Физкультурно-оздоровительная программа для работы с часто болеющими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем
рабочая программа по физкультуре на тему
«Правильное дыхание с детства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkulturno_ozdorov_programma_s_chasto_boleyushch_detmi.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительная программа для работы с часто болеющими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем «Правильное дыхание с детства»
«ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ С ДЕТСТВА»
В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре заболеваемости (65% всей патологии) занимают болезни органов дыхания, среди которых 90% — ОРЗ и грипп.
Наибольшее число перенесенных заболеваний приходится на часто болеющих детей, абсолютный уровень заболеваемости которых в 2-4 раза выше, чем у редко болеющих. Часто болеющими детьми, принято считать детей, которые за год переболели 4 и более раз ОРВИ и ОРЗ. Высокая распространенность ОРВИ и ОРЗ объясняется тем, что они передаются воздушно-капельным путем и наличием большого числа серологических типов разнообразных респираторных вирусов. Часто болеющий ребенок заболевает практически независимо от времени года, поэтому работа по оздоровлению таких детей проводится круглогодично.
В ГБОУ Школа № 933 присмотра и оздоровления разработана физкультурно-оздоровительная программа “Правильное дыхание с детства”, направленная на оздоровление часто болеющих детей в условиях ОУ и дома. Она определяет основные направления, задачи, а также выполнение поставленных задач в течение одного года.
Данная концепция является результатом:
— изучения специальных медико-педагогических источников литературы;
— анализа современных здоровьесберегающих технологий;
— обобщения опыта оздоровительно — профилактической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения;
В программе представлены рациональные подходы к организации и проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий в общеразвивающих группах.
Программа “Правильное дыхание с детства” направлена на профилактику ОРВИ, ОРЗ, на реабилитацию и повышение резистентности организма часто болеющих детей .
Основные задачи:
— внедрение в практическую деятельность оздоровительной программы;
— мониторинг результатов реализации оздоровительной программы в условиях ОУ;
– перевод детей из группы часто болеющих в группу эпизодически болеющих;
— формирование у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью.
— снижение уровня заболеваемости;
— расширение знаний взрослых и детей о понятии “здоровья” и влияния образа жизни на состояние здоровья;
— умение использовать полученные знания для самооздоровления.
Основные принципы программы.
Принцип научности – все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованы, апробированы на практике и направлены на укрепление здоровья.
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ОУ.
Принцип доступности – основывается на том, что все разделы программы объединяет игровой метод. Такой выбор объясняется тем, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребенка. Все составляющие части просты и в основном уже знакомы детям и взрослым.
Принцип активности и сознательности – польза от образовательной деятельности может быть только в том случае, когда взрослые и дети осознают что и для чего они делают. Весь коллектив взрослых, как педагогов, так и родителей, нацелен на поиск новых, эффективных методов оздоровления себя и детей и на применение найденных методов на практике.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип индивидуально – личностной ориентации — учет индивидуального уровня развития и состояния здоровья детей, участвующих в оздоровлении; умение адаптировать содержание программы категориям разного возраста. Разработка индивидуальных маршрутов оздоровления часто болеющих детей на основе взаимодействия с семьёй (заполнение индивидуального «Паспорта здоровья» для каждого ребёнка).
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Основные направления программы.
1.Решение реабилитационных задач ЧБД всеми средствами физической культуры.
2.Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики.
3.Выполнение санитарно- гигиенического режима.
4.Обеспечение семей ЧБД всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей.
5.Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка.
6.Соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ОУ (продленный дневной сон, регулярные закаливающие процедуры (не прекращать после ОРВИ, а только снизить интенсивность), полоскание рта после еды, дотация фруктов и овощей по сезону, в том числе лука и чеснока; настойка шиповника; витамины в возрастной дозе).
7.Формирование навыка правильного дыхания (с использованием игровых пособий для укрепления дыхательной мускулатуры), правильной осанки, профилактика плоскостопия.
Основные направления программы.
1.Решение реабилитационных задач ЧБД всеми средствами физической культуры.
2.Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики.
3.Выполнение санитарно- гигиенического режима.
4.Обеспечение семей ЧБД всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей.
5.Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка.
