Меню

Работа куратора по формированию зож

ОПЫТ РАБОТЫ КУРАТОРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК СТУДЕНТОВ И ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
статья (9, 10, 11 класс) на тему

Значимое место, если не одно из главных, в работе куратора группы, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина, ПАВ среди подростков.

Скачать:

Вложение Размер
statya_profilaktika_ne_opublikovano.docx 18.09 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ КУРАТОРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК СТУДЕНТОВ И ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Зотова И.В. куратор гр. Т-214, С-313

ГБПОУ «Волгоградский колледж управления

и новых технологий»

«Какие дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти» Плутарх

Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина, ПАВ среди подростков. Данная работа в колледже проводится не отдельным обособленным направлением. Она является основополагающим элементом всей работы куратора, проходит “сквозным действием” через весь учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие студента и включает в себя сотрудничество всего педагогического коллектива.

Исходя из вышеизложенного в качестве приоритетного направления моей работы, как куратора, стала система мероприятий в течение учебного года по предупреждению вредных привычек студентов и пропаганде среди них здорового образа жизни. С этой целью было организованно ряд мероприятий: коллективные и индивидуальные беседы со студентами и их родителями, классные воспитательные часы, родительские собрания, ряд спортивных мероприятий и многое другое.

Беседы с подростками, которые проводились совместно с психологами и врачами были направлены на борьбу с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией. Во время беседы специалисты показывают наглядные пособия, видеоматериалы, в которых четко видно угрозу со стороны курения и наркомании. Кроме того, отдельные студенты гр. Т-214 и С-313 прошли добровольное тестирование в наркологическом кабинете. В работе с молодыми людьми особое внимание уделяется тому, чтобы сформировать четкие представления о наркомании как о тяжелом, порой неизлечимом заболевании, быстро приводящем к смерти. Особое внимание уделяется вредному действию наркотических и токсических средств на психику и механизмам формирования физической зависимости. С этой целью, со студентами проводились беседы на воспитательных часах, а также сами студенты готовили и проводили воспитательные часы.

Подросток в силу психологических особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на свободу, попытку «влезть в душу». Поэтому, считаю очень важным индивидуальный подход при проведении профилактических мероприятий. При этом решается одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться полезнее нескольких коллективных дел.

Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является работа с родителями и организация совместной деятельности студентов, преподавателей и родителей. Эта работа не должна ограничиваться проведением родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в колледж родителей неуспевающих или недисциплинированных студентов. С родителями студентов гр. Т-214 и С-313 регулярно проводится как коллективная, так и индивидуальная работа. Для беседы с зам. директора и социальным педагогом были вызваны родители отдельных студентов. Кроме того, в рамках воспитательно-профилактической работы было организовано посещение учебных занятий родителями или законными представителями.

Занятие физической культурой и спортом является одним из направлений профилактики негативных явлений среди молодежи. Физическая культура и спорт является эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, физического развития, улучшения физической подготовленности и повышения работоспособности; достижения физического совершенства; формирования потребности в здоровом стиле жизни; поддержания жизненных и творческих сил людей. Вращаясь в такой среде, подростку не захочется выделяться на фоне других спортсменов и он раз и навсегда выберет здоровый образ жизни. Студенты гр. Т-214 и гр. С-313 активно принимают участие в спортивных соревнованиях колледжа и в составе сборных команд колледжа, занимают призовые места.

Основной упор в профилактической работе следует делать на патриотическое и нравственное воспитание, а то нередко получается, что мероприятий огромное количество и вроде бы не должно быть места проступкам. Но, несмотря на проводимую работу, мы видим рост асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Окруженные инновациями и компьютерными технологиями, мы незаметно упускаем одну важную составляющую нашей жизни — нравственное воспитание, нередко у наших подопечных смыты границы между тем, «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому, студенты гр. Т-214 и С-313 принимают активное участие в мероприятиях различного уровня посвященные, например, 70-летию Победы в Великой отечественной войне, 75-летию Профтехобразования, 55-летию первого полета человека в космос и т.д.

