Меню

Пути формирования зож у школьников

Доклад «Пути формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов»
статья по зож по теме

В докладе отражены все стороны работы учителя начальных классов по этому направлению, даны названия классных часов для 1-4 классов.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_puti_formir.zdorovogo_obraza_dzhizni_u_uch-sya_nach._shk.docx 183.37 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Узуновская средняя общеобразовательная школа»

«Пути формирования здорового образа жизни

учащихся начальных классов»

Классный руководитель З.В.Блохина

« Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Детско-подростковый возраст – это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем.

Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.

Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей.

От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе, в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников.

ОВП включает в себя урочную, внеурочную и внеклассную деятельность. Я как классный руководитель расскажу о внеклассной деятельности.

Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе педагогов. Цель моей педагогической деятельности — внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Именно учитель может сделать для сохранения здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели я определила задачи:

  1. Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период
  2. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательно-воспитательном процессе
  3. Формировать мотивацию к здоровому образу жизни

Основные направления воспитательной работы по решению задач.

1.Использование на уроках таких элементов, которые бы постепенно убеждали школьников к ведению здорового образа жизни ( факты, аргументы, примеры, задачи).

2.Демонстрация своего отношения к здоровому образу жизни, к вредным привычкам, подчеркивание своего мнения, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение.

3.Работа с родителями учащихся: инструктирование о методах родительской педагогики; привлечение к совместной подготовке, проведению и участию во внеклассных мероприятиях.

Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, возможность осуществлять воспитание в тесной связи с обучением), а с другой – психологическими особенностями школьников младших классов.

Факторы, определяющие особенности

профилактической работы с младшими школьниками.

  1. Учитель является для младших школьников авторитетом, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о вредных привычках должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.
  2. Младшие школьники чаще, чем взрослые, воспринимают мир в полярных категориях: « хорошо — плохо», «правильно — неправильно», «плохой – хороший человек» и т.п. Поэтому всё, связанное с вредными привычками, должно одеваться в «одежды темного цвета», противопоставляться всему доброму, приятному, полезному.
  3. Образность мышления ребенка позволяет ему видеть то, что говорит учитель, более ярко, образно, сказочно. Стимуляция представлений ребенка – важный элемент его воспитания и развития.
  4. Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебно-воспитательной работы.
  5. Большая, чем у старших классов, связь младших школьников со своими родителями определяет большие возможности этого пути для формирования здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.

При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:

  1. беседы (учителя, медработника, родителей);
  2. работа с книгой (чтение и обсуждение);
  3. утренники, праздники здоровья
  4. устные журналы («Что такое здоровье?», «Путь к здоровью», «Советы доктора Айболита»);
  5. конкурсы: рисунков, плакатов( «Что полезно для здоровья?», «Красный, жёлтый, зеленый»); стихотворений, сочинений «Береги здоровье смолоду»; загадок «Угадай-ка!»; пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье»;
  6. практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за одеждой и обувью;
  7. обсуждение ситуаций « А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»;
  8. занятия по ОБЖ и ПДД;
  9. уроки здоровья («Глаза – окна в мир», «Красивые зубы – красивая улыбка»)
  10. игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены («В гостях у Мойдодыра», «Светофор»);

Воспитательную работу планирую с учетом основных сфер жизнедеятельности ребенка.

1.Сфера познания – учеба, чтение, восприятие информации;

2. Сфера отношений – познание себя, людей, взаимодействие с ними;

3. Сфера практической деятельности – труд, умения, навыки;

4.Сфера физического воспитания – реализация физических возможностей;

5.Сфера игры – реализация потребности общения, развитие фантазии, развлечения.

Основным в воспитательной программе является раздел «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» разработанный для детей 7-11летнего возраста с учетом психологических, физических, индивидуальных особенностей.

Цель: воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни.

Задачи: — познакомить с формами активного отдыха и их влиянием на здоровье человека;

  1. учить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта;
  2. осуществлять воспитание с целью профилактики вредных привычек.
  3. формировать умения рационально организовывать жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма;

1 класс «В гостях у Мойдодыра»

Беседа «Надо, надо умываться».

Беседа « Режимные моменты моей жизни».

Урок здоровья « Моя красивая осанка».

Игры на школьной площадке.

Встреча со школьным врачом: привычки грызть ногти, сосать палец и т.д.

Занятие по ОБЖ «Огонь – друг или враг?».

Урок здоровья « Здоровые зубы – здоровью любы».

