Меню

Работа классных руководителей с родителями по зож

Совместная деятельность классного руководителя и родителей по формированию здорового образа жизни в классном коллективе.

Совместная деятельность классного руководителя и родителей по формированию здорового образа жизни в классном коллективе.

Без здоровья невозможно и счастье.
Белинский В. Г.

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы. Право ребенка на здоровье – это есть естественное право. Главными задачами классного руководителя и родителей являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенка; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Все это требует от педагогов и родителей особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.

Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.

Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.

Я, как классный руководитель, рассматриваю понятие «здоровье», как многоаспектную категорию, состоящую из нескольких компонентов:

1) Физическое здоровье

2) Психологическое здоровье

3) Социальное здоровье

Физическое здоровье школьников.

Приоритетным направлением деятельности классного коллектива является сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для профилактики заболеваний, формирование у учащихся устойчивых стереотипов и потребностей в здоровом образе жизни. Совместно с родителями мы определили основные направления работы по здоровьесбережению:

-консультативно- просветительское (цикл родительских собраний и классных часов с привлечением врачей центральной районной больницы и работников ГИБДД; проведение тематических классных часов, консультации родителей по вопросам профилактики заболеваний);

-спортивно –оздоровительное (проведение физминуток, участие в спортивных соревнованиях, проведение спартакиад, организация спортивных праздников «Всей семьей на стадион», «Мама, папа, я –спортивная семья», эстафета «Отец и сын», «Богатырские потешки», «День Здоровья»; привлечение детей в спортивные кружки на базе школы и спортивно-оздоровительного центра «Мечта»);

-организационное (организовано питание учащихся в школьной столовой, ведется контроль учебной нагрузки, работает медицинский кабинет и стоматологический кабинет; организация медицинских осмотров врачами — специалистами).

Психологическоездоровье школьников

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Психически здоровый человек – это, прежде всего, творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя, и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций.

Основная функция психического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

В работе нашего классного коллектива по формированию «психологического здоровья» школьников придерживаемся следующих направлений:

1)Психодиагностика.Эта работа проводится в основном школьным педагогом –психологом и классным руководителем.В начале каждого учебного года в школе проводится мониторинг психического здоровья учащихся: психоэмоционального состояния учащихся, определения «проблемных» зон в развитии личности детей, адаптации учеников к школьным условиям, характера межличностных отношений в подростковой среде, уровня тревожности, мотивации к учению, особенностей взаимоотношений учащихся и педагогов и другие. На основе полученных данных определяются основные направления в работе педагога-психолога, планируется комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий формирования здорового образа жизни учащихся.

2)Развивающая и психолого- коррекционная работа, направлена на создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья, решения конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Для подростков проводятся уроки психологии – «Я – подросток» А.В. Микляевой, психологические тренинги. Комплекс подобных занятий позволяет формировать у детей положительное отношение к себе и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния, развивать у школьников потребность в саморазвитии.

3)Консультирование и просвещение.В классепроводятся систематические индивидуальные консультации по результатам обследования учащихся, по запросу учителей, классного руководителя, родителей. Просветительская работа представлена такими формами работы, как: организация лекториев, родительских собраний, устных журналов, «Дней открытых дверей». Педагог-психолог даёт советы и рекомендации учащимся через индивидуальные беседы.

Социальное здоровье школьников.

Социальное здоровьея понимаю как динамическую совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающую гармонию между потребностями человека и общества, являющуюся предпосылкой ориентации человека на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем, реализовывать свои жизненные планы.

Данное направление в нашем классном коллективе реализуется через работу, направленную на коррекциюи развитие ребёнка, а также адаптациюдетей к социуму.

Читайте также:  Реферат бжд тема зож

Используются такие направления работы:

-профилактика асоциального поведения учащихся;

-коррекционная работа с отклонениями в поведении учащихся;

-методическая работа с педагогическим коллективом, разработка программ и рекомендаций по работе с различными категориями учащихся, социальным окружением и семьёй;

-проведение медико-социального мониторинга, составление индивидуальных социальных карт учащихся;

-работа с семьёй по устранению факторов семейного неблагополучия, сотрудничество семьи и школы, контроль ситуации в семье как средство недопущения жестокого обращения с детьми.

К сожалению, в классе есть учащиеся из неполных семей, учащиеся, находящиеся под опекой. Виной тому негативные межличностные отношения родителей между собой, разводы. В связи с этим есть дети, которые не получают надлежащего внимания со стороны родителей. Поэтому считаю важной задачей работу, направленную на укрепление семей учащихся, пропаганду культуры здорового образа жизни.