6.Соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ОУ (продленный дневной сон, регулярные закаливающие процедуры (не прекращать после ОРВИ, а только снизить интенсивность), полоскание рта после еды, дотация фруктов и овощей по сезону, в том числе лука и чеснока; настойка шиповника; витамины в возрастной дозе).
7.Формирование навыка правильного дыхания (с использованием игровых пособий для укрепления дыхательной мускулатуры), правильной осанки, профилактика плоскостопия.
1.Обучение основам оздоровительной гимнастики.
2.Совершенствование навыков владения точечным и самомассажем.
3.Обучение всем видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений:
4.«Респираторная гимнастика» Э.В. Стрельцовой;
5.«Гимнастика выжимания» Б.С. Толкачёва;
6. «Спасительная гипоксия» К.П. Бутейко;
7. «Оздоровительное дыхание» Ю.И. Першина;
8. «Закаливающее дыхание» А. Уманской и К. Динейки.
9.Дыхательная гимнастика О.Г.Лобановой и Е.Я.Поповой.
10.Система трехфазного дыхания Л. Кофлера
11. Метод задержки дыхания Ю. Буланова;
12. Гипервентиляционная дыхательная техника;
13. Метод «рыдающего дыхания» Ю. Г. Вилунаса
1.Увеличение жизненной емкости легких.
2.Увеличение физической работоспособности и выносливости.
3.Повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям.
1.Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни).
2.Создание благоприятных условий для оздоровления организма.
3.Выработка гигиенических навыков.
1.Улучшение эмоционального состояния.
2.Снятие психологической напряженности.
3.Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.
4.Развитие коммуникативных навыков.
Мероприятия по снижению заболеваемости.
1. Медицинский и административный контроль за заболеваемостью.
2. Работа с родителями по профилактике инфекционных и простудных заболеваний детей. Большое значение придаётся вакцинопрофилактике, закаливающим процедурам, своевременной изоляции больных детей.
3. Выполнение комплекса оздоровительной программы.
4. Мероприятия по профилактике гриппа и ОРЗ в эпидемиологический период.
5. Строгое соблюдение режимных моментов.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены три блока:
1 блок. Специально организованное обучение. Формы проведения физкультуры: традиционная, игровая, сюжетная, тематическая, комплексная, итоговая. Физкультурно-познавательная – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).
2 блок. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная и кружковая работа с детьми.
3 блок. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.
Реализация программы «Правильное дыхание с детства» базируется на комплексном подходе в работе с детьми. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.
Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.
С учётом специфики дошкольного учреждения (у каждого ребенка свой период оздоровления и пребывания в детском саду) и необходимости создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, были определены следующие особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности ОУ:
1.Установление партнерских отношений всех участников процесса:
— мотивация родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу;
— преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;
— разработку индивидуальной программы воспитания, обучения и оздоровления.
2. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, статические упражнения, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, самомассаж, посещение спелеокамеры и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.
3. Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико — оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ОУ.
4.Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.
Источник
Физическая культура для детей с ослабленным здоровьем
Физическая культура для детей с ослабленным здоровьем
Эффективное решение задач оздоровления ослабленных детей средствами физической культуры в большой мере зависит от правильного выбора и рационального применения комплекса физических упражнений, их дозировки, интенсивности и объема, а также от условий, в которых происходит организованная или самостоятельная двигательная деятельность.
У большинства ослабленных и часто болеющих детей наблюдаются сочетания различных отклонений в состоянии здоровья.
Чаще всего встречаются такие сочетания, как нарушения опорно-двигательного аппарата, повторные простудные заболевания, нарушения функций сердечно-сосудистой системы и заболевания носоглотки и др.
Поэтому так же, как и при проведении закаливания, необходим тщательный отбор средств и методов физической культуры на организованных занятиях при участии врача дошкольного учреждения или специалиста по лечебной физкультуре.
Ослабленные дети нуждаются не столько в снижении общего объема физической нагрузки, хотя на определенный период это ограничение необходимо, сколько в обеспечении комплекса медико-педагогических условий, в которых осуществляется их двигательная деятельность. Эти условия должны способствовать постепенному повышению активности детей, увеличению интенсивности характера деятельности, обеспечивающей совершенствование выносливости и тренированности организма. Создание нужных условий должно одновременно способствовать определению и реализации для каждого ребенка своей индивидуальной «зоны ближнего развития».
