Работа с семьей по охране здоровья детей
Светлана Парамонова
Работа с семьей по охране здоровья детей
Работа с семьей по охране здоровья детей
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста.
Охрана здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных проблем российского образования.
Три компонента понятия «здоровье» — физическое, душевное, социальное благополучие – требуют от работников системы дошкольного образования осмысления стоящих перед нами задач новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательной области „Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровьячерез решение следующих задач:
•сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
•воспитание культурно-гигиенических навыков;
•формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Создание благоприятных педагогических условий, способствующих укреплению здоровья детей, только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Общеизвестно, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.
В статье №18 Закона РФ «Об образовании»говорится: «Родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем
детском возрасте». Но именно педагог-дошкольник должен взять на себя
ведущую роль в повышении уровня педагогической культуры родителей
в вопросах здоровьесбережения.
И лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Наши наблюдения показывают, что в жизнь входит новое поколение родителей, понимающих значение здорового образа жизни, хорошего образования и воспитания и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Совместная работа детского сада и семьи способствует решению этих важных задач.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье, и вот с целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщения детей нашей группы к здоровому стилю жизни проведен анкетный опрос родителей. В итоге выяснилось, что часть родителей (37%) имеет возможность уделять внимание укреплению здоровья своего ребенка, по крайней мере, несколько раз в неделю, 28% — только в выходные дни, 27 — ежедневно, 4 — во время отпуска и лишь 4% респондентов указали, что вообще не имеют такой возможности. Основными причинами, мешающими родителям уделять большее внимание здоровью детей,являются: дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости (51%, отсутствие специальных знаний и умений (32%). 23% респондентов считают, что их, ребенок и так достаточно здоров, 21 — указывают на недостаточный уровень материальной обеспеченности, 15 — признались в собственной инертности, лишь 6% родителей отметили, что не видят в этом смысла.
Наиболее значимыми факторами, отрицательно влияющими на состояние здоровья человека, считают наши родители, становятся экологические загрязнения (43%, наследственные заболевания (41%, недостаточный уровень двигательной активности (34%, неправильное питание (34%, вредные привычки (32%, низкий уровень материальной обеспеченности (26%) и отрицательные эмоции (21%). Таким образом, ведущее место родители отводят факторам, не зависящим от них и на которые нельзя оказать какое-либо влияние (экологические загрязнения, наследственные заболевания). Среди факторов, способствующих укреплению здоровья, первое место родители отводят занятиям физическими упражнениями (48%, второе — рациональному питанию (41%, третье — рациональному режиму труда и отдыха (40%). Далее следуют ежедневные прогулки (32%, положительные эмоции (27%, закаливание (23%, отказ от вредных привычек (22%) и соблюдение личной гигиены (20%). Меньшее значение родители придают достаточному уровню материальной обеспеченности (16%) и использованию немедикаментозных способов профилактики заболеваний (16%).
Среди мер, предпринимаемых с целью укрепления здоровья детей, более половины родителей регулярно используют соблюдение санитарно-гигиенических требований, прогулки на свежем воздухе, правильное питание
Основным источником информации родителей о способах укрепления здоровья ребенка является их собственный жизненный опыт (41%); далее следуют консультации специалистов в области Медицины (29%) и советы родителей, друзей и знакомых (28%). Хотя одной из основных причин, мешающих родителям уделять большее внимание укреплению здоровья детей, является отсутствие специальных знаний и умений, лишь 14% респондентов обращаются к специальной методической и научно-популярной литературе и 14% — к специальным передачам по телевидению и радио.
Большинство родителей (57%) испытывают потребность в информации о способах оздоровления ребенка; 25% отметили, что не нуждаются в этой информации, у 18% этот вопрос вызвал затруднение. Среди тем, связанных с укреплением здоровья детей, наибольший интерес родителей вызывают темы, связанные с профилактикой простудных заболеваний (38%, физической подготовкой детей (31%, организацией рационального питания (27%, двигательного режима (25%, закаливания (23%) и режима дня (19%) ребенка дошкольного возраста, а также профилактикой нарушений осанки и плоскостопия у детей (17%).