Система формирования социального здоровья учащихся рассматривается в нашем классном коллективекак целостность взаимодействующих между собой структур воспитательно-образовательного процессана основе сотрудничества. Это единство психолого-педагогического, медико-профилактического, социально-адаптационного, воспитательно-образовательного аспектов жизнедеятельности школы, которые позволяют обеспечить оптимальные условия для социального становления, личностно-творческого развития, формирования здорового образа жизни школьников.

Понятие «здоровье человека» — многоаспектная категория. Это производное от здорового общества, здоровых социальных условий, здоровой экологии, здоровых взаимоотношений, здоровой школы. Именно школа должна помочь осознать детям и молодежи идеи здоровой и мирной жизни на базе единства духовного и материального, личного и общественного, национального и общечеловеческого

Источник

Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей
материал на тему

Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей

Скачать:

Вложение Размер
2.docx 25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклада жизни обучающегося.

Повышение педагогической культуры родителей рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Необходимо восстановление с учетом современных реалий позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы, систематического повышения педагогической культуры родителей.

Родители – это особая категория, с которой необходимо тесно контактировать всем работникам школы: как учителям, так и школьной администрации.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формирование ценностного отношения у родителей к здоровью и здоровому образу жизни:

  • Здоровье как социально-культурный феномен (единство физического, психического, душевного и социального).
  • Психическое и душевное благополучие — показатель общего здоровья человека.
  • Здоровый образ жизни (индивидуальная стратегия сохранения и укрепления здоровья во всех его проявлениях).
  • Ценностное отношение к здоровью как социально-культурному феномену (индивидуальному, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников).
  • Представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического, душевного и социального (здоровья семьи и школьного коллектива).
  • Представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей.
  • Понимание важности физической культуры и спорта для поддержания работоспособности в образовании, труде и творчестве.
  • Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил для организации разумного режима дня.
  • Устойчивый интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.
  • Представления об оздоровительном влиянии природы и занятий творчеством.
  • Представления о современном негативном влиянии социума на здоровье человека.
  • Стойкое отрицательное отношение к безответственному отношению к своему здоровью.
  • Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Важнейшим направлением воспитательной деятельности школы является обеспечение здоровьесберегающих условий для обучающихся и учителей школы, необходимым условием является внедрение в учебно-воспитательную практику технологий сохранения и укрепления здоровья.

Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

  • пропаганда позитивного опыта сотрудничества родителей и школы в области формирования здорового образа жизни;
  • снижение заболеваемости за счет своевременной диагностики и коррекции отклонений в состоянии здоровья;
  • выявление школьных трудностей, их анализ на основе закономерности развития ребёнка и поиск путей их преодоления;
  • формирование мотивации к здоровому образу жизни;
  • организация спортивно-оздоровительной работы;
  • повышение квалификации педагогов по вопросу сохранения здоровья детей и формирования здорового образа жизни;
  • внедрение современных здоровьесберегающих технологий;
  • проведение комплексных мероприятий по формированию практических навыков здорового образа жизни;
  • профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, школьного и дорожного травматизма;
  • укрепление здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;
  • воспитание потребностей в здоровом образе жизни (физические упражнения в повседневной жизни).

План работы с родителями по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей

Источник

Совместная работа школы и семьи по формированию здорового образа жизни школьников. Опыт работы с родителями

Предлагается опыт работы классного руководителя: проведение анкетирования и классного родительского собрания по формированию здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Совместная работа школы и семьи по формированию здорового образа жизни школьников. Опыт работы с родителями»

Совместная работа школы и семьи по формированию здорового образа жизни школьников

Опыт работы с родителями

(анкетирование и конспект внеклассного мероприятия)

Воспитательная работа в ГБОУ ЛНР ССОШ №32 базируется на традициях и обычаях народа, изучении его исторического и культурного наследия, формировании у молодого поколения высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданских и коституционных обязанностей.

Учитывая наличие негативных факторов влияния на школьников, характерных вообще для современного общества (игровые заведения, свободный доступ к табачной и алкогольной продукции), пребывание детей в неполных семьях, а также детей с нарушением здоровья, педагогический коллектив нашей школы считает одной из главных задач привлечение родителей к участию в воспитательной работе.

С этой целью в школе ведется такая работа с родителями:

* индивидуальные тематические консультации

* посещение семей на дому

* общешкольные родительские собрания

* университет педагогических знаний

Приведем пример работы с родителями учителем начальных классов Наумченко Н.В.

Работа с родителями в рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Форма проведения: Анализ анкет по ЗОЖ и внеклассное мероприятие.

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.

Осознать необходимость заботиться о здоровье своих детей.

Самое драгоценное, что есть у человека — это его здоровье. С этим трудно не согласиться. Однако в последнее десятилетие состояние физического и психического здоровья детей вызывает большую тревогу. И если в настоящее время в школе разработана программа «Здоровье» и почти каждый педагог применяет в своей деятельности здоровьесберегающие технологии, то, приходя, домой, ребенок часто предоставлен сам себе. Именно это подтверждают данные анкеты, проведенной мной с родителями в 3 классе.

