Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
статья по зож
Прочитав статью узнаем, что такое здоровье школьника, от каких факторов зависит сохранение здоровья ученика в школе и какова роль отводится учителю и воспитателю в сохранении и укреплении здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
По данным ВОЗ на состояние здоровья человека и фактическую продолжительность жизни влияют следующие факторы: Индивидуальный образ жизни – 50 %, наследственность – 20 %, климат – 20 %, услуги системы здравоохранения – 10 %.
Положительные характеристики правильного образа жизни:
- полноценный отдых;
- активная жизненная позиция;
- физический и духовный комфорт;
- сбалансированное питание;
- высокая медицинская активность;
- материальная независимость;
- психофизиологическая удовлетворённость;
- регулярная двигательная активность.
В современных условиях реализации ФГОС НОО основная ориентация воспитателя должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как формирование ценностных ориентиров , в том числе отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так ка стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонению нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость ; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признаёт основные общественные ценности.
Рассмотрим внутришкольные факторы , влияющие на здоровье учащихся:
- организация занятий (вид учебной деятельности, технология, стиль преподавания, отметки, оценка знаний, объём домашних заданий);
- уроки физической культуры, спортивные секции, кружки;
- взаимоотношения с одноклассниками, учителями;
- учебный план, выбор УМК, выбор программы;
- режим функционирования школы(режим дня, расписание учебных занятий, питание, санитарно – гигиенические условия, режим перемен;
- досуговая деятельность.
- «Не навреди!»
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся ;
- Непрерывность и преемственность;
- Субъект – субъективные взаимоотношения;
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
- Комплексный, междисциплинарный подход;
- Успех порождает успех;
- Активность;
- Ответственность за своё здоровье.
Учебный материал всех предметов в начальной школе, по любой программе, предоставляет учителю и воспитателю прямо на уроке или нвеклассном занятии формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся. Принцип «Не навреди» должен стать принципом деятельности педагога.
Источник
Система работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Система работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
«Здоровье – не всё, но без него – ничего». Сократ.
Успешность обучения детей определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Как свидетельствует медицинская статистика, здоровье детей и подростков существенно ухудшается в период обучения в школе. Повышенные психические и физические нагрузки в сочетании с общими неблагоприятными факторами среди обитания приводят к тому, что среди выпускников становится меньше здоровых детей и все больше детей страдают хроническими заболеваниями.
Я задумалась, что влияет на состояние здоровья детей? Решила изучить состояние здоровья учащихся моего класса. Проведенное исследование , показало, что 79,1 % детей пришли в 1 «А» класс с различными отклонениями. Из них с нарушениями осанки – 17%, прочие заболевания: 75%.
За период обучения в 1 классе количество здоровых детей увеличилось на 4,1%, но увеличилось количество детей снизивших зрение – 22%.
Я проанализировала так же пропуски уроков по болезни за 1 класс-214. Насторожило и то, что всего 2 человека из 24, за 1 класс не болели.
Я попыталась проанализировать причины всплеска заболеваний, а также выяснить, какие условия организации учебно-воспитательного процесса помогут сохранить и улучшить состояние здоровья моих учеников.
Для этого я решила изучить существующие условия организации учебного процесса в классе и дома: анализ освещённости кабинета, соответствие мебели возрастным нормам в школе и дома.
Все перечисленные факторы регламентируются санитарно — эпидемиологическими правилами СанПиН. В школе мебель, освещённость и питание соответствуют установленным требованиям.
На родительском собрании познакомила родителей с результатами медицинского осмотра, приняли решение совместно работать по созданию программы оздоровления детей. Я провела анкетирование и проанализировала соответствие мебели росту детей дома.
Далее, я изучила соответствие стула по отношению к столу. Расстояние между столом и стулом не должно превышать 30 см.
Далее я познакомила родителей с нормами освещённости и проанализировала освещенность рабочего места дома, используя анкетирование.
Я ощутила актуальную потребность в разработке проекта, способствующего закреплению и улучшению здоровья учащихся.
Цель: создание оптимальных, здоровьесберегающих условий для обучения, воспитания и развития учащихся.
