Меню

Пути решения проблемы сохранения здоровья

Системное решение проблем охраны здоровья

Успешное решение проблемы охраны здоровья во многом зависит от ее своевременной постановки и точной формулировки, поэтому специалистам по управлению здравоохранением необходимо не только своевременно оценивать параметры, свойства и связи возникающих проблем, но и понимать их сущность. Формулирование проблемы заключается в ее определении, т.е. установлении сущности проблемы в профессиональных терминах.

Зеркальным отражением формулирования проблемы является выработка определения цели. Термин «цель» используется для того, чтобы описать результат, подлежащий достижению. Цель может принимать форму, обусловливающую достижение максимума (или минимума), величина которого еще должна быть определена, или же форму задания диапазона значений, внутри которого должно лежать решение. Принуждающие связи есть условия, ограничивающие и описывающие, как цель должна быть достигнута или измерена. Комбинация целей, устанавливающих курс, и принуждающих связей, ограничивающих цели, образует ограничение, при котором начинаются изучение и практическое решение проблемы. Ограничение есть сумма правил, руководящих принципов, определяющих границу изучаемой проблемы. Существенным является достижение совместимости цели и принуждающих связей. Без достижения согласия относительно ограничений невозможно прийти к согласию относительно решений.

Когда специалист — руководитель здравоохранения ставит условие проблемы, он устанавливает пределы ее исследования и практического решения, а следовательно, и границы ограничения. В санитарно-статистическом смысле условия могут быть определены как избыточные, противоречивые или достаточные. Условие является избыточным, если оно содержит ненужные элементы (вызывающие потери или перерасходы ресурсов). Условие может также содержать противоречие — несогласованность частей проблемы друг с другом. Достаточное условие выполняется, если принуждающие связи совместимы с целью, причем цель определена адекватно требованиям к системе охраны здоровья.

Решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет или улучшает качественные характеристики функционирования системы здравоохранения, улучшения состояния здоровья населения. Сохранение, реформирование или улучшение этой системы осуществляется путем введения изменений, инноваций, повышающих эффективность использования ресурсов. Этими ресурсами являются персонал, лекарственные средства, материалы, оборудование, устройства, финансовые средства и время. Эффективность использования ресурсов может проявляться в следующих изменениях:

• повышение качества медицинских услуг;

• увеличение или уменьшение потребности в ресурсах без соответствующего изменения в стоимости и объеме предоставляемой медицинской помощи;

• уменьшение подверженности риску (врачебным ошибкам) пациентов и персонала;

• изменение некоторой относительной величины, измеряемой критериями медицинской, социальной и экономической эффективности.

Большое практическое значение имеет способность вникнуть в ситуацию, познать явление, относительно которого требуется принять решение на основе подведенного под него теоретического фундамента. Процесс принятия решений начинается с выявления конечных целей проекта (программы действий). Выявляются возможные альтернативы, т.е. разные пути достижения целей, разные методы решения каждой задачи, анализ преимуществ и недостатков каждого из них. Набор основных альтернатив имеет более широкий взгляд на совокупность всех существенных в данном случае факторов.

Описывая конечные результаты решения, определяют конечный исход, безотносительно к промежуточным исходам и альтернативам. Противоположностью решения, определяющего конечный исход, является решение, определяющее процесс. Его определение требует, чтобы проблема была разделена на составляющие, последовательно соединенные части. Такое разделение проблемы на части обеспечивает формальную перестройку ее структуры, что и позволяет найти решение.

Читайте также:  По определению воз здоровье это тест санпин

Решения, определяющие процесс медико-санитарного обслуживания населения с учетом состояния здоровья населения, происходящих реформ в здравоохранении, нуждаются в изучении. Они наиболее ценны в приложении к крупномасштабным профилактическим программам и сложным медико-социальным проблемам, имеющим значительные риски, которые вынуждают руководство вкладывать средства только после получения тщательно обоснованного заключения. Решения составляются из нескольких частей, предшествующих друг другу в порядке их приоритета. Решение проблемы представляется как совокупность детальных процессов, связанных в логической последовательности.

