Меню

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья слух

Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ. Дети с нарушением слуха
консультация на тему

Рекомендации педагогам по работе с детьми, имеющими нарушение слуха

Скачать:

Вложение Размер
Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ Дети с нарушением слуха 19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ

Дети с нарушением слуха

Тугоухость и ее причины .

Понижение слуха чаще всего вызывается разными болезнями ребенка, частично разрушающими орган слуха (скарлатина, корь, грипп, оспа, тиф, дифтерит, коклюш, золотуха, простуда, затяжной насморк, болезни носа, носоглотки).
Бывает, что тугоухость возникает от механических повреждений (удар по уху, сильный крик, поцелуй, попадание воды, насекомых, а также разных предметов в ухо).
В очень редких случаях слуховой аппарат неправильно развивается еще во внутриутробный период жизни. Иногда это наблюдается у детей тугоухих или глухонемых родителей.
Из-за тугоухости не все звуки достигают коры мозга, и в ней образуются несовершенные кинестезические импульсы. Эти импульсы вызывают косноязычие.

В зависимости от степени понижения слуха происходит то или иное искажение речи.
В результате исследования устанавливается степень тугоухости, что очень важно, как для воспитания, так и для лечения.

Легкая степень тугоухости не оказывает особого влияния ни на речь, ни на обучение вообще. Но знать о ней надо, особенна врачу, чтобы предупредить дальнейшее усиление тугоухости и развивать слух.
При умеренной степени тугоухости речь окружающих в условиях детского сада воспринимается относительно хорошо. Такого ребенка берет на учет не только врач, но и воспитатель.

Значительная степень тугоухости является большим препятствием для воспитания ребенка в массовом детском саду, сильно расстраивает речь, а, следовательно, требует особого внимания к нему.

Если тугоухий слышит разговорную речь обычной силы не менее чем в 2 м от воспитателя, при остальных нормальных способностях он может успешно воспитываться в массовом детском саду.

Но нельзя руководствоваться только голыми показателями исследования слуха. Многое зависит от умственного развития ребенка (он догадывается о многом, чего не дослышал, лучше «читает с лица»), от его внимания, интереса к занятиям. Вопрос о пребывании ребенка в массовом детском саду в конечном итоге решается воспитателем на основании длительных наблюдений (до нескольких месяцев).

Недостатки речи у тугоухих

Тугоухие плохо слышат не только речь окружающих, но и свою собственную,

а следовательно, не могут контролировать слухом свое произношение. У тугоухих наблюдаются искажения, пропуск, замена, иногда перестановка звуков. При этом из слов чаще выпадают безударные слоги и согласные звуки при стечении их. Типичным для тугоухого является смешение звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими, нередко с, з с т, д ; т с к . Кроме того, смешиваются слова, сходные по слоговому ритму, или слова, отличные только некоторыми звуками (пуговица — путается, пилка — вилка, взяли — брали и т. п.).

Из-за плохой слышимости безударных окончаний тугоухие нередко недоговаривают слова («заглатывают», «съедают» концы их), что ведет к путанице падежей и других форм языка.

Речь у тугоухих аграмматична.
Структура некоторых слов изменяется настолько, что они становятся неузнаваемыми.

Речь тугоухих монотонная и глухая, так как они не улавливают ее интонации.

Улучшению слуховых восприятий речи способствует развитие дифференцировок элементарного слуха. На этой базе постепенно развивается и фонетический слух, что является главной задачей, а, следовательно, улучшается речь в целом.
Одновременно ведётся работа как над внятностью речи, так и над её пониманием (с учетом обстановки, темы разговора).

Педагогам на заметку

  • В группе ребенок с нарушением слуха должен находиться поближе к педагогу, чтобы иметь возможность не только лучше слышать, но и видеть его артикуляцию («читать с лица», «с губ»).
  • Разговаривая с ним, воспитатель должен стоять так, чтобы лицо было видно ребенку.
  • Прежде чем начать говорить что-либо, необходимо привлечь к своему лицу зрительное внимание, дождаться или добиться, чтобы тугоухий ребёнок на Вас посмотрел .
  • Говорить с ребёнком нужно громко (но не крикливо).
  • Говорить надо медленно, четко артикулируя звуки.
  • Педагог должен повторять сказанное до тех пор, пока ребенок не поймет его.
  • Всегда сами смотрите в лицо ребенку с нарушенным слухом при разговоре с ним, не только во время Вашего высказывания, но и когда слушаете его. Сразу повторяйте вслух его слова, как эхо, особенно если он задает вопрос.
  • Стройте фразу так, чтобы в ней был естественный порядок слов, чтобы начиналась фраза с заведомо воспринимаемых («видимых») слов, ответ на вопрос ребенка начинайте или с двух-трех слов, содержащихся в вопросе, или с повторения вслух вопроса.
  • Во время говорения старайтесь не прикрывать рот, не кивать головой, не размахивать руками (не жестикулировать).
  • Необходимо требовать от ребёнка громкой и отчётливой речи.