Конечно, работа по профилактике здорового образа жизни не ограничивается одним учебным годом, и несмотря на то, что проблем ещё остается достаточно много, есть и неоспоримые достижения, например, процент курящих студентов гр. С-313, на данный момент составляет 10%. Для сравнения, на первом курсе – 60%. А также, в гр. Т-214 и С-313 нет студентов, отчисленных за грубое нарушение ПВР или противоправные действия.

Профилактика вредных привычек у молодых людей — задача, которая должна стоять как перед куратором, так и перед всеми преподавателями колледжа. Она должна стать обязательным элементом воспитательной работы.

Источник

Формирование здорового образа жизни студентов колледжа (из опыта работы куратора)
материал

Презентация «Фирмирование навыков ЗОЖ группы»

Скачать:

Вложение Размер
Презентация: Формирование навыков ЗОЖ 380.19 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Формирование навыков здорового образа жизни студентов колледжа из опыта работы классного руководителя гр. ПКС 215 Мироновой И.В.

«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье» Генрих Гейне

АКТУАЛЬНОСТЬ Медицинские данные: З доровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% — от состояния окружающей среды, 8-12% — от уровня здравоохранения и 50-70% — от образа жизни. Педагогические данные: Ухудшение здоровья подростков Несформированность у подростков и их родителей ценностного отношения к своему здоровью

Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровый образ жизни – это Благоприятное социальное окружение Духовно-нравственное благополучие Оптимальный двигательный режим Закаливание организма Рациональное питание Личная гигиена Отказ от вредных привычек

Цель : Воспитание у студентов потребности сознательного отношения к своему здоровью как к главной ценности жизни. Задачи : формирование здорового образа жизни; воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам; формирование положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом; формирование личных механизмов принятия решений; формирование физически, психически и духовно здоровой личности

МОДЕЛЬ ЗДОРОВОГО СТУДЕНТА Здоровье физическое Здоровье психическое Здоровье социальное

Физическое здоровье группы Заболеваемость студентов Количество студентов Заболевание глаз 6 Заболевание ССС 7 Заболевание ЖКТ 9 Заболевание ОДС 4 Заболевание лёгких 3 Эндокринология 1 Заболевание нервной системы 4

Вредные привычки группы

Психическое здоровье группы

Социальное здоровье группы Семья: — полная – 11 неполная – 13 многодетная – 7 малообеспеченная – 8 Труд: — работают оба родителя – 8 — работает один родитель — 16

Деятельность по формированию Здорового Образа Жизни Классные часы : Береги здоровье смолоду! Профилактика вредных привычек. Здоровое питание – залог здоровья! Экология души. Мы поможем тебе стать самостоятельным. Праздники здоровья : День здоровья! Спартакиада: Соревнования по шашкам, шахматам, теннису, волейболу и т.д. Соревнования по военно – патриотическому воспитанию: марш – бросок, гиревой спорт и т.д.

Деятельность по формированию Здорового Образа Жизни Конкурсы, викторины, олимпиады : плакатов «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», фотоколлажей «Семейные праздники», «Минута славы», Квест — игра «Победа», Олимпиада «Эрудиты планеты» Акции: День трезвости, СПИД Вечера: Эхо Афганской войны Лекции: Встречи с врачами ЦБ Родительские собрания : «Как уберечь от неверного шага», «Спасём наших детей» А также : охват студентов горячим питанием; физкультминутки; работа спортивных секций; медицинский осмотр; инструктажи по ОТ

Митинг «Эхо Афганской войны» Классный час «Экология души» Акция « Стопвич » Мероприятие «Посвящение в студенты»

Здоровьесберегающая система в колледже – залог успешной подготовки здорового, конкурентоспособного профессионала на рынке труда

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщён опыт работы по формированию здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла.

В работе представлены результаты проведенного исследования, оформлены протоколы исследования.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. .

Пример выступление на педагогическом совете по данной теме.

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят .

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из .

Принцип здоровьесбережения – один из важнейших принципов организации воспитательного пространства в школе. Он предполагает создание условий, способствующих сохранению, укреплению и улучшению физическо.

