Образовательная область «Здоровье».
Надежда Леонидовна Енина
Образовательная область «Здоровье».
Содержание образовательной области «Здоровье»:
В условиях современной природо-социальной и экологической ситуации проблема здоровья приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14 % детей России можно считать практически здоровыми. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка, так как ребенок особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонения здоровья. Исходя из этого воспитание здорового образа жизни должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка. Задача укрепления здоровья – одна из приоритетных в работе ДОУ.
Основные принципы работы
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Цель : сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. воспитание культурно – гигиенических навыков;
3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Основные направления работы
• обеспечение благоприятной адаптации;
• выполнение сангигиенического режима;
• решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
• предупреждение острых расператорных заболеваний и невратических состояний методами неспецифической профилактики;
• проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
• организация здоровьесберегающей среды;
• определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
• изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей;
• пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и родителей.
В МДОУ дополнительно введена парциальная программа «Здоровый малыш» (автор Береснева З. Н.) с целью совершенствования работы по оздоровлению детей.
Программа включает в себя :
• оптимизацию режима дня;
• организацию двигательного режима;
• охрану психофизического здоровья;
• закаливание с учетом здоровья ребенка;
• лечебно-оздоровительную работу.
Комплекс оздоровительных мероприятий
• Профилактика йододефицита (использование антиструмина).
• Ароматерапия во всех группах в утренние часы для профилактики ОРЗ.
• В группе проводится утренняя гимнастика (в музыкальном зале). Упражнения для зарядки выбираются с учетом возраста ребенка.
• В течение дня дети имеют возможность организовать подвижную игру, но в групповой комнате мало места для игр с бегом, поэтому дети бегают в основном на улице, на прогулках. Игры с метание, ловлей мяча, народные игры используются тоже в основном на прогулках.
• На занятии проводятся обязательные физкультминутки для предупреждения и снятия усталости, для активизации умственной деятельности.
• Проводятся закаливающие мероприятия после сна (упражнения для бодрости, солевые дорожки, упражнения для профилактики плоскостопия).
• Фитонциды (лук, чеснок).
Образовательная область «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей,как:
«Физическая культура» — развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей;
«Познание» — расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
«Социализация» — формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
«Безопасность» — формирование основ безопасной жизнедеятельности;
«Коммуникация» — развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.
1. осознание детьми понятие «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
2. повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
3. овладение навыками самооздоровления;
4. снижения уровня заболеваемости.
1. «Здоровый дошкольник». Змановский Ю. Ф.
2. «Здоровый малыш» Береснева З. Н.
3. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т. Л. Богина. – М. :
4. Уроки Мойдодыра / Г. Зайцев. – СПб. : Акцидент, 1997.
5. Уроки этикета / С. А. Насонкина. – СПб. : Акцидент, 1996.
6. Уроки здоровья / Под ред. С. М. Чечельницкой.
7. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М. : linka- press,
Современной маме. Материал для родителей В моем блоге Вы можете ознакомиться с материалом по следующим темам Современной маме. Как отучить ребенка кусаться Современной маме. Чтобы.
Источник
Система работы по здоровьесбережению воспитанников ДОУ «Забота о здоровье — это важный труд воспитателя»
Лебедева Светлана Вячеславовна
Система работы по здоровьесбережению воспитанников ДОУ «Забота о здоровье — это важный труд воспитателя»
заведующая МДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 114»
___ Н. В. Серебрякова
Приказ № ___ от ___
«Система работы по здоровьесбережению воспитанников ДОУ через реализацию серии коммуникативно-игровых и спортивно-физкультурных проектов по созданию оздоровительного и психологического климата учреждения»
Воспитатель Лебедева С. В.
Забота о здоровье – это важный труд воспитателя.
бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение,
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Для решения проблемы сбережения здоровья детей были разработаны образовательные проекты. Именно проектирование образовательного процесса даёт возможность поэтапно реализовать обозначенные задачи с учетом возрастных и психологических возможностей детей и корректировать этот процесс при необходимости.
1. Творческий, информационный, практико-ориентированный «Мы растем здоровыми в старшей группе в 2016 году.
Целью проекта являлось формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачами проекта были следующие:
— создать условия для благотворного физического развития детей;
— способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
— повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
— удовлетворять природной потребности детей в движении;
— формировать разумного отношения к своему здоровью;
— воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
— повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья;
— создать совместно с детским садом и семьей условия по воспитанию физически здорового ребенка.
Условием реализации проекта было
— осуществление тесного взаимодействия с инструктором по физической культуре;
— сотрудничество с родителями.
В ходе работы с детьми над проектом была проведена следующая работа:
Познавательные занятия: «Витамины на грядке»,беседы: «Для чего мы делаем зарядку?», «Чистота и здоровье», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Здоровье и болезнь», «Зачем нужна физкультура?».
Рассматривание иллюстраций о спорте, «Овощи и фрукты», «Как правильно мыть руки», «Мое тело».
