«ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация по теме
КОНСУЛЬТАТЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЗОЖ в работе с семьей. Консультация для воспитателей. | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 217»
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Цель взаимодействия педагогов с родителями по вопросам формирования здорового образа жизни — это не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понимать потребности ребенка и обеспечить возможность удовлетворять их («педагогической компетенции») и умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность («педагогической рефлексии»). Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни, заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий, как комплекса предпосылок организующих педагогическую деятельность в дошкольном учреждении. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни :
- совместные занятия физкультурой, прогулки;
- отсутствие вредных привычек у родителей и наглядный пример;
- рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
- дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
- бережное отношение к окружающей среде, к природе;
- медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
- формирование понятия «не вреди себе сам».
Взаимодействие ДОУ и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, которые могут быть представлены последующим основанием.
1 . Время проведения. Все формы работы по данному основанию могут быть разделены на ежедневные, еженедельные, ежемесячные и мероприятия проводимые с другой периодичностью или по необходимости.
2. Место проведения. Работа может проводится в помещении ДОУ или за его пределами.
3. Количество участников. Педагог может организовать взаимодействие с подгруппой или группой родителей, индивидуально.
4. Состав участников. При проведении совместных мероприятий в них могут участвовать педагоги (воспитатели, муз. руководитель, инструктор по физкультуре, социальный педагог, заместитель заведующего, заведующий) и родители, или педагоги, родители и дети.
5. Задачи взаимодействии с семьей. Формы могут подразделяться на повышающие педагогическую компетентность родителей и способствующие включение их в деятельность ДОУ.
6. Характер взаимодействие педагогов с родителями. Взаимодействие педагогов с родителями может носить непосредственный (личный) или опосредованный наглядностью характера.
7. Деятельность участников. Участники единого образовательного процесса могут взаимодействовать в познавательной, трудовой или досуговой деятельности
При выборе форм работы с родителями необходимо учитывать:
- тип темперамента ребенка (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).
- тип семьи (полная, неполная, малообеспеченная, многодетная, семьи социального риска);
- образ жизни семей (открытый, закрытый, мобильный, активный, учитывать, кому принадлежит доминирующая роль в семье, характер и стиль семейных отношений).
Работа с родителями включает в себя проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий.
Для реализации работы с родителями по организации здорового образа жизни детей необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования знаний родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-пространственной среды в домашних условиях, организацией практикумов — с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).
Педагоги ДОУ используют в своей работе следующие формы и методы:
- Интерактивная форма: анкетирование; интервьюирование; дискуссия; круглые столы; консультации специалистов.
- Традиционная форма: родительские собрания, семейные спортивные соревнования; акция «Здоровый образ жизни»; вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».
- Просветительская форма; использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей; организация клуба «Здоровая семья»; выпуск бюллетеней, информационных листков; стенд «Здоровье с детства»; уголок в группах.
- Государственно — общественная форма: создание творческой инициативной группы «Мы за здоровый образ жизни».
Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании. В работе с семьёй выделяется несколько этапов :
I. Знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.
II. Знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребёнка (анкетирование)
В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование родителей, которое проводится в начале учебного года и включает в себя следующие вопросы:
- Как вы считаете, почему Ваш ребенок болеет? Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?
- Какие виды закаливания Вы используете дома? Занимаетесь ли с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?
- Есть ли у Вас дома спортивный инвентарь или какое-либо оборудование для занятий спортом?
- Какие вопросы физического воспитания и оздоравливания детского организма Вас интересуют? Какие формы мероприятий для родителей Вы предлагаете по данным темам?
- Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию? В чем, на Ваш взгляд, ее польза? Какие секции Вы предлагаете организовать в нашем образовательном учреждении?
III. Формирование установки на сотрудничество. Здесь можно предложить следующие формы работы: анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребёнка, ознакомление родителей с результатами обследования детей, индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, выставки, открытые занятия.
IV. Организация открытых мероприятий, причём родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребёнка.
- На этом этапе эффективными формами работы с родителями являются: совместные физкультурные досуги, праздники, туристические походы, дни открытых дверей, привлечение родителей к изготовлению инвентаря и оборудования для спортивного зала и физкультурных праздников, демонстрация передового опыта семейного воспитания.
- Немаловажное значение имеет и проведение родительских собраний, целью которых может служить то, чтобы показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного ребенка, способного к последующей активной творческой деятельности. Физическое воспитание комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
- Ознакомившись с условиями и жизнью семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к ЗОЖ и физическому развитию ребенка условно делятся на следующие группы .
К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.
Родителям, отнесенным ко второй группе , разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.
Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни ДОУ. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.
Таким образом, разделив взрослых на условные группы, коллектив ДОУ может осуществить дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.
Путями установления сотрудничества со взрослыми первой и второй групп являются:
• Предоставление возможности наблюдать своего ребенка на групповых и совместных занятиях, праздниках, развлечениях.
• Проведение групповых консультаций, бесед.
• Предоставление родителям литературы из педагогической библиотеки ДОУ.
• Привлечение родителей в оказание помощи при подготовке спортивных мероприятий. (Например, принять участие в судействе соревнований).
Взрослые третьей группы являются опорой инструктора и воспитателя, их опыт в физическом воспитании детей нужно предлагать для изучения и применения всем родителям. Это может быть организация фотовыставки «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка», организация конкурсов на самые интересные спортивные подвижные игры с участием детей и родителей.
Сегодня закон «Об образовании» в Российской Федерации определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка.
Задание педагогам: (заполните таблицу)
Подобрать наиболее рациональную форму ознакомления родителей с темами по формированию ЗОЖ дошкольника, обозначить участников.
