Меню

Работа библиотеки с людьми с ограниченными возможностями здоровья

Обслуживание людей
с ограниченными возможностями
в библиотеке

Библиотека в массовом представлении выполняет образовательную, просветительскую функции, аккумулируя и сохраняя человеческие знания. Однако это и культурное учреждение — многофункциональный досуговый центр.

Это не единственные функции библиотеки: для многих она — настоящий реабилитационный центр, где можно не только получить ответы на свои вопросы или поучаствовать в мероприятии, но и пообщаться или побыть в тишине, интересно и с пользой провести время, почувствовать себя неотъемлемой частью социума.

Особенно важно это для людей с ограниченными возможностями. В статье ЛаЛаЛань расскажет, как библиотека может стать им другом и помощником. Какое оборудование необходимо иметь библиотеке, чтобы всем ее посетителям было одинаково комфортно пребывать в ее стенах? Об этом и многом другом расскажем в нашем материале.

Особая категория читателей библиотеки

За последние сто лет в России складывалась особая система библиотечного обслуживания инвалидов: библиотеки создавались в самых крупных региональных центрах, у каждой из них была своя сеть нестационарного обслуживания, куда входили филиалы, пункты выдачи специзданий, которые открывались на предприятиях, где работают инвалиды, в домах отдыха и во всех местах пребывания людей с ограниченными возможностями — в основном незрячих и слабовидящих.

Однако с 2010 года число специальных библиотек для читателей с нарушением зрения сокращается: в 2019 году было 72 таких библиотеки, сейчас всего 52. При этом численность инвалидов в России, по данным 2019 года, составляет 12 млн человек, и особым образом оборудованные библиотеки востребованы и необходимы.

Более того, все чаще говорится о расширении функционала библиотек, предназначенных изначально для незрячих и слабовидящих. Так, остро встает вопрос о переоборудовании библиотек, чтобы они могли принимать посетителей с другими категориями инвалидности: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха, нервно-психическими заболеваниями и др.

Кроме того, к категории читателей, требующих особого внимания, сами библиотекари нередко относят и пожилых людей, требующих дополнительной помощи, консультации, физической поддержки и не только.

С учетом всего этого к библиотеке нового поколения, адаптированной под запросы совершенно разных категорий читателей, должно появиться необходимое оборудование, причем не только для чтения, но и для комфортного пребывания в библиотеке: широкие коридоры между стеллажами, продуманные санузлы и т.д.

Для маломобильных граждан

Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата библиотека должна модернизировать свое внутреннее пространство и продумать возможные перемещения маломобильных граждан.

Так, у входа и в туалете следует установить кнопку вызова персонала, на всех лестницах разместить телескопический или стационарный пандус, на полу и на поверхности пандуса — противоскользящую плитку. Если в библиотеке несколько этажей, то стоит установить лифт — за него вам будут благодарны не только инвалиды, но и пожилые читатели и молодые родители с колясками, которые тоже нередко приходят в библиотеку.

В библиотеке для работы с теми, у кого проблемы с опорно-двигательным аппаратом, можно иметь съемный столик к коляске для работы с книгой или ноутбуком, а также гусеничный подъемник как альтернативу лифту: он позволяет инвалидам спускаться и подниматься по лестницам библиотеки на коляске при помощи сопровождающего.

Кроме того, стоит продумать ширину дверных проемов, а также установить столы для колясочников, удобные двери, пандус и поручни, специально переоборудовать санузел для удобного въезда и разворота на инвалидной коляске.

Для людей с нарушением слуха и зрения

Для читателей с проблемами со зрением в библиотеках устанавливают стационарные видеоувеличители. Кроме того, в библиотеке важно иметь брайлевский принтер, особую клавиатуру, устройство для печати тактильной графики, накладные наушники для прослушивания аудиоизданий и читающую машинку для озвучивания плоскопечатных книг, инструкций, газет и журналов.

Дополнительно технические устройства в библиотеке могут быть оснащены программами экранного доступа VIRGO и NVDA.

Пожалуй, одним из самых важных инструментов является портативный дисплей Брайля — устройство вывода, предназначенное для отображения текстовой информации в виде шеститочечных символов азбуки Брайля.

Подробнее о технических средствах в библиотеке для слепых читателей мы уже рассказывали вот в этой статье. Слабослышащим людям в библиотеках, как и в других культурных и образовательных учреждениях (например, школах), можно предложить воспользоваться портативной индукционной системой для слабослышащих (например, «Альфа А1»).