Чтение художественной литературы:
«Однажды хозяйка с базара пришла», «Мойдодыр», «Я один у мамы сын», «Девочка чумазая», «Маша обедает», «Я сама», «Айболит», «Как лечили петуха», «Зарядка и простуда», «Утренняя песенка» К. Чуковского «Мойдодыр», Г. Зайцев «Дружи с водой».
Отгадывание загадок об овощах, фруктах, частях тела, средствах гигиены
«Раскрась овощи и фрукты»; «Фруктовое дерево», «Чудесный мешочек», «Умываемся правильно», «Оденемся на прогулку», «Весенние и летние виды спорта», «Полезно-вредно».
Настольно-печатные игры лото «Овощи и фрукты».
Самостоятельная художественная деятельность:
Рисование «Я здоровье сберегу», «Полезные овощи и фрукты»
Аппликация: «Овощи на тарелке»
Лепка из соленого теста «Овощей и фруктов».
Подвижные игры проводились совместно с инструктором по физической культуре.Таковыми стали: «Огуречик, огуречик», «Волк и зайцы»,«Угадай кто, где кричит», «Кот и мыши», «Бегите ко мне»
Физкультминутки: «Автобус», «Буратино», «Веселая мышка»
Так как главным условием реализации проекта было сотрудничество с родителями детей, мы разработали и провели ряд мероприятий с семьями по проекту.
Папка-передвижка «Растём здоровыми и крепкими»
Анкетирование «Здоровый образ жизни»
Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и гриппа».
Рекомендации родителями по укреплению здоровья.
Анкетирование родителей на тему «Как вы занимаетесь физкультурой дома?»
Рекомендации родителями по питанию детей
Беседа с родителями о соблюдении режима дня ребенка.
Содействие родителей в изготовлении нестандартного спортивного оборудования (бусы из крыжек, дорожки здоровья)
Совместный спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья»
В результате работы над проектом:
— Дети дополнили свои знания о здоровом образе жизни, закаливающих процедурах, полезных продуктах.
— Дети стали бережнее относятся к своему здоровью, осознают ценность его сохранения.
— Повысилась грамотность родителей в вопросах по воспитанию и сохранению здоровья детей.
В настоящее время в нашей группе началась работа с детьми по долгосрочному (с ноября 2017 года по май 2018 года) информационному творческому проекту «Использование нетрадиционного спортивного оборудования для оздоровления и физического развития детей».
Целью проекта является создание оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования, способствующего воспитанию культуры здоровья дошкольников.
В основу проекта нами была положена следующая гипотеза. Использование не только современного, но и нестандартного спортивного оборудования будет способствовать повышению двигательной активности детей, уровню их физического развития и эффективности оздоровительной работы.
В ходе достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решаются следующие задачи проекта:
1. разработать и изготовить нестандартное спортивное оборудование
2. активно использовать его в совместной и самостоятельной деятельности;
3. обогатить двигательную среду с целью воспитания культуры здоровья у детей;
4. обобщить и распространить опыт работы по созданию нестандартного оборудования двигательной среды.
5. привлечь родителей воспитанников к изготовлению нестандартного оборудования.
6. Способствовать повышению интереса детей к физическим упражнениям и развивать двигательные умения и навыки детей посредством использования нестандартного оборудования.
Ожидаемыми результатами проекта являются:
-Обогащение предметно-развивающей среды нестандартным спортивным оборудованием
— Повышение интереса детей к физическим упражнениям у 85%.
— Повышение компетентности родителей в вопросах изготовления нестандартного оборудования у 80% семей.
По плану проекта сейчас идет его подготовительный этап – сбор материала для изготовления нетрадиционного оборудования, литературы по теме проекта посредством взаимодействия с родителями воспитанников.
Применение в работе ДОУ спортивно-физкультурных проектов повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.
Система работы по формированию у дошкольников представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни Презентация на тему «Моё здоровье — моё богатство». Презентация была сделана мной на конкурс 2015году «Я в педагогике нашёл своё призвание»….
Проектная деятельность в ДОУ по здоровьесбережению (из опыта работы) Проектная деятельность в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №55» г. Иваново по здоровьесбережению (из опыта работы). Проект «Будь.
Семинар-практикум для педагогов «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению» Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда! Конфуций «Здоровье является высшей ценностью.
Семинар «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению» Цель: • способствовать улучшению психологического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе; • мотивировать педагогов.
Семинар «Здоровье воспитателя как условие успешной педагогической деятельности по здоровьесбережению» Цель: • способствовать улучшению психологического здоровья педагогов и поддержанию благоприятного климата в коллективе; • мотивировать педагогов.
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ Воспитание ребенка успешно, если оно системно. Воспитательная система включает в себя учебно-воспитательный процесс, ориентированный на.
Система работы воспитателя по художественно-эстетическому развитию детей. Выполнила: Русакова Мария Васильевна, воспитатель МБДОУ д/с №17 «Золушка» г/о г. Бор. Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического.
Система работы воспитателя по ознакомлению дошкольников с родным городом, как средство патриотического воспитания В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание.
Система работы воспитателя по составлению календарного плана Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере.
Источник