Урок русского языка в 9-м классе по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Тема: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Тип урока: урок-закрепление.
Цели урока:
- научиться узнавать бессоюзные сложные предложения;
- научиться устанавливать смысловые отношения между частями БСП;
- научиться правильно выбирать знаки препинания (двоеточие);
- научиться употреблять предложения данной конструкции в речи.
1. Проверка домашнего задания (8–10 мин.)
а) Проверка правила (работа в парах).
«3» – выписать только предложения с двоеточием, указав его номер;
«4» – составить схемы и объяснить постановку знака;
«5» – по составу – «звучность».
1. [ ] : [ ]. (потому что)
2. [ ] : [ ]. (а именно)
4. [ ] : [ ] , [ ]. (а именно; и)
5. [ ] : [ ]. (и увидел, что)
6. [ ] : [ , ]. (а именно)
7. [ ] : [ ] , [ ]. (что)
2. Закрепление
а) Выборочное (осложненное) списывание (4 мин. + 3 мин. на проверку)
Из предложенных пар выбрать только предложения с уточняющими членами. Провести лексическую работу.
А)
1. Погода была ужас…ная мокрый снег падал хлопьями.
2. Метель не утихала небо не про…снялось.
Б)
1. Алексей Толстой утверждал труд буд…т в человеке творческие силы.
2. Всю дорогу до хутора молчали г…ворить мешала тряская езда.
В)
1. Он был мастер на все руки слесарь, столяр, плотник и даже механик.
2. Я вижу кто(то) скачет на лихом коне.
Г)
1. Я поднял глаза высоко в небе неслись над станицей птиц… .
2. Безветрие и все небо залито ровной синевой.
2 предложения – «3»;
3 предложения – «4»;
4 предложения – «5».
Хутор – 1. Обособленный земельный участок с усадьбой владельца. 2. На Украине, на Дону, на Кубани: крестьянский поселок, обычно небольшой.
Станица – большое селение в казачьих районах. Донские станицы.
б) Конструирование предложений (4 мин. + 3 мин. на проверку)
Собрать «рассыпавшееся» предложение.
1. Я путешествовал мало: не позволяло здоровье.
Путешествовал, я, мало, не, здоровье, позволяло.
2. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо.
Меня, я, вдруг, кто-то, за, плечо, берет, чувствую.
3. Маша очень обрадовалась: она в первый раз получала подарки.
Обрадовалась, она, в, подарки, Маша, получала, раз, очень, первый.
4. Неожиданно погода испортилась: поднялся сильный ветер, пошел снег.
Снег, неожиданно, пошел, погода, ветер, испортилась, сильный, поднялся.
2 предложения – «3»;
3 предложения – «4»;
4 предложения – «5».
в) Составление схем предложений (5 мин.)
1. Мы увидели эту книгу на витрине книжного магазина, когда возвращались домой.
[ ], (когда). СПП с придаточным обстоят. причины.
2. Книг я читаю много: это доставляет мне удовольствие.
[ ] : [ ]. БСП (причина)
3. Я с жадностью читал новые книги, которые поступали к нам в библиотеку.
[ сущ .], (которые). СПП с придаточным определительным.
4. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
[ ] : [ ]. БСП (причина)
5. Однажды Анатоль Франс сказал: «Словарь является вселенной, уложенной в алфавитном порядке».
Оценить по количеству верных схем.
3. Рефлексия
– Что нового узнали?
– Каким приемом пользовались?
– Чем интересна тема?
Ответы учеников.
1. Совершенно новый случай постановки двоеточия. До этого мы знали двоеточие после обобщающего слова при однородных членах, а также при прямой речи.
2. Интересно превращать бессоюзные предложения в союзные. Если получается ССП, то надо ставить запятую или точку с запятой. Если – СПП, надо ставить двоеточие.
3. Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.
4. Легко составлять схемы.
5. Интересно работать с тренажером.
– Что оказалось трудным?
Ответы учеников.
1. Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем между частями союзных предложений. Поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака.
2. Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.
3. Затрудняюсь, если одна из частей – односоставное предложение.
Из пяти оценок вывести общую, обвести в кружок.
