Работа психолога с учащимися с ОВЗ
статья
Любое образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется в первую очередь Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012.
Особенность школы заключается в том, что здесь обучаются дети с ОВЗ. Согласно статье 2 данного закона, «обучающимся с ОВЗ называется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующее получению образования без создания специальных условий.
Деятельность образовательного учреждения данного типа заключается в том, чтобы адаптировать образовательный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация работы психолога с учащимися с ОВЗ | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа педагога-психолога с учащимися с ОВЗ
Любое образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется в первую очередь Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012.
Особенность школы заключается в том, что здесь обучаются дети с ОВЗ. Согласно статье 2 данного закона, «обучающимся с ОВЗ называется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующее получению образования без создания специальных условий.
Деятельность образовательного учреждения данного типа заключается в том, чтобы адаптировать образовательный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся. Необходимо обеспечить единство учебной и воспитательной работы, создать условия для коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки. А также способствовать развитию у них психических функций, учебных навыков и социального поведения в условиях реализации ФГОС О УО(ИН).
Психологическое сопровождение осуществляется с учетом индивидуальности обучающихся и создает психологические условия для успешного обучения и воспитания, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Что же такое «УО»? Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Согласно классификации МКБ 10 существует 4 степени УО. Чем раньше произошло поражение ЦНС, тем тяжелее степень интеллектуальной неполноценности.
Остановимся на психолого-педагогических особенностях детей с лёгкой УО. В результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольных процессов памяти, словесно-логического мышления, речи и др.). Характерно для умственно отсталых наличие патологических черт в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У многих умственно отсталых детей наблюдаются аномалии в физическом развитии: аномалии роста, нарушения обмена веществ, нарушения моторики, трудности формирования двигательных рабочих навыков и др.
Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. В последнее время отмечается усложнение клинических диагнозов обучающихся.
Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
Получение детьми с лёгкой умственной отсталостью образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Пять основных направлений деятельности психолога:
Результаты обследования позволяют выстроить маршрут индивидуальной психолого-педагогической работы, проследить за динамикой психического развития, определить прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка. Психологом разрабатывается план индивидуальной коррекции для каждого ребёнка отдельно.
Включает в себя:
- Психомоторную коррекцию (развитие общей, ручной и мелкой (пальчиковой, мимической) моторики, моторной ловкости, динамического (ритмического) праксиса, зрительно-моторной координации и графомоторных навыков, формирование пространственных представлений и конструктивного праксиса);
- Развитие основных психических процессов (познавательной сферы: самотогнозиса и стереогноза, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), формирование и коррекция межполушарного взаимодействия;
- Развитие и коррекция эмоционально-волевой и мотивационной потребностной сферы (развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений, снижение эмоциональной нестабильности);
- Коррекция поведенческих отклонений и развитие навыков социального поведения (игры и упражнения на преодоление застенчивости и тревожности, техники, направленные на обучение управлению эмоциями);
- Развитие самосознания (игры и упражнения на формирование адекватной самооценки и позитивного отношения к себе);
- Коррекция межличностных отношений и формирование коммуникативной компетентности (упражнения и игры на сплочение группы и на развитие навыков общения, закрепление и перенос нового позитивного опыта в жизненную практику;
- Воспитание активной и осознанной мотивации к учению ;
- Релаксационные игры и упражнения (медитативная гимнастика, глазодвигательные упражнения, дыхательные упражнения).
- Работа с подростками отклоняющего от нормы поведения реализуется согласно плану мероприятий социально-психолого -социальной службы.
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности.
При организации коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые психолого-педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
1.коррекционно — развивающие технологии;
5. технологии компенсирующего обучения.
Интерес детей к коррекционным воздействиям обеспечивается благодаря разнообразию используемых мной разнообразных здоровьесберегающих технологий.
Важным при построении каждого занятия является четкая структура: ритуалы приветствия и прощания, разминочные упражнения, последовательность упражнений, их логичность, рефлексия занятия. Для повышения интереса к занятиям использую компьютерные технологии.
Коррекция эмоционально-волевой сферы повышает общий эмоциональный фон, настроение, а, следовательно, общее физическое самочувствие и поведение, развиваются коммуникативные навыки, необходимые для успешной адаптации учеников .
Источник
План работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Классы: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9
Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
- обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
- обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации;
- поддерживать в решении задач личностного самоопределения и саморазвития обучающихся;
- оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
Основные направления работы педагога-психолога:
Организационно-методическая работа. Цель: создание методической базы информации, программ, рекомендаций по работе с учащимися с ОВЗ.
