Меню

Пути его коррекции здоровья

Пути его коррекции здоровья

Цель исследования — провести анализ современной научной литературы по вопросам состояния здоровья современного студента и его коррекции средствами физической культуры вуза.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось путем анализа публикаций периодических научных изданий за последние 20 лет по педагогическим и медицинским наукам.

Результаты исследования и их обсуждение

Студенты являются одной из представительных групп молодежи страны. В последние годы существенно увеличилось число высших учебных заведений, а количество студентов сегодня превышает 10 млн человек [11]. С медико-биологической точки зрения студенты относятся в большинстве случаев к подросткам в стадии социального созревания, что требует должного внимания как со стороны администрации вузов, так и исследователей к здоровью этой категории населения [15, 18].

По мнению Л.В. Голикова [11], социально-гигиенические, медико-биологические, экологические и психологические факторы могут приводить к развитию заболеваний и морфофункциональных расстройств, ограничивающих профессиональную пригодность, снижающих годность юношей к прохождению воинской службы, а также снижающих качество жизни подростков. Показано, что основной вклад в структуру функциональных отклонений вносят отклонения в деятельности системы кровообращения (382,1%о), нервной системы (211,4 %о), органа зрения (168,1%о). Среди этой категории населения неуклонно растет заболеваемость и инвалидность, остается высоким уровень смертности [3]. Среди хронических заболеваний первое ранговое место прочно занимают болезни пищеварительной системы (277,8%о). На втором месте находятся заболевания органа зрения (97,2%о).

Показано, что к концу обучения в вузе наблюдается тенденция к росту хронических заболеваний. В научных работах отмечается, что количество студентов специальной медицинской группы увеличивается с 10 до 20-25%, в некоторых вузах достигает 40% [1, 3, 5, 8]. Ко второму курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому — на 43%. По данным М. Ю. Абросимова [1], четверть студентов переходит в более низкую медицинскую группу.

В течение дня у студента происходит длительная и напряженная работа центральной нервной системы, сочетающаяся с влиянием фактора гиподинамии и гипокинезии, которые способствую формированию специфического морфофункционального статуса организма, характеризующегося снижением активности функциональных систем. Последствиями умственного переутомления могут быть различные болезни, прежде всего нервной и сердечно-сосудистой систем.

Исследованиями установлена ведущая роль поведения в сохранении здоровья и формировании различных патологических состояний [1, 19, 20]. Факторами риска для здоровья являются вредные привычки — табакокурение, употребление психоактивных веществ, алкоголя, Интернет-зависимость, злоупотребление мобильными телефонами. Так, использование последних, по данным ряда исследователей в Европе, является причиной массовой бессонницы у подростков, достигающей 10-30%. Доказано, что использование мобильных телефонов и компьютеров оказывает негативное влияние на здоровье их владельцев, предъявляющих жалобы на головные боли, повышенную слабость, утомляемость, раздражительность, имеющих низкую сопротивляемость организма. В процессе интенсивной умственной работы во время экзамена у 60% студентов возникает напряжение механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы, 30% студентов жалуются на учащенное сердцебиение перед экзаменами, у 20% студентов в этих условиях отмечается неконтролируемая мышечная дрожь, каждый четвертый студент жалуется на нарушение сна в период сессии, а 5% студентов при подготовке к экзаменам беспокоят головные боли

В научной литературе отмечено, что около 19% студентов первого курса имеют невротические расстройства [20]. Оценивая распространенность пограничных нервно-психических заболеваний у студентов, отдельные авторы приводят цифру 56,6% [10, 17]. От 51 до 70,5% пациентов с невротическими заболеваниями — это лица в возрасте 19-25 лет. Е. Д. Красик с соавт. [17] провели анализ заболеваемости студентов в различных многопрофильных вузах. Ими установлено, что распространение пограничных нервно-психических расстройств на технических, медико-биологических, физико-математических и гуманитарных факультетах составило пропорцию 1:1,5:2:6. Различные авторы считают, что наибольший риск возникновения этих заболеваний в изучаемой студенческой популяции приходится на младшие курсы (1-й и 2-й), достигая максимума к 3-му курсу. Затем вероятность развития этой патологии снижается, становясь минимальной на 4-ом-6-ом курсах обучения. Причем в 46,6% случаев заболевание возникало во время экзаменационной сессии, так как она является пиком умственной перегрузки и сильной стрессовой ситуацией.

