Опыт работы с родителями по формированию здоровья и ЗОЖ среди детей дошкольного возраста
Татьяна Копрова
Опыт работы с родителями по формированию здоровья и ЗОЖ среди детей дошкольного возраста
ОПЫТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ЗОЖ СРЕДИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Слайд № 1:ОПЫТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ЗОЖ СРЕДИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Подготовила: инструктор по Ф. В. Копрова Т. Г.
Слайд № 2:«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский.
Слайд №3: Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
В ФГОС дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Слайд №4: В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Слайд №5: Задача детского сада
• «Повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
• При взаимодействии работы двух структур необходимо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
• Создать единое пространство
• Развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Задачи педагогов:
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
• Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Слайд №6: Основные принципы партнёрства ДОУ и семьи
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).
3. Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).
4. Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок).
5. Сотрудничество, а не наставничество. (Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).
Слайд №7: Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО:
1. Познавательное направление
2. Информационно-аналитическое направление
3. Наглядно-информационное направление
4. Досуговое направление
Слайд №8:Познавательное направление — направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
• общие, групповые собрания;
• консультации и индивидуальны е беседы;
• выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями;
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;
• совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;
• совместное создание предметно-развивающей среды;
• телефон доверия (номер заведующей, воспитателей);
Слайд №9:Информационно-аналитическое направление — направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
Слайд №10:Наглядно-информационное направление – дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Включает в себя:
Семейный и групповые альбомы;
Слайд №11:Досуговое направление — призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
• Праздники, которые можно закончить чаепитием.
• Конкурсы к традиционным праздникам;
• Празднование дней рождения;
Опыт работы по формированию социально-коммуникативных навыков у девочек дошкольного возраста Опыт работы воспитателя по формированию социально–коммуникативных навыков у девочек дошкольного возраста. Пояснительная записка. Основные.
Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка занятия по формированию ЗОЖ в старшей группе (В рамках Основной образовательной программы дошкольного образования.
Опыт работы с родителями. Взаимосвязь родителей и ДОУ в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста Опыт работы с родителями. Взаимосвязь родителей и ДОУ в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста». Янгильдина.
Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 НОЯБРЬ «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» Цель. Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма.
Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Моя мечта» Цель: развивать у детей творческое воображение, фантазию, логическое мышление, связную речь. Беседа «Зачем нужны.
План работы по самообразованию «Воспитание сознательного отношения к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста» Тема: «ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Проблема: воспитания здорового.
Сценарий деловой игры «Цветок здоровья» с родителями и педагогами по формированию компетентности в вопросе ЗОЖ Сценарий деловой игры «Цветок здоровья» с родителями и педагогами по формированию компетентности в вопросе ЗОЖ Цель: Способствовать формированию.
Современные формы работы с родителями по формированию ЗОЖ дошкольников 1 СЛАЙД «Современные формы работы с родителями по формированию ЗОЖ дошкольников» Шуряева Надежда Валерьевна воспитатель 1 кв. категории.
Взаимодействие с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Опыт работы Слайд 2. Задачи взаимодействия с родителями. Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности.
Сценарий встречи «Эстафета ЗОЖ» с родителями детей дошкольного возраста Ход встречи Инструктор: Здравствуйте, говорим мы при встрече – это правило хорошего поведения и пожелание здравствовать. Согласитесь,.
Источник
Проект «Совместная деятельность с родителями по формированию здорового образа жизни»
Марина Дюба
Проект «Совместная деятельность с родителями по формированию здорового образа жизни»
Семья и детский сад – это важнейшие социальные институты, определяющие развитие маленького ребенка. У семейного и общественного дошкольного воспитания различное предназначение, у каждого своя уникальная миссия, поэтому семья и ДОУ не могут заменить друг друга.
Сотрудничество семьи и педагогов предполагает объединение их усилий, их совместную деятельность, выстраивание партнерских отношений, для обеспечения максимально благоприятных условий развития и воспитания детей в семье и дошкольном учреждении.
