«Формирование привычки ЗОЖ дошкольника в семье»
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_privychki_zozh_doshkolnika_v_seme.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Формирование привычки ЗОЖ дошкольника в семье».
«То, что упущено в детстве,
никогда не возместить в годы юности,
и тем более в зрелом возрасте».
В наш век скоростей, повсеместной компьютеризации, научно-технического прогресса мы мало времени уделяем своему здоровью. Известно, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.
Дошкольное детство — очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо — только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Формирование здорового образа жизни детей- задача совместная дошкольного учреждения и конечно семьи. Многие проблемы у взрослых людей можно было бы избежать, если бы с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности. При этом безусловно, на первом месте- личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.
Здоровый образ жизни в семье . Если речь идет о дошкольниках, внимание должно быть уделено следующим моментам:
1.Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда. Взрослые своим примером и пояснениями учат детей всеми гигиеническими навыками: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.
2.Особое внимание уделяем питанию. Как правильно кушать, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи и т.д.
3.Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы -транспорт, соблюдение правил безопасности при занятиях спортом: коньки, санки и т.п.
Ребенок должен знать, что делать, если случаются травмы или другие непредвиденные ситуации.
В каждой семье есть свои традиции. Если вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия, такие как: семейные завтраки – обеды –ужины( по обстоятельствам), совместные прогулки –лыжные или велосипедные, походы в кино, театры, цирк, семейные праздники, семейные чтения,- за психическое и физическое состояние Вашего ребенка можно быть спокойными.
Во время таких мероприятий, как на пример, семейный обед, ребенка можно научить хорошим манерам и правилам поведения, приучить к здоровой жизни. Все домашние , в том числе, и дети расслабляются и просто отдыхают за столом. Все эти правильные положительные привычки и эмоции у детей быстро и на долго закрепляются, может быть и на всю жизнь.
Хочется еще раз напомнить взрослым .Важен родительский пример, привычки здорового образа жизни, а не просто поучения. .
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Здоровый образ жизни, является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности.
Понимая здоровье как совокупность физического, социально- психологического, духовного компонентов, не трудно определить содержательные аспекты культуры здоровья ребенка.
Под культурой здоровья дошкольника понимается целостность трех составляющих:
— осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
-знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
-валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а
так же задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской , психологической самопомощи и помощи.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка, становится культура здоровья семьи.
Становление и обогащение культуры здоровья родителей может осуществляться в процессе взаимодействия семьи и детского сада с помощью следующих форм деятельности:
-Индивидуальное консультирование родителей врачом и педагогами дошкольного образования.
-Консультации с педагогами-специалистами по актуальным вопросам оздоровления ребенка, рекомендации.
-Конкурсы и соревнования для детей и родителей.
Рекомендации для родителей
В процессе формирования ценностного отношения к здоровью советуем и рекомендуем родителям помогать своему ребенку; делать по утрам в месте зарядку, заниматься физическими упражнениями, активно использовать элементы спортивных игр: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон, ручной мяч, хоккей, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде, роликах, коньках и т.д.Также можно использовать любую веселую музыку, включить и делать с ребенком разные танцевальные движения и упражнения. Можно сделать для ребенка свой спортивный уголок, тренажеры, где ребенок будет повышать физические качества, двигательные умения и навыки, укреплять здоровье, где ребенок будет испытывать радость, бодрость , силы и самостоятельность.
Пример родителей для ребенка очень важен, поэтому взрослые должны вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек.
Источник
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей»
консультация на тему
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_formirovanii_zdorovgo_obraza_zhizni_u_detey.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Воспитатель: Ю.И. Федоренко
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей»
«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка для того чтобы у него уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребёнка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребёнку с детства в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью.
Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи.
ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.
Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!» .
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание и т.д.
Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:
— знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
— умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать при каких условиях среда обитания (дом, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
— умение правильно строить режим дня и выполнять его;
— знание основных правил рационального питания с учетом возраста;
— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
— знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
— знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
— знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
— положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
— формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
— снижение уровня тревожности и агрессивности.
Полезные советы на каждый день.
– Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.
– Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
– Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.
– Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
– Делайте вместе с ребенком утреннюю гимнастику.
– Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.
– Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
– Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
– Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
– Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
– Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком ему навстречу!
Источник
Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»
консультация на тему
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabota_o_zdorove_nevozmozhna_bez_postoyannoy_svyazi_s_semey.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей»
Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»
Благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности. Общепризнанно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение современных средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Так, некоторые авторы отмечают, что многие родители в силу неопытности, несерьезности подхода к соблюдению правил гигиены, а часто из-за низкой культуры и небрежного отношения к здоровью ребенка не выполняют даже элементарных гигиенических правил. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все… «.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ). Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Наряду с сохранением физического здоровья особое внимание следует уделять компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе
• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
• Формирование понятия «не вреди себе сам»
Дети дошкольного возраста имеют очень мало представлений о своем теле и возможностях организма, у них не сформированы представления о бережном отношении к своему здоровью.