С тугоухими детьми полезно проводить такие игры (глаза у детей закрыты):

1. « Где звонили?» Дети указывают место.
2. « Находка ». По усилению и ослаблению звука колокольчика, рожка и т. п. тугоухий отыскивает спрятавшегося товарища или названный скрытый предмет.
3. « Угадай, кто позвонил » (указывают по месту в кружке).
4. « Колокольчик ». Дети сидят кружком, один из них ходит вне круга, звонит в колокольчик и затем осторожно кладет его позади кого-либо. Кто первый укажет, за кем лежит колокольчик, тот становится ведущим.
5. « Угадай, что делают » (перелистывают книгу, стучат по столу, стеклу).
6. « Улитка ». Ребенок отгадывает говорящего по голосу: «Улитка, улитка, высунь рога, дам тебе я пирога».
7. « Жмурки ». Ловят товарища по звуку колокольчика.
8. « Кто умеет слушать? » Дети отгадывают, чем издаются звуки (стук карандаша, звуки разных музыкальных инструментов), или находят издающие звук предметы.
9. « Кто кричал? » Дети по голосу находят игрушки: собаку, котенка и т. п.
10. « Сказка ». Хорошо, рассказывая сказку, в соответствующих местах, наиболее интересных, захватывающих детей, ослаблять голос до шепота.
11. « Речевое лото » на развитие фонематического слуха (кот — рот — крот, мяч — мак и т. п.).
12. « Поспешишь — людей насмешишь ». Ребенку предлагается указывать разложенные на столе сходные по названию предметы или картинки: «Где Мишка? Где миска? Где трава? Где дрова?» В случае ошибки воспитатель указывает и называет картинки (вот трава, трава, а это дрова, дрова, дрова).
13. « Слушай — не зевай ». Дети слушают рассказ, сказку и, услышав заранее указанное слово, или встают, или повторяют его.

Полезны пение, музыка (восприятие и исполнение), слушание детских радиопередач.

Источник

Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение слуха, в условиях инклюзии

1. Введение

Слух играет очень важную роль в развитии человека. Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. При тяжелых нарушениях человек не может пользоваться многими источниками информации, рассчитанными на слышащего человека, полноценно воспринимать всю полноту звуковой жизни.

Особенно важна роль слуха в овладении человеком речью. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведет, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно−логического мышления. Стойкое нарушение слуха как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых — потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.

2. Особенности психологического развития ребенка с нарушением слуха

Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других. Развитие детей с врожденными нарушениями слуха отличается рядом характерных особенностей.

Восприятие. Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия — как главного источника представлений об окружающем мире, важное средство для развития возможностей детей с нарушенным слухом общаться с людьми, воспринимать обращенную к ним речь, поэтому важно уделять внимание обучению чтению с губ.

Память. Развитие словесной памяти детей проходит ряд стадий и совершенствуется в ходе формирования словесной речи. Особенностью развития словесной памяти у детей с нарушением слуха является ее кратковременность. Долговременная память формируется в процессе игровой и учебной деятельности Главной задачей развития словесной памяти является овладение запоминанием на длительный срок. Ее развитие происходит целенаправленно через коррекционно-развивающие упражнения.

Внимание. Объем внимания у таких детей в несколько раз ниже, чем в сравнении у детей без нарушения слуха. Объем могут сохранять не более 10-13 минут. Внимание неустойчивое. Много времени уделяется развитию непроизвольного внимания.

Мышление. В развитии мышления детей с нарушением слуха наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов. Развитие логического мышления существенно зависит от уровня речевого развития детей, а успешность формирования логических операций зависит и определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Для таких детей характерно замедление процесса формирование понятий.

Эмоционально-волевая сфера. У детей с нарушением слуха отмечается бедность эмоций. Кроме таких эмоций как горе, радость, страх — другие они не умеют проявлять.

Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы, поскольку глубокое нарушение слуховой функции резко меняет условия овладения звуковой речью. Но формирование устной речи представляет лишь часть системы воспитания и обучения слабослышащих детей.

3. Особенности дефекта детей с нарушением слуха

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.

Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Она выражается в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота — глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельного овладения речью детьми не происходит.

Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой — нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи. Принципиальное значение имеет время возникновения нарушения слуха. Чем раньше возникло нарушение, тем больше отражается на формировании речи. У позднооглохших детей степень сохранности речи зависит от времени наступления глухоты и от условий последующего развития ребенка, в частности от наличия или отсутствия специальной работы по сохранению и развитию речи.

Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития: чем раньше выявлено снижение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания речи и общения, личного развития.

4. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в процессе инклюзивного образования

Распространение понятия «инклюзивное образование» связано в значительной степени с процессами демократизации общественного сознания и признанием за каждым человеком права на образование. Инклюзивное образование — это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.

Инклюзивное обучение обеспечивает детям с нарушенным слухом равные права и возможности в получении образовательных услуг и, вместе с тем, предусматривает специальную педагогическую помощь в соответствии с их возможностями. Причинами, побуждающими родителей выбирать для своего неслышащего ребенка общеобразовательную школу, могут стать как высокий уровень дошкольной подготовки (близкий к возрастной норме уровень речевого и общего развития, богатый опыт общения и разных видов совместной деятельности со слышащими сверстниками), так и отсутствие специальной школы по месту жительства. Поэтому важной и острой стала проблема разработки психолог-педагогического сопровождения детей с недостатками слуха в процессе обучения их в общеобразовательной школе.