Для слабовидящих и слабослышащих читателей стоит продумать разветвленную систему настенных и напольных (тактильных) указателей размещения фондов и отделов библиотеки, чтобы они могли самостоятельно ориентироваться в помещении библиотеки.

Особая миссия библиотеки

Представленные выше советы и рекомендации по оснащению и модернизации библиотеки важны. Но все они — о создании доступной среды.

Не менее важно человеческое отношение других читателей и профессиональное участие библиотекарей. Только так библиотека сможет полностью выполнить свое предназначение и стать интеллектуальным, досуговым центром и настоящим «местом силы» для всех категорий читателей.

Какие практики можно взять на вооружение библиотеке, чтобы успешно взаимодействовать с читателями с ОВЗ?

  • Книгоноши из числа библиотекарей или читателей-волонтеров могут обслуживать инвалидов на дому.
  • Библиотека может поддерживать и развивать увлечения читателей-инвалидов, например организовывать книжные выставки по рукоделию, физической культуре и паралимпийским видам спорта, различным видам художественного творчества.
  • В читальных залах могут проводиться различные мероприятия, в которых принимают участие читатели с (не-)ограниченными возможностями. Это могут быть тематические вечера, мастер-классы, вечера поэзии, встречи с известными людьми и пр.
  • Библиотека может предлагать читателям с ОВЗ специальную литературу по психологии, дефектологии, медицине, социальной адаптации и реабилитации, геронтологии, социальной защите и др., причем в разных форматах: не только печатном, но и электронном.

И главное, что может предложить библиотека, — толерантное, уважительное отношение к самым разным категориям читателей, готовность помочь, подсказать, поддержать — или не мешать. Это профессионализм библиотекаря, его компетенция и знание человеческой психологии.

Все это — необходимая работа по созданию равных возможностей для самых разных читателей.

Источник

Роль публичных библиотек в социальной реабилитации и адаптации в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья

В России по последним официальным данным, приведенным на сайте Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2015 года общая численность инвалидов приближается к 13 миллионам человек.

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики.

Согласно принятому законодательству, политика в отношении инвалидов должна быть направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Публичные библиотеки как учреждения социального и культурного назначения способны оказывать поддержку в получении информации и организации досуга людям с ОВЗ, нуждающимся в социальной реабилитации и адаптации в обществе.

Выделяют три основные группы пользователей с ОВЗ, с которыми должна работать библиотека в плане их социальной адаптации:

  • непосредственно инвалиды;
  • родители детей-инвалидов;
  • специалисты, по роду профессиональной деятельности связанные с людьми с ОВЗ (социальные и медицинские работники, учителя, представители различных общественных организаций и др.).

Так как люди с ОВЗ как целевая группа пользователей публичных библиотек неоднородна, работа с ними должна проводиться дифференцированно на основании характера ограниченных возможностей (дефекты зрения, слуха, ограниченная подвижность) и возраста (дети, подростки, молодежь, взрослые, пожилые люди) [3].

Необходимо отметить, что библиотеки, обслуживающие людей с ОВЗ, не могут работать автономно. Как правило, они тесно взаимодействуют с органами местной власти, органами социальной защиты населения, обществами инвалидов (ВОИ, ВОС, ВОГ), реабилитационными центрами, общественными организациями и другими учреждениями, цель которых – решение вопросов интеграции и адаптации в обществе социально незащищенных слоев населения.

К настоящему времени в библиотеках нашей страны всех типов накоплен большой опыт работы с лицами с ОВЗ. При этом используются различные формы и методы.

В Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией, доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Устранение существующих барьеров для инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности является важной социальной проблемой. К сожалению, часто у библиотек нет возможности организовать библиотечную среду таким образом, чтобы обеспечить доступ к получению библиотечных услуг, и люди с ОВЗ чисто физически не могут посещать библиотеку.

Читайте также:  Гдз уроки здоровья 2 класс рабочая тетрадь жиренко

Наиболее приспособленными для посещения являются специальные библиотеки для слепых. Но положительные сдвиги есть и в библиотеках других типов. Во многом этому способствовало принятие Государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 гг., аналогичные региональные и муниципальные программы и другие правовые акты.

