Меню

Работа педагога психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Данилова Елена Сергеевна
Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

Решающую роль в предупреждении нарушений развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.

Любая коррекционно-педагогическая работа с ребёнком направлена на то, чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал, предупредить возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят успешно жить в обществе.

Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является: диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Содержание программы коррекционной работыопределяют следующие принципы: соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической комфортности; гуманность и реалистичность.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работыв раннем и дошкольном возрасте является:

• Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими.

• Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, мнестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.

• Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения).

• Формирование математических представлений.

• Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом.

• Воспитание навыков самообслуживания.

Педагог-психолог оказывает помощь в создании благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОУ, организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями. Принимает участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Данный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого.

Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике,которая предполагает обеспечивать:

— своевременное выявление детей с ограниченными возможностями;

— определение образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;

— планирование коррекционных мероприятий, разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Развитие познавательной деятельности

Обучая детей с ОВЗ, ставлю перед собой задачу максимально развить их познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к относительно независимой жизни в будущем.

Индивидуальные занятия по когнитивному развитию проводятся с ребёнком один раз в неделю. Задачей занятия является оценка успехов ребёнка, выявление трудностей в усвоении программы и определение зоны его ближайшего развития. Отработка понятий и навыков осуществляется в тесном контакте с родителями.

Занятия позволяют решить ряд задач:

• Плавный и мягкий переход к самостоятельному участию ребёнка в групповых занятиях. Постепенное увеличение самостоятельности ребёнка.

• Приближение к более формальной обучающей среде, а также к дальнейшей интеграции детей в общество.

• Формирование собственной мотивации детей, направленной на участие в различных видах групповой деятельности.

• Постепенное обучение совместной деятельности. Формирование у детей системы взаимоотношений, необходимых для включения в социальную жизнь.

Занятия по когнитивному развитию осуществляются в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, воспитателями, работающими с детьми-инвалидами и строятся с учётом уровня речевого, двигательного и социально-эмоционального развития ребёнка. Взаимное влияние всех сфер развития ребёнка очень велико, сформированность и качество навыков в каждой из них сказывается на развитии других сфер.

Особое значение имеет взаимосвязь между уровнем развития речи и уровнем когнитивного развития. Уровень импрессивной и экспрессивной речи важен для понимания инструкции и выполнения когнитивных заданий, требующих устных ответов.

Социально-эмоциональное развитие ребёнка, его контактность, развитие волевой сферы существенны для любого процесса обучения. Высокий уровень социально-эмоционального развития способствует позитивному отношению к обучению и включению навыков, в том числе когнитивных, в собственную деятельность ребёнка, что является заключительным этапом формирования навыка.

Специфические особенности, типичные для детей-инвалидов,которые влияют на их когнитивное развитие:

1)медленное формирование понятий и становление навыков:

• снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

• снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

• низкий уровень обобщения материала; утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными;

2) низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно,с чем связаны:

• трудности, возникающие при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом;

Читайте также:  Антиоксиданты для здоровья человека

• нарушение переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, то есть заученными, многократно повторяемыми действиями;

• трудности при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета или выполнением цепочки действий;

• нарушение целеполагания и планирования действий;

3) неравномерность развития ребёнка и зависимость когнитивного развития от уровня развития других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоционального развития);

4) необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты даёт зрительно-телесный анализ;

5) нарушение сенсорного восприятия за счёт повышения порога тактильной и проприоцептивной чувствительности и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.

Когнитивное развитие учитывает исходный уровень, индивидуальный темп развития каждого ребёнка, специфику усвоения им отдельных заданий и предполагает переход к заданиям следующего уровня только после реального усвоения заданий предыдущего уровня. Задания, направленные на отработку конкретных понятий или навыков, повторяются многократно с использованием различного дидактического материала.

Особое внимание уделяется развитию игровой деятельности, поскольку сюжетно-ролевая игра является той доступной для ребёнка моделью реальной жизни, где он может самостоятельно принимать решения и планировать свои действия.

Исходя из того, что развитие речи и двигательное развитие, в том числе мелкая моторика, имеют свои особенности и также замедлены, программа когнитивного развития построена таким образом, чтобы ребёнок мог выполнять задания, опираясь на наглядные средства, и использовал речь и графические навыки по мере их развития. Когнитивные задания оказывают положительное влияние на развитие других сфер.

Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия,условны объединены в следующие разделы:

• внимание и память;

• сортировка, которая в дальнейшем развивается в более сложные виды классификации;

• формирование математических представлений и обучение счёту;

Последовательность развития понятий и навыков усложняются в рамках каждого раздела обучения.

Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности. Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является оказание психологической помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка, а также разработка инструментария сопровождения, создание условий, при которых обеспечивается единство всех участников образовательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сопровождение детей с особыми потребностями – это очень сложный и трудоёмкий процесс.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Этапы проекта: I. Подготовительный II. Деятельный III.

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация.

Фотоотчет «Масленичные гуляния» с детьми с ограниченными возможностями здоровья А у нас.. МАСЛЕНИЦА! Для детей с ограниченными возможностями здоровья организовали и провели развлечение в русских народных традициях:.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Получение качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе в ДОУ «Получение качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе детского сада».Из.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Источник

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями.