Источник

Статья «Деятельность куратора по воспитанию ЗОЖ студентов»

специалист в области арт-терапии

Назарова Светлана Викторовна, преподаватель музыки,

ГАОУ СПО НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1

им. А. С. Макаренко»,

Деятельность куратора (классного руководителя) по воспитанию здорового образа жизни у студентов колледжа

Особое место в целостном процессе формирования будущего специалиста принадлежит сохранению и укреплению его здоровья и созданию условий здорового образа жизни, которые найдут свое отражение в будущей его профессиональной деятельности.

Исследования в области формирования здорового образа жизни показывают, что между уровнем здоровья и уровнем его сформированности в процессе профессиональной подготовки студентов прослеживается четкая зависимость.

Это обусловливает необходимость подготовки специалиста, для которого принципы здорового образа жизни должны стать собственными жизненными принципами и принципами профессиональной деятельности.

Студенты признаются наиболее перспективной возрастной категорий в процессе формирования здорового образа жизни, поскольку именно в этом возрасте происходит усвоение основных объемов информации, вырабатываются фундаментальные жизненные стереотипы, происходит интенсивная работа по формированию своей личности, выработке стиля поведения, образа жизни.

Существует основа для проявления сознательной индивидуальной активности в области здорового образа жизни, однако, на практике эта идея реализуется недостаточно, несмотря на то, что в последние годы в среднем профессиональном специальном образовании происходит переоценка ценностей: общегосударственные интересы и интересы личностные рассматриваются во взаимосвязи. В результате остро стоит вопрос о создании благоприятных условий для индивидуализации образа жизни студентов, о формировании ответственного отношения к своему здоровью как профессионально значимому свойству.

Поэтому одна из главных задач нашего колледжа –формирование здорового, активного гражданина России.

Годы пребывания в колледже являются главным этапом формирования личности будущих специалистов, которые через несколько лет будут составлять основу нашего государства. А здоровье выступает как ведущий фактор, определяющий не только гармоничное развитие личности студента, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.

Немаловажное значение при этом имеют нравственность, культурный уровень самого студента, основной характеристикой которого, в рамках рассматриваемой проблемы, является его отношение к своему собственному здоровью и здоровью других людей в иерархии социальных потребностей.

Личная установка на здоровый образ жизни не проявляется у студентов сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в целенаправленном обучении студентов принципам здоровья. И большая заслуга в этом куратора (классного руководителя) учебной группы. В нашем колледже работа по формированию здорового образа жизни у студентов осуществляется в соответствии с разработанной программой: «Здоровый образ жизни», а так же программами: «Профилактика табакокурения», «Профилактика алкогольной и наркотической зависимостей», «Профилактика ВИЧ- инфекций».

Цель деятельности куратора(классного руководителя)- формирование здорового образа жизни студентов как профессионально значимого свойства их будущей педагогической деятельности.

Задачи: процесс формирования здорового образа жизни студентов колледжа будет наиболее эффективным при создании условий, способствующих:

осознанию студентами необходимости и значимости здорового образа жизни как приоритетной цели жизнедеятельности;

овладению студентами ценностями здорового образа жизни для выполнения профессиональных задач в предстоящей педагогической деятельности;

формированию у студентов ценностного отношения к знаниям, умениям и навыкам, необходимым для передачи здорового образа жизни будущим воспитанникам.

Как научить студентов чувствовать личную ответственность за своё здоровье? Как их вовлечь в работу по изучению проблемы здоровья и здорового образа жизни?

Уже на первом курсе куратор (классный руководитель) создает чёткую мотивацию на здоровый образ жизни, которая на протяжении 4 лет учёбы на основе принципа последовательности формирует систему взглядов, отношений и практических действий студентов, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья. Вследствие этого, проблема здоровья и здорового образа жизни требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогические аспекты. Осознание студентами ценностей здорового образа жизни сочетается с формированием у них профессионально значимых личностных качеств.

Поэтому, наиболее актуальной становится задача последовательного и целеустремленного формирования здоровья на протяжении всего периода обучения студентов в колледже.

