Меню

Пути сохранения здоровья подростка

Мой рецепт сохранения здоровья подростка
статья

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya.doc 58.5 КБ
lektsiya_dlya_roditeley.pptx 2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, меня зовут Светлана Викторовна. Говоря здравствуйте, мы желаем здоровья. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Сегодня я хотела бы прочитать вам лекцию из цикла «Здоровый образ жизни» на тему: « Мой рецепт сохранения здоровья подростка».

По данным ВОЗ, показатели здоровья российских детей — одни из худших в Европе. Показатели заболеваемости подростков, по данным Минздрава, составляют сегодня 42,5%. Неуклонно увеличивается количество болезней, переходящих в хроническую патологию. Среди таковых преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, органов пищеварения, нервно-психические расстройства.

Подобные данные, периодически появляясь в СМИ, заставляют задуматься. Как ни странно, мы начинаем искать виновных в таком катастрофическом положении. Виновные находятся быстро. Как правило, это школа, которая «замучила детей своими непомерными требованиями». Давайте попробуем рассуждать здраво, так ли это. Все мы учились в школе. Сейчас учатся наши дети. Что же в ней могло так кардинально измениться, раз она стала губительной для здоровья?

Давайте вспомним нашу школьную жизнь : 6 учебных дней по 5-6 уроков в старших классах. Спина прямая, руки сложены перед собой (как учили в 1 классе). Сочинения — сами, рефераты — от руки (Интернета нет). Сидеть тихо, вопросы задавать — когда разрешат.

Сейчас: В старших классах 6 учебных дней по 5-6 уроков. Предметов стало больше, но за счет сокращения базовых (откройте любой учебник вашего ребенка — доброй половины изученных вами когда-то тем там нет и в помине). Дополнительный час физкультуры. Все внеурочные занятия — по желанию. Требования к современным учащимся стали лояльнее. В каждой школе работает детский психолог, к каждому ученику индивидуальный подход.

Помимо всего прочего, каждое образовательное учреждение старается поддерживать физическое и нервно-психическое здоровье детей.

Так посредством чего школа оказывает такое разрушающее воздействие на здоровье ребенка?

Прежде всего, давайте ответим на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы изменить данную ситуацию». Все мы — родители. Пора признать — мы отвечаем за здоровье своих детей в гораздо большей степени, чем другие. Итак, как нам быть и что изменить?

Из всех факторов, влияющих на здоровье, в наших силах повлиять на важнейший — на образ жизни нашего ребенка.

На мой взгляд, рецепт сохранения здоровья в современной школе должен выглядеть так: А* · В** = С***, где

*А – содружество современного, здорового учителя и любящего, здорового родителя (именно от взрослых зависит, каким будет ребенок в будущем);

**В — режим дня, правильное питание, комфортная среда в школе и дома, физическая культура, отказ от вредных привычек;

*** С — здоровый ученик.

Вашему ребенку как воздух необходим режим дня, разумно составленный, соответствующий возрастным особенностям. То, что ребенок привыкает в одно и то же время есть, спать, активно действовать, создает благоприятные предпосылки для его всестороннего развития.

Врачи утверждают, что подросток должен спать не менее 9 часов в сутки, только тогда он физически и психически полноценно отдыхает. Сколько спят наши дети?

Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным.

Соблюдение режима дня ребенку необходимо. Это организует ребенка, позволяет больше успевать и полноценно отдыхать, успокаивает, являясь одним из элементов крайне важной для ребенка стабильности. Помимо всего прочего — режим — один из элементов воспитания. Установление границ — крайне важный этап, являющийся для нас, родителей, одним из самых трудных.

Мы часто слышим, что большая часть подростков страдает заболеваниями органов пищеварения, удивительно, — почему не все? Что едят наши дети, когда мы на работе? На какую еду расходуют карманные деньги? Нам вообще это важно, или главное, чтобы ребенок был сыт?

