родителями (законными представителями) о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья.

    В начальной школе стали традиционными уроки здоровья, на которых у обучающихся формируется:

    — ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

    — элементарные представления о единстве и взаимовлиянии физического и нравственного (душевного) здоровья человека;

    — элементарное понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

    — знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

    — первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

    — отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

    В школе разработана программа “Уроки здоровья”:

    • научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;

    • научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

    Темы занятий:

  • Вода и мыло – наши друзья.
  • Твой внешний вид.
  • Вреден полумрак.
  • Чтобы зубы были здоровыми.
  • • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

    • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

    • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, переутомление и т. п.);

    • научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

    Темы занятий:

  • Каша – пища наша. Полезные и не очень продукты питания.
  • Твой режим дня.
  • Если хочешь быть здоров – закаляйся!
  • Осанка – стройная спина!
  • • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

    • научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

    Темы занятий:

  • Как не заболеть, когда другие болеют.
  • Заболел – лечись.
  • Витамины впрок.
  • Растения лечат.
  • Цель занятий:

  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;
  • научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
  • Темы занятий:

  • Зависимость (компьютер, телевизор, сладости и т.д.)
  • Вредные привычки. Курение.
  • Вредные привычки. Алкоголь. Наркотическая зависимость.
  • Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
  • В связи с переходом начальной школы на ФГОС и введением внеурочной деятельности в школе для обучающихся 1-4 классов введена программа “Подвижные игры”.

    Формированию мотивации к ведению здорового образа жизни способствуют тематические классные часы, которые проводятся в 5-9 классах:

    Класс Дата Наименование мероприятия
    5 сентябрь “Делу – время, потехе – час” (о режиме дня пятиклассника)
    февраль “Жизнь без вредных привычек”
    6 октябрь “Фаст-фуд. Вкусно и полезно?”
    март “Вред и польза компьютера”
    7 ноябрь “Витаминопанорама”
    январь “Час здоровья: лыжная прогулка”
    8 октябрь “Безвредного табака не бывает”
    апрель “ В здоровом теле — здоровый дух”
    9 декабрь “Обвиняется наркомания”
    май “Я за здоровый образ жизни”

    Для обучающихся 1-9 классов в каждом триместре проводится общешкольное дело “День здоровья”. Формы для него педагоги подбирают разные: это может быть кросс, “Весёлые старты”, соревнования по пионерболу, настольному теннису, “Безопасное колесо”, лыжные гонки, “Зимние забавы”, игра “Зарница”, экскурсии.

    Одним из компонентов формирования культуры здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся.

    Тематика родительских собраний

    1 .Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры.

    2. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

    1. Поговорим о правильном питании.

    2. Режим дня школьника, его роль.

    1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

    2. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

    1. Телевизор в жизни семьи.

    2. Эмоции положительные и отрицательные.

    1. Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у детей. Профилактика детского травматизма.

    1. Компьютер в жизни ребёнка. “За” и “против”.

    1. Организация здорового питания подростков.

    1. Школьная форма и здоровье ученика.

    1. Курение, алкоголизм, наркомания.

    Для определения эффективности нашей работы в школе проводятся мониторинги. Мониторинг помогает корректировать деятельность педагогов по сохранению и укреплению здоровья школьников. Он позволяет установить причинно-следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся.

    В результате проделанной работы получили положительную динамику по группам здоровья, по участию и результативности в конкурсах и соревнованиях, по вопросам применения здоровье-сберегающих технологий в учебном процессе.

  • Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  • Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. – М.: Вербум-М, 2001.
  • Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы). – М: ВАКО, 2006.
  • Королев Г.М. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы. – М., 1996
  • Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной школе. Выпуск 3. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания. 5-7 классы: Беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. – Волгоград: Учитель, 2005.
  • Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.
  • Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.. Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья. Или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2008.
  • Подборка журналов “Практика административной работы”.
  • Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы. 5-9 классы. – М: ВАКО, 2006
  • Трушкина Л.Ю. Квитко Л.А., Мялицына Е.А., Шадская Т.В. В здоровом теле – здоровый дух.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  • Источник

    Читайте также:  Группа здоровья у грудного 2
    Adblock
    detector