На современном этапе развития дошкольного образования ставится вопрос о необходимости взаимодействия с родителями на новых принципах и новых формах.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, причем решать системно и сообща. Оздоровление детей — это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная систематически спланированная работа всех участников образовательного процесса на длительный срок.
Проанализировав информацию о заболеваемости детей нашей группы, я пришла к выводу, что состояние здоровья детей требует особого внимания родителей и специалистов ДОУ.
Лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДОУ позволит организовать более эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей, предполагающую формирование у семей воспитанников ДОУ потребности в здоровом образе жизни и как следствие снижение заболеваемости детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.
Цель проекта: установление сотруднических отношений между родителями и педагогами по формированию навыков здорового образа жизни у детей.
1. Актуализация у родителей потребности в диалоге с педагогами, в совместной деятельности с ними по вопросам оздоровления детей.
2. Расширение представлений родителей о ценности здорового образа жизни.
3. Помочь родителям оценить собственные методы приобщения детей к здоровому образу жизни.
4. Приобретение родителями и педагогами опыта сотрудничества по созданию благоприятных условий для оздоровления ребёнка в ДОУ и дома.
5. Приобретение родителями знаний, практических умений и навыков осуществления совместной оздоровительной работы.
Этапы проекта:
1. Диагностический этап
Цель: изучение семей воспитанников нашей группы.
• Получить информацию о состоянии здоровья детей группы.
• Выявить уровень осведомленности родителей в вопросах оздоровления.
• Выявить степень готовности родителей к сотрудничеству с воспитателями по вопросам формирования здорового образа жизни детей.
• Выявить положительный опыт семейного воспитания.
№ Мероприятие Задачи Сроки Ответственные
1. Анализ медицинских карт детей. Получить и проанализировать информацию о состоянии здоровья детей нашей группы. сентябрь Медсестра, воспитатели
(Приложение №1) Выявление уровня осведомленности родителей в вопросах оздоровления. сентябрь Воспитатели
3. Индивидуальные беседы Выявить, как организован режим дня дома.
4. Анализ собранной информации Выделение актуальных
задач, определение тем, форм и методов для решения этих задач.
2. Мотивационный этап
Цель: мотивировать родителей на сотрудничество с педагогами по формированию навыков здорового образа жизни у детей.
• Актуализировать у родителей потребность в здоровом образе жизни всей семьи.
• Формировать у родителей понимание значимости взаимодействия с педагогами ДОУ, направленного на оздоровление ребёнка.
• Информировать родителей об оздоровительной работе, осуществляемой в группе и ДОУ.
№ Мероприятие Задачи Сроки Ответственные
1. Мини-лекция с родителями «Пропаганда здорового образа жизни принадлежит семье» Актуализировать у родителей потребность в здоровом образе жизни всей семьи.
Начало октября Педиатр
2.Беседа на тему: «Значение режима дня в жизни дошкольника». Информировать родителей о важности соблюдения режима октябрь Воспитатели
3. «День здоровья» Вовлечение родителей в оздоровительный процесс. (Пригласить поучаствовать в проведении утренней гимнастики и физкультуры вместе с детьми, поиграть на прогулке в подвижные игры).
3неделя октября Воспитатели
4. Презентация «Оздоровительная работа в ДОУ» Информирование родителей об оздоровительной работе, осуществляемой в группе и ДОУ.
октябрь Ст. воспитатель, воспитатели
5. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» Создать условия для творческого сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада.
ноябрь Воспитатели, инструктор по физкультуре.
6. Стенгазета «Малыши-крепыши» 1. Расширить представление родителей об оздоровительной деятельности в группе, в д/саду.
2. Способствовать пониманию родителями о возможных направлениях оздоровления ребенка. ноябрь Воспитатели
7. Мастер-класс для родителей на тему «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»
(Приложение №2) 1. Познакомить родителей с разными видами гимнастики; способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях.
2. Создать условия для обмена семейным опытом по физическому воспитанию дошкольников.
