Меню

Работа с детьми с овз по формированию зож

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
учебно-методический материал по теме

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_v_usloviyah_shkoly.docx 28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Линевская школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Искитимского района Новосибирской области.

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Воспитатель 9 класса: Фильчакова Ю.М.

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната

Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах — интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.

Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.

В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех направлениях:

  1. Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;
  2. Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;
  3. Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.

Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия.

Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков являются:

В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста;

Соблюдение рационального труда и отдыха;

Осмысление требований личной гигиены;

В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;

Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;

Наличие адекватных положительных эмоций;

Отсутствие вредных привычек.

В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;

Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;

Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.

В сфере социального здоровья – положительно направленная коммуникативность;

Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;

Ответственность за собственные действия и поступки.

В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз – педагоги стараются акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека.

Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается». Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.

В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры — путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.

Такие большие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», « Вредным привычкам — нет», классные часы «Правда о СПИДе», «В здоровом теле здоровый дух» проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.

Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере — это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые игры, беседы, занятия (« Зеркало настроений», «Культура здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.

У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому должен быть разработан ряд правил и упражнений для профилактики нарушений осанки и зрения. Необходимость выработки хорошей осанки — одна из составляющих здорового образа жизни.

Воспитанники нашей школы посещают секцию «Острый конек», лечебную гимнастику «ЛФК», а также играют в спортивные игры — это волейбол, баскетбол, пионербол, настольный теннис, зимой катаются на лыжах, санках, коньках. Благодаря этому у детей с вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.

В школе — интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья — это и закаливающие процедуры, и правильная организация питания.

Внутри школы организуются различные спортивные соревнования и игры, «Зарница», конкурсы плакатов и рисунков « Мы за спорт», а так же спортивно — развлекательные конкурсы, праздники « Нет вредным привычкам». Популярностью среди воспитанников пользуются настольный теннис, прыжки, бег — эстафеты, метание мяча, кроссы. В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.

Воспитанники школы постоянно принимают участие во всех областных и районных соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений являются грамоты, ценные подарки.

Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.

Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.

1.Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития/ Л. Н. Блинова. — М., 2002.

2. Маляр А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии/ А.Р.. Маляр.- М.,2005.

Источник

Статья «Формирование навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната».
статья на тему

Доклад «Формирование навыков ЗОЖ у обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната» был зачитан на ШМО воспитателей и кл.руководителей в МКОУ ШИ , г. Королев. На основе данного доклада была написана эта статья. Вней представлены материалы из опыта работы педагога Амановой М.Б. В своей педагогической деятельности на экологию и наследственность мы влиять не можем. Единственное, на что мы, педагоги, можем влиять – это образ жизни, привычки и поведение человека (которые формируются в семье и школе) через формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ).

Скачать:

Вложение Размер
statya_formirovanie_navykov_zozh_u_obuchayushchihsya_v_usloviyah_shkoly-internata_dlya_detey_s_ovz.docx 966.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыков ЗОЖ у обучающихся с ОВЗ

в условиях школы-интерната».

Доклад на ШМО подготовила Аманова М.Б., учитель МКОУ ШИ , г. Королев

Здоровье – ключевая ценность для любого человека, независимо от его местожительства. Здоровье – это гармония духа и тела.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) определяет «здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Педагогическая литература даёт следующие определения:

Здоровье физическое – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. ( Это также генетика, иммунитет, конституция человека, двигательная активность, спорт, отсутствие болезней ).

Здоровье психическое — это высокое сознание, развитое мышление, моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. ( Это и эмоциональный самоконтроль, темперамент, нервно-психическое равновесие, ЦНС).

Здоровье социальное – это адекватная оценка своего «я», самоопределение личности в социальных условиях микро- и макросреды. ( Это умение ребёнка находиться в коллективе и разрешать конфликты мирным путём, умение освоить программу обучения, это благополучие в семье).

