Рабочая программа «Путешествие по тропе здоровья»
материал по зож (4 класс)
Рабочая программа и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_puteshestvue_po_trope_zdorovya.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного курса
— Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
— В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
— Вести безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Путешествие по тропе здоровья » — является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
— Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
— Проговаривать последовательность действий на уроке.
— Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
— Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
— Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
— Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
— Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
— Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
— Слушать и понимать речь других.
— Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
— Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
— Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
— Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
— осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
— социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:
— отношение к самому себе;
— отношение к другим людям;
Раздел «Гигиена повседневного быта» (6 часов)
Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни
— Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Определение понятия «здоровый» образ жизни.
Тема 1. Гигиена повседневного быта (1ч)
Теория: Зубы. Строение зубов. Как сохранить улыбку красивой.
Практика: Уход за зубами. Тест «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»
правила гигиены повседневного быта
учащиеся должны знать:
особенности физического развития младшего школьника;
влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье;
показатели самоконтроля за состоянием своего здоровья;
учащиеся должны уметь:
применять на практике приобретённые знания о правилах ведения здорового образа жизни;
составлять индивидуальные планы и программы по улучшению своего здоровья.
Тема 2. Физическое развитие (1ч)
Практика: Измерение своего роста и веса. Ростомер. Медицинские весы.
Теория: Факторы влияющие на рост и вес человека. Ожирение. Правила здорового питания.
Практика: правильное сбалансированное питание. Составление меню на неделю.
Тема 3. Формирование правильной осанки (1ч)
Теория: Влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье человека
Практика: Выявление проблем с осанкой и формой стопы. Разработка индивидуальной программы здоровья по решению выявленных проблем.
Тема 4. Основы самоконтроля (1ч)
Теория: Показатели самоконтроля: настроение, желание работать, самочувствие, болевые ощущения. Пульс.
Практика: Дневник самоконтроля. Правила его ведения.
Тема 5. Средства и методы сохранения здоровья (1ч)
Теория: Точечный массаж. Значение точечного массажа. Виды точечного массажа.
Практика: Обучение точечному массажу.
Тема 6. Профилактика близорукости (1ч)
Теория: Профилактика близорукости.
Практика: Точечный массаж для снятия зрительного напряжения. Самомассаж.
«Воспитание двигательных способностей» (1ч)
Характеристика и развитие основных двигательных способностей человека
Тема 1. Что значит быть ловким?
Теория: Выносливость и сила – двигательные способности человека.
Практика: Составление индивидуальной программы на развитие двигательных способностей.
«Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков» (8ч)
Основные движения. Прикладные умения и навыки человека.
Тема 1. Прикладные умения и навыки(1ч)
Практика: Движения при преодолении препятствий. Отработка прикладных умений и навыков. Спортивно-военизированная игра.
Самостоятельное катание с горы на лыжах. Лыжная прогулка по пересечённой местности. Лыжная эстафета. Нетрадиционные виды терапии: игротерапия, сказкотерапия, цветотерапия, аромотеропия, мульттерапия, музыкотерапия, как альтернатива докторов.
Тема 2. Основные виды движения (7ч)
Теория: Основной вид движения – метание. Фазы метания.
Практика: Метание. Способы метания. Упражнения с большим мячом.
Метание малого мяча. Ловля мяча. Игры «Шандр», «Выбивалы». Метание на дальность. Метание в цель. Игра «Меткий стрелок». Весёлые старты. Игры на свежем воздухе.
«Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий» (2ч)
Методика и проведение динамических пауз, физкультурных минуток, занимательных переменок.
Тема 1. Методика проведения малых форм двигательной активности (2ч)
Теория: Динамическая пауза — малая форма двигательной активности. Место динамической паузы в режиме дня. Влияние динамической паузы на здоровье.
Практика: Упражнения и игры для динамической паузы. Круглый стол «Как сохранить и укрепить своё здоровье»
.учащиеся должны знать:
правила гигиены повседневного быта;
особенности физического развития младшего школьника;
влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье;
показатели самоконтроля за состоянием своего здоровья;
правила предупреждения простудных заболеваний;
основные правила закаливания организма;
что такое близорукость и как она влияет на здоровье человека;
основы рационального питания;
способы воспитания двигательных способностей;
основные виды движения;
виды подвижных игр;
основы лыжной подготовки;
малые формы двигательной активности4
особенности воздействия двигательной активности на организм человека
. учащиеся должны уметь:
применять на практике приобретённые знания о правилах ведения здорового образа жизни;
составлять индивидуальные планы и программы по улучшению своего здоровья;
вести дневник самоконтроля;
делать точечный массаж;
самостоятельно выполнять профилактические и общеукрепляющие комплексы физических упражнений;
играть в подвижные игры, соблюдая правила;
самостоятельно совершать лыжные прогулки;
применять полученные навыки в самостоятельных и групповых занятиях.
