Меню

Пути формирования здоровья нравственное поведение

Формирование основ нравственного здоровья дошкольника.
консультация

Нравственное здоровье включает в себя: ценности и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое.

Скачать:

Вложение Размер
Формирование основ нравственного здоровья дошкольника. 18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Цуканова Наталия Александровна,

Формирование основ нравственного здоровья дошкольника.

На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственного здоровья. Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей, которые способствуют укреплению нравственного здоровья.

Нравственное здоровье включает в себя : ценности и ценностные ориентации, адекватную перспективу развития общества и человека в обществе, сформированные ценности в системе образования, ценности в семье и многое другое.

Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций, что в свою очередь формирует нравственное здоровье. Именно они выступают внутренним регулятором поведения даже тогда, когда за ним никто не следит. Выбор определяется сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность её поведения.

Примечательно, что проблему формирования нравственных ценностей, которые составляют основу нравственного здоровья исследователи решают в основном начиная с младшего школьного возраста, в большей степени — с подросткового и юношеского. Однако ведущие психологи XIX – XX столетий различных научных школ – зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) – особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Суть их вывода кроется в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего возраста, в противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно сложно.

Формировать нравственное здоровье необходимо через систему ценностей, на которые следует ориентировать детей. Разработанные в науке системы базируются на представления отечественной педагогики о классификации ценностей, о гуманистических и христианских идеях педагогики и психологии. Исходя из этого, что высшая общечеловеческая ценность — личность человека, его неповторимость, индивидуальность. Систему нравственных ценностей мы ориентируем на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, на семью, труд.

Нравственные ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами, которые также являются составляющими нравственного здоровья ребенка. Это жертвенная и деятельная ценность к людям – требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примерять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои ошибки и недостатки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».

Для формирования полноценного нравственного здоровья, психического и личностного развития важное значение имеет семья . Именно в семье усваиваются, копируются образы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне. Такой подход не требует специальной работы с детьми, но делает значимым отношения между родителями в семье. Родители не только стихийно приобщают детей, к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов и обсуждения поведения и поступков героев, бесед на нравственные темы. Не исключая и внушение, объяснения, установления причинно – следственных связей между поступком ребенка и результатом. Часто родители воспитывают детей своим собственным примером.

Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему на помощь родителям в формировании нравственного здоровья, должны прийти педагоги ДОУ. Характер этой помощи может осуществляться:

во – первых, наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающихся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний.

Во – вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Ведущую роль в этом, согласно культурно – исторической концепции Л.С. Выготского, играют специальные орудия преобразования натуральных форм психики – знаки и символы. Речь идет о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально – чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.

В – третьих, необходимо способствовать тому, чтобы ребенок мог осмыслить ценности, устанавливать причинно – следственный связи между поведением, поступками людей. Для этого воспитатель в разных видах детской деятельности ориентирует воспитанников на базовые ценности. Поскольку ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра, важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представления о нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора. Это могут быть сюжеты игры на темы: «Как проводит вечер семья», «Строительство нового детского сада», «Бюро добрых дел нашего города» и т.д.

Важно развивать в детях способность видеть в поступках героев книг и мультфильмов, окружающих, только хорошее и замечать другое, отличное от хорошего. В данном случае, у детей появляется возможность сравнения и собственной оценки происходящего.

Недопустимо высмеивать слабую сторону личности. Тем самым нарушается не только атмосфера доброжелательности в воспитательном процессе, но и подвергается под угрозу все нравственное здоровье в целом. Дети инстинктивно чувствуют: если неожиданно оступишься, не исключено, что и над тобой посмеются. Боязнь быть высмеянным, способствует появлению таких качеств характера, как лицемерие, нечестность и многое другое.

Формирование нравственного здоровья у воспитанников ДОУ предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов воздействия.

В этом случае важно:

· содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического климата;

· обогащать родителей знаниями детской психологии и педагогики, педагогической этики;

· раскрывать особенности формирования нравственных ценностных ориентаций, с тем, чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как родительские собрания, беседы, консультации, тематические встречи, дни семейного отдыха; организация «почтового ящика» для писем, на которые можно получить ответ на возникающую проблему у воспитателя или психолога.

Выше перечисленные условия напрямую зависят от личностных и профессиональных качеств педагога. Прежде всего, это должен быть высоконравственный, культурный, творчески работающий человек, любящий детей и свою работу, имеющий высокий уровень психологической, педагогической, методологической и дидактической подготовки. У детей формируется нравственное здоровье на основе деятельности педагога. Для детей педагог в ДОУ должен быть эталоном культурного общения, поведения и много другого. Поэтому, тот, кто берет на себя эту ответственную задачу, должен сам ориентироваться на нравственные ценности и поддерживать свое нравственное здоровье в полном порядке.

Таким образом, создавая условия для формирования нравственного здоровья у дошкольников, важно, чтобы у людей, которые становятся отправной точкой в этом процессе, были достаточно развиты нравственные ценностные ориентации, которые являются основными составляющими в понятии нравственного здоровья.

Источник

Нравственное здоровье как одна из составляющих здорового образа жизни.
статья на тему

В статье говорится о том, что нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_mo.odt 23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное здоровье как одна из составляющих

здорового образа жизни.

Нравственное здоровье – это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое здоровье, но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений. Потребность в сохранении и развитии нравственного здоровья реализуется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми. Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер, а не после того, когда уже зафиксированы те или иные отклонения или вообще отсутствие нравственного здоровья. Об этом свидетельствуют многочисленные жизненные факты. Нравственное здоровье нуждается в постоянном обогащении нравственных чувств, в упрочении моральной позиции, совершенствовании нравственных привычек. Всем этим должна заниматься сама личность, осуществляя повседневный нравственный самоконтроль. Его суть состоит в том, что личность самостоятельно регулирует свое поведение, контролирует свои мотивы и мысли. Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально. Введение особого и обязательного для всех учащихся учебного предмета «Половое воспитание» на данном этапе развития общества и школы нецелесообразно.

Необходимо использовать в половом воспитании различные формы и методы. Это и включение соответствующих сведений в различные учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов). С учетом сложившейся в стране ситуации задачи полового воспитания должны быть сформулированы следующим образом:

  • привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;
  • формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;
  • защита (методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;
  • обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.

Организационными формами могут быть:

  • фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история; с этой целью необходимо вводить соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;
  • факультативные занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;
  • семинары для родителей; тематика, содержание и организация таких семинаров должны отвечать их запросам;
  • консультации, организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.

Педагог должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе — важный и необходимый элемент системы полового воспитания.

Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. Хорошим вариантом приобщения россиян к международному опыту в сфере межполовых отношений является использование достижений личной гигиены и ухода за телом, что необходимо для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Все это может и должно быть использовано в качестве элементов в специфически российской системы гигиенического и полового воспитания в соответствии с принципом: культура должна быть самобытной, а цивилизованность — современной. Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально.

Источник

Читайте также:  Как называется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Adblock
detector