Таким образом, между здоровьем и полным благополучием можно поставить знак равенства. На здоровье человека оказывают влияние следующие факторы в процентном соотношении:

-образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение – 50-53%;

— внешняя среда, природно-климатические условия, экология – 8-10%;

Проанализировав факторы риска для здоровья, делаем вывод, что состояние здоровья на 50% зависит от самого человека, от его образа жизни! В своей педагогической деятельности на экологию и наследственность мы влиять не можем . Единственное, на что мы, педагоги, можем влиять – это образ жизни, привычки и поведение человека (которые формируются в семье и школе) через формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ).

В условиях круглосуточного пребывания детей в школе-интернате педагоги и медперсонал могут активно влиять на все компоненты, составляющие здоровье.

На физическое здоровье школьников мы можем влиять непосредственно через организацию игр на свежем воздухе, проведение дней здоровья, проведение спортивных общешкольных мероприятий, организацию спортивного досуга, реабилитационное лечение и физиотерапию.

На психическое здоровье школьников можем влиять опосредованно через систему коррекционных занятий с психологом на снятие нервно-эмоционального и физического напряжения (релаксацию); коррекцию аутоагрессивного поведения, через регулирование конфликтов в детском коллективе путем создания доброжелательного эмоционального климата, психологического комфорта ребёнка посредством игровой терапии, сказкотерапии, арттерапии.

На социальное здоровье учащихся мы можем влиять посредством игр, направленных на сплочение коллектива, на взаимодействие, на снятие физического и эмоциональгного напряжения. (Игра «Небо синее «Узнай голос друга», «Бабушка, распутай клубочек» и др.); через общение с родителями учащихся.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ:

Отсюда вытекает вывод, что состояние здоровья на 50% зависит от самого человека ! На экологию, на генетику и уровень здравоохранения по объективным причинам педагоги никак не могут влиять. Мы можем повлиять на образ жизни учащегося: на привычки, поведение через формирование навыков ЗОЖ .

В понятие ЗОЖ входят:

  1. Рациональное питание ( организация гипоаллергенного питания)
  2. Физическая активность, рациональная организация двигательной активности учащихся.(Движение – это жизнь).
  3. Психологический комфорт ( положительные эмоции, психологическая помощь ребёнку).
  4. Духовное здоровье (это система мышления и познания мира и умение жить в нем в согласии с собой, друзьями и обществом).
  5. Отказ и профилактика вредных привычек: табакокурения, выпивка, алкоголь, наркомания.
  6. Рациональная организация учебной деятельности ( это – уроки физкультуры , динамические паузы, физкультминутки, чередование уроков в расписании)
  7. Медико-просветительская работа (беседы с врачами, закаливание, физиотерапия, реабилитационное лечение)
  8. Профилактика детского травматизма (занятия по ОБЖ, изучение правил дорожной безопасности, правила поведения на улице и в экстремальных ситуациях).

Система работы по формированию ценностей здоровья и навыков ЗОЖ у школьников состоит из нескольких этапов:

1.ЭТАП — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ : Определение целей и задач, устное и письменное анкетирование учащихся, сбор и обработка медицинских данных- анамнеза ребёнка, выявление семейных ценностей , установок и привычек, изучение социального окружение ребёнка через общение с родителями.

П. ЭТАП – ОБУЧАЮЩИЙ . Это активные формы и методы обучения :

— обучение навыкам гигиены и основам рационального питания.

— АНТИТАБАЧНЫЙ И АНТИНАРКОТИЧЕСКИЙ БЛОК: презентации по ЗОЖ, интерактивные игры, беседы, обучение умению сказать «нет» в проблемных ситуациях, обучение навыкам отказа в провокационной ситуации, ролевые игры по тематике ЗОЖ, изучение устройства человеческого организма на уроках биологии и влияние вредных привычек на здоровье человека.