Содержательные особенности, составляющие здоровый образ жизни –правильный режим труда, отдыха, питания, двигательной активности, закаливания, профилактики вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учет экологических условий, культура межличностного общения и т.п. познаются студентами в процессе обучения и воспитания. И чем раньше они эти полезные знания усваивают, чем осмысленнее и настойчивее им следуют, тем более ярким и совершенным бывает их личностное развитие, жизнь становится более полноценной, приятной и интересной, а творческая деятельность более продуктивной, насыщенной и продолжительной.

Ожидаемый результат на который выходит куратор (классный руководитель)- сформированность у студентов здорового образа жизни и повышение их профессионального уровня подготовки. А для этого студенты должны:

• иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

• знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;

• стремится быть хозяином своей жизни, верить в то, что образ жизни, который ведётся, даст положительные результаты;

• выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, каждый день получать от жизни хоть маленькие радости ;

• постоянно соблюдать режим двигательной активности: удел человека – всегда двигаться, нет никаких средств, которые бы заменили движение;

• соблюдать правила гигиены питания;

• соблюдать режим труда и отдыха;

• быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство — в принципе недостижимая вещь;

• радоваться успехам; во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

Все это входит в содержание здорового образа жизни. Достичь высокого уровня здоровья можно при условии, если постоянно следовать правилами здорового образа жизни.

С этой целью куратором (классным руководителем) используются методы: беседа, обсуждение, ролевые игры, рассказ, демонстрация, тестирование, анкетирование, тренинг, диагностика.

Все проведенные мероприятия– это продукты совместной деятельности в процессе которой появляются сценарии, организуются выставки творческих работ (плакатов, сочинений, стихов), проводятся различные мероприятия.

Видя результаты своей деятельности, у студентов возникает интерес к творчеству, к проблемам окружающей действительности, к самому себе и к своему Я.

Все проводимые мероприятия учитывают способности, интересы студентов, их жизненные планы, установки с позиций устойчивой потребности быть физически и психически здоровым, вести здоровый образ жизни, не потеряться в этом сложном мире. Такое более детальное изучение студентами ресурсов собственного здоровья, способствует формированию у них мировоззрения, основанного на культуре ценности здоровья, обучению навыкам сохранения, формирования и укрепления их здоровья.

Тематика классных часов, способствующих формированию здорового образа жизни у студентов самая разнообразная:

«Алкоголизм и преступность», «Легко ли бросить курить», «Что я знаю о наркотиках»

Самый главный результат от классных часов– студенты начинают понимать, что их личные желания и нежелания- основная причина для выбора линии поведения, а их умение на неприемлемое для них предложение спокойно и уверенно ответить: «Нет!» означает собственное желание быть здоровым. Студенты охотно участвуют во внеклассной работе, проявляя самостоятельность, инициативу, ведь темы почти всех мероприятий предлагаются ими, они с удовольствием работают с литературой, разрабатывая материалы бесед, викторин, сообщений с которыми выступают на классных часах. Они обогащаются знаниями, учатся сами и учат других. Количество студентов, участвующих во внеклассной работе увеличивается, растёт интерес к работе, повышается самооценка и потребность в знаниях по ЗОЖ.

Результатом являются наши победы в различных конкурсах, участие в акциях и различных программах. Мы думаем, что такая система работы помогает «достучаться» до студентов, рассказывая им о ценностях жизни.

Данный опыт эффективен, ведь результативностью его является воспитание психически здоровой личности, целеустремленной, способной к саморазвитию, ориентированной на успех.

Вывод: мы уверены, что студентам нужна перспектива, чтобы они не стремились в иную реальность. На место вредных привычек мы поставили внеклассную работу, как альтернативу и думаем, что это правильный путь. Наша работа будет продолжаться, совершенствоваться. Мы приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных в этой проблеме преподавателей, студентов из других учебных заведений, всех кому не безразлично будущее нашей страны.

1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.

2. Бабанский Ю.К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса», 1982 г. – 480 с.

3. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. — 2002. — № 5.-С.88-91. — (Здоровье и образование).

4. Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.

5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с. 6. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002, — 62 с.

7. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе» М.: Просвещение. – 220 с.

Источник

Читайте также:  Как поднять иммунитет зож
Adblock
detector