Опыт работы: » Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении»
методическая разработка по теме
Для того, чтобы было легко жить
с каждым человеком, думай о том,
что тебя соединяет, а не о том, что
тебя разъединяет с ним
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_ovz.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
«Для того, чтобы было легко жить
с каждым человеком, думай о том,
что тебя соединяет, а не о том, что
тебя разъединяет с ним»
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье «Из глубины »
(Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции о правах ребёнка и направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день проблема инвалидности вообще и детской инвалидности в частности весьма актуальна. Согласно Росстату в настоящее время в Российской Федерации проживает 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из них значительное число детей – инвалидов.
По сведениям Министерства здравоохранения за 5 лет количество детей – инвалидов увеличилось на 1/3 (со 150 детей-инвалидов на 100000 населения до 206).
На ближайшее десятилетие работа с детьми-инвалидами объявлена ЮНЕСКО приоритетной. Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в массовой школе и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.
Данная проблема актуальна и для нашего образовательного учреждения. В настоящее время группы общеразвивающей направленности детского сада посещают 6 детей-инвалидов: с нарушениями опорно — двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.
Создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников с ОВЗ и оказании помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования – главная цель деятельности педагогов МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка».
Основополагающими задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями мы считаем:
- Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
- Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
- Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;
- Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Для решения данных задач психолого-педагогической поддержки детей необходима не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
В нашем образовательном учреждении психолого – педагогическое сопровождение рассматривается, как система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.
Сопровождение детей осуществляют:
— Медицинский работник — мониторинг здоровья воспитанников.
— Педагог-психолог — психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
— Учитель-логопед — диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
— Музыкальный руководитель , реализацию используемой программы музыкального воспитания.
— Инструктор по физическому воспитанию разработку и реализацию программы по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит рекомендации для воспитателей.
— Воспитатель — обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.
Деятельность педагогов дошкольного учреждения по работе с детьми ОВЗ в нашем учреждении проводиться по 4 этапам:
1.Диагностический этап . Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка.
В конце сентября, после проведения мониторинга, проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк), где происходит объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность.
2. Консультативно-проективный эта п. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых.
3. Деятельностный этап . В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ.
Деятельность с воспитанниками на данном этапе организуется как индивидуально, так и с включением в подгрупповую работу, с использованием традиционных психологических техник:
- Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа.
- Игротерапия – в процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
- Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
- Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды. Развивается тактильная чувствительность, все познавательные функции, моторика и речь.
- Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
- Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
В рамках проводимой образовательной деятельности, используются самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращается внимание на формирование умений у детей работать в макро и микро группе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку.
Педагогами ДОУ активно используются в работе с детьми элементы здоровьесберегающих технологий, такие как подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая минутка, корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика, СУ-Джок терапия, ароматерапия, витаминотерапия, музыкотерапия, фитотерапия, гимнастика после сна, солевое закаливание, воздушные и солнечные ванны и др. Весь учебно-воспитательный процесс направлен на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками. Работу по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляем по нескольким направлениям:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Для создания благоприятных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство, наши педагоги создают ситуации успеха в различных видах детской деятельности, используют технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
Предметно — пространственная среда в ДОУ организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Во всех группах имеются центры развития. Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, кнопками, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений (домик с замочками, домик с креплениями), «проблемный столик», сухой дождь, сухой бассейн . Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.
Учитывая наличие воспитанников с двигательными нарушениями, группы оснащены мягкими модулями и мягкой игровой мебелью.
4. Консультативно-просветительское сопровождение семьи.
Основными задачами работы с родителями являются следующие задачи:
- создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
- вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в совместных мероприятиях.
Для выполнения поставленных задач, педагоги и специалисты, работающие с детьми ОВЗ, осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома. Консультирование осуществляют через родительские стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы, родительские собрания.