Тематическое планирование (17 часов)
Характеристика основных видов деятельности
Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни .
Правила гигиены повседневного быта. Что надо делать, чтобы улыбка была красивой.
Знакомство с факторами, влияющими на рост и вес человека.
Знакомство с профилактикой
близорукости. Взаимосвязь близорукости и здоровья человека.
Воспитание двигательных способностей.
Знакомство с основами самоконтроля и
Составление дневника самоконтроля.
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков .
. Проделывание точечного массажа, который снимает зрительное напряжение. Применение прикладных умений и навыков. Проделывание движений при преодолении препятствий.
Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий.
Источник
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья»
рабочая программа (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4kl._put_._po_trope_zdor.dokument_microsoft_word_3.docx | 38.54 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
на заседании методического объединения учителей начальных классов
от « » __________ 2016 г.
Руководитель _______/Горина Л.А./
заместитель директора по ВР
________/ Шамотина М.С. /
«_____» «__________ » 2016 г.
приказом по МБОУ
«Средняя школа № 4»
по спортивно-оздоровительному направлению
« Путешествие по тропе здоровья »
Учитель Скрипко Н.Г.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
Программа «Путешествие по тропе здоровья» рассчитана на 1 учебный час в неделю: I класс – 32 часа, II – IV классы – 34 часа.
Место реализации программы: спортивный зал, спортивная площадка, кабинет начальных классов, школа, территория и окрестности вокруг школы.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
- видеть важность в здоровом образе жизни;
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
- прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
- учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
- осуществлять добрые дела полезные другим людям.
1. Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работая по составленному плану использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)
- использовать дополнительные средства получения информации;
- уметь оценивать себя.
2. Познавательные УУД:
- уметь перерабатывать полученную информацию;
- выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.
3. Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
- понимать позиции других;
- учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя.
После окончания IV года обучения учащиеся должны
- правила соревнований по спортивным играм;
- меры личной и общественной профилактики болезней;
- правила спортивных игр (футбол, волейбол);
- правила игры в шашки, шахматы;
- правила катания на санках, лыжах, коньках;
- основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
- значение питания, ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья;
- значение экологии для окружающей среды.
- подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
- играть по правилам в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол);
- соблюдать меры личной и общественной профилактики болезней;
- соблюдать правила катания на санках, лыжах, коньках;
- соблюдать экологическую чистоту;
- вести здоровый образ жизни.
- видеть важность в здоровом образе жизни;
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
- прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
- учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
- осуществлять добрые дела полезные другим людям;
- объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
1. Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работая по составленному плану использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)
- использовать дополнительные средства получения информации;
- уметь оценивать себя.
- уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
2. Познавательные УУД:
- уметь перерабатывать полученную информацию;
- выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, рисунков, схем.
- извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
3. Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
- понимать позиции других;
- учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя, критика;
- учиться предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Результатом практической деятельности по программе «Путешествие по тропе здоровья» можно считать следующее:
- Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
- Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, города.
- Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
- Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
- Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
- 90% учащихся класса посещают кружки дополнительного образования.
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Формы учета знаний и умений.
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предполагает вовлечение обучающихся в здоровьесберегающие практики. Контроль и оценка результатов освоения программы будет продуктивным в процессе организации следующих форм деятельности: спортивные эстафеты, турниры и соревнования, внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Беседы по профилактике здорового образа жизни – 5ч. «Первая помощь утопающему», «Обсуждение сказки «Старик и Сова», «Профилактика гриппа», «Береги здоровье смолоду», «Как правильно купаться и загорать».
Подвижные игры на свежем воздухе –8 ч.: «Увернись от мяча», «Вороны и воробьи», «Паровозик», «Ловишки-перебежки», «Первые снежки», «Строим снежную крепость», «Донести рыбку», «Петушиный бой», «Два Мороза», «собери орехи», «Большой мяч» и др. Катание на санках. Игра в снежки.
Экскурсии – 4ч.:«Ядовитые растения и грибы», «Снежное покрывало», «Что осталось после зимы», «Весенние следы».
Динамические прогулки и игры –1ч
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий, праздников –2ч Игра-путешествие «В стране Здорового Образа Жизни», поиск клада «Остров Здоровья»
Настольные игры –2ч.: Шашки, шахматы, настольный теннис.
Спортивные игры – 1ч.: «Учимся играть в футбол, волейбол»
Занятия в спортивном зале –1ч.: «Веселая скакалка», «Звонкий мяч»,
Спортивные соревнования – 2 ч.: Весёлые старты, эстафета на санках, лыжах.
Труд и спорт – 1 ч.: Лепка, оформление снежных фигур
Источник