4. Творческое задание
Президент Российской Федерации В.В.Путин объявил 2007 год Годом русского языка. Предлагаю написать рассказ на тему «Мой родной язык – русский» с использованием бессоюзных сложных предложений, между частями которых ставится двоеточие.
Домашнее задание. П.11, повторить правило, упражнение 149 (1), «5» – разбор.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.
1. Я живу в России, мой родной язык – русский. Я знаю, что это очень сложный язык, но в то же время он необычайно богат и красив. Изучать законы языка, узнавать новые правила, становиться более грамотной мне не просто интересно, а необходимо. Я считаю: моей стране нужны образованные люди.
2. Русский язык для меня – один из самых сложных предметов в школе. Как наука, он включает в себя много разделов. Это фонетика, орфография, лексика, морфология, словообразование, синтаксис и пунктуация. Не все я понимаю одинаково хорошо, но стараюсь: свой родной язык нужно знать обязательно.
3. Русский язык в моей жизни играет важную роль: на нем я говорю, читаю, думаю. Но я воспринимаю родной язык не только как средство общения. Я вижу в нем источник культуры и стараюсь овладеть всеми нормами русского языка.
4. Русский язык – это язык нашей нации. Это мой родной язык. Он разнообразен настолько, что позволяет передать не только необходимую информацию, но и выразить чувства. Этому способствуют художественные средства. Русский язык необыкновенно богат: он имеет эпитеты, метафоры, олицетворения и многое другое. Я стараюсь использовать эти средства в своей письменной речи во время написания сочинений.
5. Я горжусь русским языком: он является одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Красотой русского языка восхищались многие великие люди: Ломоносов и Белинский, Тургенев и Паустовский. Я учила наизусть некоторые их высказывания и считаю, что мы, жители России, – счастливые люди, обладающие таким богатством, как русский язык.
6. Русский язык – язык великого русского народа. Я горжусь, что могу говорить и учиться на своем родном языке. Русский язык богат. Изучайте родной язык: он поможет вам грамотно выражать свои мысли.
Источник
Перепишите предложения, правильно расставляя в них знаки препинания. Какие из предложений не являются сложными бессоюзными?
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.
1. Перепишите предложения, правильно расставляя в них знаки препинания. Какие из предложений не являются сложными бессоюзными?
1) Охотник выстрелил птица перевернулась в воздухе и упала.
2) Он ужаснулся сам себе ведь всего три месяца назад он был готов совершить очень глупый поступок.
3) Пора вставать уже семь часов.
4) Уже семь часов пора вставать.
5) За окном я увидел лес поле высокую башню и одинокую фигуру лесника.
6) Все хотели солнца оно не показывалось.
7) Много спать дела не знать.
8) Я обрадовался неожиданной встрече плохо быть одному в незнакомом городе.
9) Понадобится послать кого-то на трудное задание посылают его.
10) Солнце зашло птицы умолкли.
11) Я путешествовал мало не позволяло здоровье.
12) Дружбу помни зло забывай.
13) Я выглянул в окно сердце мое забилось от радости.
14) Надо признать я не люблю медлительных людей.
15) Маша была в восторге она впервые получила взрослые подарки.
2. Перепишите предложения, правильно расставляя в них знаки препинания. Какие из предложений не являются сложными бессоюзными?
1) Ночи были холодные ветреные мы очень озябли.
2) Оставалось одно принять бой.
3) Она улыбнется солнце красное взойдет.
4) Дни стояли ясные холодные и мы спали в палатке.
5) Сколько просьб у любимой всегда у разлюбленной просьб не бывает.
6) Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день путешествия всегда сулили неожиданности.
7) Статьи и стихи были на одну тему их предметом был город.
8) Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман.
9) Не стесняйтесь своей застенчивости застенчивость очень мила и совсем не смешна.
10) Вору дай хоть миллион он воровать не перестанет.
11) Ученых много умных мало.
12) Услышь сама земля поет под толщей снеговой.
13) Прошел небольшой дождь еще теплее мягче стал воздух.
14) Но умер поэт прилетать перестал пернатый певец.
15) Не ошиблись вы три клада в сей жизни были мне отрада.
16) Печален я со мною друга нет.
3. Перепишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Объясните постановку тире и двоеточия в БСП.