Общеизвестно, что чувствительным показателем состояния здоровья является физическое развитие, уровень которого тесно связан с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни [1, 2, 3, 4, 5]. Как известно, обучение в вузе сопряжено с необходимостью длительного сохранения положения сидя, которое формирует статическое напряжение мышц спины («статический стресс») и снижает двигательную активность. Кроме того, в условиях гиподинамии формируются застойные процессы в системе кровообращения. С биомеханической точки зрения важным является отсутствие физической нагрузки на суставы нижних конечностей, в том числе суставы стоп, что приводит к нарушению формирования суставных поверхностей и их деформации. Н.Б. Мирская, А.Н. Коломенская и А.Д. Синякина [20] подчеркивают, что из всего комплекса факторов, влияющих на формирование костно-мышечной системы, особого рассмотрения требуют особенности двигательной активности. Авторы указывают на прямую зависимость между физическим воспитанием, уровнем двигательной активности и состоянием костно-мышечной системы и ухудшением таких показателей, как экскурсия грудной клетки, кистевая и становая динамометрия, жизненная емкость легких. Поступают в вуз до 38% учащихся с пониженным физическим развитием. Установлено, что неудобная поза студентов приводит к статическому напряжению позных мышц, которое влечет за собой функциональные нарушения ряда систем организма. В динамике 30-летнего наблюдения за физическим развитием у современных студентов наблюдаются положительные сдвиги соматометрических показателей (роста, массы тела, окружности грудной клетки), в то время как жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, становая сила, напротив, уменьшились по сравнению с аналогичными показателями у студентов предыдущих лет. У студентов, занимающихся спортом, в сравнении со студентами, ведущими малоподвижный образ жизни, отмечаются более высокие показатели физического здоровья.

Читайте также:  Справка для здоровья собаки

В связи с этим, как отмечается во многочисленных научных публикациях, система высшего образования остается единственным социальным институтом и каналом, через который возможно целенаправленное профилактическое воздействие на каждого студента. Физическое воспитание в высших учебных заведениях является основным звеном организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди студентов. В этой связи огромное значение приобретает правильная организация занятий со студентами на кафедрах физического воспитания вузов, которые должны выпускать квалифицированных специалистов. В настоящее время в современной литературе приведены многочисленные методики повышения эффективности занятий физической культурой, как с помощью современных компьютерных технологий, так и специально разработанных педагогических систем с использованием приемов командных игр, гимнастических упражнений и т.п. Нужно отметить, что большинство авторов в своих публикациях акцентируют внимание на разработку личностно-ориентированных систем обучения физической культурой [18, 21, 22]. В научной литературе предложено ряд методик оздоровления студентов средствами физической культуры 19. Особую роль в успешности физического воспитания авторы статей отдают формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также формированию культуры здоровья у студентов, рассматривая ее в качестве одной из главных методических задач физического воспитания для решения проблемы профессионального становления студентов, что подразумевает формирование и развитие активности знаний, умений, способностей, готовность применить их на практике 18 . Тем не менее А.Э. Болотин, В.А.Чистяков [7] отмечают, что в настоящее время слабо изучены научно-теоретические подходы к совершенствованию системы физического воспитания студентов в вузах России. Это негативно сказывается на определении путей развития теории и практики физического воспитания студентов. Авторы статьи отмечают, что в настоящее время ведущие идеи науки в сфере физического воспитания студентов выглядят неопределенно. Так, например, весьма сложно понять, что делать на практике для реализации принципов целостности, системности физического воспитания студентов, структурирования педагогических процессов и др. Это негативно сказывается на совершенствовании процесса физического воспитания студентов в вузах России.

Заключение

Таким образом, установлено, что особенности состояния здоровья современного студента обусловлены в том числе и факторами вузовской среды, что в свою очередь ведет к повышенным умственным нагрузкам, дефициту времени на сон, прием пищи, отдых, двигательную активность. Физическая культура в вузе является одним из важных способов коррекции и управления здоровьем студента, что требует системного подхода к разработке и внедрению научно-теоретических основ по совершенствованию системы физического воспитания студентов.

Рецензенты:

Крайник В.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул;

Мацюра А.В., д.б.н., профессор, доцент ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул.

Источник

Коррекция недостатков физического развития студентов средствами физической культуры

Введение

Многочисленными исследованиями уже давно доказана взаимосвязь между умственным трудом и физическими нагрузками. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдых, но и как средство сохранения здоровья и работоспособности.

Физические упражнения оказывают существенное влияние на формирование скелета (исправляются искривления позвоночника, улучшается осанка). Повышаются обменные процессы, в частности, обмен кальция, содержание которого определяет прочность костей.