Тверская ОУНБ им. А. М. Горького, благодаря участию в Программе «Доступная среда», смогла создать безбарьерную среду и условия для доступности. В библиотеке установлены пандус и нескользящее покрытие крыльца, кнопки вызова помощника у центрального входа и входа в актовый зал, табло-терминалы с информацией о фондах, базах данных, услугах, мероприятиях в холлах 1-го этажа; нанесена цветовая разметка ступеней и маркировка специальными значками мест свободного доступа читателей с ограниченными возможностями; приобретены мобильный лестничный подъемник, кресла-коляски, мобильный пандус; благоустроена внутридворовая территория библиотеки, организована и отмечена специальным знаком парковка для автомобилей инвалидов.

Специальным автотранспортом библиотека обеспечивает доставку инвалидов на мероприятия. Для этого за 3 дня до предполагаемой поездки на мероприятие по телефону нужно сообщить дату и наименование мероприятия, которое планируется посетить, особенности состояния здоровья, влияющие на передвижение. Сотрудник библиотеки обязательно сопровождает посетителя мероприятия от подъезда дома до библиотеки и обратно.

Государственная библиотека Югры выполняет требования Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Центральный вход в здание библиотеки оборудован противоударными полосами на дверных полотнах, пандусом, кнопкой вызова сотрудников. Пандус модернизирован, смонтированы поручни и противоскользящее покрытие. Вход в атриум 1-го этажа оборудован автоматическими раздвижными дверями, в здании имеется лифт. При обращении сотрудниками оказывается персональное сопровождение пользователей с ОВЗ. Для пользователей с проблемами зрения на каждом этаже здания находятся тактильные мнемосхемы, таблички с указанием номеров этажей, таблички, напечатанные шрифтом Брайля, с указанием названий отделов. Для инвалидов с нарушением слуха доступна переносная индукционная система. В информационном центре оборудовано рабочее место для слепых и слабовидящих пользователей: Брайлевский дисплей, речевой синтезатор JAWS, принтер с возможностью печати шрифтом Брайля.

Один из пунктов статьи «Права особых групп пользователей библиотек» Федерального закона «О библиотечном деле» гласит: «Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания».

В случае обслуживания лиц с ОВЗ библиотеками, как правило, используется такая форма внестационарного обслуживания, как книгоношество (надомный абонемент), т. е. литература доставляется на дом библиотекарями или волонтерами из числа активных читателей, родственников инвалидов. Обслуживание строится на основе заказа книг по телефону, согласования графика посещений, информирования о новых поступлениях и др.

Тверская ОУНБ им. А. М. Горького для улучшения условий библиотечного обслуживания людей с ОВЗ три дня в неделю в пределах города осуществляет доставку книг на дом по предварительному заказу по телефону. При заказе литературы на дом среди прочих необходимо сообщить особенности состояния здоровья, влияющие на передвижение, а также список заказываемых книг или тему, по которой необходимо подобрать литературу.

Необычную форму внестационарного обслуживания придумали специалисты Елабужской ЦБС (Республика Татарстан). В 2014 году началась реализация проекта «Библионяня: Чтение книг для детей с ограниченными возможностями от трех до десяти лет в определенный час по Skype». В его рамках создана виртуальная система обслуживания «особых» детей и организации их досуга.

Через программу Skype, дистанционно, малышам читают сказки, учат готовить поделки, предлагают стать удаленными участниками мероприятий. В основе занятий лежит активное взаимодействие детей, библиотекарей, родителей по приобщению к чтению, развитию личности ребенка, его творческого потенциала [5].

Одним из ведущих направлений деятельности любой публичной библиотеки традиционно является массовое обслуживание. Как правило, формы и методы при обслуживании лиц с ОВЗ являются традиционными. Подробнее остановимся на наиболее приспособленных для данной категории пользователей.

В последнее время возросла роль информационных технологий в удовлетворении социальных потребностей, способов социальной адаптации и социализации индивидов. Учитывая это, многие библиотеки проводят курсы, семинары по обучению работе с компьютерами, формированию информационной культуры.

Отдел образовательных и визуальных технологий Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова сотрудничает с детскими домами и интернатами города.

Например, для детей с нарушениями психического здоровья из коррекционного интерната № 27 библиотекой разработан специальный учебный курс «Компьютерная азбука», адаптированный специально для этой группы: сказочные герои в занимательной форме рассказывают о компьютере и его использовании в жизни человека.

