Меню

Путешествие по тропе здоровья внеурочная деятельность 4 класс

Рабочая программа «Путешествие по тропе здоровья»
материал по зож (4 класс)

Рабочая программа и тематическое планирование.

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_puteshestvue_po_trope_zdorovya.docx 28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного курса

— Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

— В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

— Вести безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Путешествие по тропе здоровья » — является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

— Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

— Проговаривать последовательность действий на уроке.

— Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

— Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

-Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

— Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

— Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

— Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

— Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

— Слушать и понимать речь других.

— Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

— Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

— Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

— Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

— осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

— социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:

— отношение к самому себе;

— отношение к другим людям;

Раздел «Гигиена повседневного быта» (6 часов)

Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни

— Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Определение понятия «здоровый» образ жизни.

Тема 1. Гигиена повседневного быта (1ч)

Теория: Зубы. Строение зубов. Как сохранить улыбку красивой.

Практика: Уход за зубами. Тест «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»

правила гигиены повседневного быта

учащиеся должны знать:

особенности физического развития младшего школьника;

влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье;

показатели самоконтроля за состоянием своего здоровья;

учащиеся должны уметь:

применять на практике приобретённые знания о правилах ведения здорового образа жизни;

составлять индивидуальные планы и программы по улучшению своего здоровья.

Тема 2. Физическое развитие (1ч)

Практика: Измерение своего роста и веса. Ростомер. Медицинские весы.

Теория: Факторы влияющие на рост и вес человека. Ожирение. Правила здорового питания.

Практика: правильное сбалансированное питание. Составление меню на неделю.

Тема 3. Формирование правильной осанки (1ч)

Теория: Влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье человека

Практика: Выявление проблем с осанкой и формой стопы. Разработка индивидуальной программы здоровья по решению выявленных проблем.

Тема 4. Основы самоконтроля (1ч)

Теория: Показатели самоконтроля: настроение, желание работать, самочувствие, болевые ощущения. Пульс.

Практика: Дневник самоконтроля. Правила его ведения.

Тема 5. Средства и методы сохранения здоровья (1ч)

Теория: Точечный массаж. Значение точечного массажа. Виды точечного массажа.

Практика: Обучение точечному массажу.

Тема 6. Профилактика близорукости (1ч)

Теория: Профилактика близорукости.

Практика: Точечный массаж для снятия зрительного напряжения. Самомассаж.

«Воспитание двигательных способностей» (1ч)

Характеристика и развитие основных двигательных способностей человека

Тема 1. Что значит быть ловким?

Теория: Выносливость и сила – двигательные способности человека.

Практика: Составление индивидуальной программы на развитие двигательных способностей.

«Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков» (8ч)

Основные движения. Прикладные умения и навыки человека.

Тема 1. Прикладные умения и навыки(1ч)

Практика: Движения при преодолении препятствий. Отработка прикладных умений и навыков. Спортивно-военизированная игра.

Самостоятельное катание с горы на лыжах. Лыжная прогулка по пересечённой местности. Лыжная эстафета. Нетрадиционные виды терапии: игротерапия, сказкотерапия, цветотерапия, аромотеропия, мульттерапия, музыкотерапия, как альтернатива докторов.

Тема 2. Основные виды движения (7ч)

Теория: Основной вид движения – метание. Фазы метания.

Практика: Метание. Способы метания. Упражнения с большим мячом.

Метание малого мяча. Ловля мяча. Игры «Шандр», «Выбивалы». Метание на дальность. Метание в цель. Игра «Меткий стрелок». Весёлые старты. Игры на свежем воздухе.

«Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий» (2ч)

Методика и проведение динамических пауз, физкультурных минуток, занимательных переменок.

Тема 1. Методика проведения малых форм двигательной активности (2ч)

Теория: Динамическая пауза — малая форма двигательной активности. Место динамической паузы в режиме дня. Влияние динамической паузы на здоровье.

Практика: Упражнения и игры для динамической паузы. Круглый стол «Как сохранить и укрепить своё здоровье»

.учащиеся должны знать:

правила гигиены повседневного быта;

особенности физического развития младшего школьника;

влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье;

показатели самоконтроля за состоянием своего здоровья;

правила предупреждения простудных заболеваний;

основные правила закаливания организма;

что такое близорукость и как она влияет на здоровье человека;

основы рационального питания;

способы воспитания двигательных способностей;

основные виды движения;

виды подвижных игр;

основы лыжной подготовки;

малые формы двигательной активности4

особенности воздействия двигательной активности на организм человека

. учащиеся должны уметь:

применять на практике приобретённые знания о правилах ведения здорового образа жизни;

составлять индивидуальные планы и программы по улучшению своего здоровья;

вести дневник самоконтроля;

делать точечный массаж;

самостоятельно выполнять профилактические и общеукрепляющие комплексы физических упражнений;

играть в подвижные игры, соблюдая правила;

самостоятельно совершать лыжные прогулки;

применять полученные навыки в самостоятельных и групповых занятиях.