Нередко дети с ослабленным здоровьем в силу относительно низких двигательных возможностей сами отдают предпочтение играм, связанным с однообразной позой, с малоподвижной деятельностью. Они не могут без помощи взрослого организовать самостоятельную игру или включиться в группу играющих сверстников, не проявляют желания участвовать в коллективных играх. К сожалению, это не всегда настораживает педагога. Напротив, педагог нередко стремится необоснованно ограничить их и без того низкую потребность в движениях, при этом дальнейшее двигательное развитие ребенка происходит замедленными темпами.
По данным исследований, примерно 50 % ослабленных детей имели сниженную двигательную активность (на 20–30 % по сравнению с большинством детей). Как правило, у них же отмечалось существенное отставание в двигательном развитии, и прежде всего это проявлялось при выполнении упражнений, требующих умения координировать движения, и в упражнениях на развитие скоростно-силовых качеств. Подобные примеры свидетельствуют о том, что дети, имеющие даже незначительные функциональные отклонения в состоянии здоровья, чаще всего характеризуются отставанием в двигательном развитии. Однако и такие подчас незначительные отклонения в состоянии здоровья, которые чаще всего носят обратимый характер (гипертрофия миндалин 1-й степени, остаточные явления рахита, уплощенная стопа и др.), не должны быть причиной освобождения ребенка от занятий физической культурой. Дети нуждаются в полноценном физическом воспитании. Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей, если оно правильно организовано и педагог учитывает все обстоятельства, связанные с их здоровьем, способствует не только устранению имеющихся у них отклонений в развитии двигательных умений, но и улучшению их психофизического статуса.
Первый этап организации двигательного режима для ослабленных и часто болеющих детей должен включать все не противопоказанные им виды двигательной деятельности, однако содержание ее должно быть щадящим. В данный период вводятся ограничения физических упражнений, связанных с интенсивной мышечной деятельностью и физическими усилиями. Это относится к таким упражнениям, как бег, прыжки, подвижные игры с высокой интенсивностью движений, игры-соревнования (игры-эстафеты); исключаются упражнения, выполняемые в ускоренном темпе, и упражнения, связанные преимущественно со статическими нагрузками. При выполнении детьми обычных упражнений, не требующих большого напряжения сил, темп и частота их повторений должны быть умеренными.
Подобные назначения делаются врачом индивидуально после тщательного медицинского обследования ребенка. При обследовании детей обязательно проводится функциональная проба сердечно-сосудистой системы с дозированной физической нагрузкой (20 приседаний за 30 с) — проба Мартинэ—Кушелевского; обследуется также уровень развития двигательных навыков, физических качеств, состояние координации движений по общепринятой схеме с использованием контрольных упражнений. На основании анализа данных комплексного обследования детям рекомендуется определенное, наиболее адекватное для них содержание занятий физической культурой, включающее эффективное в оздоровительном отношении сочетание упражнений.
Организуя занятия физической культурой с детьми, имеющими некоторые ограничения по состоянию здоровья, целесообразно прежде всего широкое использование различных общеразвивающих упражнений, активизирующих разные группы мышц и улучшающих кровоснабжение внутренних органов. Особая роль в этом принадлежит упражнениям, направленным на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры и опорно-двигательного аппарата. Для тренировки дыхания наиболее полезны доступные детям естественные движения — дозированная ходьба и бег умеренной и малой интенсивности.
Для правильного выполнения дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук: положение «руки на поясе» способствует созданию благоприятных условий для вентиляции легких. Положение и движение рук на уровне головы и выше активизирует дыхательные функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы. Укрепление дыхательной мускулатуры достигается также использованием упражнений, направленных на развитие мышц плечевого пояса.