(Предварительно, на родительском собрании мы заполнили анкеты по ЗОЖ, я анализирую их перед родителями и детьми).

На вопрос “В котором часу Ваш ребенок ложиться спать?” 50% родителей ответили — в 21 час; 32% — в 22 часа; 28% — в 23 часа, притом, что все дети просыпаются утром в 6 часов 30 минут либо в 7 часов. Следовательно, на сон они тратят соответственно от 10 часов — до 7 часов 30 минут. Мы знаем, что именно во время сна наш организм подзаряжается энергией, готовится к следующему дню и десятилетний ребенок должен ложиться спать не позднее 10 часов вечера.

На вопрос “Делает ли Ваш ребенок зарядку?”, 95% родителей ответили «нет», и 100% родителей сами не делают зарядку утром (нет примера со стороны родителей).

На вопрос “Чем любит заниматься в свободное время Ваш ребенок?”, 55% ответили, что смотреть телевизор или играть на компьютере, 35% -посещать кружки, 10% — играть во что-либо и читать.

На вопрос “Сколько времени Ваш ребенок смотрит телевизор или играет на компьютере?”, 70% ответили — 3 часа и больше, 25% — 2 часа, 5% — час и меньше. А на уроки 85% детей тратят час и менее, 15% около двух часов.

С изречением, что здоровый ребенок учится лучше, согласны все родители, но на вопрос, как вы развиваете интерес к здоровому образу жизни у ребенка, многие родители затруднились ответить.

Для сохранения здоровья своих детей родители предлагают им заниматься закаливанием, посещать спортивные секции и кружки, заниматься спортом. И это правильно, так как возраст от 7 до 10 лет нуждается в постоянной поддержке функциональной активности. По мнению физиологов, именно в этом возрасте полезно развивать выносливость детей, особенно к циклическим нагрузкам, так как эндокринная и нервная регулирующие системы весьма незрелые. Любое серьезное интеллектуальное напряжение может вызвать активную перестройку работы всех систем организма ребенка.

Поэтому между уровнем защитных свойств организма и успеваемостью ученика существует прямая зависимость. Чем лучше здоровье, тем лучше уровень усвоения знаний.

Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства, прежде всего в семье. По мнению специалистов — медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное — это хорошо учиться. А можно ли учиться, если у тебя кружиться голова, если организм ослаблен болезнями и леностью?

Особенность детского обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. И несбывшиеся ожидания педагогов, родителей, самих детей приводят к росту психической нагрузки, стрессам. Как же помочь детям и что посоветовать родителям, чтобы они начали жить полноценной и интересной жизнью?

Предлагаю следующие направления в работе с родителями по ЗОЖ:

* Организация лекций для родителей по ЗОЖ, с приглашением школьных педагогов, медицинских работников, психолога, администрации школы, специалистов в области здоровья. На этих занятиях родители повышают свой теоретический уровень.

* Применение полученных на лекциях знаний, их практическая отработка.

* Проведение мониторингов динамики здоровья и психофизического состояния учеников ( учителя, совместно с родителями, могут проводить занятия в виде тренингов, праздников «Здоровья»…)

* Родители вместе с детьми включаются в школьные мероприятия, идет процесс самосовершенствования, что может послужить примером для детей.

* Организация общешкольных, городских мероприятий. В таких мероприятиях принимают участие представители от родительской общественности всех классов, либо родители детей одной возрастной группы, вместе с детьми (спортивные мероприятия, «Мама, папа, я — спортивная семья», пресс-конференции по ЗОЖ, дискуссии…)

Привлекается группа специалистов разного профиля. Такой опыт работы помогает строить партнерские взаимоотношения с родителями в решении общего дела.

* Индивидуальная работа с родителями.

* Консультирование, беседы, посещение ребенка на дому, общение по телефону…

* Изменение сознания родителей в положительную сторону к ЗОЖ, стимуляция интереса, приобщение к ЗОЖ.

Конечно, без помощи родителей педагоги в сфере ЗОЖ больших результатов не добьются. Мы проводим беседы о вреде курения, а мама и папа ребенка постоянно курят в его присутствии. Педагоги говорят о том, что нельзя долго смотреть телевизор, а родители сами включают ребенку телевизор, чтобы избавиться от его назойливых вопросов и общения…

Поэтому при работе с родителями я занимаю позицию не над, а рядом: «Я такой же родитель, как и вы. У меня часто возникают такие же проблемы, как у вас. Давайте будем вместе помогать друг другу в их решении».