Основная цель обучающей программы – формирование у детей навыков чтения, письма и рисования с использованием компьютера. Для них в течение года проводятся различные мероприятия: конкурсы, викторины, на которые в качестве гостей приглашают тех, кто не равнодушен к проблемам этих обездоленных детей. Мероприятия дают возможность не только закрепить пройденный материал, но и показать друг другу, а также гостям все, чему дети научились. Это очень важно для социальной адаптации таких детей в обществе, ведь традиционно, учреждения этого типа остаются очень закрытыми.

Ребята начинают приходить в компьютерный центр библиотеки с шестого класса и занимаются до самого выпуска из интерната, т. е. по девятый класс [8].

Одним из распространенных направлений культурно-досуговой деятельности библиотек является создание клубов, творческих объединений, кружков. Вовлечение лиц с ОВЗ в эти неформальные объединения способствует развитию творческих способностей участников, эффективной социальной реабилитации и интеграции в местном сообществе, расширению коммуникативных связей, созданию непринужденной обстановки межличностного общения, реализации возможностей психологической разгрузки. В библиотеках создают клубы, объединяющие лиц с ОВЗ или вовлекают их в работу действующих клубов по интересам.

Клуб для инвалидов «Надежда» при Централизованной библиотечной системе № 2 Губкинского городского округа (Белгородская область) действует уже более 10 лет. Клуб организует и проводит: вечера воспоминаний, календарные праздники, литературно-музыкальные вечера, экскурсии, ведет большую выставочную работу. Особым интересом пользуются выставки, в организации которых принимают участие сами инвалиды. Несколько лет подряд организуются, ставшие особенно популярными в последнее время, выставки декоративно-прикладного творчества читателей-инвалидов: «Чудо добрых рук», «Рукам – работа, сердцу – радость», «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается» и др. [6].

Популярность выставочной формы массового обслуживания во многом объясняется тем, что люди с ОВЗ любят осваивать всевозможные техники декоративно-прикладного искусства: шитье, вязание, вышивание, резьба по дереву, декупаж и т. д.

Один из филиалов ЦБС г. Воткинска (Удмуртская Республика) на протяжении нескольких лет тесно взаимодействует с городским клубом «Преодоление». Взаимодействие с клубом началось с организации в библиотеке совместных выставок, знакомящих посетителей с творчеством одаренных, талантливых людей с ОВЗ. К настоящему времени в библиотеке провели несколько таких выставки: «Волшебный сказочный мир» (члены клуба представили свои работы, выполненные в разной технике); «Звездная россыпь» (были представлены забавные куклы и картины из шерстяных ниток); «Мелодии весны» (выставлялись экспонаты, исполненные в технике «ганутель» из проволоки и шелковых ниток, бисера, бусин) [13].

Многими библиотеками учитывается важность такого направления в работе с инвалидами, как библиотерапия – книголечение, раздел психотерапии, оказывающий при помощи специально подобранной, преимущественно художественной литературы, профилактическое, психогигиеническое и лечебно-реабилитационное воздействие на больных соматическими и психическими заболеваниями [9, с. 27]. Объектами воздействия библиотерапевтических методов являются различные категории населения, в том числе и лица с ОВЗ.

Заместитель директора по работе с персоналом Тольяттинской библиотечной корпорации О. В. Шадрина на XX Ежегодной сессии Конференции РБА 2015 г. в своем докладе рассказала о внедрении в практику работы корпорации метода библиотерапии.

Проект «Библиотерапия, или исцеление книгой» был инициирован совместно с Социально-оздоровительным центром «Преодоление» в 2013 году. Работа ведется в двух направлениях: индивидуальном и групповом.

Читайте также:  Адыгейский 12 кдц здоровье

Индивидуальное обслуживание состоит в составление планов чтения, подборе литературы, индивидуальных беседах. При этом обязательно учитываются характер проблемы читателя, уровень начитанности.

Групповое обслуживание заключается в организации и проведении мероприятий, на основе форм библиотерапии: литературных встреч и викторин, чтений вслух, бесед о книгах. Тематика мероприятий соответствует запросам аудитории: о художниках, о шедеврах мировой архитектуры, о традициях религиозных праздников.

Довольно часто библиотеки при работе с инвалидами используют еще одно из направлений психотерапии – увлекательный и эффективный способ психологической помощи взрослым и детям, основанный на искусстве и творчестве – арт-терапию, т. е. терапию с помощью различных видов творчества.