Конкурс рисунков «Что полезно для здоровья?».

Урок здоровья «Моя семья».

Урок здоровья « Глаза – окна в мир»

Утренник «К нам приехал Мойдодыр!»

Конкурс загадок о здоровье «Угадай-ка!

Беседа «Минутка – не шутка»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!

Урок здоровья «Табак и пассивное курение»

Родительское собрание «Режим дня школьника»

Родительское собрание «Учите детей беречь здоровье»

Занятие по ПДД «Зеленый огонек»

Дни здоровья( осенью, зимой, весной)

Родительское собрание «Школа пешеходных паук»

2 класс «Румяные щечки»

Беседа «Что такое здоровье?»

Занятие по ОБЖ «Безопасность в доме»

Урок здоровья «О вреде пассивного курения»

Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья»

Конкурс «А ну-ка, мальчики!»

Урок здоровья «Полезная пища»

Беседа «Минута час бережет»

Родительское собрание «О детских шалостях и родительской ответственности»

Беседы: «Одеваюсь по погоде», « Нужна ли сменная обувь?»

Родительское собрание «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Беседа «Мой режим дня»

Занятие по ПДД «Мой друг светофор»

Игра по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый»

Встреча со школьным врачом: «Как уберечься от простуды»

Конкурс стихов «Здоровому — все здорово»

Клуб «Почемучка» (Почему нельзя пить сырую воду? Почему нельзя ходить в дождь без зонта?)

3 класс «Неболейка»

Конкурс плакатов «Еще раз о здоровье»

Урок здоровья «За» и «Против» курения.

Выступления агитбригады « Дорожная сказка»

Занятия по ОБЖ «Солнце и опасность», «Термические ожоги»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Урок здоровья «Красивые зубы – красивая улыбка»

Беседа «Посеешь привычку – пожнешь характер»

Родительское собрание «Эмоции положительные и отрицательные»

Беседа «Делу время – потехе час»

Советы доктора Айболита.

Практикум. Как поступить в данной ситуации «Тебе предложили сигарету»

Родительское собрание «Не допустите беды»(профилактика наркозависимости)

Беседа «Зачем человеку сон?»

Урок здоровья « В лес за здоровьем»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

4 класс «Если хочешь быть здоров»

Конкурс полезных советов «Здоровье – главное богатство»

Конкурс плакатов «Безопасное колесо»

Конкурс рисунков «Что нужно для здоровья?»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья.

Практикум. Первая помощь при несчастных случаях.

Урок-конференция « О вреде курения»

Выступления агитбригады по ПДД.

Диспут «Правда и ложь об алкоголизме»

Игра «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся»

Беседа «Что нужно знать о лекарствах»

Конкурс сочинений «В здоровом теле – здоровый дух!»

Практикум. Как поступить в данной ситуации «Ты оказался в дурной компании»

Беседа «Я – мальчик. Я – девочка»

Проводится родительский всеобуч по темам:

— Курение и статистика;

— Алкоголь — яд и обман;

— Наркомания — дело не личное;

— Проблема здоровья детей.

— Как сохранить здоровье ребенка?

— Режим дня и его значение.

— Путь к здоровью, силе, бодрости.

— Физкультура и спорт в жизни школьника.

Составленная программа помогает:

  1. проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, проявления хронических заболеваний;
  2. уменьшить количество случаев заболевания в школьном коллективе;
  3. научить детей ответственному отношению к своему здоровью;
  4. обучать и закреплять полученный опыт на практике;

Главное – сделать ребенка активным участником учебно-воспитательного процесса.

«Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто» -когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны и в наше время.

Источник

Пути формирования здорового образа жизни у младших школьников
статья по теме

В статье описывается значение и различные аспекты культуры ЗОЖ, рассматриваются вопросы поэтапного обучения младших школьников здоровому образу жизни.

Скачать:

Вложение Размер
puti_formirovaniya_zdorovogo_obraza_zhizni_u_mladshih_shkolnikov.docx 20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пути формирования здорового образа жизни у младших школьников

Проблема детского здоровья – одна из наиболее острых (появление заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, нарушение зрения, осанки, снижение или увеличение массы тела и др.), требующая более тщательного анализа и пересмотра подходов к построению здоровьесберегающей образовательной системы, занятиям физической культурой и спортом как наиболее реальному комплексному оздоровительному средству, оказывающему значительное влияние на качество жизни.

Поэтому воспитание культуры здоровья как важной ценности общества становится главным приоритетом в учебно-воспитательном процессе.