Для себя мы выбираем тот тип питания, который соответствует нашему образу жизни. А ребенок? Он и думает, и активно движется, да еще и растет. Поэтому крайне важно, чтобы питание ребенка было сбалансированным и полноценным.

Проблема правильного питания школьника — самая острая на сегодняшний день, если мы говорим о здоровье. Как поступить ответственным родителям? Для начала подумать о следующем:

  • Ребенок перед школой обязательно должен завтракать!
  • В течение дня ребенок расходует очень много энергии из-за активной мыслительной и двигательной деятельности. Поэтому горячее питание в школе необходимо!
  • Нарушение пищевого поведения формируется в семье. Любовь к вредным продуктам объясняется просто — они вкусные. Расскажите ребенку о конкретных последствиях тяги к вредной пище: ожирении, прыщах, болях в желудке и нездоровом цвете кожи с жирным блеском и расширенными порами.
  • Никаких диет для похудения, особенно в период активного роста у подростка! Если ребенок питается правильно и активно движется, излишняя подростковая пухлость со временем пройдет, а вот диеты будут иметь катастрофические последствия. Большая часть людей, страдающих булимией и анорексией, начинали с диет в подростковом возрасте.

3. Физическая активность.

Движение — жизнь. Для взрослых — это способ сохранить здоровье, а для детей — жизненная необходимость. В период формирования костно- мышечной системы, связочного и вестибулярного аппарата ребенок должен активно двигаться. Здоровому ребенку необходимо не менее 2 часов активного движения в сутки. Решить проблему легко, если ребенок занимается в спортивной секции. А если нет? Школьный урок физкультуры — это 3 часа в неделю. Как мы, родители, обеспечиваем двигательную активность ребенку, каково наше отношение с спорту? Чаще всего оно ограничивается совместным просмотром спортивных программ, лежа у телевизора.

Согласна, многие дети не спортивны по своей природе. Но активное движение нужно и им. Прогулка на свежем воздухе, бег, плаванье.

  • Двигаться ребенок должен не менее 2 часов в день.
  • Лишать ребенка прогулок на свежем воздухе нельзя.
  • Подавайте пример. Дети активных родителей всегда спортивны и подвижны.
  • Не позволяйте детям манипулировать вами в отношении уроков физкультуры.

4. Нервно — психическое здоровье.

По данным РАМН, до 40% подростков составляют группу риска по развитию психических нарушений, причем в комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов.

Перед подростком возникает множество самых разных проблем, которые он должен так или иначе решать, и в результате он испытывает постоянный стресс. Как следствие, взрослеющий ребенок становится нервным, раздражительным, беспокойным, все время во всем сомневается, злится по пустякам и т. д. В этот сложный период жизни подростки особенно нуждаются в заботе и внимании взрослых, и родители должны сделать все возможное, чтобы поддержать своего ребенка, помочь ему преодолеть кризис.

Мы разрушаем психику ребенка мимоходом, не думая. Мы забыли, что родительство — это труд. Мы перестали говорить: «воспитываем», все чаще говоря: «содержим», «обеспечиваем». Как сохранить психику ребенка здоровой, а нервы крепкими?

  • Откажитесь от физических наказаний! Применяя их, вы показываете свое бессилие.
  • Всегда хвалите ребенка за успехи, даже, на ваш взгляд, незначительные.
  • Не стесняйтесь обращаться к учителю или психологу при возникновении трудностей у ребенка, при появлении проблем в поведении.
  • Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Обязательно найдите время поговорить, просто посидеть рядом. Главное для любого ребенка — чувствовать себя защищенным.

5. Вредные привычки.

В современном мире эти проблемы внезапно “помолодели”: среди курильщиков, пьяниц и наркоманов сегодня так много подростков, что взрослые просто не имеют права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребенок, еще вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку, спиртному и не начнет употреблять наркотики; разумеется, вы должны постараться избежать этого.