Задачи:
- воспитать у школьников сознательное отношение к своему здоровью и мотивация на ведение ЗОЖ;
- организовать оптимальный двигательный режим и физкультурно-оздоровительную работу;
- создать санитарно-гигиенические условия, обеспечивающих сохранение здоровья детей;
- внедрить новый курс: «Разговор о правильном питании», продолжить внедрение курса «Разговор о правильном питании»;
- привлекать учащихся для посещения спортивных секций;
- организовать внеклассную спортивно-массовую работу;
- привлекать родителей для организации спортивных праздников, классных часов.
Во 2 «А» классе обучалось 24 человека.
24 человека составляют 2 группу здоровья, 2 человека – 1 группа.
Физкультурные группы – 23 человека – основная группа, 1 человек – подготовительная группа.
Направления работы по сохранению здоровья обучающихся:
Пути сохранения здоровья:
- Семья
- Школа
- Общественные организации
Формы работы с семьей:
- Анкетирование
- Привлечение к проведению праздников
- Род. собрания
Формы работы в классе и в школе:
- Общешкольные праздники
- Спортивные праздники
- Физминутки
- Коррегирующая гимнастика для глаз
- Классные часы по формированию ЗОЖ
- Курс «Полезные привычки»
- «Разговор о правильном питании»
- Дыхательная гимнастика
- Арома- и фитотерапия
Разработала циклограмму:
Циклограмма работы классного руководителя по внедрению здоровьесберегающих технологий
Ежедневно:
- Физминутки
- Дыхательная гимнастика
- Коррегирующая гимнастика для глаз
- Организация горячего питания
- Игры на переменах
Еженедельно:
- Классный час по формированию ЗОЖ
- Прогулка на свежем воздухе
- Посещение стадиона Торпедо
Ежемесячно:
- Проведение курса: «Полезные привычки»
- Проведение курса: «Разговор о правильном питании»
- Спортивные праздники
- Генеральная уборка кабинета
Раз в четверть:
- Проведение родительских собраний
- Поход выходного дня
Ежегодно:
- Конкурс рисунков по профилактике вредных привычек
- Участие в общешкольном Дне Здоровья
- Участие в неделе ЗОЖ
Наш класс регулярно принимает участие в жизни школы.
Участие класса в общешкольных мероприятиях:
- Общешкольный День Здоровья – 100%, 2 место
- Школьные спортивные соревнования:
- «Веселые старты» — массовость – 100%, 2 место
- «Папа, мама, я – спортивная семья » — 100%, 1 место.
Участие в конкурсе рисунков, проводимых в рамках месячника ЗОЖ — 100%, к всемирному Дню здоровья – 100%.
Мною были подобраны и проведены спортивные праздники, обеспечивающие оптимальный двигательный режим.
Спортивные праздники в классе:
- «Праздник мяча»
- «Эти разноцветные мячи»
- «Праздник зимних забав»
- «Русская народная игра»
- «Скакалка, обруч и я – дружная семья»
- «Баскетбольное шоу»
- «Аттракционные игры»
Так же я подобрала ряд классных часов, отражающих первую задачу проекта — воспитать у школьников сознательного отношения к своему здоровью и мотивация на ведение ЗОЖ.
Классные час по формированию здорового образа жизни:
- «Быть здоровым душой и телом»
- «Если хочешь быть здоров…»
- «Как сохранить хорошее зрение» беседа — практикум
- «Необычное путешествие с Доктором Айболитом»
- «Чистота – залог здоровья»
- «Режим для школьника»
- «Значение осанки в жизни человека»
- «Злой волшебник наркотик»
Программа «Разговор о правильном питании» ориентирована на детей 6–8 лет.
Цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека. Программа включает в себя 15 тем, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста. Я разработала и подобрала материал для преподавания этого курса.
Курс «Разговор о правильном питании»
- Самые полезные продукты.
- Как правильно есть.
- Удивительные превращения пирожка.
- Из чего варят кашу.
- Плох обед, если хлеба нет.
- Время есть булочки.
- Пора ужинать.
- На вкус и цвет товарищей нет.