В валеологической и педагогической науках накоплен немалый опыт в активизации и инициировании внутренних возможностей детской личности через нормирование умственной и физической нагрузки (Г.К.Зайцев, Ю.Ф.Змановский, В.И.Сыренский, Л.И.Абросимова, М.М.Безруких и др.).

Уровень здоровья ученика определяется состоянием жизнедеятельности, соответствующим его биологическому возрасту, гармоничным единством физических и интеллектуальных характеристик, своевременным формированием адаптивных и компенсаторных реакций в процессе роста, правильной и согласованной работой всех жизненно важных органов и физиологических систем организма, их своевременным развитием.

ЗОЖ необходимо рассматривать с трех позиций:

  1. как фактор здоровья, полноценного развития школьника;
  2. как главное условие формирования навыков здорового поведения (много двигаться, употреблять овощи и фрукты, мыть руки и ухаживать за телом, бывать на свежем воздухе, закаляться, ложиться вовремя спать, соблюдать режим просмотра телепередач и т.д.);
  3. как повседневную деятельность в учебное и внеучебное время, направленную на самостоятельное использование полученных знаний и навыков для укрепления здоровья.

Оздоровление младших школьников должно быть направлено на создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение психологического здоровья, на активизацию мыслительной деятельности в процессе выполнения физических упражнений, переключение внимания во время изучения трудного материала, предупреждение усталости и утомления, психологическую и физиологическую разрядку во время психологических, зрительных, музыкальных пауз, физкультурных минуток, самомассажа (поглаживания, постукивания, пощипывания, растирания, разминания). Резервные возможности организма, его адаптивность к неблагоприятным внешним воздействиям повышаются через систему закаливания на основе принципов систематичности, комплексного использования всех факторов природы, учета индивидуальных особенностей, постепенности увеличения силы воздействия, расширения зоны закаливающих процедур на фоне «пульсирующих» температур. Педагогу важно не упускать любую возможность для тренировки ученика с целью повышения защитных реакций организма.

Выделенные оздоровительные задачи могут стать регуляторных ценностных поведенческих установок и ориентаций, способствующих возникновению культурных навыков и привычек, связанных со здоровым образом жизни. Следует остановиться на духовном, физическом, социальном, личностном, эмоциональном, интеллектуальном аспектах культуры ЗОЖ. Безусловно, главный среди них – духовный. Его критерии – сформированность моральных качеств, умение понимать человека и сопереживать ему, точность и обязательность в отношениях, проявление материальной и моральной щедрости, следование этикету.

Физический аспект проявляется в умениях и навыках, направленных на охрану и укрепление здоровья, в безопасном и ответственном поведении, гигиенических навыках и привычках, физической активности.

Социальный аспект подразумевает умение организовать совместный труд, жизнь, наладить позитивные отношения с окружающими, участвовать в жизни общества и др.

Личностный аспект рассматривается как наличие знаний о психологии человека, его коммуникативных способностях, как психологическая и социальная адаптация, как проявление стрессовой устойчивости, способности к саморегуляции, стремление к самопознанию.

Эмоциональный аспект нацелен на умение распознавать эмоции, на способность к осмыслению своего и чужого эмоционального состояния, овладение умением выходить из сложных ситуаций.

Интеллектуальный аспект отражает стремление к знаниям, желание заниматься самообразованием, осознание важности и необходимости валеологического образования, участие в интеллектуальных формах деятельности.

К социальным принципам ЗОЖ относятся:

  1. эстетический (опрятность, аккуратность, осанка; оформление блюд, сервировка стола);
  2. нравственный (модель поведения; чистота отношений, доброжелательность);
  3. волевой (последовательность действий, настойчивость, выдержка, самообладание);
  4. духовный (позитивный настрой, бескорыстность, терпеливость, милосердие)4
  5. самоограничительный (способность к отказу от излишеств, нормирование потребностей).

В контексте воспитания младших школьников выделенные принципы могут наилучшим образом способствовать формированию основ ЗОЖ. Заслуживает внимания и тот факт, что ценностные ориентации в процессе культивирования здоровья детей последовательно переходят в разряд основных черт характера, свойств и качеств личности школьника. Путем упражнений и следования сознательным принципам происходит встраивание здоровьесберегающих задач в общую образовательную систему. У младшего школьника возникает внутренняя потребность выполнять правила ЗОЖ не ради похвалы. Добровольность и свобода выбора существенным образом могут повлиять на формирование положительной динамики в развитии физического, психического, социального, духовного, нравственного здоровья.