Точно известно, что 55-75 % сегодняшних первокурсников аномальны по состоянию здоровья. Около половины всех студентов по состоянию здоровья отнесены к подготовительной и специальной группе по физкультуре. Наиболее распространены заболевания дыхательной системы (бронхиальная астма, хронический бронхит, тонзиллит), опорно-двигательного аппарата (сколиоз, кифоз, остеохондроз, плоскостопие), сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония, гипертония, гипотония, заболевания сердца), миопия и дерматиты. Увеличивается число студентов, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта (гастродуоденит, гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки) и нарушением обмена веществ (сахарный диабет, ожирение).

Кроме того, ослабленный организм студентов не может бороться с инфекциями и вирусами в течение учебного года. Многочисленные простуды, грипп, ангины, пневмонии надолго выводят учащихся из учебного процесса, с каждым годом увеличиваются пропуски занятий по болезни.

Причин такого большого процента заболеваний несколько. По данным Всемирной организации здравоохранения, 80 % болезней человека возникают по причинам, связанным с ухудшением экологической ситуации. Экологические проблемы оказывают прямое или косвенное влияние на физическое и нравственное состояние человека.

Но больше всего здоровье человека зависит от условий и образа жизни. Правильно составленный распорядок дня, распределение работы таким образом, чтобы наибольшая нагрузка соответствовала наибольшим возможностям организма, – одна из важнейших задач сохранения здоровья и работоспособности.

Нарушение режима дня, труда, учебных занятий, питания, отдыха, сна, двигательной активности может привести не только к снижению работоспособности, но и к развитию болезни.

Наиболее действенной альтернативой гиподинамии (уменьшению подвижности) в современных условиях могут выступать физические упражнения. Человек, ведущий подвижный образ жизни и систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнять значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями организма.

Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему. Улучшается работа сердца, легких. Фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность.

Исследования показали, что проведение занятий по физическому воспитанию положительно влияет на умственную работоспособность студентов в период сессии, сокращает сроки восстановительного периода организма после экзаменационного стресса.

Читайте также:  Чем вреден тренажерный зал для здоровья

Систематическое продолжение работы в состоянии утомления, неправильная организация труда, длительное выполнение работы, связанной с чрезмерным нервно-психическим или физическим напряжением, – все это может привести к переутомлению. А это может привести к заболеваниям нервной системы, обострению сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенной болезням, снижению сил организма. Например, под влиянием длительного (хронического) экзаменационного эмоционального стресса у большинства студентов значительно изменяется интенсивность кровенаполнения сосудов, электрокардиографические и биохимические показатели, которые приходят в норму в течение 2-3 суток после экзаменов.

Таким образом, студенты 2 раза в год переживают длительный эмоциональный стресс, что является фактором риска.

С помощью физических упражнений и других средств физической культуры (закаливание, гигиенические факторы) можно снизить рост заболеваемости студентов, остановить прогрессирование некоторых болезней и скорректировать отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, излишняя масса тела, близорукость и др.).

Коррекция недостатков физического развития средствами физической культуры

Спектр так называемых недостатков физического развития у подростков чрезвычайно широк. К ним относятся: у юношей преимущественно – дефицит мышечной массы, различные искривления позвоночника (по большей части впалая грудь, сутулость), недостаточное развитие основных двигательных способностей (общей выносливости, мышечной силы, координации); у девушек – избыточная масса тела, слабо развитая гибкость, координация движений, сутулость. Каждый подросток по-своему воспринимает недостатки своего физического развития. Многое здесь зависит от личности, свойств нервной системы, мнения окружающих и ряда других факторов.

В понятие «коррекция» входят сумма оздоровительных, общеукрепляющих и развивающих воздействий специально подобранных систем физических упражнений, влияющих на формирование опорно-двигательного аппарата, устранение функциональной недостаточности и повышение уровня физической подготовленности.

При коррекции физического развития (телосложения) ликвидируются отклонения в осанке, искривления позвоночника в различных направлениях (кифозы, лордозы, сколиозы), нарушения в развитии правильной формы грудной клетки (плоская, узкая, асимметричная), плоскостопие и другие недостатки.

Выбор средств физической культуры для коррекции зависит от выявленных недостатков, истинных или имеющихся в воображении подростков. Так, для юношей с дефицитом мышечной массы рекомендуются упражнения силовой направленности: занятия с гантелями, гирями, резиновыми эспандерами для различных групп мышц (ног, рук, туловища). В процессе таких занятий важно правильно подобрать нагрузку для разных частей тела, чтобы не возникло непропорциональное развитие отдельных мышечных групп по сравнению с другими.