Семье нужна поддержка и сопровождение в вопросах формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Идея становления опыта работы по теме «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» возникла в результате многолетних наблюдений за отношением родителей воспитанников к педагогическому процессу ДОУ. Отмечались пассивность родителей в вопросах воспитания детей, нежелание присутствовать на совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование с родителями о здоровом образе жизни показали, что у родителей наших воспитанников уровень знаний в области формирования здорового образа жизни – не высок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку требуется медицинская или психологическая помощь.
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей
Формировать у детей представления о своем теле; о правилах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Обеспечить дошкольника необходимыми знаниями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Расширить и разнообразить взаимодействие ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ.
Направления и методы формирования здорового образа жизни:
• настрой на здоровый образ жизни (занятия, беседы, д\игры)
• достаточная двигательная активность (занятия, прогулки, п\игры)
• правильное питание (занятия, беседы)
• четкий режим дня (соблюдение в детском саду и дома)
• отказ от вредных привычек в семье (консультации, беседы с родителями)
• выполнение гигиенических требований (соблюдение дома и в ДОУ)
• умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении (занятия, беседы)
• активный отдых (прогулки, походы, игры)
3. Консультации – оказание помощи родителям через консультации;
4. Родительские собрания;
7. Благодарственное письмо
9. Совместные праздники и развлечения;
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия.
2. Принцип согласованности действий.
3. Принцип самовоспитания и самообучения.
4. Принцип ненавязчивости.
•сформированные знания детей об основах ЗОЖ
•повышение физической подготовленности детей
•создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников по формированию основ ЗОЖ
•повышение количества посещений родителями праздников, развлечений
Критерии (экспресс-анализ и оценка детской деятельности под редакцией О. А. Сафоновой)
Высокий уровень: Ребенок правильно и четко отвечает на вопросы взрослого. Любознателен, делает свои выводы о поведении в различных ситуациях.
Средний уровень: Ребенок любознателен; испытывает затруднения, отвечая на вопрос взрослого; принимает помощь сверстников.
Низкий уровень: Ребенок пассивен; отвечает на вопросы одним словом или молчит.
усвоение знаний о ЗОЖ;
формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи.
Вопросы для собеседования по выявлению знаний детей о ЗОЖ
Вопросы для собеседования в средней группе.
1. Скажи, пожалуйста, что надо делать, чтобы быть здоровым?
2. Назови мне предметы личной гигиены.
3. Какие бывают продукты питания? Назови полезные и вредные продукты питания.
4. Расскажи, как ты проводишь свой день в садике, дома. Как надо правильно проводить свой день?
5. Как надо вести себя с незнакомыми людьми?
6. Назови опасные для жизни предметы.
Вопросы для собеседования в старшей группе.
1. Скажи мне, пожалуйста, что нужно делать, чтобы быть здоровым?
2. Расскажи о своем организме и как ты его оберегаешь.
3. Скажи, что происходит с тобой, когда ты болеешь? Кто и как может тебе помочь?
4. Назови мне опасные ситуации, которые могут произойти с людьми. Что надо делать?
5. Как должен питаться человек, чтобы быть здоровым? Назови полезные и вредные продукты питания.
6. Где следует играть детям на прогулке? Расскажи про светофор, для чего он нужен?
Вопросы для собеседования в подготовительной группе.
1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?
2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему? А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?
3. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье? Какие полезные привычки ты знаешь? Какие есть у тебя?
4. Представь, что девочка потерялась на улице. Что ей надо делать? Представь, что кому-то из твоих знакомых стало плохо. Что надо сделать?
5. Расскажи, как спорт помогает быть здоровым. Кого в вашей семье можно назвать здоровым, почему?
6. Назови мне правила ухода за своим телом.
Результаты работы с родителями по формированию здорового жизни детей я прослеживаю по итогам анкет.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность я веду по трем направлениям:
2. Наглядно — информационное
1 направление — Познавательное — обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
2 направление — Наглядно — информационное:
3 направление — Досуговое
Работа с детьми.
•в форме проведения минуток здоровья
•во время физкультурных занятий
•при реализации проектов
•в совместных мероприятиях с родителями
Результативность деятельности формирования у дошкольников здорового образа жизни путем взаимодействия детского сада и семьи имеет положительную динамику. Это прослеживается:
в повышении уровня знаний детей об основах ЗОЖ
в положительной динамике уровня физической подготовленности
в повышении ответственного отношения родителей к проблемам ЗОЖ
в повышении количества посещений родителями совместных мероприятий
Источник