С начала 2014 г. в Детской библиотекой им. Л. Кассиля г. Чебоксары начали проводить занятия по арт-терапии для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата из детского сада комбинированного вида «Крепыш». Проект называется «Краски из сказки» и состоит из цикла занятий: «Озорная кисточка», «Акварельная поляна», «Приключения карандаша» и др.

Основные цели проекта – создание условий для социально-личностного развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами арт-терапии. Над этим трудятся специалисты разных областей: детские библиотекари, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, преподаватели и студенты-волонтеры Чебоксарского художественного училища, работники культурно-выставочного центра «Радуга», мастера Детского дома творчества, финансовые партнеры.

При подготовке уроков учитываются особенности детей. На мероприятиях активно применяются электронные презентации и видеоролики, тематические мультфильмы, творческие работы с мини-экспозиций, раскраски, трафареты.

В результате реализации проекта воспитанники детского сада получили практические навыки рисования, а также психологическую и арт-терапевтическую поддержку в социализации. А детские библиотекари, воспитатели дошкольных учреждений и родители были обеспечены методическим материалом [2].

Проект «Пластилиновое чудо» в Центральной городской библиотеке Нижнего Тагила (Свердловская область) разрабатывался в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Его задача – социализация детей-инвалидов через освоение ими техники пластилиновой живописи, которая способствует развитию навыков в работе с пластилином; чувства цвета, пропорции, ритма; пространственного мышления и творческих способностей; моторики пальцев рук.

В восьми филиалах Центральной городской библиотеки проходили групповые и индивидуальные занятия по пластилинографии. Немаловажен тот факт, что вместе с детьми-инвалидами участниками проекта были и обычные ребята.

Почти в каждом филиале, где проходили мастер-классы, организовывались выставки пластилиновых работ. Все самые интересные и самобытные произведения участников проекта были отобраны для итоговой экспозиции, которая впоследствии уехала «на гастроли» в Свердловскую областную специальную библиотеку для слепых. За месяц, прошедший с открытия, выставку посетило более сотни пользователей, в том числе из Украины и Белоруссии, а возможности сайта библиотеки позволили представить все работы на виртуальной выставке [11].

Многие библиотеки отказываются от разрозненных мероприятий и выстраивают свою работу, используя программно-проектные методы, позволяющие достигать конкретные результаты в сжатые сроки, при ограниченных интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсах. Примеров подобных программ и проектов много.

Библиотеки работают в рамках федеральных, региональных, муниципальных, собственных программ. Рассмотрим это на примере библиотек Оренбургской области.

Работа в рамках региональных программ. В 2014 г. для оренбургских библиотек среди областных программ приоритетными стали: «Доступная среда» на 2014–2020 гг., «Социальная поддержка граждан Оренбургской области» на 2014–2020 гг., «Реабилитация инвалидов в Оренбургской области» на 2011–2015 гг., «Старшее поколение» на 2011–2014 гг.

Работа в рамках муниципальных программ. На основе областных программ муниципальные образования Оренбургской области разработали районные и городские программы, в работу над реализацией которых включились библиотеки. Например, программа Переволоцкого района «Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами «Мы вместе» на 2013–2015гг.»; целевая программа «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и детей-инвалидов, проживающих на территории МО Новоорский район»; «Реабилитация инвалидов на территории города Оренбурга на 2012–2015 гг.»; «Реабилитация инвалидов на территории Шарлыкского района» 2011–2015 гг.; «Реабилитация инвалидов в Бузулукском районе» на 2011–2015 гг.» и др.

Отдельные ЦБС и библиотеки разработали собственные программы. Комплексная программа центральной библиотеки Октябрьского района «Пути милосердия», разработанная совместно с органами социальной защиты, Советом ветеранов, обществом инвалидов направлена на возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, развитие инициативы по оказанию помощи престарелым людям, ветеранам и инвалидам, детям-сиротам; Целевая библиотечная программа «Милосердие» 2010–2014 гг. Домбаровской центральной библиотеки, разработанная совместно с Центром соцзащиты населения, Домбаровским отделением ВОИ призвана поддерживать людей с ограниченными возможностями; Бурдыгинская модельная библиотека Сорочинского района работает по библиотечной программе «Реабилитация и социальная адаптация инвалидов и пенсионеров» 2010–2015 гг., привлекая к сотрудничеству специалистов Управления соцзащиты, пенсионного фонда, районного отделения ВОИ, первичной организации ВОС [7].