Ежедневное информирование родителей о ходе образовательного процесса через выставки детского творчества, информационные стенды, приглашения родителей на праздники, на дни открытых дверей, способствовало налаживанию доброжелательного отношения с родителями, знакомству с семьями воспитанников, сферой их деятельности, увлечениями, интересами, знакомству родителей между собой. Родители детей группы активные участники социально-значимых акций, всех конкурсов и выставок, проводимых в образовательном учреждении.
В результате психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ специалистами образовательного учреждения можно отметить следующие положительные изменения у детей с ОВЗ и родителей, выявленные в процессе диагностики педагогами, специалистами: улучшается мелкая и крупная моторика у детей, повышается познавательная активность, самооценка. У родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей.
В связи с этим, можно отметить эффективность психолого – педагогического сопровождения и сделать вывод: сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами образовательного учреждения, позволяет детям благополучно социализироваться в группе детского сада, а также гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Перспектива дальнейшей работы ДОУ:
— Разработать программу повышения профессиональной компетентности педагогов, специалистов в области коррекции нарушения в здоровье и социализации детей ОВЗ;
— Разработать план массовых мероприятий с детьми ОВЗ.
Источник
Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Специалисты организующие коррекционно-образовательную работу ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклю | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.
В последнее время в российских образовательных учреждениях становятся значимыми принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование нацелено в первую очередь на активную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение полноценной социальной жизни, а также формирование у здоровых детей терпимого отношения к своим «особым» сверстникам.
С каждым годом в детских садах увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями здоровья.
Для нормально развивающегося ребенка детский сад – место для совместных с друзьями игр, общения, занятий по интересам, другое дело ребенок с ОВЗ.
Для таких детей детский сад становится местом, где они могут адаптироваться, приспосабливаться к жизни и полноценно развивaться. Это происходит за счет специально разработанной коррекционно-развивающей программы в ДОУ. Реализация такой программы обеспечивает развитие и социaлизацию ребенка с ОВЗ с учетом его индивидуальных особенностей.
В настоящее время тема инклюзивного образовании в России является актуальной. Инклюзивное ( франц . inclusif включающий в себя , от лат. include заключаю ,
включаю ) или включенное образование- термин, используемый для
описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях.
В основу инклюзивного образования положены принципы, которые обеспечивают равное отношение ко всем людям, но создают особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чтоне могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на
рубеже 1980-1990 гг.
В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной
педагогики и родительской общественнойорганизации появилась школа
инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).
С 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155).
ФГОС говорит о том, что стартовые возможности всех воспитанников дошкольных обрaзоватeльных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в первый класс школ, должны быть выравнены.
Основные аспекты ФГОС предназначены обеспечить возможность включения детей с ОВЗ в жизнь дошкольного учреждении и их инклюзивное обучение. В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на устранение недостатков в развитии детей с ОВЗ и оказание им необходимой помощи в освоении основной образовательной программы.
Инклюзия помогает формировать у здоровых детей терпимость к психическим или физическим недостаткам своих сверстников, стремление к сотрудничеству, развивает потребность к взаимопомощи, чувство принятия окружающих людей такими, какие они есть.
В свою очередь, у детей с особыми образовательными потребностями инклюзия способствует формированию адекватного поведения в социуме, выработке положительного отношения к другим детям и максимально глубокому развитию и обучению.
Инклюзивное обучение предполагает равный доступ к получению образования и создание специальных условий для достижения максимального результата в обучении всеми детьми.
Реализация инклюзивного образования в ДОУ требует гибкого подхода для каждого воспитанника с ОВЗ, так как не все дети с особыми образовательными потребностями, могут успешно адаптироваться среди здоровых сверстников.
Рекомендации для коррекционной работы с каждым конкретным ребенком должны давать специалисты ЦПМПК в своём заключении.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» обучение и развитие детей с ОВЗ должно проходить по адаптированным рабочим программам.
Для каждого воспитанника с ОВЗ в ДОУ разрабатывается специальная индивидуальная программа развития – СИПР.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст.79 п.3 сказано, что
«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья..»