1) Мне снилось я шел по широкой степи.
2) Я знал его мы странствовали с ним в горах Востока.
3) Завел автомобиль послышался легкий стук.
4) Черная вода обладает великолепным свойством трудно отличить настоящие берега от отраженных.
5) Как-то пришел к нему и вижу на столе лежит том «Войны и мира».
6) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
7) Хотел я встать передо мной все закружилось с быстротой.
8) Корень учения горек плоды его сладки.
9) Начало всегда трудно не растягивай его.
10) Об одном вас прошу стреляйте скорее.
11) Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.
12) Он пробовал читать мысли скользили по строкам.
13) Солнце взошло начинается день.
14) Не удалось ему устроить брата на работу моложе пятнадцати лет не брали.
15) Утраченное доверие подобно утраченной жизни оно невозвратно.
16) Пассажиры с вещами сидели на площадках вещи в вагон не влезали.
17) Лето припасает зима поедает.
18) А я в таких случаях тоже упрямый человек на каприз отвечаю капризом.
19) Она вошла в воду и улыбнулась в воде было растворено солнце.
20) За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.
21) Пашню пашут руками не машут.
22) За переправой клубилась стена пыли от города на запад шли войска.
23) Вы проходите мимо дерева оно не шелохнется.
24) Во всем должна быть жесткая экономия таков закон военного времени.
25) Подул ветер все дрогнуло ожило и засмеялось.
4. Перепишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.
1) Тихий ветер сонно веет с тихой мутной Оки качаются золотые лютики отягченные росой разноцветные бессмертники сухо торчат на малоплодном дерне.
2) Не плавали кругами распластанные коршуны не висели в воздухе трепещущие кобчики не стрекотали кузнечики.
3) Крыша давно уже не была крашена стекла отдавали радугой из щелей между ступенями росла трава.
4) Догорал осенний вечер по лугам холодный сумрак лег.
5) Луна сияла всё было тихо топот моей лошади один раздавался в ночном безмолвии ехал я долго.
6) Ночь была страшно морозная и ветреная сухой мёрзлый снег визжал и скрипел под санями за необозримым полем всходил красный огромный месяц.
7) Только там и есть настоящее искусство где народ чувствует себя дома и действующим лицом то только и есть искусство которое отвечает на действительные чувства и мысли.
8) Отовсюду сильно запахло цветами обильная роса облила траву соловей защёлкал недалеко в кустах сирени и затих услыхав наши голоса звёздное небо как будто опустилось над нами.
9) Мне неожиданно пришла в голову мысль что я уже это где-то слышал я на минуту задумался и немного побыв в одиночестве принял верное решение.
10) Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей ласково веет навстречу ветер и убаюкивающее звенят трели жаворонков сливаясь с однообразным топотом копыт.
5. Перепишите текст, расставляя необходимые знаки препинания.
Поздно в тундру приходит весна только в июне но все же приходит. Настанет июнь тундра оживает просыпается от зимнего сна. Звонят большие и малые ручьи со стоном взламывается лед на речках. Вода всюду ступишь ногой в мох мох сочится тронешь мшистую кочку кочка тоже сочится. Станешь робко ногой на ледок из-под ледка брызнет вода звонкая весенняя. По снегу ходить уже нельзя.
Провалишься в него не выберешься снег рассыпчатый ухватиться не за что. Пройдет несколько дней начинают слышаться живые голоса. А пройдет неделя в ушах звенит от радостного звона кричит гусь в небе за горой протяжно ревет олень пронзительно вопят чайки. Посмотришь вокруг под ногами возятся проворные кулики порхают жирные белые куропатки над головой проносятся важные полярные совы. И всё это суетится хлопочет кричит звенит поет радуется весне. (Из очерка)
6. Перепишите текст, расставляя необходимые знаки препинания.
На Урале есть пещера там на стенах даже летом лежит серебрящийся иней. Войдешь в нее по узкому лазу дохнет в лицо холодом. Спустишься еще через одну лазейку откроется диковинный подземный дворец искрится иней с потолка свисают гирлянды ледяных кристаллов и кажется что весь дворец сделан из громадной льдины. Зажгли туристы факелы и весь дворец засверкал зеленовато-синим огнем.