Но что нужно делать, чтобы подросток не скатился на дно, не превратился в алкоголика или наркомана, не променял реальную жизнь на галлюцинаторный бред? Прежде всего, здесь важен личный пример: что видит ребенок с детства, как относитесь к курению, спиртному вы сами, ваши ближайшие родственники, друзья вашей семьи? Как у вас принято отмечать праздники?

Спиртное и наркотики могут быть способом расслабления, ухода от напрягающей действительности. Если от водки подростку стало легче, то у него выработается устойчивый рефлекс: плохо — значит, надо выпить, хочется получить удовольствие — надо покурить травку. К тому же если подобное времяпрепровождение поощряется средой, в которой подросток обитает, или людьми, с которыми он постоянно контактирует (друзьями, авторитетными знакомыми или родственниками), то соблазн приобщиться к общему “увлечению” будет слишком велик. Чтобы вытащить подростка из этой трясины, родители должны что-то противопоставить его пагубному удовольствию, иначе их попытки не увенчаются успехом. Это понятно: кто ж в подростковом возрасте отказывается от близких радостей ради светлого, но такого далекого и неясного будущего!

6. Интернет зависимость.

Сидение за компьютером подчас оказывается для детей наиболее привлекательным из любых других видов деятельности. Куда девается любовь к подвижным играм и потребность в дружбе, общении? Какие силы превращают простое увлечение компьютерными играми и чатами в зависимость? Прежде всего, это недостаток общения в семье, отсутствие увлечений. Подросток понимает, что можно, сидя дома, найти себе собеседника, скачать реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребенка к экрану монитора. Неумение ребенка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей, общая неудачливость ребенка заставляет его впасть в зависимость от компьютерных игр, где он на вершине успеха.

Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет детям познавать мир , находить друзей. Зависимость же наступает, когда при появлении альтернативных возможностей обучения или общения эти виды досуга отвергаются, а также, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, а не пользы.

Зависимым от компьютера может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если в семье присутствует атмосфера дружелюбия, комфорта и доверия; у ребенка разносторонние интересы и увлечения; он умеет налаживать отношения с окружающими, а также ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Проблемы в жизни подростков напрямую зависят от проблем взрослых. Только в содружестве родителей, школы, учреждений дополнительного образования и молодежной политики можно говорить о своевременном решении проблем в жизни детей.

В заключение, мне хотелось бы прочитать слова Януша Корчака, адресованные вам: ”Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”. Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это, прежде всего, здоровье. Берегите его!

И последнее. Мы любим своих детей. Любых: больных и здоровых, нервных и крепких, умных и не очень, добрых и озлобленных. Любим любых. Но получаем таких, каких заслужили. Быть родителями — это большой труд. Но и самый благодарный. Ведь главное счастье для родителей — здоровый, сильный, добрый ребенок. Наш ребенок, для которого мы действительно сделали все, что могли.

Источник

Сохранение и укрепление здоровья подростков.
статья на тему

Сохранение здоровья – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности уч-ся: снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие; вызвали отклонения в их социальном поведении. Вот почему, одной из главных задач своей педагогической деятельности я считаю сохранение здоровья моих воспитанников. Моя организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся, координацию работы по формированию предпосылок здоровья с учителями, работающими в классе.

Скачать:

Вложение Размер
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya.docx 25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Цветкова Т.Н, воспитатель

ГБОУ школа №13 Приморского района

Сохранение и укрепление здоровья подростков.

Здоровьесберегающая деятельность в организации учебного процесса всегда была важной задачей как образования в целом, так и каждого учителя и воспитателя. Но сегодня, в условиях перехода на ФГОС второго поколения, перед системой образования стоит цель полноценно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, сохранив при этом его физическое и психическое здоровье. О важности этой задачи говорит и принятое Президентом Медведевым решение о необходимости введения 3-го часа физкультуры с 2011-2012 учебного года.

Сохранение здоровья – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности уч-ся: снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие; вызвали отклонения в их социальном поведении.

Большую часть недели дети проводят в школе. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда детский организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающего мира. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу. В среднем около 60% школьников имеют хронические заболевания. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. У многих учащихся наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения.