Обычно юноши стараются в первую очередь увеличить объем бицепсов, что не всегда оправдано с точки зрения здоровья. В первую очередь им нужно обратить внимание на мышцы грудной клетки и мышцы живота, которые активно участвуют в процессах дыхания. Для их развития, помимо упражнений с отягощениями, необходимо использовать циклические упражнения (бег в среднем темпе, катание на коньках и велосипеде, плавание, лыжные прогулки), а также спортивные игры.

Для улучшения координации и гибкости у девушек полезны спортивные игры (теннис, волейбол, волейбол по упрощенным правилам), ритмическая гимнастика, танцы. Помимо развития основных качеств, дефицит которых наблюдается у большинства девушек, эти занятия позволяют повысить уровень самооценки, их уверенность в своих силах и чрезвычайно сильно способствуют формированию личностных качеств – воли, самообладания, смелости и решительности.

В целях коррекции физического развития применяются специальные корригирующие и общие развивающие физические упражнения для укрепления мышц спины и передней части туловища (мышечный корсет), для выработки правильной осанки, дыхательные упражнения для улучшения функции дыхания (положительно сказывающейся на форме грудной клетки): плавание, подвижные и спортивные игры, элементы спорта. При наличии лишней массы тела полезны гимнастические упражнения, которые способствуют активизации жирового обмена в области шеи, живота, спины и бедер. При выполнении упражнений следует чередовать исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа. Рекомендуются ритмическая гимнастика, подвижные и спортивные игры, плавание, туризм. Наиболее эффективными, активизирующими жировой обмен, являются циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме.

В случае различных форм сердечно-сосудистой недостаточности дыхательной системы применяются строго дозированные физические упражнения: ходьба, оздоровительный бег, плавание, передвижение на лыжах и т.п. со строгим контролем за состоянием организма.

Коррекция физической подготовленности осуществляется после определения ее недостаточности. Занимающимся предлагается выполнить ряд тестов, результаты которых создадут условия для корригирующего тренировочного процесса. В условиях колледжа данные о недостатках физического развития учащихся можно найти у медицинского работника, из медицинской карты студента.

Как юношам, так и девушкам, имеющим недостатки физического развития (впрочем, и не имеющим их), очень полезны занятия различными видами спорта, ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями для развития основных двигательных способностей, выполнение утренней гигиенической гимнастики и ведение активного образа жизни.

Комплексы корригирующих упражнений

Комплекс упражнений, направленных на коррекцию индивидуального физического развития

Для мышц груди и рук

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Руки на ширине плеч. 25 раз.

Для широчайших мышц

Лежа на спине между двумя стульями, гимнастическая палка на сиденьях. Взяться за палку руками широким хватом. Подтягивание до касания палки грудью. 3 серии по 10 раз.

Для дельтовидных мышц

Стоя, наступив на резиновый бинт, свободные концы в руках. Поднимание рук через стороны вверх, 3 серии по 10 раз.

Стоя так же, как в предыдущем упражнении. Сгибание рук в локтевых суставах, 3 серии по 8 раз.

Читайте также:  Поливитамины от сибирского здоровья

Стоя, руки согнуты в локтях за головой, в них свободные концы бинта. На меняя положения локтей, разгибать руки, 3 серии по 8 раз.

Лежа животом на стуле, руки за головой. Одновременно поднимать туловище и прямые ноги, максимально прогибаясь, 3 серии по 8 раз.

Стоя, руки за головой. Присесть, встать и чуть-чуть выпрыгнуть вверх. Упражнения можно заменить приседаниями на одной ноге, другая вытянута вперед, 4 серии по 6 раз.

Стоя носком одной ноги на деревянном бруске высотой 3-4 см, подняться на носок, 3 серии по 12 раз каждой ногой.

Для мышц брюшного пресса

Лежа на полу, руки за головой, ноги закреплены. Поднимание туловища до касания грудью коленей. 3 серии по 15 раз.

Комплекс упражнений для профилактики и лечения остеохондроза

При поражении какого-либо одного отдела позвоночника (шейный, грудной, пояснично-крестцовый) страдает весь позвоночник, поэтому применяются упражнения для всего позвоночника с обязательным учетом стадии заболевания и включаются специальные упражнения для пораженных отделов позвоночника.