Положение рук «вверх», «вперед», отведение их назад, вращение руками с разной амплитудой в замедленном темпе или вращение руками из разных исходных положений также способствует укреплению мышц плечевого пояса и дыхательной мускулатуры. Сходные функции выполняют упражнения для мышц туловища, живота и нижних конечностей: сгибание и разгибание ног, маховые движения ногами, разнообразные движения туловища — наклоны в стороны, вперед, легкое сгибание назад, вращательные движения туловищем. Значительное повышение внутрибрюшного давления, которое наблюдается при напряжении мышц живота, вызывает ответную реакцию со стороны диафрагмы — это один из путей повышения ее тонуса, что способствует полноценному дыханию и нормальному газообразованию. Укрепление мышц туловища, живота, ног можно усилить за счет использования гимнастического оборудования и различных предметов — гимнастических палок, обручей, мячей.
Проводя занятия с ослабленными детьми, особое внимание следует уделять наличию у них противопоказаний к выполнению отдельных физических упражнений. Например, если у ребенка плоскостопие, ему противопоказана спортивная ходьба, ходьба на пятках, босиком по мягкой основе; полезна для него ходьба «по-медвежьи». Для детей, имеющих «О-образные» ноги (остаточные явления рахита), наоборот, противопоказана ходьба «по-медвежьи», но полезны упражнения на сведение коленных суставов.
При «X-образных» ногах нецелесообразны прыжки с зажиманием между коленей мешочков с песком, ходьба с подпрыгиванием на носках. Полезны такие упражнения, как поза сидя по-турецки и ходьба «по-медвежьи».
Помимо физкультурного оборудования и специальных предметов, на занятиях с часто болеющими, ослабленными детьми целесообразно использовать разные по назначению тренажеры. Один из них — «бегущая дорожка» — массажер, приспособленный по размеру к росту школьника. Этот тренажер позволяет детям и побегать, и походить в пределах заданного отрезка времени. Такие упражнения способствуют раздражению рефлексогенных зон стопы, предупреждая тем самым обострение заболеваний верхних дыхательных путей.
Индивидуальную работу по физической культуре с ослабленными детьми лучше проводить в игровой форме: детям предлагаются игровые упражнения, например, «космонавты готовятся к полету», «туристы в походе»; преподаватель может включить игровой момент и при использовании тренажера «колибри» и диска «здоровье».
Для детей, у которых выявлены функциональные изменения в сердце, нагрузка ограничивается и любые ее изменения согласовываются с врачом; для них неприемлемы упражнения статического характера.
Наиболее удобное время для проведения индивидуальной работы — прогулка, во время которой можно организовать детей в небольшие группы и провести с ними (дифференцированно) подвижные игры.
Игры на воздухе в большей мере, чем в помещении, способствуют тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разных отделов легких, углублению выдоха, улучшению функции дыхания в целом. С этой же целью целесообразно предложить детям такие игры, как «Филин», «Подуй на шарик», «Лети, перышко» и др.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимы упражнения, тренирующие выносливость мышц спины (этот показатель по материалам обследования у детей данной группы значительно отстает от возрастного). Для тренировки мышц брюшного пресса и грудной клетки полезны упражнения, создающие мышечный корсет, а также упражнения для связочно-мышечного аппарата голени и стопы.
Физические упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки, включают ходьбу с высоко поднятыми руками; поочередное выбрасывание рук вперед («бокс»); наклоны корпуса вправо-влево; поочередное поднимание ног вверх, лежа на спине (прямых и со сгибанием в тазобедренном суставе), — имитация езды на велосипеде, имитация ходьбы; одновременное сгибание правой руки в локтевом суставе и левой ноги в коленном и тазобедренном суставах, затем наоборот. Хорошим упражнением для улучшения осанки является поза «кошка притаилась» — прогибание и выгибание корпуса стоя на четвереньках.
Важная роль в работе с часто болеющими и ослабленными детьми принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово- и лимфообращение. Это приседания, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, бег по пересеченной местности. Эффект от подобных упражнений равноценен физиологическому действию теплых ножных ванн; их целесообразно включить в начало занятий физической культурой.
