Рекомендации родителям по сохранению и укреплению здоровья детей
статья на тему
Важно с раннего детства научить детей ценить, беречь и укреплять здоровье. В статье даны рекомендации родтителям по сохранению и укреплению здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_.docx | 35.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по сохранению и укреплению здоровья детей
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны
прочно войти в повседневную жизнь каждого, кто хочет
сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную радостную жизнь»
Для современных школьников характерна гиподинамия (снижение нагрузки на мышцы и ограничение общей двигательной активности человека). Школьник ежедневно должен делать 23 – 30 тысяч шагов (взрослый человек с натяжкой делает 5 тысяч шагов). Самый простой способ – записать ребенка в спортивную секцию или приобрести для занятия в домашних условиях простейший инвентарь: скакалки, гантели, а на воздухе – велосипед, лыжи, коньки. Достаточно вместе с ребенком утром и вечером 10 минут двигаться, но ежедневно и независимо от складывающейся ситуации – результат будет на лицо.
Десять заповедей для родителей, соблюдение которых поможет сохранить и укрепить здоровье ребенка
Заповедь 1. Соблюдаем режим дня
1). Очень важно приучать ребенка просыпаться и засыпать, кушать, гулять, играть в одно и то же время.
2). Следует уделять особое внимание полноценному сну (своевременное засыпание — не позднее 21.00-22.00, минимальная длительность сна 9- 10 часов.
3). Необходимо регламентировать просмотр телепередач как по времени, так и по содержанию.
Все это вселяет чувство безопасности, уверенности и устойчивости. Это учит ребенка распределять и сохранять физические и психические силы в течение дня, делает его более спокойным и позитивным.
Заповедь 2. Регламентируем нагрузки
1). Очень важно регламентировать как физические нагрузки, так и эмоциональные и интеллектуальные. Другими словами, жить под девизом «Делу время – потехе час».
2). Нужно внимательно следить за поведением ребенка. При этом нужно ориентироваться на его состояние. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности, расторможенность являются сигналом перегрузок.
3). При первых признаках этих проявлений следует прекратить или снизить интенсивность деятельности или общения.
4). При первой же возможности дать ребенку отдохнуть. Лучший отдых – двигательная активность на свежем воздухе.
5). Внимание! Превышение даже эмоционально-положительных нагрузок (увлекательные игры, радостное общение – особенно у детей 3-5 лет) может привести к перегрузкам и как следствие к негативным результатам.
Если мы, взрослые, вовремя не примем меры и не прекратим или не снизим нагрузки ребенка, за этим состоянием могут последовать истощение, недомогание, истерика, а затем и болезнь.
Заповедь 3 . Свежий воздух
1), Свежий воздух необходим детскому развивающемуся мозгу! Недостаток кислорода приводит к значительному ухудшению самочувствия. Нехватка кислорода приводит к быстрой утомляемости и истощаемости. Для хорошего самочувствия и успешной деятельности ребенку необходимо пребывание на свежем воздухе минимум 3 часа в день и в проветренном помещении во время сна.
2). Ежедневные прогулки – эффективный метод закаливания ребенка.
Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительных систем, но и возрастает количество эритроцитов и гемоглобина в крови.
Заповедь 4. Двигательная активность
1). Движение – это естественное состояние ребенка. Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка. Лучшая среда для этого — детская площадка, парк, такт как они сочетают два важных условия для двигательной активности – пространство и свежий воздух.
2). Пусть ваш ребенок как можно больше гуляет, играет в подвижные игры, бегает, прыгает, лазает, плавает.
Заповедь 5. Физическая культура
1). Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности, умения дружить.
2). Видов физической культуры очень много: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия в детском саду, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и др. И, конечно, спортивные секции – виды спорта, которые нравятся ребенку. Главное, чтобы выбранный вид физической культуры нравился ребенку, чтобы он занимался этим с удовольствием.
В ребенке может укоренится лишь то, что сформировано в семье, а значит, основой успеха является личный пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя.
Заповедь 6. Водные процедуры
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться….
Всем с детства известны строки К.Чуковского. Значение водных процедур для здоровья человека известно издавна и подтверждено многовековым опытом.
1). Вы можете выбрать любой, подходящий для вашего ребенка вид
водных процедур или же чередовать разные виды:
— обливание утром и вечером перед сном теплой, прохладной или
— контрастный душ, контрастные ванны для рук и ног;
— обтирание мокрым полотенцем.
2). Предварительно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.
Главное, пусть ребенок получает удовольствие от этой процедуры. И вы радуйтесь вместе с ним!
Заповедь 7. Используйте простые приемы массажа биологически активных точек рук, ступней, ушных раковин, лица и тела.
Массаж биологически активных точек, расположенных в области носа, глаз, ушей, у висков, на пальцах рук и ног, на кистях рук, на подошвах, путем надавливания, растирающих линейных и вращательных движений является прекрасным средством улучшения регуляции деятельности всех систем организма. Таким образом, он нормализует работу всех органов и систем, в том числе и психики.
Заповедь 8. Теплый, доброжелательный психологический климат в семье
1). Обстановка, в которой воспитывается ребенок, психологический климат в семье имеют огромное влияние на состояние физического и психического здоровья ребенка. В комфортной ситуации развитие ребенка идет быстрее и гармоничнее. Он впитывает в себя все позитивное, что его окружает. И это делает его сильным, счастливым и уверенным в себе человеком.
2). И, наоборот, если ребенок растет в неблагоприятной среде, где присутствуют агрессия, раздражение, злость, тревога, страх ,он заражается этими негативными эмоциями и чувствами , что приводит к расстройствам его здоровья и, следовательно, к задержке в развитии.