Идешь дальше и удивляешься чудесам природы на пути колонны изо льда а на них затейливые рисунки и узоры. Проходишь еще немного кончается царство льдов.
Теплом повеяло из черной глубины пещеры и вы переходите в другой мир. Стены как бы раздвинулись и перед вами таинственное озеро нет на нем волн не гуляет над ним свежий ветер не голубое небо смотрится в его воды а причудливо разрисованный потолок. Размахивают экскурсанты огромными факелами на черной бархатной воде мелькают фантастические тени. Душно в этой подземной пещере очень низко висит над головой тяжелый мрачный потолок.
Подземные пещеры образуются так вода глубоко уходит в землю достигает рыхлых известняков и принимается за работу размывая землю пробивая ходы. Гроты и лазейки колонны и коридоры затейливые карнизы и кружева все это создают подземные воды. (По С. Архангельскому).
Источник: Ликбез. Русский язык.
1) Охотник выстрелил — птица перевернулась в воздухе и упала. — смена событий.
2) Он ужаснулся сам себе, ведь всего три месяца назад он был готов совершить очень глупый поступок. — СПП.
3) Пора вставать: уже семь часов. — причина.
4) Уже семь часов — пора вставать. — следствие.
5) За окном я увидел лес, поле, высокую башню и одинокую фигуру лесника. — простое предложение.
6) Все хотели солнца — оно не показывалось. — противопоставление.
7) Много спать — дела не знать. — условие.
8) Я обрадовался неожиданной встрече: плохо быть одному в незнакомом городе. — причина.
9) Понадобится послать кого-то на трудное задание — посылают его. — условие, время.
10) Солнце зашло — птицы умолкли. — следствие, время.
11) Я путешествовал мало: не позволяло здоровье. — причина.
12) Дружбу помни — зло забывай. — противопоставление.
13) Я выглянул в окно — сердце мое забилось от радости. — время.
14) Надо признать: я не люблю медлительных людей. — изъяснение.
15) Маша была в восторге: она впервые получила взрослые подарки. — причина.
1) Ночи были холодные, ветреные — мы очень озябли. — следствие.
2) Оставалось одно: принять бой. — пояснение.
3) Она улыбнется — солнце красное взойдет. — сравнение.
4) Дни стояли ясные холодные, и мы спали в палатке. — СПП.
5) Сколько просьб у любимой всегда — у разлюбленной просьб не бывает. — противопоставление.
6) Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день: путешествия всегда сулили неожиданности. — причина.
7) Статьи и стихи были на одну тему: их предметом был город. — пояснение.
8) Погасло дневное светило — на море синее вечерний пал туман. — время.
9) Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. — причина.
10) Вору дай хоть миллион — он воровать не перестанет. — противопоставление.
11) Ученых много — умных мало. — противопоставление.
12) Услышь: сама земля поет под толщей снеговой. — изъяснение + «Услышь».
13) Прошел небольшой дождь — еще теплее мягче стал воздух. — время.
14) Но умер поэт — прилетать перестал пернатый певец. — следствие, время.
15) Не ошиблись вы: три клада в сей жизни были мне отрада. — пояснение.
16) Печален я: со мною друга нет. — причина.
1) Мне снилось: я шел по широкой степи.
2) Я знал его: мы странствовали с ним в горах Востока.
3) Завел автомобиль — послышался легкий стук.
4) Черная вода обладает великолепным свойством: трудно отличить настоящие берега от отраженных.
5) Как-то пришел к нему и вижу: на столе лежит том «Войны и мира».
6) Тьма света не любит — злой доброго не терпит.
7) Хотел я встать — передо мной все закружилось с быстротой.
8) Корень учения горек — плоды его сладки.
9) Начало всегда трудно — не растягивай его.
10) Об одном вас прошу: стреляйте скорее.
11) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
12) Он пробовал читать — мысли скользили по строкам.
13) Солнце взошло — начинается день.
14) Не удалось ему устроить брата на работу: моложе пятнадцати лет не брали.
15) Утраченное доверие подобно утраченной жизни: оно невозвратно.
16) Пассажиры с вещами сидели на площадках: вещи в вагон не влезали.
17) Лето припасает — зима поедает.