Ш. Этап – собственно, ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, или оздоровительно-воспитательная, которая включает в себя: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, участие в спортивных соревнованиях. Это также проведение викторины по ЗОЖ, выставки рисунков и плакатов по данной теме рисунки по ЗОЖ и ролевые игры.

Из всех вышеперечисленных методов формирования З.О.Ж., я и мои коллеги применяют следующее:

Обучение навыкам гигиены: мытье рук перед едой и после посещения туалета. В умению содержать свои тумбочки и предметы гигиены в порядке ( мыло – в мыльнице, зубную щётку – в футляре, одежду– на полке в шкафу, школьную одежду – на вешалку, мытье ног с мылом перед сном и водные процедуры в банные дни).

  1. По гигиене глаз в 6- классе мною проведена беседа «Здоровые глаза» с разучиванием комплекса гимнастики для глаз.
  2. Проведены вечерние классные мероприятия спортивной направленности, такие как «Турнир по шашкам», Спортивные мини-игры «Меткий глаз». «Попади в цель — Кольцеброс», Презентация- викторина о зимних видах спорта.
  3. Проведены беседы, дискуссии и ролевые игры на 6- классе.

Ролевая игра «Умей сказать «Нет!» вредным привычкам» Цель мероприятия: — смоделировать проблемные ситуации и обсудить поведенческие реакции, и найти оптимальные пути решения; развивать критическое мышление, выработать умение противостоять давлению сверстников («провокатора», «подстрекателя»). Дискуссия «Наши враги – алкоголь, табак, наркотики» .

  1. В теплое время года во время прогулок организовывались игры с мячом (вышибалы, Штайнер-бью ), игра в футбол на футбольной площадке., игры со скакалками.
  2. В 1 –й и начале второй четверти во время прогулок дети активно использовали тренажеры для занятий. (ФОТО)
  3. Мною проводились беседы с учениками по здоровому питанию.

Мною проведена беседа с презентацией «Здоровое питание – путь к отличным знаниям», Презентация по витаминам.

Народная мудрость связывает состояние духа и тела с тем, как люди питаются – « Мы есть то, что едим». «Красиво, да животу тоскливо», «Сытое брюхо – к учению глухо», «Гречневая каша сама себя хвалит», «Бездонную бочку не накормишь, жадное брюхо – не наполнишь».

30 ноября 2015г мною проведено общешкольное мероприятия по ЗОЖ « Как правильно питаться. Вредные и полезные продукты ». Перед мероприятием проведена большая подготовительная работа . Была организована выставка поделок из овощей и фруктов. (Рисунок1,2.)

  1. Одна из форм поддержания здоровья – это движение.

Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов и серотонина, повышающих эмоциональное состояние, и снимающих депрессивные .

«Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатываются также нейротрансмиттеры, КАК ГАММА-АМИНОМАСЛЯННАЯ КИСЛОТА, АЦЕТИЛХОЛИН, ИНТЕРФЕРОНЫ И ИНТЕРЛЕЙКИНЫ. Они активизируют мышление и делают запоминание и усвоение более эффективным! Если же процессы обучения построены на негативных эмоциях, то высвобождается адреналин и кортизол, которые снижают способность к учению и запоминанию» (Марьяна Безруких, акад.РАО).

Поэтому важным является включение в программу профилактики вредных привычек регулярных занятий физкультурой и спортом .

На самоподготовке воспитатели используют динамические паузы (физкультминутки).

В своей воспитательной работе я и коллеги также используем игры на свежем воздухе (осенью и весной) и прогулки – зимой, игры в настольный теннис во внеурочное время.

Направления воспитательной работы, формы и методы разнообразны, но все они заточены на формирование здорового жизненного стиля у подростков, формирования мотивации к ЗОЖ, и формирования у детей стойкой негативной установки по отношению к вредным привычкам (как способа решения психологических проблем).

«Что посеешь, то и пожнешь», — гласит народная мудрость. Здоровый привычки нужно прививать с детства!

Источник

Читайте также:  Безопасность здоровья человека зож
Adblock
detector