Диагностическая работа. Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Коррекционно-развивающая работа. Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Консультативная и просветительская работа. Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся, повысить уровень психологической культуры родителей и педагогов.
План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ на 2019–2020 учебный год представлен в Приложении.
Источник
Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ
Ольга Нагаева
Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ
Психо-коррекционная работа педагога психолога с детьми ОВЗ
«Каждый ребёнок имеет возможность быть
психологически готовым к школьному обучению на своём уровне,
соответственно своим личностным особенностям»
Коррекционная работа в соответствии с ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.
Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направленно на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.
Основными направлениями психо-коррекционной работы с детьмис ОВЗ можно выделить следующие:
диагностическая работа,
коррекционно-развивающая работа,
профилактическая и консультативная работа с родителями.
Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психо-коррекционной работы.
В процессе коррекционно-развивающей работы выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной организации (ПМПк ДОО) определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
Одной из важных задач является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи, индивидуальной траектории развития или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или подгруппы детей в целом.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике,позволяющей:
своевременно выявить детей с ОВЗ;
выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
определить оптимальную траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);
обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации;
спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
определить условия воспитания и обучения ребёнка;
определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.
В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.
Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребёнка:
особенности контакта ребёнка;
эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
реакция на одобрение;
реакция на неудачи;
эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:
особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
особенности моторной функции.
Структура коррекционно-развивающего занятия
Приветствие — ритуал (создание положительного настроя на совместную деятельность, общение).
Кинезиологические упражнения или Мозговой штурм (стимуляция интеллектуального развития).
Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, подобраны с учетом лексических тем и связаны сюжетной линией (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики).
Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).
Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои силы).
Психо-коррекция познавательных процессов
Коррекционно-развивающая работа в данном направлении ведется посредством дидактических игр, наглядных пособий.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен.
При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам,учитываются особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью и следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Примером могут быть следующие игры,которые используются на занятиях: «Игра сказка», «Игра-поручение», «Игры загадки».
Формирование пространственных и временных представлений об окружающем
освоение пространства собственного тела
уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве,
определение пространственных направлений по отношению к себе
определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование,
пространственная ориентация на листе бумаги.
Формирование математических представлений
Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными
возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его три основные формы (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое).
элементарные логические игры, задачи,
упражнения на классификацию,
задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой,
дидактические игры, направленные на развитие пространственных
представлений, построение сериационных рядов.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы
В развитии и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы используются следующие методики: сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, релаксотерапия; тактильно-сенсорные панели и игры, куклотерапия и др.
С помощью сказкотерапии ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, скорректировать поведение.
Для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью занятия проходят в игровой форме.
В качестве основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.
Это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации.
Развитие игровой деятельности
У детей с ограниченными возможностями здоровья игра развивается медленно и, без специального обучения, она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития.
При подборе игр для детей с ОВЗ учитываются следующие условия:
игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности;
соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
учет структуры дефекта;
подбор игрового материала с постепенным усложнением;
связь содержания игры с системой знаний ребенка;
соответствие коррекционной цели занятия;
учет принципа смены видов деятельности;
Развитие мелкой моторики
• гимнастика в стихах,
• игры с палочками,
• игры с шариками,
• массаж пальчиков массажером.
• работа с трафаретами.
• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого ребенка.
Консультативно — просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.
Фотоотчет «Работа педагога-психолога в темной сенсорной комнате» В нашем детском саду существует темная сенсорная комната. Мы, конечно, ее так не называем. Это «волшебная комната». Темная сенсорная комната.
Мастер-класс «Работа педагога психолога дошкольного учреждения с детьми с аутистическим спектром» В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х.
Перспективное планирование образовательной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы Перспективно-тематический план индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы Образовательная деятельность.
Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей и взрослых Мы живем с вами в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному.
Работа педагога-психолога с родителями. Сценарий праздничной встречи Родительского клуба, посвященной Дню Матери Цель: Развитие добрых доверительных отношений между родителями и детьми. Задачи: — создание комфортной атмосферы, активизация участников.
Работа педагога-психолога в ДОО Здравствуйте уважаемые родители! Меня зовут Котлова Анастасия Андреевна, я работаю педагогом-психологом в нашем детском саду. Основной целью.
Рекомендации педагога-психолога «Упражнения для занятий с гиперактивными детьми» Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности «Послушай тишину» Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за.
Совместное занятие педагога-психолога с родителями и детьми 2–3 лет «Сказка «Колобок» Задачи: 1. Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества. 2. Снятие страхов перед сказочными героями. 3. Развитие.
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги, современная жизнь не стоит на месте, многое изменяется, появляются новые технологии. Вот и наша Российская система образования.
Источник