Активно разрабатывают и реализуют библиотеки проекты социальной направленности. Иногда проекты являются частью комплексных программ.

Библиотекари Харабалинского района Астраханской области работают по программе «Сопричастность. Партнерство. Содействие». В ее рамках специалисты филиала № 1 Харабалинской МЦБ разработали проект «Мир равных возможностей», цель которого – повышение доступности и социализирующей роли библиотек района как центров чтения и досуга для подростков и молодежи с ограниченными возможностями. Также они должны формировать общественное сознание и толерантное отношение к людям с проблемами здоровья [12].

В 2015 году на XXII Международной крымской конференции Э. Ю. Уросова в своем докладе рассказывала о методах решения проблем детей-инвалидов и детей с ОВЗ в рамках проектов в межпоселенческой центральной детской библиотеке Пермского края.

С 2008 года, когда библиотекой была одержана победа в конкурсе мини-проектов «Твори добро» Фонда поддержки социальных инициатив «Содействие» (г. Пермь), это направление стало одним из приоритетных в работе библиотеки. Победа в конкурсе позволила организовать работу выездного библиоклуба «Дорогою добра», целью которого было посещение семей, в которых воспитываются дети, не имеющие возможности по состоянию здоровья посещать образовательные и культурные учреждения. Сотрудники библиотеки привозили им журналы и книги, в том числе крупно-шрифтового формата, «говорящие книги», а также тифлосредства, которые предоставила Пермская краевая библиотека для слепых. Учитывая тот факт, что дети-инвалиды в силу сложившихся обстоятельств, как правило, лишены общения со своими сверстниками библиотекари попытались объединить их в один библиоклуб с помощью альбома-эстафеты «Будем знакомы», который они возили с собой из дома в дом. В нем ребята делились рассказами о себе, вклеивая в него свои фотографии и письма друг к другу.

В 2009 году Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва) был профинансирован проект «Дом Надежды и Добра». Грантовые средства пошли на открытие и оснащение Центра информационно-реабилитационных услуг для семей с детьми-инвалидами, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться необходимым оборудованием (приспособления для передвижения), приобретение спецлитературы, настольных игр, оргтехники, сценических костюмов. В рамках проекта был проведен ряд мероприятий (Дни игротерапии, творческие лаборатории, Дни психолого-педагогической помощи, Дни здоровья, семинары, Дни библиотерапии) с привлечением специалистов: врача-педиатра, педагога дополнительного образования, психолога, логопеда, специалистов соцзащиты, пенсионного фонда, библиотекарей и работников сельских культурно-досуговых учреждений.

Для оказания информационной поддержки начали вести базу данных «Преодоление», оформили информационные стенды: «Права и льготы семей, имеющих в своем составе ребенка-инвалида», «Для людей неограниченных», «Как решить квартирный вопрос, если в семье «особый» ребенок».

В 2014 году библиотекой был разработан проект «Арт-гостиная для детей с ограниченными возможностями здоровья», ставший победителем конкурса Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций по Пермскому краю. Начали работать кружки и студии, где дети-инвалиды совместно с родителями и их здоровые сверстники, в основном это активные пользователи детской библиотеки и библиотечных соцсетей, посещали аниматорский кружок «Карта сказочной страны», творческую студию «Играем в сказку», изостудию «Комикс-класс», семейную театральную студию «Театр импровизаций» [10].

Работа с инвалидами требует специальных знаний и умений, которыми библиотекари не владеют или владеют частично. Поэтому необходимо уделять особое внимание обучению и повышению квалификации сотрудников библиотек.

Именно об этом пишет в своей статье заместитель директора Специальной библиотеки для слепых Республики Коми им. Луи Брайля В. Н. Милькова (СБС РК им. Луи Брайля). Библиотека является методическим центром для муниципальных библиотек республики в области организации библиотечного обслуживания инвалидов. Одна из ее задач – подготовка специалистов муниципальных библиотек для работы с инвалидами разных категорий. Исходя из этого, СБС РК им. Л. Брайля была разработана Программа непрерывного образования библиотечных работников Республики Коми на 2009–2011 гг. В Программу входили практикумы, творческие лаборатории, тренинги, обучающие семинары, мастер-классы. В рамках этих мероприятий рассматривались такие проблемы, как психологические особенности личности инвалидов, теоретические и практические вопросы дефектологии, особенности информационных потребностей, этика обслуживания инвалидов разных категорий и т. д. [4].