3. Вызвать интерес и желание активно участвовать в совместной реализации проекта. ноябрь Воспитатели, музыкальный руководитель.
3. Основной этап
Цель: приобретение родителями и педагогами опыта по созданию благоприятных условий в формировании представлений здорового образа жизни у детей в ДОУ и дома, создание единой системы оздоровительной деятельности в семье и ДОУ.
• Расширить и углубить представления семей о здоровом образе жизни.
• Помочь родителям приобрести (расширить) опыт совместной деятельности со своим ребенком по оздоровлению.
• Формирование у семей воспитанников потребности в освоении технологий оздоровления детей.
• Приобретение родителями и воспитателями знаний, практических умений и навыков осуществления совместной оздоровительной деятельности в семье и детском саду.
№ Мероприятие Задачи Сроки Ответственные
1. Оформление «Уголка здоровья»
(В кратком и красочно оформленном виде родителямпредлагались рекомендации:
-Игры и упражнения, по оздоровлению и формированию здорового образа жизни ребенка, которые можно организовывать дома.)
-Как с пользой провести выходной день с ребенком и т. д.
Информирование родителей.
В течение года Воспитатели, медсестра
2. Мастер – класс для родителей «Приобщаем детей к здоровому образу жизни»
Памятка для родителей «Здоровье вашего ребенка в ваших руках!»
Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья.
декабрь Воспитатели, педиатр.
«Оздоровительные традиции в семье» Распространение лучшего опыта семейного воспитания.
декабрь Воспитатели, родители, дети
4. Анкетирование «Качество питания в детском саду». Получение и анализ информации об отношении родителей к организации питания в ДОУ. Конец декабря Воспитатели, м/сестра.
5. Семинар «Все о детском питании» Формирование единого подхода к правилам питания ребенка в ДОУ и дома. январь Ст. медсестра
6. Практикум «Секрет приготовления вкусных и полезных для ребенка блюд» Приобретение родителями практических умений в приготовлении полезных для ребенка блюд. февраль Воспитатели, повар, родители
7. Спортивный праздник «Мой папа самый сильный» Привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада. февраль Инструктор по физ-ре, муз. Руководитель, воспитатели.
8. Стенд «Сундучок бабушкиных рецептов» Обмен рецептами полезных блюд. В течение года Воспитатели, родители
9. Круглый стол «Подвижные игры – забава или способ оздоровления ребёнка» Дать представление родителям, в какие игры целесообразнее играть с детьми. март Воспитатели
10. Спортивное мероприятие «А ну-ка, мамы!» Привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада. март Инструктор по физ-ре, музыкальный руководитель, воспитатели.
11. Практикум «Как изготовить нестандартное спортивное оборудование для занятий с детьми дома» Повышение интереса у детей, для занятий физкультурой дома.
апрель Родители, воспитатели
12. Индивидуальные консультации педагога — психолога Консультирование родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка В течение года Педагог — психолог
13.Семинар — практикум по теме: «Профилактика нарушения зрения у
детей» Познакомить родителей с гимнастикой для глаз, самомассажем биологически
активных точек на лице.
Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей.
май Воспитатель, ст. медсестра
14. Консультация «Путешествие с малышом» Обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать отдых с ребенком интересным и увлекательным. июнь Воспитатели, ст. медсестра
15. Анкетирование Определить отношение и степень осведомленности родителей в области закаливания. июнь Воспитатели
16.Дискуссия на тему: «Закаливание маленького ребёнка: «за» и «против».
Расширение и углубление представлений о сущности обсуждаемой проблемы.
Развитие умения видеть явление с разных сторон июнь Воспитатели, родители
17. Мастер-класс с родителями по освоению технологии закаливания Повысить компетентность родителей в вопросах оздоровления детей. июль Старшая медсестра, воспитатели
18. Практикум для родителей
«Спину прямо я держу»
Познакомить родителей с причинами, влияющими на нарушения осанки.
