Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
статья по зож
Прочитав статью узнаем, что такое здоровье школьника, от каких факторов зависит сохранение здоровья ученика в школе и какова роль отводится учителю и воспитателю в сохранении и укреплении здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
По данным ВОЗ на состояние здоровья человека и фактическую продолжительность жизни влияют следующие факторы: Индивидуальный образ жизни – 50 %, наследственность – 20 %, климат – 20 %, услуги системы здравоохранения – 10 %.
Положительные характеристики правильного образа жизни:
- полноценный отдых;
- активная жизненная позиция;
- физический и духовный комфорт;
- сбалансированное питание;
- высокая медицинская активность;
- материальная независимость;
- психофизиологическая удовлетворённость;
- регулярная двигательная активность.
В современных условиях реализации ФГОС НОО основная ориентация воспитателя должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как формирование ценностных ориентиров , в том числе отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так ка стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонению нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость ; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признаёт основные общественные ценности.
Рассмотрим внутришкольные факторы , влияющие на здоровье учащихся:
- организация занятий (вид учебной деятельности, технология, стиль преподавания, отметки, оценка знаний, объём домашних заданий);
- уроки физической культуры, спортивные секции, кружки;
- взаимоотношения с одноклассниками, учителями;
- учебный план, выбор УМК, выбор программы;
- режим функционирования школы(режим дня, расписание учебных занятий, питание, санитарно – гигиенические условия, режим перемен;
- досуговая деятельность.
- «Не навреди!»
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся ;
- Непрерывность и преемственность;
- Субъект – субъективные взаимоотношения;
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
- Комплексный, междисциплинарный подход;
- Успех порождает успех;
- Активность;
- Ответственность за своё здоровье.
Учебный материал всех предметов в начальной школе, по любой программе, предоставляет учителю и воспитателю прямо на уроке или нвеклассном занятии формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся. Принцип «Не навреди» должен стать принципом деятельности педагога.
Источник
Программа «Укрепление и сохранение здоровья школьников»
материал на тему
1. Внедрение системы здоровьесберегающих технологий, методов и форм
организации образовательного процесса, направленной на формирование здорового образа жизни, социализацию и адаптацию личности к изменяющимся условиям.
2. Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.
3. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
4. Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ukrep._i_sokhr._zdor._shk-kov.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Укрепление и сохранение здоровья школьников»
- Внедрение системы здоровьесберегающих технологий, методов и форм
организации образовательного процесса, направленной на формирование здорового образа жизни, социализацию и адаптацию личности к изменяющимся условиям.
- Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.
- Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.
- Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.
- Оптимизация учебной, психической и физической нагрузки учащихся.
- Создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся за счет:
— разгрузки содержания обучения путем его интеграции;
— использования эффективных методов обучения;
— увеличения объема двигательной активности;
— организации мониторинга здоровья;
— содействия проявлению интересов и склонностей к занятиям в спортивных секциях школы;
— расширения спектра оздоровительных мероприятий;
— медико – валеологического сопровождения детей;
— улучшения организации питания;
— установления связей с учредителями здравоохранения, культуры и спорта;
— включения всех общественных институтов в совместную деятельность.
- Создание в школе «Службы здоровья» для диагностики состояния здоровья всех работников школы.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.
- Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Мероприятия, рассчитанные на перспективу
Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры школы
— создание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;
— оснащение кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
— наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
— наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
— организация качественного питания;
— необходимый и квалифицированный состав специалистов обеспечивающий работу с учащимися.
— использование бюджетных средств, шефская помощь, спонсорская помощь.
Организация учебного процесса
— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;
— использование методов и методик обучения, адекватных возрастам особенностям и возможностям учащихся(использование методик, прошедших апробацию»;
— введение инноваций в учебный процесс под контролем специалистов;
— строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио – визуальные средства);
— рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
— индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития)
— знание и соблюдение педагогами всех требований к организации образовательного процесса в школе.
Диагностика мониторинг состояния здоровья учащихся и работников школы
— ежегодные углубленные медосмотры (осмотр специалистами по показаниям здоровья, выявление отклонений);
— составление «Карточек здоровья» учащихся, начиная с 1 класса и наблюдением в течение всей учебы в школе;
— организация мониторинга физического здоровья учащихся 1-11 классов;
— анализ состояния здоровья, выявление тенденций;
— создание банка данных о здоровье 1-11 классов и работников школы;
— регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;
— разработка авторских программ педагогами школы по здоровьесбережению.
