Меню

Работа по сохранению здоровья младших школьников

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
статья по зож

Прочитав статью узнаем, что такое здоровье школьника, от каких факторов зависит сохранение здоровья ученика в школе и какова роль отводится учителю и воспитателю в сохранении и укреплении здоровья детей.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы…»

По данным ВОЗ на состояние здоровья человека и фактическую продолжительность жизни влияют следующие факторы: Индивидуальный образ жизни – 50 %, наследственность – 20 %, климат – 20 %, услуги системы здравоохранения – 10 %.

Положительные характеристики правильного образа жизни:

  • полноценный отдых;
  • активная жизненная позиция;
  • физический и духовный комфорт;
  • сбалансированное питание;
  • высокая медицинская активность;
  • материальная независимость;
  • психофизиологическая удовлетворённость;
  • регулярная двигательная активность.

В современных условиях реализации ФГОС НОО основная ориентация воспитателя должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как формирование ценностных ориентиров , в том числе отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так ка стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонению нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость ; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признаёт основные общественные ценности.

Рассмотрим внутришкольные факторы , влияющие на здоровье учащихся:

  • организация занятий (вид учебной деятельности, технология, стиль преподавания, отметки, оценка знаний, объём домашних заданий);
  • уроки физической культуры, спортивные секции, кружки;
  • взаимоотношения с одноклассниками, учителями;
  • учебный план, выбор УМК, выбор программы;
  • режим функционирования школы(режим дня, расписание учебных занятий, питание, санитарно – гигиенические условия, режим перемен;
  • досуговая деятельность.
  • «Не навреди!»
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся ;
  • Непрерывность и преемственность;
  • Субъект – субъективные взаимоотношения;
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
  • Комплексный, междисциплинарный подход;
  • Успех порождает успех;
  • Активность;
  • Ответственность за своё здоровье.

Учебный материал всех предметов в начальной школе, по любой программе, предоставляет учителю и воспитателю прямо на уроке или нвеклассном занятии формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся. Принцип «Не навреди» должен стать принципом деятельности педагога.

Источник

Система работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

Система работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

«Здоровье – не всё, но без него – ничего». Сократ.

Успешность обучения детей определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Как свидетельствует медицинская статистика, здоровье детей и подростков существенно ухудшается в период обучения в школе. Повышенные психические и физические нагрузки в сочетании с общими неблагоприятными факторами среди обитания приводят к тому, что среди выпускников становится меньше здоровых детей и все больше детей страдают хроническими заболеваниями.

Я задумалась, что влияет на состояние здоровья детей? Решила изучить состояние здоровья учащихся моего класса. Проведенное исследование , показало, что 79,1 % детей пришли в 1 «А» класс с различными отклонениями. Из них с нарушениями осанки – 17%, прочие заболевания: 75%.

За период обучения в 1 классе количество здоровых детей увеличилось на 4,1%, но увеличилось количество детей снизивших зрение – 22%.

Я проанализировала так же пропуски уроков по болезни за 1 класс-214. Насторожило и то, что всего 2 человека из 24, за 1 класс не болели.

Я попыталась проанализировать причины всплеска заболеваний, а также выяснить, какие условия организации учебно-воспитательного процесса помогут сохранить и улучшить состояние здоровья моих учеников.

Для этого я решила изучить существующие условия организации учебного процесса в классе и дома: анализ освещённости кабинета, соответствие мебели возрастным нормам в школе и дома.

Все перечисленные факторы регламентируются санитарно — эпидемиологическими правилами СанПиН. В школе мебель, освещённость и питание соответствуют установленным требованиям.

На родительском собрании познакомила родителей с результатами медицинского осмотра, приняли решение совместно работать по созданию программы оздоровления детей. Я провела анкетирование и проанализировала соответствие мебели росту детей дома.

Далее, я изучила соответствие стула по отношению к столу. Расстояние между столом и стулом не должно превышать 30 см.

Далее я познакомила родителей с нормами освещённости и проанализировала освещенность рабочего места дома, используя анкетирование.

Я ощутила актуальную потребность в разработке проекта, способствующего закреплению и улучшению здоровья учащихся.

Цель: создание оптимальных, здоровьесберегающих условий для обучения, воспитания и развития учащихся.