Разучить комплекс ЛФК при нарушениях осанки.
Познакомить родителей с оборудованием для профилактики нарушения осанки. (Мячи, гимнастические палки, массажёры и т. д.)
август Инструктор ЛФК, врач –педиатр, воспитатели
19. Индивидуальное письменное информирование родителей о достижениях детей за определенный период совместной оздоровительной работы.
4. Контрольно — оценочный этап
Цель: выявление эффективности совместных усилий, сопоставление поставленных задач и полученных результатов.
• Выявить уровень компетентности родителей в вопросах оздоровления детей.
• Определить эффективность данной системы мероприятий по взаимодействию с семьями.
• Определить уровень заболеваемости детей.
1. Анкетирование родителей
4. Анализ отзывов и предложений о проведенных мероприятиях.
5. Самоанализ проделанной работы.
Результаты проекта:
В результате реализации данного проекта будет создана система совместных мероприятий, направленных на установление сотруднических отношений между родителями и педагогами по вопросам формирования навыков здорового образа жизни. Снизится уровень заболеваемости детей в группе. Изменится отношение детей к сохранению своего здоровья.
Повысится активность родителей в совместной с педагогом деятельности по формированию здорового образа жизни детей. Родители приобретут знания, практические умения и навыки осуществления совместной оздоровительной работы. Родители станут более активными участниками в жизни группы и ДОУ. Они станут единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей. А также педагогами будет приобретен опыт сотрудничества по созданию благоприятных условий для оздоровления ребёнка.
Анкета для родителей «Моя семья и здоровый образ жизни».
Уважаемые родители! Наша группа «Петушок» ведет работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Ваши искренние ответы помогут нам в решении этих задач.
1. Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка? (нужное отметить V).
2. Вы занимаетесь физкультурой и спортом? (нужное отметить V).
3. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом? (нужное отметить V).
г) не занимается
4. Считаете ли Вы свое питание рациональным? (нужное отметить V).
г) затрудняюсь ответить
5. Считаете ли Вы питание своего ребенка рациональным? (нужное отметить V).
г) затрудняюсь ответить
6. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка? (нужное отметить V).
7. Как Ваши дети проводят досуг?
8. Есть ли у Вас дома спортивный уголок? (нужное отметить V).
8. Есть ли у Вашего ребенка какие-либо спортивные принадлежности, например мяч, скакалка, лыжи, коньки и т. д (перечислить).
Благодарим за сотрудничество!
«Совместная деятельность воспитателя с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.
Проект по формированию основ здорового образа жизни в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО «Полезно-вредно» Формирование основ здорового образа жизни в подготовительной группе детского сада на основе реализации проекта по теме «Полезно-вредно».
Консультация «Формы работы с родителями по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни» Физинструктор Лыгина Ольга Викторовна АНО ДО «Планета детства «Лада» д/ с №179 «Подснежник» г. о. Тольятти Современное развитие России связано.
Конспект игры-эксперимента по формированию здорового образа жизни Конспект игры- эксперимента по формированию здорового образа жизни «На помощь Пилюлькину» (старшая группа) Цель: Сформировать понятие детей.
Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств» Наши помощники – органы чувств Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, здоровьесберегающее.
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни «Витаминки» Цель: воспитать заботливое отношение к своему здоровью. Задачи: закрепление знания детей о витаминах А,В,С и их значении для организма.
Перспективное планирование работы с родителями по формированию здорового образа жизни Перспективное планирование работы с родителями по формированию здорового образа жизни. Тухватуллина Ильсия Фагимовна, воспитатель, МБУ детский.
Работа с родителями по формированию основ здорового образа жизни. Буклеты «Дети – это залог будущего. Сейчас на часах «без пяти минут двенадцать» и если мы не примем каких-то консолидированных мер, то проиграем.
Реальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольников Реальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольников В нашем ДОУ разработана и активно используется педагогами программа.
Совместная работа ДОО с родителями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни детей Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня. В последние.
Источник