Системный подход к системе здравоохранения позволяет построить объективный стандарт, помогающий определить в социально-гигиенических, медико-статистических терминах установленных критериев оптимальность требуемых отношений и перспектив развития отрасли. Совокупность выбранных критериев включает конкретные правила и принципы решений. В целом методология системного решения проблем:

• предписывает систему, которая функционально организует общий процесс решения проблемы реформирования отрасли;

• обусловливает параметры системы, которые дают структуру, необходимую для решения проблемы;

• описывает модели системы и ее возможности, позволяющие осуществлять рассмотрение альтернатив выходов процесса решения проблемы.

Качественные проблемы решаются с помощью суждений — операций, выполняемых специалистом и включающих сравнение и различение. Суждение является средством, с помощью которого формулируются знания, оценки и отношения. Процесс нахождения решения концентрируется вокруг итеративно выполняемых операций идентификации условий, целей и возможностей для решения проблемы. Результатом идентификации является их описание в терминах системных объектов (входа, процесса, выхода, обратной связи и ограничения), свойств и связей, т.е. в терминах структур и входящих в них компонентов. Если структуры и элементы условия, цели и возможности данной проблемы известны, идентификация носит характер определения количественных отношений, а проблема называется количественной. Если структура и компоненты условия, цели и возможностей известны частично, идентификация носит качественный характер, а проблема называется качественной, или слабоструктурированной.

Процесс решения представляет собой конструирование, оценку и отбор альтернатив решения проблем по критериям стоимости, времени, эффективности и возможного риска с учетом отношений между предельными значениями приращений этих величин. Выбор границ этого процесса определяется условием, целью и возможностями его реализации. Решение проблем реформирования системы здравоохранения в новых социальноэкономических условиях предполагает осуществление следующих мероприятий:

• выявление проблемы и оценка ее актуальности, определение цели и принуждающих связей, соответствующих критериев;

• анализ структуры существующей системы и определение ее сбойных элементов, ограничивающих получение заданного выхода;

• оценку веса их влияния на выходы системы;

• построение набора альтернатив и их оценку, выбор альтернатив для реализации;

• определение процесса реализации;

• согласование результата найденных решений и их реализации;

• оценивание конечных результатов.

Выбирают такие управленческие решения, которые являются лучшими по комплексу показателей для реально заданных условий: социальными, экономическими, юридическими, экологическими, политическими. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти оптимальное решение, т.е. наилучшее из всех возможных.

Читайте также:  Показатели психического здоровья по воз

Системные идеи дают руководителям здравоохранения средство, позволяющее создать структуру формального подхода к решению соответствующих проблем. Если решение этих проблем может рассматриваться как цель, то системные идеи — как принуждающие связи.

Решение устанавливает, каким образом будет заполнен промежуток между существующим и планируемым состоянием системы здравоохранения, поэтому решение — есть такое заполнение между существующим и планируемым состояниями, которое выполняет преобразование одного

состояния системы в другое. Решение описывает различие, существующее между двумя состояниями, в терминах объектов, свойств и связей. Оно определяет способ, которым должно быть введено заполнение, чтобы получить планируемое состояние.

Стимул, который возбуждает функционирующую систему, есть вход. Подсистема же обратной связи содержит модель планируемого состояния. Эта модель порождает воздействие, заполняющее промежуток и тем самым сохраняющее функционирование системы здравоохранения в предписанных пределах. Управление с помощью обратной связи является средством, при применении которого существующее состояние выхода преобразуется в планируемое состояние выхода. Этот процесс (рис. 3) есть процесс решения проблемы.

Рис. 3.Процесс решения проблемы

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте основные условия определения цели решения проблемы.

2. Назовите условия решения проблемы.

3. Что входит в понятие «решение проблемы»?

4. Какими характеристиками определяется эффективность использования ресурсов?

5. Назовите основные составляющие процесса принятия решений.

6. Перечислите мероприятия по решению проблем реформирования системы здравоохранения в новых социально-экономических условиях.

Источник

Пути решения проблемы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса
материал на тему

Здоровьесбережение в процессе педагогической практики есть еще один аспект, внимание которому уделяется явно недостаточно. Это обусловленность результатов педагогического труда особенностями деятельности различных категорий (учителей, воспитателей, руководителей образовательных учреждений).

Для того чтобы выявить признаки обусловленности, было проведено исследование, состоящее из предварительного мониторинга состояния здоровья педагогов и экспертного анализа образовательно-воспитательной практики «Школ здоровья».