Медицинские карты моих ребят показали, что из 25 учащихся только 6 человек абсолютно здоровы. Остальные имеют разные хронические заболевания.

Вот почему, одной из главных задач своей педагогической деятельности я считаю сохранение здоровья моих учеников. Моя организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся, координацию работы по формированию предпосылок здоровья с учителями, работающими в классе.

Здоровьесберегающая деятельность — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении учителя не нанести ущерб здоровью детей. Она включает в себя:

— соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям уч-ся (объём учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту)

— комплексный, междисциплинарный подход (единство в действиях учителя, психолога, врача).

Влияют на здоровье детей внутришкольные факторы, если наблюдается несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Обеспечение здоровья детей решается через образовательную, воспитательную и организационную деятельность учителя. Понятие «здоровьесберегающая деятельность» интегрирует все виды деятельности в школе по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

Организация здоровьесберегающего учебного процесса предполагает решение таких задач, как:

— учить ребёнка жить в гармонии с окружающей средой и самим собой;

— создавать условия для ощущения радости в процессе обучения;

— обеспечить работу на уроке с наибольшим эффектом для сохранения здоровья;

— развивать индивидуальные творческие способности;
— использовать инновационные технологии;

— мотивировать учащихся на здоровый образ жизни;

— вырабатывать потребность использовать в повседневной жизни полученные знания.

В своей работе я применяю психолого-педагогические технологии, которые позволяют учить так, чтобы не причинить ущерба здоровью детей на уроках. Они способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных стрессовых состояний.
Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии включают в себя:

1.Формирование учебно-познавательной мотивации:

  • организация сознательного, творческого, прочного усвоения учащимися учебного материала в результате превращения его в личностно значимый;
  • обучение умениям самостоятельной учебно-познавательной деятельности, здоровьесберегающим приемам учебного труда;
  • создание мотивационной среды, гуманных отношений между учителем и учащимся, самими учащимися;
  • выработка умений оценивать и анализировать собственные достижения, умений выделять главное и делать осознанный выбор;
  • обучение правильному восприятию меры свободы и ответственности;
  • воспитание чувства долга, самостоятельности, трудолюбия.

2. Развитие познавательных и творческих способностей на основе:

  • разъяснения сущности изучаемых понятий и явлений,
  • «демонстрации работы» познавательных процессов и способностей,
  • совершенствования операций мышления,
  • стимулирования творческого воображения и творческого мышления,
  • формирования окружающей среды для естественного самовыражения,
  • использования потенциальных возможностей учащихся;
  • обучения методам самопознания, самоанализа и самоконтроля, способам групповой работы,
  • воспитания самостоятельности, независимости, воли, ответственности за свою деятельность.

3.Формирование бережного отношения к здоровью на основе выработки:

  • убежденности в необходимости бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих,
  • потребности в самопознании и самосовершенствовании,
  • стремления стать активной, творческой, самостоятельно мыслящей личностью, способной постоянно вести здоровый образ жизни и помогать в этом окружающим, и на основе демонстрации личного примера людей, ведущих здоровый образ жизни;

При планировании каждого урока я включаю в цели урока элементы оздоровительной направленности как в организации процесса обучения, так и в содержании.

— отслеживанию соответствие СанПиНам: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов;

— контролирую проветривание класса: частично – на переменах, сквозное – до и после занятий;

— учитываю психологическое воздействие учебной ситуации на ученика;

— стимулирую мотивацию учащихся, развиваю адекватную самооценку;

— отслеживаю оптимальное соотношение между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.

Важно обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне. Необходимо обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности. Обязательно провожу на каждом уроке физкультминутки и паузы общего и специального воздействия. Особое внимание уделяю сохранности зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения. Соблюдаются гигиенические требования к посадке учащихся и систематический контроль за осанкой на уроке. Реализую на практике индивидуально-личностный подход к оценке знании: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика; обеспечиваю дифференцированный подход к учащимся, с особым вниманием подхожу к детям «группы риска» и больным.

Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью является создание ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Ситуация успеха – это результат деятельности ученика сопоставимый с его ожиданием. Ученик должен постоянно ощущать себя счастливо, и учителю надо ему помочь. Ребёнок должен чувствовать необходимость своего участия на уроке. Учащимся необходимо испытывать комфорт, ощущать защищённость и, безусловно, интерес к уроку.

Спросите любого первоклассника, который собирается идти в школу, хочет ли он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что учиться он будет хорошо и получать только одни пятёрки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребёнка в школу, желают ему хорошей учёбы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив зачастую недолго сохраняет свою силу.

Почему же это происходит? Зачастую ребёнку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, т.е. пассивная роль незнайки и неумейки, которого знающие и умеющие взрослые научат всему. Новая школьная жизнь так плотно «обнимает» ребёнка своей жёсткой регламентацией, что, чаще всего для проявления обычной любознательности уже нет места. И, неудивительно, что очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечников» или «двоечников». Собственное бессилие, а иногда и унижение, насмешка угнетают, подавляют ученика, приводят к нервным срывам.

Задача учителя заключается не в том, чтобы детей постоянно нервировать, бесконечно пугать двойками, а в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого и равнодушного к знаниям, в мир, богатый интеллектуальной жизнью. Необходимо поддерживать интерес ребёнка к учёбе, к школе вообще, а не повторять, что учёба – это его обязанность.

В первый год обучения в школе заметно развиваются познавательные интересы. Нам нужно помнить, что развитие идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Для развития учебных интересов я соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение, и тем большую роль играет активная деятельность.

Активизировать и повышать интерес к учению помогают различные методы, формы и виды работы.

Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения – главные мои помощники. Они вызывают чувство новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.

Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Поэтому большое значение в учебном процессе отводится дифференциации предлагаемых учебных заданий.

Игра – прекрасное средство воспитания и обучения. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности, преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Например, на уроках математики использую обучающие игры: «Битые числа», «Круговые примеры», «Меткий стрелок». Уроки русского языка богаты такими упражнениями, как «Договори словечко», «Найди пару», «Третий лишний», «Тематические кроссворды» (содержащие слова из словаря)…

У лыбка и тёплое слово должны быть на каждом уроке. Считанные секунды нужны учителю для того, чтобы улыбнуться, сказать одобряющее ласковое слово. А какой положительный настрой придадут они детям и уроку в целом! Важно воспитывать в каждом ребёнке гордость за себя. Пусть каждый из наших воспитанников часто говорит: «Я – личность, я- гений.” Нужно помнить, что дети – это не просто сосуды, которые нам следует заполнить знаниями, это – маленькие огоньки, из которых должно разгореться пламя.

Главным в моей работе я считаю создание психологического комфорта, использование проблемного метода обучения. Учащимися созданы коллективные и индивидуальные проекты: «Числа первого десятка», «Увлекательные геометрические фигуры», «Алфавит» (здесь представлены буквы в необычной форме, загадки и стихотворения собственного сочинения, на уроках технологии изготовлены для проекта творческие работы из пластилина и конструктора), «Человек и его строение», «Необычный словарь», «Части речи», «Устное народное творчество». К 50-летию первого полёта человека в космос выполнена работа « Что я знаю о космосе?». Для проведения классного часа «Знаешь ли ты свои права?» детьми был подготовлен богатый материал.

  1. Новикова Е.Л. «Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей»
  2. Казин Э.М. (ред.), Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова « Здоровьесберегающая деятельность в системе образования»
  3. «Технологии в образовательном пространстве»

Учитель-дефектолог. МС(К)ОУ VII вида № 122. Л.П.Кошелева

  1. «Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия» В помощь классному руководителю начальной школы. Лободина Н.В.

Источник

Читайте также:  Размер возмещения морального вреда здоровью при дтп
Adblock
detector