Тематическое планирование (17 часов)

Характеристика основных видов деятельности

Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни .

Правила гигиены повседневного быта. Что надо делать, чтобы улыбка была красивой.

Знакомство с факторами, влияющими на рост и вес человека.

Знакомство с профилактикой

близорукости. Взаимосвязь близорукости и здоровья человека.

Воспитание двигательных способностей.

Знакомство с основами самоконтроля и

Составление дневника самоконтроля.

Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков .

. Проделывание точечного массажа, который снимает зрительное напряжение. Применение прикладных умений и навыков. Проделывание движений при преодолении препятствий.

Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий.

Источник

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья»
рабочая программа (4 класс)

Скачать:

Вложение Размер
4kl._put_._po_trope_zdor.dokument_microsoft_word_3.docx 38.54 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

на заседании методического объединения учителей начальных классов

от « » __________ 2016 г.

Руководитель _______/Горина Л.А./

заместитель директора по ВР

________/ Шамотина М.С. /

«_____» «__________ » 2016 г.

приказом по МБОУ

«Средняя школа № 4»

по спортивно-оздоровительному направлению

« Путешествие по тропе здоровья »

Учитель Скрипко Н.Г.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления реализации программы:

– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

Программа «Путешествие по тропе здоровья» рассчитана на 1 учебный час в неделю: I класс – 32 часа, II – IV классы – 34 часа.

Место реализации программы: спортивный зал, спортивная площадка, кабинет начальных классов, школа, территория и окрестности вокруг школы.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

  • видеть важность в здоровом образе жизни;
  • бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
  • учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
  • осуществлять добрые дела полезные другим людям.

1. Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работая по составленному плану использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)
  • использовать дополнительные средства получения информации;
  • уметь оценивать себя.

2. Познавательные УУД:

  • уметь перерабатывать полученную информацию;
  • выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.

3. Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
  • понимать позиции других;
  • учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя.

После окончания IV года обучения учащиеся должны

  • правила соревнований по спортивным играм;
  • меры личной и общественной профилактики болезней;
  • правила спортивных игр (футбол, волейбол);
  • правила игры в шашки, шахматы;
  • правила катания на санках, лыжах, коньках;
  • основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
  • значение питания, ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья;
  • значение экологии для окружающей среды.
  • подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
  • играть по правилам в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол);
  • соблюдать меры личной и общественной профилактики болезней;
  • соблюдать правила катания на санках, лыжах, коньках;
  • соблюдать экологическую чистоту;
  • вести здоровый образ жизни.
  • видеть важность в здоровом образе жизни;
  • бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
  • учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
  • осуществлять добрые дела полезные другим людям;
  • объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

1. Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работая по составленному плану использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)
  • использовать дополнительные средства получения информации;
  • уметь оценивать себя.
  • уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

2. Познавательные УУД:

  • уметь перерабатывать полученную информацию;
  • выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, рисунков, схем.
  • извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

3. Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
  • понимать позиции других;
  • учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя, критика;
  • учиться предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Результатом практической деятельности по программе «Путешествие по тропе здоровья» можно считать следующее:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, города.
  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
  • Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
  • 90% учащихся класса посещают кружки дополнительного образования.

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Формы учета знаний и умений.

Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предполагает вовлечение обучающихся в здоровьесберегающие практики. Контроль и оценка результатов освоения программы будет продуктивным в процессе организации следующих форм деятельности: спортивные эстафеты, турниры и соревнования, внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Беседы по профилактике здорового образа жизни – 5ч. «Первая помощь утопающему», «Обсуждение сказки «Старик и Сова», «Профилактика гриппа», «Береги здоровье смолоду», «Как правильно купаться и загорать».

Подвижные игры на свежем воздухе –8 ч.: «Увернись от мяча», «Вороны и воробьи», «Паровозик», «Ловишки-перебежки», «Первые снежки», «Строим снежную крепость», «Донести рыбку», «Петушиный бой», «Два Мороза», «собери орехи», «Большой мяч» и др. Катание на санках. Игра в снежки.

Экскурсии – 4ч.:«Ядовитые растения и грибы», «Снежное покрывало», «Что осталось после зимы», «Весенние следы».

Динамические прогулки и игры –1ч

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий, праздников –2ч Игра-путешествие «В стране Здорового Образа Жизни», поиск клада «Остров Здоровья»

Настольные игры –2ч.: Шашки, шахматы, настольный теннис.

Спортивные игры – 1ч.: «Учимся играть в футбол, волейбол»

Занятия в спортивном зале –1ч.: «Веселая скакалка», «Звонкий мяч»,

Спортивные соревнования – 2 ч.: Весёлые старты, эстафета на санках, лыжах.

Труд и спорт – 1 ч.: Лепка, оформление снежных фигур

Источник

Читайте также:  Родительское собрание гармония общения залог психоэмоционального здоровья
Adblock
detector