Читайте также:  Занятие по математике подготовительная группа тема здоровье

В 2008 г. на базе научно-методического отдела Мурманской ГОУНБ был открыт Консультационный центр по работе библиотек с инвалидами. Создана комплексная система методического обеспечения и подготовки библиотечных кадров Мурманской области по различным аспектам данного направления работы:

  • проведен мониторинг «Информационные потребности инвалидов Мурманской области»;
  • по запросам муниципальных библиотечных систем разработаны и проводятся консультации: «Деятельность библиотек в системе социокультурной реабилитации инвалидов», «Организация внешнего доступа и формирование внутреннего пространства библиотеки для людей с ограниченными возможностями здоровья», «Внедрение технологий социокультурной реабилитации в работу библиотек с инвалидами»;
  • разработаны и активно используются при проведении обучающих мероприятий лекции с элементами тренингов: «Особенности библиотечного обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности» (модель поведения библиотекаря при работе с различными категориями инвалидов), «Психологическая толерантность библиотекаря к людям с ограниченными возможностями здоровья»;
  • подготовлены и изданы сборники методико-библиографических материалов: «Социальная функция библиотек Мурманской области», в котором обобщается опыт работы библиотек, представляются модели библиотечного обслуживания инвалидов различных возрастных категорий, рассматриваются возможности применения социокультурных технологий, направленных на оказание помощи инвалидам в процессе преодоления недуга и социальной адаптации; «Организация безбарьерной библиотечной среды для инвалидов-пользователей», в котором призванный повысить уровень осведомленности, расширить границы профессиональных знаний и оказать помощь специалистам библиотек в создании безбарьерной для инвалидов среды в библиотеках региона.
  • на страницах «БИБа: Библиотечного информационного бюллетеня» – ежегодного издания библиотеки – открыта постоянно действующая рубрика «Библиотека – зона милосердия», где библиотекарям региона предоставлена возможность поделится своим опытом работы, находками в области использования инновационных методик и технологий по обслуживанию инвалидов. С полнотекстовыми версиями издания можно познакомиться на сайте библиотеки («Коллегам» → «Наши издания».

На сайте библиотеки у Консультационного центра есть своя страница, которая создана для информационного обеспечения деятельности библиотек по данному направлению работы. Заинтересованный пользователь найдет здесь информацию о целях, задачах, функциях самого центра; правовые документы, отражающие аспекты жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями; об учреждениях, входящих в региональную систему органов социальной защиты населения и общественных организациях инвалидов; подборка ресурсов, которые помогут библиотекарям и специалистам, занимающихся проблемами социальной реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями [1].

Осенью 2015 года в Российской государственной детской библиотеке (РГДБ) проводилось обучение сотрудников отделов обслуживания по программе повышения квалификации «Современное библиотечное обслуживание детей с ограниченными возможностями здоровья». В программе обучения проводились лекции, которые читали ведущие специалисты в области коррекционной педагогики и психологии, позволившие узнать о направлениях психолого-педагогической и социокультурной реабилитации особых детей в библиотеках. Вот темы лишь некоторых из лекций: «Нарушения читательского развития у детей с ограниченными возможностями здоровья», «Библиотерапия – воспитательное и лечебное влияние произведений художественной литературы», «Индивидуальные и групповые методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: арттерапия, сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия». Некоторые из лекций сопровождались мастер-классами. Кроме этого, было организовано выездное практическое занятие в Российской государственной библиотеке для слепых.

В дальнейшем предусмотрена разработка дистанционной программы повышения квалификации «Современное библиотечное обслуживание детей с ограниченными возможностями здоровья» для специалистов библиотек России, обслуживающих детей.

Библиотекарям, работающим с данной категорией пользователей, могут быть полезны материалы, размещенные в Интернет:

Некоторые библиотеки в целях содействия социальной адаптации людей с ОВЗ, включения их в активную общественную жизнь размещают на своих сайтах полезные им ресурсы.