Задачи:

  • воспитать у школьников сознательное отношение к своему здоровью и мотивация на ведение ЗОЖ;
  • организовать оптимальный двигательный режим и физкультурно-оздоровительную работу;
  • создать санитарно-гигиенические условия, обеспечивающих сохранение здоровья детей;
  • внедрить новый курс: «Разговор о правильном питании», продолжить внедрение курса «Разговор о правильном питании»;
  • привлекать учащихся для посещения спортивных секций;
  • организовать внеклассную спортивно-массовую работу;
  • привлекать родителей для организации спортивных праздников, классных часов.

Во 2 «А» классе обучалось 24 человека.

24 человека составляют 2 группу здоровья, 2 человека – 1 группа.

Физкультурные группы – 23 человека – основная группа, 1 человек – подготовительная группа.

Направления работы по сохранению здоровья обучающихся:

Пути сохранения здоровья:

  • Семья
  • Школа
  • Общественные организации

Формы работы с семьей:

  • Анкетирование
  • Привлечение к проведению праздников
  • Род. собрания

Формы работы в классе и в школе:

  • Общешкольные праздники
  • Спортивные праздники
  • Физминутки
  • Коррегирующая гимнастика для глаз
  • Классные часы по формированию ЗОЖ
  • Курс «Полезные привычки»
  • «Разговор о правильном питании»
  • Дыхательная гимнастика
  • Арома- и фитотерапия

Разработала циклограмму:

Циклограмма работы классного руководителя по внедрению здоровьесберегающих технологий

Ежедневно:

  • Физминутки
  • Дыхательная гимнастика
  • Коррегирующая гимнастика для глаз
  • Организация горячего питания
  • Игры на переменах

Еженедельно:

  • Классный час по формированию ЗОЖ
  • Прогулка на свежем воздухе
  • Посещение стадиона Торпедо

Ежемесячно:

  • Проведение курса: «Полезные привычки»
  • Проведение курса: «Разговор о правильном питании»
  • Спортивные праздники
  • Генеральная уборка кабинета

Раз в четверть:

  • Проведение родительских собраний
  • Поход выходного дня

Ежегодно:

  • Конкурс рисунков по профилактике вредных привычек
  • Участие в общешкольном Дне Здоровья
  • Участие в неделе ЗОЖ

Наш класс регулярно принимает участие в жизни школы.

Участие класса в общешкольных мероприятиях:

  • Общешкольный День Здоровья – 100%, 2 место
  • Школьные спортивные соревнования:
  • «Веселые старты» — массовость – 100%, 2 место
  • «Папа, мама, я – спортивная семья » — 100%, 1 место.

Участие в конкурсе рисунков, проводимых в рамках месячника ЗОЖ — 100%, к всемирному Дню здоровья – 100%.

Мною были подобраны и проведены спортивные праздники, обеспечивающие оптимальный двигательный режим.

Спортивные праздники в классе:

  • «Праздник мяча»
  • «Эти разноцветные мячи»
  • «Праздник зимних забав»
  • «Русская народная игра»
  • «Скакалка, обруч и я – дружная семья»
  • «Баскетбольное шоу»
  • «Аттракционные игры»

Так же я подобрала ряд классных часов, отражающих первую задачу проекта — воспитать у школьников сознательного отношения к своему здоровью и мотивация на ведение ЗОЖ.

Классные час по формированию здорового образа жизни:

  • «Быть здоровым душой и телом»
  • «Если хочешь быть здоров…»
  • «Как сохранить хорошее зрение» беседа — практикум
  • «Необычное путешествие с Доктором Айболитом»
  • «Чистота – залог здоровья»
  • «Режим для школьника»
  • «Значение осанки в жизни человека»
  • «Злой волшебник наркотик»

Программа «Разговор о правильном питании» ориентирована на детей 6–8 лет.

Цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека. Программа включает в себя 15 тем, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста. Я разработала и подобрала материал для преподавания этого курса.

Курс «Разговор о правильном питании»

  • Самые полезные продукты.
  • Как правильно есть.
  • Удивительные превращения пирожка.
  • Из чего варят кашу.
  • Плох обед, если хлеба нет.
  • Время есть булочки.
  • Пора ужинать.
  • На вкус и цвет товарищей нет.
  • Как утолить жажду?
  • Что надо есть, чтобы стать сильным?
  • Где найти витамины весной?
  • Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты.
  • Всякому овощу – своё время.