Скачать:

Вложение Размер
ohotnikova_e.v..doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад № 42 г. Йошкар-Олы

Пути решения проблемы

сохранения и укрепления здоровья

участников образовательного процесса

Главным критерием труда воспитателя сегодня является не только объем его учебной нагрузки, а качество труда, определяемое конечным результатом. Научно-методическая педагогическая литература отражает эти тенденции.

Между тем все больше возникает вопросов о влиянии объективных факторов на качество труда воспитателя. Так, в последнее десятилетие усилилось внимание практиков народного образования и ученых к проблемам здоровья дошкольников, как фактора влияния (объективного и субъективного одновременно) на качество труда воспитателя.

Между тем у здоровьесбережения в процессе педагогической практики есть еще один аспект, внимание которому уделяется явно недостаточно. Это обусловленность результатов педагогического труда особенностями деятельности различных категорий (учителей, воспитателей, руководителей образовательных учреждений).

Для того чтобы выявить признаки обусловленности, было проведено исследование, состоящее из предварительного мониторинга состояния здоровья педагогов и экспертного анализа образовательно-воспитательной практики «Школ здоровья».

Как предварительный мониторинг, так и экспертный анализ показали неблагополучие с состоянием здоровья педагогов и их воспитанников, понимание партнерами необходимости позитивных изменений, видение путей реализации изменений. В то же время они понимают, что практическая реализация зависит не от них самих, а от отсутствия социального заказа общества на сохранения здоровья, понимания здоровья как единства физического, психического и социального благополучия человека. Причем, под социальным заказом понимается не «призыв к сохранению и укреплению здоровья» и даже не создание материальной базы для здоровьесбережения, а повышение оценки обществом моральной сущности человека (ребенка и взрослого), принимающего и реализующего основные идеи культуры здоровья.

Тем не менее, следует отметить первостепенную важность некоторых мероприятий, являющихся производными от социального заказа в области здоровья, но свойственных только образовательным учреждениям

— увеличение объема двигательной активности

— рациональная организация учебного процесса и изменение нормирования, нагрузки, не столько по увеличению или уменьшению ее объема, сколько по изменению её характера в сторону преобладания активности ребенка и взрослого в самообразовании, самопознании, самодеятельности.

— включение в образовательный процесс систематической информации (практической и теоретической) о здоровье человека на разных этапах его жизни формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

— повышение роли психологической помощи педагогам и воспитанников, в создании среды, благоприятной относительно физического психического и социального благополучия участников образовательного процесса.

— организация систематической научно-методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной на повышение уровня их знаний и умений в области здоровья.

При этом полезно выяснить:

— нуждаются ли педагоги в дополнительном обучении,

— являются ли педагоги сторонниками акцентирования внимания в образовательно-воспитательном процессе на вопросах сохранения здоровья учащихся, педагогов, родителей (в комплексном его понимании);

— имеются ли положительные результаты в использовании активных методов обучения и воспитания относительно здоровья;

— как сочетаются (с какими результатами) возможности ДОУ с какими-либо внешними ресурсами;

— что мешает ДОУ осуществлять работу по формированию культуры здоровья;

-какие есть (неиспользованные) возможности для осуществления здоровьесберигающей деятельности (в ДОУ, семье, микрорайоне);

— какого рода поддержка потребуется самим педагогам в сохранении и укреплении здоровья;

— каким образом ДОУ можно сделать «Школой здоровья».

Практически все эти вопросы имеют отношение к анализу компетентности педагогов, в области здоровья и отбора методов и подходов при разработке программы формирования культуры здоровья.

При этом первостепенная роль принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения, который располагает (должен располагать) информацией, необходимой для разработки программы «Здоровье и образование», где необходимым и обязательным фактором является интеграция благополучия детей и взрослых в области здоровья: физического, психического, социального

Такая программа должна обеспечить физическое развитие педагогов и воспитанников (через культуру спорта, игры, труда, регламентацию жизни); психическое благополучие через формирование соответствующего климата уважения, доверия понимания и одобрения жизни друг друга); социальное благодействие через сотрудничество и коммуникацию как внутри ДОУ, так и вне его, принятие ответственности за формирование позитивного отношения к культуре здоровья педагогов и воспитанников.

Источник

Adblock
detector