Инклюзивное образование ребенка с нарушением слуха предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях, поэтому чрезвычайно важным становится психолого-педагогическое сопровождение неслышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками.

Целесообразно организовывать коллективные формы игровой и практической деятельности, которые позволят ребенку с нарушениями слуха быть успешным наравне с нормально развивающимися сверстниками и преодолеть возникающие у него на первых этапах обучения коммуникативные трудности.

Организация сопровождения осуществляется дефектологом и психологом в условиях массовой школы или в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, как правило, в виде дополнительных занятий по 30—35 минут три раза в неделю.

Особое место в образовательном процессе занимает работа с родителями. Родители посещают коррекционные и консультативные занятия их ребенка. Дефектолог и психолог также разрабатывают систему дополнительных заданий, которые проводятся родителями в виде игр.И условия, выполнение которых необходимо для обучения ребенка с нарушением слуха в массовой школе:

— заключение ПМПК о готовности к обучению в массовой школе;

— своевременное консультирование учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка с нарушением слуха;

— создание оптимальных условий для выявления и реализации его особых образовательных потребностей;

— повышение статуса неслышащего ученика в коллективе нормально развивающихся сверстников путем организации совместных видов деятельности.

Создание условий для наиболее раннего и полноценного развития ребенка с проблемами слуха , его слухоречевой реабилитации — важная задача школы и школы и родителей.

5. Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями слуха

1. Речи педагога.

Часто ошибочные ответы или затруднения в ответах детей — это непонимание инструкции, непривычная формулировка вопроса, незнание требований педагога.

— Проверить, как понятно задание: Не задавать вопросов: «Понял?», «Понятно?». Не верить односложным ответам школьников «Да» и «Нет». Потребовать раскрыть, что значит «Да», что скрывается за «Нет».

— Попросить повторить инструкцию полностью или фрагментарно. Задавая вопрос, обязательно требовать его повторения вслух.

— Во время монолога следить за тем, насколько ученик Вас понимает. Время от времени просить повторить сказанные Вами слова.

2. Речевое поведение педагога.

— Всегда располагаться лицом к источнику света. Прежде чем начать говорить что-либо, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание человека с нарушенным слухом, дождаться или добиться, чтобы он на Вас посмотрел.

— Всегда смотреть в лицо ребенку с нарушенным слухом при разговоре с ним (и во время говорения, и во время слушания). Сразу повторять вслух его слова, как эхо, особенно, если он задает вопрос.

— Ответ на вопрос ребенка начинать или с двух-трех слов, содержащихся в вопросе, или с повторения вопроса вслух.

— Во время говорения не кивать головой, не размахивать руками (не жестикулировать), не прикрывать рот, не поворачиваться спиной к ученику или к классу.

— Ваша реакция на какую-либо ситуацию или реплику со стороны должны быть понятны или немедленно объяснены глухому человеку.

— Будьте к собеседнику доброжелательны, не высказывайте своего недовольства или раздражения, вызванного непониманием Вашей речи. Овладевайте способами оперативной помощи ему во время беседы или урока: повторить фразу в более медленном темпе с тем же порядком слов; переставить слова во фразе; заменить то ли иное слово без изменения смысла фразы; написать ключевое или непонимаемое слово; написать всю фразу.

Педагог, обучающий ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен:

  • посадить ребенка за первую парту;
  • не поворачиваться спиной к обучающемуся;
  • чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;
  • проверять рабочее состояние слуховых аппаратов;
  • разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
  • широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.

6. Заключение

Слух — важнейшее из человеческих чувств. Несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше, чем зрение. А ведь с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения. Современная диагностическая аппаратура позволяет выявлять нарушения слуха в любом возрасте, даже у новорожденных.

Качество образования детей с нарушением слуха всегда глубоко волновало ученых и педагогов, ибо от того, как оно поставлено, во многом зависят результаты обучения и воспитания. Не смотря на различные трудности, связанные с обучением детей с нарушением развития в массовой школе, всё чаще происходит интеграция детей с нарушенным слухом в общеобразовательную школу, хотя оно не является массовым явлением. Это, как правило, работа с конкретным ребенком и его родителями, а также в той или иной степени с детским садом или школой, куда интегрирован ребенок. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с особыми возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей с особыми образовательными потребностями.

7. Используемая литература

1. Е.В.Кулакова, М.М.Любимова, Г.М.Комлева Методическое пособие. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. глава 1, раздел 1.4 (электронный вариант).

2. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3. Соловьева Т.А. Обучение детей с нарушением слуха в массовой школе // Дефектология. 2005. №5.

Источник

Читайте также:  Календарно тематическое планирование во 2 младшей группе по теме неделя здоровья
Adblock
detector