Использование физических упражнений, направленных на улучшение функций верхних дыхательных путей, рекомендуется во всех принятых в школьных учреждениях формах работы по физическому воспитанию. Лучше всего эти упражнения проводить в утренние часы. Четкое выполнение основополагающих рекомендаций к организации двигательной деятельности часто болеющих и физически ослабленных детей, безусловно, послужит укреплению их здоровья и коррекции имеющихся отклонений со стороны определенных функциональных систем организма. Однако этот процесс может быть значительно более эффективным, если осуществлять его в условиях рациональной организации других видов деятельности и полноценного отдыха детей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Физическая культура
Физическая культура Одним из важнейших элементов личной гигиены и здорового образа жизни является физическая культура. Простейшими видами физической культуры должны заниматься все здоровые взрослые и дети. Для людей, страдающих хроническими заболеваниями, физические
Приложение 1 Культура и преобразование мозга Не только мозг определяет культуру, но и культура формирует мозг
Приложение 1 Культура и преобразование мозга Не только мозг определяет культуру, но и культура формирует мозг Что связывает культуру и мозг?Нередко на этот вопрос ученые отвечают, что человеческий мозг, где возникают все мысли и действия, создает культуру. Исходя из того,
Разницу между здоровьем сыроеда и здоровьем человека-блюдомана можно познать лишь опытным путем
Разницу между здоровьем сыроеда и здоровьем человека-блюдомана можно познать лишь опытным путем Мне кажется, что принципы сыроедения прежде всего должны быть приняты детскими садами и яслями, домами для сирот, больницами и ресторанами, и конечно же, должны быть
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ «…А главное — не забывай ежедневной, обязательной гимнастики, заставляй себя проделать по нескольку десятков (без уступки) всяких движений! Это очень важно»[1]. В.И. Ленин 1. СОВЕТСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДЕТИЩЕ ОКТЯБРЯ Советская
1. СОВЕТСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДЕТИЩЕ ОКТЯБРЯ
1. СОВЕТСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДЕТИЩЕ ОКТЯБРЯ Советская физическая культура возникла в нашей стране в результате Великой Октябрьской социалистической революции. Детище Октября — советская физическая культура создавалась и совершенствовалась на основе указаний
УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ В В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ В В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Медицинское обслуживание детей в детских дошкольных учреждениях – компетенция медицинского персонала и врачей базовых детских поликлиник. Оно также подконтрольно органам санитарного надзора и народного
За здоровьем – в санаторий
За здоровьем – в санаторий С давних времен климатотерапия использовалась для лечения разнообразных заболеваний. Санаторно-курортное лечение – идеальный вариант для постепенного избавления от метеозависимости и улучшения самочувствия. Определенные климатические
Глава 4 Лечебная физическая культура
Глава 4 Лечебная физическая культура Лечебная физическая культура (ЛФК) — это несложный и вместе с тем весьма эффективный метод лечения ВСД, который широко применяется во всем мире. Лечебное действие ЛФК при ВСД обусловлено парадоксальной реакцией сердечно-сосудистой
Лечебная физическая культура
Лечебная физическая культура Целебное действие физических упражнений известно давно. Так, например, в Греции в период расцвета ее культуры врачи смотрели на лечебную гимнастику как на обязательный и значительный элемент всей эллинской медицины. Известные врачи Древней
В лес с музыкой за здоровьем
В лес с музыкой за здоровьем Один мой давний знакомый, долго и безуспешно «достававший» свою супругу требованиями обратиться к врачам, недавно поведал мне такую историю.Жена его уже около двух лет страдала головными болями и повышенной раздражительностью (вкупе с
Глава 4 Ожирение и проблемы со здоровьем
Глава 4 Ожирение и проблемы со здоровьем Об ожирении можно думать, если фактическая масса вашего тела более чем на 15 % превышает идеальную массу. Статистика утверждает, что наибольшая вероятность прожить дольше, активнее и радостнее свою жизнь имеется у людей, имеющих
Гормоны и проблемы со здоровьем
Гормоны и проблемы со здоровьем Обычно женщины вспоминают о гормонах лишь раз в месяц – во время «критических дней», когда они сами напоминают о себе перепадами настроения, повышением аппетита и другими неприятностями. Но ведь гормоны контролируют почти всякий аспект
Скрытые проблемы со здоровьем
Скрытые проблемы со здоровьем Если у вас проблемы с памятью, то стоит обсудить со своим врачом возможность наличия у вас скрытых заболеваний. Вот некоторые самые распространенные из
Источник