Учитывая, что часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за здоровье ребенка, важным условием успешной работы в реализации оздоровительной области «Здоровье»стало выдвижение первоочередных целей:
1. Повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах здоровьесбережения. 2. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому мы стремимся использовать современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников: диалогичность общения, партнерство, открытость. Взаимодействие в нашей группе включает обмен мыслями, чувствами, общение, главное — не простое информирование родителей, на что раньше делался акцент, а на их умение применять знания с учетом особенностей детей раннего возраста.
Ознакомление родителей с содержанием работы в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников проводим через организацию дней открытых дверей и индивидуальных посещений родителями занятий и других мероприятий с детьми, оформление фотогазет. Более современными и действенными стали формы активного участия родителей в тренингах, мастер-классах,на которых мы показываем и обучаем родителей различным формам закаливания: самомассажу и точечного массажу, пальчиковой гимнастике, дыхательным упражнениям и т. д. Практические занятия наиболее приемлемы, так как лекционная форма родителями воспринимается хуже. Очень эффективно вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс, когда родители — не зрители и наблюдатели, а активные участники различных оздоровительных мероприятий.Самыми удачными в этом году стали: праздник «колобок», «лесная полянка»…. Родители наблюдают своего ребенка в коллективе сверстников, оценивают его физическую подготовку. К тому же, когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это полезно детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.
На наш взгляд, успешным фактором активизации родителей в воспитании здорового образа жизни стал показ слайдов и видеороликов физкультурно-оздоровительного характера. Это снятые оздоровительные гимнастики, физкультурные занятия. Эти видеоматериалы были включены в родительские собрания.
Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Это особенно важно в работе с детьми раннего возраста, когда они проходят трудный адаптационный период. Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения ребенку эмоционального комфорта. Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием мы большое внимание уделили созданию предметно-развивающей среды, и родители подключились к этому. Например, в нашей группе есть такие элементы релаксации, как «сухой дождь», который представляет собой обруч, подвешенный к потолку и с него спускаются разноцветные атласные ленточки спокойных тонов, словно струи воды. Их приятно потрогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить касаясь телом. За струями лент можно спрятаться от внешнего мира и тогда они превращаются в «уголок уединения». Ребенок 2—3 лет может уставать от детского общества и нуждается время от времени в отдыхе и уединении. И это хороший выход, когда необходимо выделить «спокойные» зоны. В условиях дома, как правило, это место под столом, куда ребенок уносит любимые игрушки. Малышу необходимы «домики», позволяющие отдохнуть от взрослого окружения и постоянной опеки. Наши родители подхватили идею, и многие наши воспитанники и дома играют в струях «сухого дождя».
Так же мы используем с этой целью «сухой бассейн», где дети с удовольствием играют перебирая шарики, «купаются» в них, достают предметы-сюрпризы со дна бассейна тем самым естественно развивается их двигательная активность.
Неким отвлекающим маневром для новичков является «каруселька». На перекрестных реечках на разном расстоянии и высоте висят различные игрушки, погремушки. С помощью неё легко отвлечь ребенка от капризов или плача по поводу ухода мамы.
Благодаря совместной работе ДОУ и семьи, а так же готовности современных родителей активно участвовать в процессе формирования здоровьесберегающегоповедения мы добились следующих результатов :
1. Формирование положительной мотивации здорового образа жизни, активное включение родителей в оздоровление детей.
2. Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду и семье.
Только в условиях сотрудничества, возможно, обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии здорового ребенка.
Совместная работа с семьей по вопросам оздоровления дает положительные результаты. Родители стали не зрителями и наблюдателями, а активными участниками различных оздоровительных мероприятий. Формируется созидательная позиция по отношению не только к здоровью ребенка, но и своему. Пропуски детей по болезни низкие. Оценка анкетирования родителей показала высокий процент удовлетворенности работой детского сада.
Список используемой литературы.
1. Богомолова З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ. \\ Дошкольная педагогика. №8-2010
2. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. Сфера. М., 2009
3. Гаврилова Н. Н., Миклякова Н. В. Педагогические ситуации как средство активизации здоровьесберегающей среды ДОУ. Аркти. М. ,2010
4. Доронова Т. Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. Обруч. М., 2010
5. Дорохина З. Охранять и укреплять здоровье детей – наша приоритетная задача. // Здоровье дошкольника. №4 — 2009
6. Лесовая О. В. Новая философия взаимодействия ДОУ с семьёй. //Дошкольная педагогика. №4-2010
7. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. Сфера. М. ,2011
8. Ушакова В. Т. Сотрудничество с семьёй в вопросах оздоровления дошкольников. // Дошкольная педагогика. №8-2010
ФИЗО Характеристика программ Программа «Истоки». (М. А. Рунова). Раздел: «Физическое развитие». Программа имеет четкую структуру. Содержание программы ориентировано.