18) А я в таких случаях тоже упрямый человек: на каприз отвечаю капризом.
19) Она вошла в воду и улыбнулась: в воде было растворено солнце.
20) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
21) Пашню пашут — руками не машут.
22) За переправой клубилась стена пыли: от города на запад шли войска.
23) Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнется.
24) Во всем должна быть жесткая экономия — таков закон военного времени.
25) Подул ветер — все дрогнуло ожило и засмеялось.
1) Тихий ветер сонно веет с тихой(,) мутной Оки; качаются золотые лютики, отягченные росой; разноцветные бессмертники сухо торчат на малоплодном дерне.
2) Не плавали кругами распластанные коршуны, не висели в воздухе трепещущие кобчики, не стрекотали кузнечики.
3) Крыша давно уже не была крашена, стекла отдавали радугой, из щелей между ступенями росла трава.
4) Догорал осенний вечер, по лугам холодный сумрак лег.
5) Луна сияла; всё было тихо; топот моей лошади один раздавался в ночном безмолвии; ехал я долго.
6) Ночь была страшно морозная и ветреная; сухой(,) мёрзлый снег визжал и скрипел под санями; за необозримым полем всходил красный огромный месяц.
7) Только там и есть настоящее искусство, где народ чувствует себя дома и действующим лицом; то только и есть искусство, которое отвечает на действительные чувства и мысли.
8) Отовсюду сильно запахло цветами, обильная роса облила траву, соловей защёлкал недалеко в кустах сирени и затих, услыхав наши голоса; звёздное небо как будто опустилось над нами.
9) Мне неожиданно пришла в голову мысль, что я уже это где-то слышал; я на минуту задумался и, немного побыв в одиночестве, принял верное решение.
10) Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей; ласково веет навстречу ветер, и убаюкивающее звенят трели жаворонков, сливаясь с однообразным топотом копыт.
Поздно в тундру приходит весна, только в июне, но все же приходит. Настанет июнь — тундра оживает, просыпается от зимнего сна. Звонят большие и малые ручьи, со стоном взламывается лед на речках. Вода всюду: ступишь ногой в мох — мох сочится, тронешь мшистую кочку — кочка тоже сочится. Станешь робко ногой на ледок — из-под ледка брызнет вода, звонкая, весенняя. По снегу ходить уже нельзя. Провалишься в него — не выберешься: снег рассыпчатый, ухватиться не за что. Пройдет несколько дней — начинают слышаться живые голоса. А пройдет неделя — в ушах звенит от радостного звона: кричит гусь в небе, за горой протяжно ревет олень, пронзительно вопят чайки. Посмотришь вокруг — под ногами возятся проворные кулики, порхают жирные белые куропатки, над головой проносятся важные полярные совы. И всё это суетится, хлопочет, кричит, звенит, поет, радуется весне. (Из очерка)
На Урале есть пещера: там на стенах даже летом лежит серебрящийся иней. Войдешь в нее по узкому лазу — дохнет в лицо холодом. Спустишься еще через одну лазейку — откроется диковинный подземный дворец: искрится иней, с потолка свисают гирлянды ледяных кристаллов, и кажется, что весь дворец сделан из громадной льдины. Зажгли туристы факелы, и весь дворец засверкал зеленовато-синим огнем.
Идешь дальше и удивляешься чудесам природы: на пути колонны изо льда, а на них затейливые рисунки и узоры. Проходишь еще немного — кончается царство льдов.
Теплом повеяло из черной глубины пещеры, и вы переходите в другой мир. Стены как бы раздвинулись, и перед вами таинственное озеро: нет на нем волн, не гуляет над ним свежий ветер, не голубое небо смотрится в его воды, а причудливо разрисованный потолок. Размахивают экскурсанты огромными факелами — на черной бархатной воде мелькают фантастические тени. Душно в этой подземной пещере: очень низко висит над головой тяжелый(,) мрачный потолок.
Подземные пещеры образуются так: вода глубоко уходит в землю, достигает рыхлых известняков и принимается за работу, размывая землю, пробивая ходы. Гроты и лазейки, колонны и коридоры, затейливые карнизы и кружева — все это создают подземные воды. (По С. Архангельскому)
Источник