И возвращаясь к анкете, отрадно было видеть, что все родители класса поддерживают здоровье детей. Вот, что писали родители из разных семей: мы играем в футбол, ходим на природу, принимаем витамины, закаливаемся, бегаем, работаем в огороде…

Проанализировав анкеты, можно увидеть, что заинтересованность в укреплении здоровья и осознание необходимости заботиться о здоровье своего ребенка, у родителей есть. Поэтому нам, педагогам, нужно помочь им в овладении теоретическими знаниями и практическими навыками по развитию физических качеств, поддержке нормативного здоровья, а также реализовать интересы учащихся, запросы родителей в сфере физкультуры и средств оздоровления.

Ход и краткое содержание проведения мероприятия:

1. Организация пространства

Ученики и их родители рассажены группами по 8 -10 человек, так, чтобы они видели лица друг друга.

2. Создание ситуации комфорта.

Улыбкой дверь отворите в пути,

Улыбку нельзя удержать взаперти.

Улыбка — цветок, расцветёт на устах

Улыбка прогонит и злобу и страх.

Давайте подарим свою улыбку друг другу!

3. Определение правил работы в группе.

ПРАВИЛА РАБОТЫ: (на доске)

Быть на равных условиях!

Спорить, но не ссориться!

4. Постановка задач

5. Объявление темы (на доске)

Проанализировав ваши анкеты, мы попробуем разобраться в том:

какими мы хотим видеть своих детей;

как сохранить и укрепить их здоровье.

6. Создание проекта рекламы

Прошу родителей нарисовать мини-плакат: «Ваш здоровый ребёнок».

Дети группы рисуют свой мини-плакат на тему: «Мои здоровые родители».

Через 5-6 минут анализируем, какими бы мы хотели видеть своих детей и своих родителей. Можно ли рисунки сопоставить с реальностью и что нужно сделать, чтобы дети и родители были здоровы.

Все предложения и высказывания записываем на доске. Далее можно оформить в виде памятки.

7. Физпауза. Частушки о здоровье

Постоянно нужно есть

Для зубов, для ваших

Фрукты, овощи, омлет

Если наш совет хороший

Вы похлопайте ладоши.

Не грызите лист капустный

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный ответ?

Не грызите ногти, дети,

Не тяните пальцы в рот.

Это правило поверьте,

Лишь на пользу вам пойдет.

Если наш совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если наш совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили

Сладкую в кровать.

Это правильный совет.

Сливы, яблоки и груши

Не спешите сразу кушать.

Не кладите сразу в рот,

Чтобы не болел живот.

Если наш совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Вы зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам.

И, конечно, закаляйтесь —

Это так поможет вам!

Если наш совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

О чем были частушки? Какие правила гигиены должен знать каждый современный воспитанный человек?

(Группы по очереди называют гигиенические правила, можно и пословицы).

Культура начинается с умывания лица. А.С.Макаренко, известный педагог, говорил: «Трудно представить себе человека, грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками».

Если вы внимательны к себе и своему здоровью, то очень быстро избавитесь от вредных привычек.

Сегодня мы сделаем первый шаг к избавлению от вредных привычек.

На ваших столах лежат листочки, давайте запишем те вредные привычки, которые есть у нас. Прошу не смотреть в чужие листочки.

После этого сминаем и уничтожаем свои вредные привычки, то есть, сжигаем их. (Интересно, когда я спрашивала у детей, что было на листочках, отвечали, что забывают умываться, расчесываться, ковыряют в носу…Родители же писали, что их беспокоит курение, неправильное питание, гиподинамия…).

10. Заключительная часть

Как же нам все успеть? Закаляться, соблюдать правила гигиены, прогуливаться, посещать спортивные кружки и секции, помогать родителям в домашнем хозяйстве, держать в чистоте свою комнату, избавляться от вредных привычек, не забыть о каких то важных делах, да еще успешно учиться?

Оказывается, нужно знать полезную для здоровья «тайну времени», то есть режим. Знакомимся со словами: режим дня, режим питания.

На столах лежат таблицы: «Режим дня» и обучающийся вместе со своими родителями составляет индивидуально оптимальный только для этой семьи режим.

Можно проанализировать и выделить общие моменты в режиме дня.

Таблица: » Режим выходного дня»

Мы зачитываем несколько «Режимов дня», выбираем оптимальный и оригинальный для нашего ребенка.

11. Итог. Что же нам дает ЗОЖ?

Вы не должны забывать, что в понятие «ЗОЖ» входят не только полезные привычки, занятия спортом, правильное питание, хорошее настроение, но и гуманное, доброе отношение к окружающим, своим детям и родителям. Что мы можем пожелать родителям по ЗОЖ? А детям?

12. Награждение всех команд предметами, способствующими ЗОЖ (расческами, зубными щетками, носовыми платками, маникюрными ножницами…).

Источник

Adblock
detector