Для достижения наилучших результатов в освоении ребенком с ОВЗ специальной индивидуальной программы развития все специалисты психолого-педагогического сопровождения выстраивают свою коррекционно-образовательную работу с воспитанником в едином тематическом планировании.
К специалистам, организующим коррекционно-образовательную работу с в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ относятся:
Педагог – это основной участник образовательного процесса. Именно педагог реализует процессы инклюзии ребенка с ОВЗ среди здоровых детей, создает необходимые условия для успешной интеграции воспитанников с особыми образовательными потребностями в социальную среду и образовательное пространство.
Педагог-психолог – специалист, оказывающую психологическую поддержку всем участникам образовательного процесса (воспитанникам, их родителям и педагогам), Педагог-психолог проводит психологические диагностики, проводит коррекционную работу, в ходе которой происходит изменения особенностей поведения, эмоциональной сферы и развитие всех психических процессов ребенка с ОВЗ.
Учитель-дефектолог — специалист, коррекционный педагог, обеспечивающий максимально успешное освоение образовательной программы, занятия с ним способствуют познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, обогащают знания, умения и опыт ребенка с ОВЗ, что повышает возможность его комфортного включения в жизнь общества. Важным направлением работы дефектолога является адаптация содержания общей образовательной программы к возможностям воспитанника с ОВЗ и оказание в этом вопросе методической помощи педагогу.
Наиболее действенные формы организации обучения и воспитания в инклюзивной группе ДОУ дефектолог выбирает во взаимодействии с логопедом и тьютором.
Учитель-логопед – коррекционный педагог, который занимается выявлением, устранением и профилактикой нарушений речевого развития и коммуникации у детей.
Деятельность учителя-логопеда в рамках инклюзивного образования и воспитания в ДОУ имеет особое значение. Она ориентирована не только на преодоление речевых расстройств у детей с ОВЗ, но также на их адаптацию и социализацию среди здоровых и нормально развивающихся сверстников.
Тьютор — специалист, выполняющий роль проводника ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ.
Тьютор сопровождает ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ в течение всего учебного дня. Работа тьютора направлена на оказание помощи не только непосредственно воспитаннику с ОВЗ, но и его родителям, педагогам, т.е всем участникам образовательного процесса такого ребенка.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольное образование, полученное на общих основаниях — это возможность избежать многих трудностей социально-психологического характера, с которым в настоящее время в нашей стране сталкивается большинство детей-инвалидов.
Можно с уверенностью скaзать, что инклюзивное образование увеличивает, расширяет личностные возможности всех детей, помогает формированию таких качеств, как толерантность, гуманность, терпимость к чужому образу жизни, поведению, способствует усвоению всеми участниками образовательного процесса в инклюзивной группе системы нравственных и социальных установок, предполагающих необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, непричинения страданий. готовности к помощи.
Инклюзивное образование в нашей стране является принципиально новой системой, в которой и педагоги , и воспитанники, и родители работают над одной общей целью – сделать качественное образовани доступным и для всех без исключения детей.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
- На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007.
- Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования. Педагогический журнал. 2013, № 1 (44).
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова – М.:
- www.nsportal.ru
- www.infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения мастер — класса специалиста во взаимойдействии с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: «Как закрепить знания о форме и цвете у детей с ОВЗ» (предполаг.
Итоговое занятие по математике за полугодие.
Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с задержкой психического развития, для организации и проведения диагностики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯП Р И К А ЗПЕТРОЗАВОДСК//0. 09.(И/И&
i. № $Об утверждении плана действийпо обеспечению введенияфедеральных государственныхобразовательных стандартовобуча.
теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с овз и инвалидностью раннего и дошкольного возраста.
Данная презентация обобщает целенаправленную систему работы специалистов по реализации плана взаимодействия с социальными партнерами при решении ряда воспитательно-образовательных задач Муниципального.
Вопрос инkлюзивного образования стал актуальным и для нашего ДОУ, т.к. к нам обратились родители одного из воспитанников с протоколом ПМПК и высказали пожелание остаться в общеразвивающей группе. Пере.
Источник