Неотъемлемой частью в структурной модели ЗОЖ является создание социально-педагогических условий сохранения и укрепления здоровья младших школьников, в первую очередь – благоприятной социокультурной образовательной среды, в которой формируется личность ребенка. Воспитательно-образовательная среда школы (класса) должна пробуждать позитивные мысли, влиять на состояние самочувствия и здоровья школьника.

Необходимо определить оптимальные формы организации учебного процесса, объем учебной информации и методы обучения, регламентировать количество уроков в течение дня, формировать положительные мотивы в учебе, избегать чрезмерной учебной нагрузки даже для самых развитых и способных учеников.

Процесс обучения и воспитания необходимо строить на принципах валеологической педагогики, исключая шаблоны и монотонность урочной и внеурочной работы, отдавая предпочтение творческим способам передачи знаний: поисково-исследовательской деятельности, сотрудничеству с учетом коллективного характера учения и др.

Таким образом, опытный педагог будет делать упор на эстетизацию среды воспитания и образования, оздоровление процесса обучения и развития, гигиенически целесообразную организацию образовательного процесса, созданию для ученика благоприятных условий, способствующих духовно-нравственному, психоэмоциональному благополучию с учетом валеологических принципов.

Через анализ, обобщение и перегруппировку информационного материала по предмету «Окружающий мир» у школьников формируются собственные взгляды и отношение к здоровому образу жизни.

Поэтапное обучение позволит ученикам подниматься к вершинам знания, постепенно переходя к деятельностному этапу становления культуры здоровья. На практике это выглядит следующим образом:

1-й этап – когнитивный. Ученик получает, добывает самостоятельно информацию, работает с ней (осмысливает, сопоставляет, анализирует, оценивает, выделяет существенное, обобщает, делает выводы), прогнозирует.

2-й этап – эмоционально-побудительный. Учитель актуализирует имеющиеся знания ребенка, побуждает к активному их применению, формирует мотивацию к сохранению и укреплению здоровья, воспитывает ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других.

3-й этап – деятельностный. Учитель направляет активность ученика на разработку правил сохранения здоровья, закрепляет применение этих правил в специально созданных ситуациях, в быту и повседневной жизни.

4-й этап – мотивационный. Педагог вырабатывает у школьника потребность в выполнении различных ежедневных мероприятий по укреплению здоровья, отслеживает результаты их проведения, организует самоконтроль и фиксацию достижений.

Такая поэтапная деятельность формирует позицию созидателя собственного здоровья как основы культуры здоровья. Ее отличительная черта – бережное отношение к окружающим людям, проявление уважительного, здорового отношения ко всему тому, что окружает.

Процессуальную часть в модели ЗОЖ заполняют активные методы и формы работы. Педагогическая практика осуществляется в деятельностно-игровой форме обучения на основе широкого применения методов повышения познавательной активности – анализа, сравнения, моделирования, конструирования, классификации, решения логических задач, проблемных ситуаций, экспериментирования, опытов и т.д.

Современный подход к созданию модели ЗОЖ требует новых, личностно-ориентированных методов работы с младшими школьниками. Эти методы направлены на:

  1. развитие коллективного мышления в процессе поиска позитивного выхода из сложной ситуации на основе духовного и интеллектуального обмена;
  2. выработку адекватного отношения к неожиданным ситуациям;
  3. формирование умения принять правильное решение;
  4. приобретение способности делиться опытом позитивного поступка;
  5. обретение нравственной самостоятельности в игре, общении, обучении;
  6. формирование рефлексивно-аналитических умений, способности алгоритмизировать свою деятельность, выбирать рациональные способы работы, достигать результата, своевременно приходить на помощь другим;
  7. развитие способности к проблемно-поисковой творческой деятельности как источнику раскрытия духовно-нравственного потенциала.

Примерным образом планируя пошаговую деятельность, учитель обеспечивает комплексность в решении задач, усвоение предметного материала в единстве формы и содержания, осуществляет межпредметные связи при обращении к вопросам здорового образа жизни, аккумулирует опыт ученика в контекст учебных и воспитательных занятий и получает прогнозируемый результат – жизнерадостного, активного, любознательного, уравновешенного, волевого, дружелюбного, чуткого, внимательного, устойчивого к неблагоприятным внешним факторам, выносливого, сильного, с высоким уровнем физического и умственного развития здорового ученика.

Источник

Читайте также:  Зож хронический цистит у
Adblock
detector