Aлена Пушкарева
Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями.

РАБОТА ПЕДАГОГА — ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

Читайте также:  Бензин влияние здоровье человека

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специфика развития детей — инвалидов заключается в негативном влиянии на личность ребёнка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затруднённой социальной адаптацией. Это проявляется у большинства детей в повышенной раздражительности, тревожности, неуверенности в себе, подавленности, наличии страхов. Вышеизложенное, свидетельствует о необходимости психологической поддержки и реабилитации детей – инвалидов и детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

Программа реабилитации – это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи.

Содержание коррекционной работы проводимой в нашем детском саду выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Программа составлена с учетом:

• характера ведущей деятельности;

• структуры и степени выраженности нарушения;

• ведущих мотивов и потребностей ребенка;

• целей дошкольного воспитания.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.

В коррекционной группе проводится несколько занятий в неделю:

1. Индивидуальные занятия логопеда – 2 занятия.

2. Индивидуальное занятие педагога-психолога – 1 занятие.

3. Групповое занятие педагога-психолога – 1 занятие.

Особое внимание уделяется сбалансированности занятий и свободного времени детей. Дети получают возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде. Между индивидуальными и подгрупповыми занятиями предусмотрены перерывы продолжительностью от 5 до 10 минут. В это время воспитатель осуществляет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм.

Цель программы:

• создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекция недостатков, социальная адаптация.

Задачи программы:

—выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;

—осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;

—обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.

—оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Реализация программыосуществляется на основе принципов:

1. Принцип гуманизма- веры в возможности ребенка.

2. Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы.

3. Принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы.

4. Принцип реальности предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации.

5. Принцип деятельностного подхода предполагает опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту.

6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.

7. Принцип рекомендательного характера оказания помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

• Этап сбора и анализа информации Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

• Этап планирования, организации, координации Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

• Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.

• Этап регуляции и корректировки Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

В программевыделены следующие разделы:

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Читайте также:  Направления деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми-инвалидами; взаимодействие с семьей ребенка и социальными партнерами.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями воспитания и образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Оздоровительно–профилактическая работа направлена на создание условий для сохранения укрепления здоровья детей с ОВЗ; обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка.

Предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием детей.

6. Работа с родителями

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум учреждения (ПМПк, который решает задачу взаимодействия специалистов.В службу сопровождения входят специалисты: логопед, педагог-психолог, мед. работник.

В соответствии со сложившейся практикой ребенок с особенностями в развитии проходит процедуру ПМПК где специалисты разрабатывают для него индивидуальный образовательный маршрут, определяют условия, необходимые для успешной адаптации и развития, в том числе и направления психолого- педагогического сопровождения, которые в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ, становятся обязательными к исполнению в ДОУ;

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство,которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами: сотрудничество со средствами массовой информации, районной поликлиникой, с общественными объединениями инвалидов, с родительской общественностью.

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В процессе реализации коррекционно-развивающей деятельности необходимо соблюдение определенных условий:

1. Психолого-педагогическое обеспечение.

2. Программно — методическое обеспечение.

3. Кадровое обеспечение

4. Материально — техническое обеспечение

5. Информационное обеспечение

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком – инвалидом планируемых результатов освоения основной образовательной программы и преодоление нарушений в развитии.

Планируемые результаты коррекционной работы оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребёнка с нарушениями психического или физического развития и уровень освоения ими образовательного стандарта начального общего образования.

Документация педагога-психолога по проведенным занятиям с детьми Для эффективного структурирования деятельности педагога-психолога был разработан определенный пакет документов. После каждого занятия с.

Графические диктанты с детьми в работе педагога-психолога ДОУ .

Групповое занятие педагога-психолога с детьми (фотоотчет) В работе педагога — психолога детского сада есть такая форм работы, как групповые занятия. В МБДОУ «Детский сад № 99» (г. Таганрог, заведующий.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здровья в изостудии РЦ IMG]/upload/blogs/detsad-178565-1445163700.jpg[/IMG] К Кррекционно-развивающая работа на занятиях в студии изобразительного искусства.

НОД педагога-психолога с детьми старшей группы «Волшебный лес эмоций» Конспект НОД педагога-психолога с детьми: «Волшебный лес эмоций». Цель: • развитие чувства доверия к окружающим людям; • устранение психологического.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» Распространение в России процесса интеграции детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательные.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

Собрание-просвещение «Работа педагога-психолога в ДОУ» Родительское собрание-просвещение «Работа педагога-психолога в ДОУ» Здравствуйте, Уважаемые родители! Меня зовут Анастасия Валерьевна, я.

Совместная работа воспитателя и педагога-психолога по взаимодействию с родителями: издание журнала «Леопольд» № 1 Октябрь 2015 МБДОУ «Лесная сказка» группа № 7 Здравствуйте, уважаемые родители! Мы начинаем выпуск ежемесячного журнала «Леопольд».

«Тренинг креативности». Работа педагога-психолога с воспитателями Тренинг креативности Цель: осознание воспитателями креативности в себе и ее развитие. Задачи: • развитие беглости мышления; • развитие.

Источник

Adblock
detector