Насыщенная, интересная и увлекательнаядошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения и улучшение здоровья дошкольника. Тема:»Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения здоровья воспитанника. «»здоровье-бесценный.
Источник
Опыт работы ДОУ по охране и укреплению здоровья детей
Епураш Ольга
Опыт работы ДОУ по охране и укреплению здоровья детей
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка-это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма-вот главная цель сотрудников детского сада №20»Щелкунчик». Наш детский сад работает над этой проблемой с момента открытия. Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем. Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год. Система работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия: Утренняя гимнастика (ежедневно в течение года)
-Гимнастика после сна (ежедневно в течение года)
-Воздушные ванны (перед сном, после сна)
-Физкультурные занятия(3 раза в неделю)
-Проветривание (перед сном и после)
-Пальчиковая гимнастика(3 раза в неделю)
-Полоскание горла (ежедневно)
-Витаминизация: соки, напитки, сиропы (ежедневно)
-Закаливание солнцем, водой (в летний период)
-Профилактика плоскостопия (ежедневно)
-Профилактика осанки детей (ежедневно)
-Подвижные игры (ежедневно)
-Работа с родителями по профилактике заболеваний в течение года. Для полноценного физического развития детейи удовлетворения их потребления в движении в ДОУ созданы следующие условия:
-Зал, оснащенный спортивным комплексом и спортивным инвентарем;
-спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
-имеется музыкальный зал;
-функционирует кабинет медицинского работника.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, врачом, инструктором физкультуры, музыкальным руководителем. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах.
-консультации для воспитателей:»Особенности проведения гимнастики после дневного сна»,»Физическая готовность детей к школе»
-выступления на педсоветах:»Охрана жизни и здоровья детей»,»Итоги оздоровительной работы»
-планирование медико- педагогических совещаний:»Эффективность физкультурно-оздоровительной работы», «Итоги оздоровительной работы».
В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды занятий,среди которых преобладают:
-сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
-занятия-тренировки основных видов движений;
-общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Инструктор по физической культуре помогает воспитателям, подбирает упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей.Основными из них являются:
-подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики,
для организации игр между занятиями;
-оборудование физкультурного уголка;
-организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
-оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Для обеспечения здоровья,разумеется важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата.
В детском саду оздоровительныммероприятиям отводится одно из главных мест:
-воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
-рациональное, сбалансированное питание;
-оптимальная двигательная активность, физическая культура;
-закаливание-адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
-профилактическая работа
-здоровье сберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.
Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни.
Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать значение здорового образа жизни, осознать особенности функционирования организма, обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей, взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни, усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, как правильно вести себя в обществе.
Исходя из принципа «здоровый ребенок-успешный ребёнок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитания детей. Вырастить здорового ребёнка- вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов.
Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.
Консультация для воспитателей «Новые формы работы по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 муниципального образования Тимашевский район «Новые формы.
Нетрадиционные формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей «Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым». При выборе нетрадиционных форм необходимо учитывать задачи, содержание,.
План по самообразованию «Современные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья в ДОУ» на 2017–2018 гг Актуальность темы: внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную.
Проект по укреплению и сохранению здоровья детей «В мире здоровья» Проект «В мире здоровья» Здоровье человека- это самое важное, что есть у нас в жизни. И его надо беречь заботиться и укреплять с самого.
Консультация «Работа по укреплению здоровья детей. Физминутки» Работа по укреплению здоровья детей. В соответствии с главными требованиями современного стандарта дошкольного образования (ФГОС) вся педагогическая.
Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение.
Советы родителям по охране жизни и здоровья детей Посмотрите внимательно на свою квартиру, двор,в котором играют дети, с точки зрения безопасности для их здоровья. Укрепите качели, отремонтируйте.
Тематический проект по охране жизни и здоровья детей Тематический проект по ОБЖ Срок реализации проекта: краткосрочный Вид проекта: познавательно – игровой. Цель проекта: создание условий.
Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников (Слайд 2, 3) В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,.
Источник