Меню

Работа школьной службы здоровья

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Воспитание здорового образа жизни
  • Служба здоровья в образовательном учреждении

Служба здоровья в образовательном учреждении

Служба здоровья в образовательном учреждении

Крутикова Лидия Яковлевна,
педагог-организатор, учитель
ГБОУ лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

Среди множества проблем современной педагогики особую тревогу вызывает проблема неудовлетворительного состояния здоровья детей и подростков. В своем послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. Президент РФ отметил: «Сегодня уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Еще более удручающие показатели обычно диагностируют у подростков. Отклонения по здоровью имеют две трети из них…»

Поскольку состояние здоровья человека на 50% зависит от выбранного им образа жизни (М.М. Безруких, 2004г., Н.К. Смирнов, 2002г.и др.), то перед школьным образованием встает задача сформировать такую здоровьеориентиро-

ванную модель поведения индивида, которая, с одной стороны, была бы направ-

лена на сохранение и укрепление его личного здоровья, а с другой – исключала бы нанесение вреда физическому, психическому или нравственному здоровью окружающих его людей.

В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год

от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, наруше-

ниям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, массовом потреб-

лени подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится: раньше все это не носило такого массового характера. Есть и

положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и

особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Педагогическая общественность все больше осознает,

что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии

предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Задача педагогов школы — не дотянуть ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась

счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа заклады-

вает фундамент благополучия будущих поколений.

Благополучие детей, их развитие, своевременное включение в жизнь общества определяют будущее государства. Улучшение показателей здоровья,

образования, среды обитания подрастающего поколения — приоритетная задача общества. Государственная политика в образовании, законодательно закрепленная в основных нормативных документах, среди основных приоритетов

выделяет высокое качество образования. При этом понятие качества образования тесно связано с такими категориями, как развитие, самореализация, здоровье, благополучие. То есть на государственном уровне признается актуальным построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на

основе идеологии культуры здоровья, предполагающей организацию здоровьесо-

Читайте также:  Психологический комфорт матери для здоровья плода

зидающего уклада жизни образовательного учреждения и формирования здорового образа жизни. Образовательное учреждение — идеальное место для

реализации комплексных программ, направленных на решение проблемы

здоровья детей. В них присутствуют профильные специалисты, решающие

проблемы здоровья детей и подростков: медицинские работники, педагоги-

психологи, социальные педагоги, учителя физической культуры, педагоги других близких специальностей.

Анализ решения проблемы здоровья детей и подростков в системе образо-

вания Санкт-Петербурга показывает, что при наличии значительного опыта эта работа недостаточно результативна. Это связано с практическим отсутствием системы консолидации образовательных учреждений, межведомст-

венных структур и специалистов; включенности проблемы здоровья в управленческий контекст образования. Указанные проблемы решались в ходе

проекта по созданию службы здоровья образовательного учреждения, который был реализован в Санкт-Петербурге в 2005 – 2007 гг.

В результате эксперимента разработано и апробировано нормативное, научное, методическое и информационное обеспечение создания службы здоровья в образовательном учреждении.

Служба здоровья – организационная форма взаимодействия специалистов

образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.

Основная цель службы здоровья: построение открытой здоровьесозида-

ющей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организа-

цию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.

Перед службой здоровья стоят следующие задачи:

— построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность учащихся и педагогов.

— повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.

— создание условий для оздоровления учащихся, ослабленных наиболее

распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков.

— систематизация и упорядоченность деятельности ОУ по построению здоровьесозидающей образовательной среды.

В соответствии с функциями и возможным составом специалистов в службе здоровья осуществляется профилизация и выделяются собственные организационные звенья, на которые возлагаются определенные компетенции

— полномочия и ответственность.

Исходя из теоретико- методологических оснований создание и функционирование службы здоровья в образовательном учреждении требует

соответствующей подготовки специалистов. Так как специалисты службы здоровья имеют собственную профессиональную компетентность, образовательная программа должна быть построена в рамках повышения их

Образовательная программа предназначена для подготовки команды

служб здоровья образовательного учреждения. Примерный состав команды:

заместитель директора, медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, специалист по информационным технологиям, преподаватель физичес-

кой культуры. Содержание программы и необходимость обучения большой

группы специалистов из одного образовательного учреждения определяет

целесообразность следующей организации обучения:

— сессионное обучение в каникулярное время

— межсессионное взаимодействие, во время которого команда службы здоровья работает в своем образовательном учреждении и обмен полученным

опытом происходит на ежемесячных межсессионных семинарах.

Служба здоровья — новая структура образовательного учреждения, нормативные и методические основания которой создавались параллельно с

экспериментальной подготовкой специалистов. Проект «Создание службы здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» реализуется в

Читайте также:  Здоровье для вас авто

СПбАППО в 2005 – 2008 гг. В дальнейшем для подготовки специалистов службы здоровья необходимо и возможно опираться на опыт образовательных

учреждений, уже имеющих в своей структуре службу здоровья.

Оценка здоровьесозидающей образовательной среды наиболее четко

увязывается с оценкой качества образования. Обьекты мониторинга качества образования — образовательные результаты, условия и цена их достижения — определяются, с одной стороны, требованиями государственного образовательно-го стандарта, а с другой — социальным заказом школе и характеризуют специ-

фику образовательного учреждения, его отличие от других учреждений.

Мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды можно определить как систему организации сбора, хранения, обработки, анализа и прогноза состояния здоровья обучающихся, а также распространения информа-

ции о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспе-

чивающую непрерывное слежение за состоянием здоровьесозидающей среды образовательного учреждения и прогнозирование ее развития на основе единой

базы данных. Целью мониторинга является сбор и социологический анализ

первичной статистической информации для выявления значений показателей, определяющих функционирование службы здоровья в образовательном учреж-

Технология создания службы здоровья в конкретном образовательном учреждении состоит из следующих компонентов:

1. Разработка внутренних локальных актов, регламентирующих деятельность службы здоровья в зависимости от условий конкретного образовательного учреждения.

2. Проектирование деятельности службы здоровья на основе проведения мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды.

3. Подготовка участников образовательного процесса к построению здоровьесозидающей образовательной среды с помощью инициирующих и

Алгоритм создания нормативно-правовой базы службы здоровья конкретного образовательного учреждения может выглядеть таким образом:

1. На основе Примерного положения о службе здоровья в образовательном учреждении принимается собственное Положение о службе здоровья образовательного учреждения. (см. Приложение )

2. Для реализации задач службы здоровья необходимо перезаключить договор

образовательного учреждения с детской поликлиникой. — В целях регламентации организационно-правового положения работников образовательного учреждения, их обязанностей, прав, ответственности и обеспечения условий для эффективной работы разрабатываются должностные инструкции руководителя и специалистов службы здоровья.

Служба здоровья должна пройти этап проектирования, конечным продук-

том которого является создание целевой программы деятельности службы

здоровья на определенный отрезок времени. (см. Приложение ) Проектирование целевой программы деятельности службы здоровья

целесообразно осуществлять поэтапно.

В процессе организации службы здоровья возникают сложности, которые

можно разделить на объективные, внешние по отношению к образователь-

ному учреждению, и субъективные, внутренние, вполне реализуемые в

Для повышения готовности педагогического коллектива, родителей и

учащихся к построению здоровьесозидающей образовательной среды

необходимо решить следующие задачи:

— определить готовность участников образовательного процесса к здоровьесозидающей деятельности;

— организовать выработку новой миссии школы;

— преодолеть сопротивление педагогов нововведениям; создать психоло-

гический климат, установку на здоровьесозидающую деятельность;

— организовать просвещение участников образовательного процесса в

области здорового образа жизни;

— объединить педагогов во временные творческие коллективы

Принятие и готовность включиться в построение здоровьесозидающей образовательной среды зависит как от директора школы , так и всего школьного коллектива в целом.9(2)

Актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических и учебных пособий, а также соответствующих подразделений (служб, центров, отделов ) в структуре образовательного учреждения, где может успешно проводиться работа по

Читайте также:  Польза бега для здоровья женщины

сохранению и укреплению здоровья молодого поколения экономически малозатратными и в то же время эффективными методами.

Создание службы здоровья в образовательном учреждении имеет

-определенные правовые основания: ( Федеральные законы, подзакон-

— всесторонние исследования образовательной системы.

Одним из основных направлений деятельности Службы здоровья

является: создание условий для здорового питания в образовательном

учреждении. Значение правильного питания для здоровья человека неоспоримо.

Человек нуждается в определенных количествах энергии, белка, жиров, витаминов и других пищевых веществ. В теле человека постоянно происходят процессы обмена. Одни вещества сгорают, окисляются, выводятся, а взамен нужны новые вещества, причем самого различного назначения. Особенности питания детей школьного возраста связаны с быстротекущими процессами различных систем организма. Поэтому школьники должны получать сбалансированное питание, включающее в рацион полный объем затрат энергии в течение всего дня с учетом дополнительных нагрузок (занятия спортом, игры, прогулки и т. п. ), жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.

Деятельность по улучшению питания школьников должна предпо-

лагать 2 аспекта:

— питание ребенка в школе

— контроль за полноценностью питания в семьях учеников.

Система школьного питания ориентируется на «Цикличное сбалансиро-

ванное меню» , разработанное с учетом потребностей детского организма.

Здесь наблюдается некоторое благополучие: детям предлагают горячие

завтраки и обеды.

Второй важный аспект проблемы — питание школьников в семье, требу-

ет определенного внимания. Важно, чтобы питание детей в семье было организовано в комфортных условиях, чтобы дети не ели в одиночестве

и с пищей получали все необходимые для организма вещества. Школа

должна выступать в роли пропагандиста культурного питания.

Наша конечная цель — здоровье подрастающего поколения. Для решения этой задачи проводится ряд мероприятий: беседы с родителями и учащи-

мися, мониторинги, выпускаются стенгазеты, альманахи на темы здорового питания.

В соответствии с поставленными целями эффективность реализации программы Службы здоровья лицея № 384 можно определить, исходя из

2-х групп критериев:

— результативность создания условий для обеспечения здоровья учащихся

и педагогов образовательного учреждения

— результативность создания и деятельности школьной команды Службы здоровья образовательного учреждения как коллективного субъекта труда.

1. За время эксперимента произошли позитивные изменения в здоровье учащихся: увеличилось количество учащихся с 1-й группой здоровья.

2. Снизилось количество пропусков по болезни в основной и средней школе за счет снижения количества простудных заболеваний

3. Произошли позитивные сдвиги физической подготовленности учащихся.

4. Осуществляется систематический контроль за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров,

5. Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения (мо- ниторинги, беседы и курсы повышения квалификации).

6. Организовано качественное и рациональное питание школьников (завтраки и обеды – 100% начальная школа ) и учителей.

7. Проводятся спортивные праздники и соревнования с участием педагогов и родителей.

8. Проведение различных внеурочных видов деятельности: дни здоровья, декады, акции по пропаганде здорового образа жизни, профилактика

Источник

Adblock
detector