  • На базе Псковской ОУНБ создан портал «Виртуальной информационной социальной службы» (ВИСС). Его цель – правовая поддержка жителей Псковского региона, оказание им профессиональной юридической помощи, обеспечение информационного обмена и развития взаимодействия между гражданами, оказавшимися в сложной жизненной ситуации и организациями, работающими в области защиты их прав и оказывающими социальные услуги. Данный ресурс содержит информативный контент. На нем представлены официальные документы; перечень социальных служб и организаций Северо-Западного региона, оказывающих социальную поддержку инвалидам и их семьям; информация о фондах и организациях, предоставляющих материальную, информационную поддержку для реализации социальных программ.
  • На сайте Центральной публичной библиотеки Новоуральского городского округа размещен специализированный раздел проекта «Милосердие». Главной целью его создания является систематизация, обобщение информации, анализ передового опыта библиотек, служб, различных организаций по работе с людьми с ОВЗ, а также установление и укрепление социального партнерства.

Сегодня публичная библиотека занимает определенное место в системе обслуживания людей с ограниченными возможностями. В основном оно сводится к решению традиционных задач, связанных с обслуживанием населения.

В 1997 году с целью консолидации библиотек для слепых, публичных библиотек, обслуживающих инвалидов различных категорий, а также учреждений и организаций, имеющих профессиональный интерес к проблемам информационно-библиотечного обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности, их социокультурной реабилитации и интеграции в общество, для привлечения внимания общественных, правительственных и государственных органов к их решению, в Российской библиотечной ассоциации была учреждена специальная секция.

В 2006–2007 гг. в Российской Федерации было проведено исследование «Обслуживание читателей-инвалидов в публичных библиотеках России». Его организаторами являлись представители двух секций РБА – Российская государственная библиотека для слепых (штаб-квартира Секции библиотек, обслуживающих инвалидов) и Публичная библиотека Новоуральского городского округа (штаб-квартира Секции публичных библиотек). Результаты исследования опубликованы на сайте Публичной библиотеки Новоуральского городского округа.

  1. Гайдай, В. А. Консультационный центр по работе библиотек с инвалидами : эффективная форма методической поддержки / В. А. Гайдай // Библиотечное дело. – 2012. – № 14. – С. 40–43.
  2. Иванова, Н. И. Краски из сказки / Н. И. Иванова // Современная библиотека. – 2015. – № 1. – С. 70–73.
  3. Леньшина, Н. В. Расширение публичными библиотеками социокультурной среды для людей с ограниченными возможностями / Н. В. Леньшина // Вестник науки и образования. – 2015. – № 3 (5). – С. 182–185.
  4. Милькова, В. Н. Талант всегда зрячий : о системе непрерывного образования библиотечных работников Республики Коми / Валентина Николаевна Милькова // Библиотечное дело. – 2012. – № 8. – С. 8–12.
  5. Мухсинова, В. Мы поможем тебе, малыш! : реабилитация в зале и по скайпу / В Мухсинова // Библиотека. – 2014. – № 11. – С. 80–81.
  6. Постникова, Г. Инвалидность – не повод для изоляции / Г. Постникова // Библиополе. – 2014. – № 5. – С. 2–6.
  7. Раменская, Н. М. Социально-ориентированная деятельность библиотек [Электронный ресурс] / Н. М. Раменская. – Режим доступа: Ramenskaja_Socialno_orientirovannaja_dejatelnost_bibliotek.doc
  8. Сысина, Т. «Особые дети» : помогаем в социальной адаптации / Т. Сысина // Библиотечное дело. – 2015. – № 12. – С. 42–43.
  9. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / сост. З. Г. Высоцкая [и др.] ; РАН, Б-ка по естественным наукам. – Москва, 1995. – 268 с.
  10. Уросова, Э. Ю. Библиотека – пространство добра и знаний: инновационные формы работы с детьми с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] / Э. Ю. Уросова. – Режим доступа : http://gpntb.ru/win/inter-events/crimea2015/disk/034.pdf
  11. Шашкина, А. «Пластилиновые секреты», или Время надежды для «особых» ребят : принцип равных возможностей – действует / А. Шашкина // Библиотека. – 2014. – № 5. – С. 29–32.
  12. Шумилова, И. Пространство равных возможностей / И. Шумилова // Библиополе. – 2015. – № 6. – С. 44–47.
  13. Щербакова, И. Цель клуба – преодоление недугов и дискомфорта / И. Щербакова // Библиотека. – 2015. – № 4. – С. 74–76.

Составитель:
главный библиограф отдела информационно-
библиографического обслуживания
О. Г. Колесникова

Источник

Adblock
detector