Для подачи объективной информации о наркотиках, для формирования отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ, для формирования навыков сопротивления давлению сверстников, для формирования личной ответственности за свои поступки и здоровье, я провожу курс «Полезные привычки».

Курс «Полезные привычки»

  • Вкусы и увлечения.
  • Учусь находить новых друзей и интересные занятия.
  • О чем говорят выразительные движения.
  • Учусь понимать людей.
  • Опасные и безопасные ситуации.
  • Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
  • Реклама табака и алкоголя.
  • Правда, об алкоголе.

Работа с родителями:

  • Как научиться быть здоровыми
  • Телевидение друг и враг.
  • Семья – здоровый образ жизни.
  • Садимся за уроки.
  • Анкетирование.
  • Привлечение родителей к проведению праздников
  • Привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях класса.

Для привлечения родителей к сотрудничеству, организовала прогулки выходного дня, где вместе с родителями и детьми весело проводили время, дышали свежим воздухом.

Прогулки выходного дня:

  • Поход в осенний лес
  • Игра в осеннем лесу: «Кладоискатели»
  • Прогулка в зимний лес на лыжах
  • «Снежные забавы»

Мною были подобран ряд комплексов, физминуток и упражнений для формирования здорового образа жизни. Корригирующая гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры – все это составляющие для формирования здорового образа жизни учащихся. (См. Приложение).

Для реализации третьей задачи: создать санитарно-гигиенические условия, обеспечивающих сохранение здоровья детей, родителями учащихся нашего класса была закуплена вода питьевая негазированная йодированная 1 категории «Водопад Хакасии».

Для реализации задачи: привлекать учащихся для посещения спортивных секций, я организовала сотрудничество с стадионом Торпедо. Его посещают многие учащиеся моего класса. Сотрудниками спорткомплекса проводятся различные упражнения для: формирования правильной осанки, упражнения для исправления плоскостопия, упражнения для мышц шеи, упражнения для плечевого пояса, упражнения для туловища, упражнения для ног.

В результате проведенной работы, я подвела итог.

Эффективность проекта:

Полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

  • дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
  • дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Объективные показатели эффективности проекта:

  1. Снижение числа детей, испытывающих желание попробовать или начать употреблять психоактивные вещества.
  2. Повышение личной ответственности за свою жизнь.
  3. Повышение количества детей посещающих спортивные секции.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически.

Комплекс физминуток.

На профилактику нарушения осанки.

При проведении физкультурных минуток, которые помогают предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, являются профилактикой нарушения осанки, предпочтение отдаю простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади. В 1-2 классах использую физкультурные минутки , имеющие двигательно-речевой характер, например:

Подними ладони выше

И сомкни над головой,

А под крышей мы с тобой.

Подними ладони выше

И сомкни перед собой.

Мостик ровный и прямой.

Подними ладони выше

И скрести над головой.

Вот один, а вот другой.

Подними ладони выше

И скрестив их, помаши.

Птички очень хороши.

Упражнения для глаз

Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза. (повторить 5-6 раз)

Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.

Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и обратно.

Зажмурить крепко глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на3-5 секунд.

Массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно.

Круговые движения глазами в одном и обратном направлении.

Комплекс для уроков письма.

1.Упражнения для улучшения мозгового кровообращения И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — 2 — круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 — 4 — то же левой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

И.п. — стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 — обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 — и. п. то же налево. Повторить 4 — 6 раз. Темп быстрый.

И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — повернуть голову направо. 2 — и. п. то же налево. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулаках, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания

И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7-8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2-3 раза — средний, 4-5 — быстрый, 6 -медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх, 2 — переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 — круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 — то же в другую сторону, 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

1. Сухомлинский В.А. О воспитании // М., 1973 г.

2. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье Берн. Einwohner-Madchenschule //Собрание сочинений, М., 1974.

3. Никита Смирнов Учиться должно быть удобно //Ж. «Здоровье детей» — 2005, №1

Источник

Читайте также:  Окружающий мир 2 класс урок здоровья презентация
Adblock
detector