- Как утолить жажду?
- Что надо есть, чтобы стать сильным?
- Где найти витамины весной?
- Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты.
- Всякому овощу – своё время.
Для подачи объективной информации о наркотиках, для формирования отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ, для формирования навыков сопротивления давлению сверстников, для формирования личной ответственности за свои поступки и здоровье, я провожу курс «Полезные привычки».
Курс «Полезные привычки»
- Вкусы и увлечения.
- Учусь находить новых друзей и интересные занятия.
- О чем говорят выразительные движения.
- Учусь понимать людей.
- Опасные и безопасные ситуации.
- Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
- Реклама табака и алкоголя.
- Правда, об алкоголе.
Работа с родителями:
- Как научиться быть здоровыми
- Телевидение друг и враг.
- Семья – здоровый образ жизни.
- Садимся за уроки.
- Анкетирование.
- Привлечение родителей к проведению праздников
- Привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях класса.
Для привлечения родителей к сотрудничеству, организовала прогулки выходного дня, где вместе с родителями и детьми весело проводили время, дышали свежим воздухом.
Прогулки выходного дня:
- Поход в осенний лес
- Игра в осеннем лесу: «Кладоискатели»
- Прогулка в зимний лес на лыжах
- «Снежные забавы»
Мною были подобран ряд комплексов, физминуток и упражнений для формирования здорового образа жизни. Корригирующая гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры – все это составляющие для формирования здорового образа жизни учащихся. (См. Приложение).
Для реализации третьей задачи: создать санитарно-гигиенические условия, обеспечивающих сохранение здоровья детей, родителями учащихся нашего класса была закуплена вода питьевая негазированная йодированная 1 категории «Водопад Хакасии».
Для реализации задачи: привлекать учащихся для посещения спортивных секций, я организовала сотрудничество с стадионом Торпедо. Его посещают многие учащиеся моего класса. Сотрудниками спорткомплекса проводятся различные упражнения для: формирования правильной осанки, упражнения для исправления плоскостопия, упражнения для мышц шеи, упражнения для плечевого пояса, упражнения для туловища, упражнения для ног.
В результате проведенной работы, я подвела итог.
Эффективность проекта:
Полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
- дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
- дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Объективные показатели эффективности проекта:
- Снижение числа детей, испытывающих желание попробовать или начать употреблять психоактивные вещества.
- Повышение личной ответственности за свою жизнь.
- Повышение количества детей посещающих спортивные секции.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически.
Комплекс физминуток.
На профилактику нарушения осанки.
При проведении физкультурных минуток, которые помогают предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, являются профилактикой нарушения осанки, предпочтение отдаю простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади. В 1-2 классах использую физкультурные минутки , имеющие двигательно-речевой характер, например:
Подними ладони выше
И сомкни над головой,
А под крышей мы с тобой.
Подними ладони выше
И сомкни перед собой.
Мостик ровный и прямой.
Подними ладони выше
И скрести над головой.
Вот один, а вот другой.
Подними ладони выше
И скрестив их, помаши.
Птички очень хороши.
Упражнения для глаз
Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза. (повторить 5-6 раз)
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и обратно.
Зажмурить крепко глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на3-5 секунд.
Массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.
Медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно.
Круговые движения глазами в одном и обратном направлении.
Комплекс для уроков письма.
1.Упражнения для улучшения мозгового кровообращения И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — 2 — круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 — 4 — то же левой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
И.п. — стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 — обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 — и. п. то же налево. Повторить 4 — 6 раз. Темп быстрый.
И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — повернуть голову направо. 2 — и. п. то же налево. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулаках, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания
И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7-8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2-3 раза — средний, 4-5 — быстрый, 6 -медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх, 2 — переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
4. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
5. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 — круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 — то же в другую сторону, 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.
6. И.п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
1. Сухомлинский В.А. О воспитании // М., 1973 г.
2. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье Берн. Einwohner-Madchenschule //Собрание сочинений, М., 1974.
3. Никита Смирнов Учиться должно быть удобно //Ж. «Здоровье детей» — 2005, №1
Источник