Источник
Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»
Смирнова Роза Борисовна
Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»
Уважаемые друзья, хочу поделиться своим отчетом по опыту работы. Может, кому – то и поможет в составлении отчета.
Пояснительная записка. Благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности. Общепризнанно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение современных средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Так, некоторые авторы отмечают, что многие родители в силу неопытности, несерьезности подхода к соблюдению правил гигиены, а часто из-за низкой культуры и небрежного отношения к здоровью ребенка не выполняют даже элементарных гигиенических правил. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все… «.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ). Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Наряду с сохранением физического здоровья особое внимание следует уделять компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе
• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
• Формирование понятия «не вреди себе сам»
Актуальность
Дети дошкольного возраста имеют очень мало представлений о своем теле и возможностях организма, у них не сформированы представления о бережном отношении к своему здоровью.
Семье нужна поддержка и сопровождение в вопросах формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Идея становления опыта работы по теме «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» возникла в результате многолетних наблюдений за отношением родителей воспитанников к педагогическому процессу ДОУ. Отмечались пассивность родителей в вопросах воспитания детей, нежелание присутствовать на совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование с родителями о здоровом образе жизни показали, что у родителей наших воспитанников уровень знаний в области формирования здорового образа жизни – не высок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку требуется медицинская или психологическая помощь.
Цель:Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей
Задачи:
Формировать у детей представления о своем теле; о правилах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Обеспечить дошкольника необходимыми знаниями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Расширить и разнообразить взаимодействие ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ.
Направления и методы формирования здорового образа жизни:
• настрой на здоровый образ жизни (занятия, беседы, д\игры)
• достаточная двигательная активность (занятия, прогулки, п\игры)
• правильное питание (занятия, беседы)
• четкий режим дня (соблюдение в детском саду и дома)
• отказ от вредных привычек в семье (консультации, беседы с родителями)
• выполнение гигиенических требований (соблюдение дома и в ДОУ)
• умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении (занятия, беседы)
• активный отдых (прогулки, походы, игры)
Формы взаимодействия:
3. Консультации – оказание помощи родителям через консультации;
4. Родительские собрания;
7. Благодарственное письмо
9. Совместные праздники и развлечения;
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия.
2. Принцип согласованности действий.
3. Принцип самовоспитания и самообучения.
4. Принцип ненавязчивости.
Предполагаемый результат:
•сформированные знания детей об основах ЗОЖ
•повышение физической подготовленности детей
•создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников по формированию основ ЗОЖ
•повышение количества посещений родителями праздников, развлечений
Критерии (экспресс-анализ и оценка детской деятельности под редакцией О. А. Сафоновой)
Высокий уровень: Ребенок правильно и четко отвечает на вопросы взрослого. Любознателен, делает свои выводы о поведении в различных ситуациях.
Средний уровень: Ребенок любознателен; испытывает затруднения, отвечая на вопрос взрослого; принимает помощь сверстников.
Низкий уровень: Ребенок пассивен; отвечает на вопросы одним словом или молчит.
усвоение знаний о ЗОЖ;
формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи.
Вопросы для собеседования по выявлению знаний детей о ЗОЖ
Вопросы для собеседования в средней группе.
1. Скажи, пожалуйста, что надо делать, чтобы быть здоровым?
2. Назови мне предметы личной гигиены.
3. Какие бывают продукты питания? Назови полезные и вредные продукты питания.
4. Расскажи, как ты проводишь свой день в садике, дома. Как надо правильно проводить свой день?
5. Как надо вести себя с незнакомыми людьми?
6. Назови опасные для жизни предметы.
Вопросы для собеседования в старшей группе.
1. Скажи мне, пожалуйста, что нужно делать, чтобы быть здоровым?
2. Расскажи о своем организме и как ты его оберегаешь.
3. Скажи, что происходит с тобой, когда ты болеешь? Кто и как может тебе помочь?
4. Назови мне опасные ситуации, которые могут произойти с людьми. Что надо делать?
5. Как должен питаться человек, чтобы быть здоровым? Назови полезные и вредные продукты питания.
6. Где следует играть детям на прогулке? Расскажи про светофор, для чего он нужен?
Вопросы для собеседования в подготовительной группе.
1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?
2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему? А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?
3. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье? Какие полезные привычки ты знаешь? Какие есть у тебя?
4. Представь, что девочка потерялась на улице. Что ей надо делать? Представь, что кому-то из твоих знакомых стало плохо. Что надо сделать?
5. Расскажи, как спорт помогает быть здоровым. Кого в вашей семье можно назвать здоровым, почему?
6. Назови мне правила ухода за своим телом.
Результаты работы с родителями по формированию здорового жизни детей я прослеживаю по итогам анкет.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность я веду по трем направлениям:
2. Наглядно — информационное
1 направление — Познавательное — обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
2 направление — Наглядно — информационное:
3 направление — Досуговое
Работа с детьми.
•в форме проведения минуток здоровья
•во время физкультурных занятий
•при реализации проектов
•в совместных мероприятиях с родителями
Результативность деятельности формирования у дошкольников здорового образа жизни путем взаимодействия детского сада и семьи имеет положительную динамику. Это прослеживается:
в повышении уровня знаний детей об основах ЗОЖ
в положительной динамике уровня физической подготовленности
в повышении ответственного отношения родителей к проблемам ЗОЖ
в повышении количества посещений родителями совместных мероприятий
Консультация для воспитателей и родителей «Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни» Российскими педагогами-практиками давно доказано что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы.
Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому воспитанию старших дошкольников Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физической культуры как основы всестороннего развития, является формирование здорового,.
Источник