3). Чтобы ваш ребенок рос здоровым и счастливым, мы предлагаем вам установить в семье кодекс чести, провозглашающий следующее:
А). Позитивное, доброжелательное настроение всех членов семьи.
Б). Ровный, спокойный тон в процессе общения в семье.
— В). Единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи во
Г). Обязательное поощрение ребенка при минимальных успехах и даже
при их отсутствии, если ребенок постарался.
Д). При любой возможности осуществление с ребенком телесного
контакта (погладить, взять за руку, легкий массаж тела и т.д.) и
визуального контакта посмотреть ребенку в глаза, желательно на одном
уровне с ним, т.е. присесть).
4). Организация совместной деятельности с ребенком (по возможности чаще).
5). Никогда не отказывайте ребенку в общении!
6). Установите в семье запрет:
— на бурные негативные эмоции, особенно вечером, перед сном.
— на непонятное для ребенка наказание (особенно в жестких формах),
Стремитесь быть мудрыми в воспитании ребенка. Наш негатив разрушает неокрепшую психику ребенка, дезориентирует его и, следовательно, в конечном счете, ослабляет его здоровье.
Заповедь 9. Питание
1). Детям для полноценного роста и развития необходимо рациональное питание. В организации питания ребенка следует придерживаться простых, но очень важных правил.
2). Питание должно быть по режиму (выработать у ребенка привычку есть в строго отведенные часы).
- Для приготовления пищи использовать только натуральные продукты, не содержащие консервантов, синтетических добавок.
4). Включать в рацион питания ребенка богатые витаминами и минеральными веществами продукты.
5). Важно, чтобы питание было хорошо сбалансировано: в пище должно быть достаточное количество белков, жиров и углеводов.
6). Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи.
7). Еда должна быть простой, вкусной и полезной.
8). Настроение во время еды должно быть хорошим.
9). Аппетит ребенка зачастую зависит от внешнего вида еды.
Заповедь 10. Творчество
1). В творчестве ребенок может выразить себя : свои мысли, чувства, эмоции. Он может создать мир по своим законам, почувствовать радость и удовлетворение. В творчестве ребенок может проявить негативные чувства и переживания и освободиться от них. Через творчество ребенок постигает прекрасное, гармонию мира.
2). Помогите ребенку увидеть прекрасное в мире, влюбиться в красоту и поддержите его желание созидать.
3). Для этого подходят различные виды деятельности:
— лепка (из пластилина, глины, теста);
— изготовление поделок из бумаги;
— шитье, вязание, плетение;
— занятие музыкой и пение, прослушивание классической и детской
— занятия танцами, театрализованной деятельностью.
Все это и многое другое дает возможность эмоционального
выражения, учит ребенка любить труд, гордиться собой.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколение будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
1. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.
2. Семенкова Т.Н. Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы. Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
4.Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
5. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.
6. Менчинская Е.А. Основы Здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Источник
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий
Алла Воробьева
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников
через здоровьесберегающие технологии.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 5»
Дальнереченского городского округа.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников
через здоровьесберегающие технологии.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
• Закаливание — один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания педагогами используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.
• Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
• Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
• Релаксация. Это специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Во время выполнения упражнений педагоги используют спокойную классическую музыку, звуки природы.
• Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
• Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
• Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
• Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки. Педагогами изготовлены или приобретены коврики — дорожки. Дети с удовольствием ходят по ним после дневного сна.
• Утренняя гимнастика проводится ежедневно 5-7 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
• Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии программой детского сада, которые направлены на обучение двигательным умениям и навыкам.
• Серия игровых занятий «Азбука здоровья». Занятия проводятся каждым педагогом в соответствии рабочей программы. На занятиях педагог формирует у детей понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье, расширяя представления о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
• Самомассаж. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно.
• Физкультурные досуги, праздники. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели на физкультурных занятиях.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к достижению эффективных результатов в работе с детьми, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Здоровье – это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Питаться правильно и спортом заниматься,
И закалятся, и с зарядкою дружить.
Здоровый образ жизни – это сила!
Ведь без здоровья в жизни никуда.
Давайте вместе будем мы сильны, красивы
Тогда года нам будут не беда!
Будьте здоровы!
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. — М. : ТЦ Сфера, 2008.-160 с.
3. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – Москва 2002г.
4. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г.
5. Педагогика и психология здоровья под ред. Н. К. Смирнова. — Москва АПКиПРО, 2003г.
6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г.
7. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика – Синтез, 2002г.
НОД по физической культуре «Укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей» в средней группе НОД по физической культуре в средней группе Подготовила: Шишкина В. С. Цель: Укрепление и сохранение физического и психического здоровья.
Консультация для родителей «Сохранение и укрепление здоровья детей» Здоровый образ жизни, что это такое? Это соблюдение режима, труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность,.
Мастер-класс для педагогов-психологов «Сохранение и укрепление психологического здоровья» Цель: ознакомление с работой педагога – психолога в сенсорной комнате; обогащение банка технологий по данному направлению. Задачи: 1.
Проект по ЗОЖ «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников» ПРОЕКТ “Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников через оптимизацию двигательного режима и прогулок” в.
Конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников» в виде деловой игры Родительское собрание «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников» Участники: родители воспитанников Задачи: 1. Формировать и закреплять.
Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими.
Родительское собрание в группе раннего возраста «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Савинский детский сад №2 Конспект родительского собрания в группе раннего.
Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через внедрение активных форм деятельности Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида Сохранение и укрепление здоровья.
Презентация «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Каждый человек, только-только вступивший в жизнь, видит пример в своих родителях, а потому его воспитание зависит от их поведения в первую.
Источник