  1. И.п. – сидя на стуле (сохраняется для первых 8 упражнений), руки опущены вдоль туловища. Повороты головы – влево и вправо с максимально возможной амплитудой. Темп медленный. Повторить 5-10 раз.
  2. Опустить голову вниз, достать подбородком грудь. Темп медленный. Повторить 5-10 раз.
  3. Запрокинуть голову назад, одновременно вытягивая подбородок. Темп медленный. 5-10 раз.
  4. Положить ладонь на лоб. Давить лбом на сопротивляющуюся ладонь. Давление – 10 секунд, отдых – 20 секунд. 5 раз.
  5. Положить ладонь на область виска. Давить виском на сопротивляющуюся ладонь. Давление – 10 секунд, отдых – 20 секунд. 5 раз.
  6. То же с другой стороны.
  7. Руки опущены вдоль туловища. Поднять плечи и удерживать в таком положении 10 секунд, расслабление – 15 секунд. 6 раз.
  8. Самомассаж шеи, плечевых суставов, трапециевидной мышцы. 5-7 минут.
  9. И.п. – лежа на спине, руки под головой. Давить головой на руки (темп медленный) – выдох. Расслабиться – вдох. 10 раз.
  10. И.п. – лежа на спине, руки на поясе. Поочередное сгибание и разгибание ног, не уменьшая прогиба поясницы. Стопы не отрывать. По 10 раз каждой ногой.
  11. И.п. – лежа на спине, руки на поясе, ноги согнуты. Прогнуться, поднимая таз – выдох, и.п. – вдох. 10-15 раз.
  12. И.п. – лежа на спине, кисть одной руки на груди, другой – на животе. Глубокий вдох (кисти приподнимаются), глубокий выдох (кисти опускаются).

Комплекс упражнений для предупреждения сутулости

  1. И.п. – лежа на животе, руки вверх. Движения руками, как при плавании способом «брасс», 6 раз.
  2. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Движения ногами, как при плавании способом «кроль», 6-10 раз.
  3. И.п. – о.с. Дыхательные упражнения, 2-3 раза.
  4. И.п. – лежа на животе, кисти под подбородком. Поднять ноги. Держать 3 счета, 4-6 раз.
  5. И.п. – лежа на спине, руки на пояс. Медленно сесть без опоры на руки, медленно лечь, 4-6 раз.
  6. И.п. – о.с. Дыхательные упражнения, 2-3 раза.
  7. И.п. – стоя, ноги врозь, в двух шагах от стула. Наклон вперед, хват за спинку стула, сделать «круглую» спину, рывком прогнуться. Держать 3 счета. Вернуться в и.п. , 4-5 раз.

Комплекс упражнений для выработки устойчивого навыка осанки

  1. И.п. – о.с. На голове расположить какой-либо предмет. Сохраняя правильную осанку, опуститься поочередно на колени, затем сесть на пятки и в обратной последовательности вернуться в и.п.
  2. Стоя, развести руки в стороны ,держа в правой руке небольшой предмет (кубик, мячик). Поднимая правую руку вверх, согнуть ее в локте, левую завести вниз – за спину и передать предмет в левую руку. Повторить упражнение, переложив предмет в другую руку.
  3. Стоя у стены и касаясь ее затылком, спиной и пятками, поднять согнутую правую ногу максимально вверх и прижать к животу, обхватив голень руками. Затем выпрямить ногу и руки вперед. То же с другой ноги. Повторить 25-30 раз.
  4. С предметом на голове походить на носках, пятках, высоко поднимая колени, выпадами, зигзагами, скрестным шагом, приставными шагами, спиной вперед.
  5. Ускорения по прямой линии, по кривой, зигзагом.
  6. Прыжки, в том числе в глубину с возвышений различной высоты.
  7. Кувырки вперед, назад, в сторону.
  8. Стойка на лопатках с открытыми и закрытыми глазами.

Комплекс упражнений при плоскостопии

Упражнения на укрепление мышц и связок стопы:

  1. Ходьба на носках, пятках, внутренней и внешней сторонах стопы, с отягощением на плечах массой 1-3 кг.
  2. Сидя на стуле, разводить и сводить пятки, не отрывая носков от пола.
  3. Из того же положения захватывание стопами мяча среднего размера и поднимание его.
  4. Сидя на стуле, сгибание пальцами ног коврика или куска ткани, лежащего на полу.
  5. Захватывание и поднимание пальцами ног различных предметов (палочек, мяча, куска ткани).
  6. Сидя на стуле, стопы лежат на круглой палке небольшого диаметра. Катание палки подошвами ног.
  7. Приседание с отрывом пяток от поверхности пола.
  8. Ритмичное сгибание и разгибание ноги в голеностопном суставе, стоя передней частью стопы на опоре высотой 7-10 см.
  9. Из положения стоя, руки на поясе. Перекаты с пятки на носок.
  10. Из того же положения. Ходьба по гимнастической палке.
  11. Ходьба на носках по наклонной плоскости.
  12. Ходьба по бруску с треугольным профилем.

Источник

Adblock
detector