— взаимодействие с медицинскими учреждениями района, привлечение педагогов и родителей к совместной работе
Работа школьной медицинской службы
— планирование вакцинации и прививок для учащихся 1-11 классов и работников школы;
— распределение учащихся по медицинским группам;
— проведение занятий в спецмедгруппах;
— коррекционная работа для учащихся 1-11 классов с нарушением осанки, плоскостопия (ЛФК, массаж), зрения;
— просветительская работа (беседы для учащихся, экскурсии);
— лекции для родителей;
— контроль за санитарно-гигиеническим режимом в школе;
— контроль за обязательным прохождением медицинского осмотра всеми работниками образовательного учреждения;
— организация различных видов терапии:
- витаминизация уч-ся 1-4 классов
- фитотерапия
- аромотерапия уч-ся 1-4 классов
— наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
— оснащение для проведения оздоровительной и коррекционной работы.
Образование в области здоровья
— для учащихся 1-4 классов обучение по курсу «Все цвета, кроме черного» (автор М.М.Безруких)
— для учащихся 9-11 классов обучение по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
— уроки для родителей, включающих теоретическую и практическую части для работы со своими детьми по созданию здорового климата в семье.
— включение курса в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента;
— системность работы ОУ, направленный на формирование ценности здоровья и ЗОЖ;
— использование авторских программ по здоровью, утвержденных органами образования.
Физкультурно- оздоровительные мероприятия
В летний период
— организация гимнастики до занятий в 104 классах;
— организация подвижной ( динамической) перемены между 3 и 4 уроком в начальной школе;
— проведение физкультпауз на уроках в 1-6 классах, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
— использование элементов валеологического образования в ходе уроков общеобразовательного цикла в 1-11 классах:
— полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, спортивных секциях и т.п.);
— создание условий и организация работы спортивных секций по интересам учащихся 1-11 кл.;
— разнообразие форм проведения уроков физической культуры с целью личной заинтересованности учащихся в развитии и совершенствовании двигательных качеств и воспитании устойчивого интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
— увеличение охвата учащихся горячим питанием;
— организация лагерей дневного пребывания за счет финансируемых ведомств с выбором приоритетного направления – сохранение и укрепление здоровья школьников.
— системность и регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий;
-использование локальной гимнастики на различные части тела;
— достаточное оснащение спортивной базы школы.
-проведение уроков здоровья для учащихся 1-10 классов с целью развития интереса к истории спорта, желания побеждать в себе свои отрицательные привычки и эмоции;
— проведение дней здоровья, спортивных соревнований, праздников;
— лекции (лектории), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
— создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих здоровьесберегающую деятельность.
— наличие системы и специалистов, способных квалифицированно и грамотно вести беседу с учащимися разных возрастов;
— нецелесообразно использование в практике просветительско-воспитательной работы пропаганды новых «нетрадиционных» идей, систем оздоровления (биодобавки, диеты и т.п.)
Психологическая и социальная службы
— создание комплексной системы педагогической, психологической и социальной помощи и их психологическое сопровождение;
— организация тренинговых занятий по психопрофилактике стрессогенных состояний для учащихся и учителей;
— проведение анкетирований, тестирований учащихся школы;
— сбор необходимой информации:
- социальный паспорт школы, класса
- обследования семьи
- карта обследования социально-дезадаптированных несовершеннолетних
- паспорт семьи и т.д.;
— создание кабинета психологической разгрузки.
— проведение диагностической, профилактической, коррекционной и консультативной работы
Здоровье-сберегающие условия обучения детей
- воздушно – теплового режима
- светового режима
- условий санитарного состояния помещений
- требований к использованию учебной мебели
- питьевого режима
- эстетики школьного здания и двора
- чистоты и постоянная дезинфекция школьных туалетов
- проектно – сметной документации для постройки теплого туалета в начальном блоке
— соблюдение норм СанПиН и предписаний органов надзора, постоянный контроль за санитарно – гигиеническим состоянием условий обучения в школе
- Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.
- Улучшение состояния здоровья учащихся и педагогов, сокращение количества простудных и вирусных заболеваний, заболеваний желудочно – кишечного тракта.
- Укрепление и оздоровление социально – психологического климата в коллективах учащихся и учителей.
- Оптимизация учебного и воспитательного процесса.
- Устойчивая мотивация к ЗОЖ, готовность учащихся к реализации личностного потенциала.
- Выработка форм поведения, помогающих избежать опасностей для жизни и здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша школа уже не один год работает над решением проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов, поскольку важной задачей современного образовательного учреждения выступает поиск таких .
Рекомендуется в качестве раздаточного материала для проведения родительских собраний по тематике «Рациональное питание школьников, правильный режим дня».
Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведёт к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей.
Цель: 1. Информировать родителей об основных опасностях нервного напряжения («экзаменационного стресса») для здоровья учащихся и о правилах сохранения здоровья в предэкзаменационный период.
Современным ученикам приходится нелегко: в школе у них до восьми уроков в день, а после учебы еще и домашние задания готовить нужно. Так что времени на отдых вообще не остается. Как помочь ребенку выд.
Рост образования в обществе — необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложи.
Рост образования в обществе — необходимый, важный элемент соци¬ально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, .
Источник