Меню

Публикации по психологии здоровья

Статьи по психологии на тему Здоровье

«Тигр в клетке» или еще раз о психосоматике

От автора: «Тигр в клетке» — такую метафору применяют к людям, которые под воздействием внутреннего конфликта между сознательной и бессознательной частями своей личности, попадают в замкнутый круг противоречивых эмоций. В этой статье я привел несколько примеров из практики, показывающих механизмы возникновения психосоматических заболеваний, и то, как с помощью терапии можно восстановить свое здоровье, изменив, тем самым, свою жизнь. Встревоженные родители привели в терапию свою дочку, 8 лет. С испуганным видом объяснили, что девочка отказывается есть. Продолжается это уже несколько месяцев. Обращались к врачу, тот прописал. Читать дальше

5 привычек, которые ведут к депрессии

Кто мешает человеку быть самим собой? Жить в гармонии с миром не так уж сложно. Присмотревшись к себе, можно найти множество недостатков. Но от них не сложно избавиться. Надо только захотеть этого. На самом деле всё наше « нехорошее» таится в основе каждой нашей пагубной привычки. Эти привычки и есть то самое главное препятствие на пути к реализации заложенных в нас возможностей. Привычка себя жалеть Чего греха таить, каждый из нас любит немножко поныть, мол, я такой хороший, и за что мне все эти проблемы. Иногда всплакнуть с такой мыслью даже полезно. А потом собраться, встряхнуться — и за дело! Но сползание в жалость к себе по всякому. Читать дальше

Don’t panic! Интегральная перспектива на панические атаки

Со мной это случилось летом 2004 года, когда я учился на 4-м курсе биологического факультета МГУ. А пару недель назад — спустя десятилетие — я получил в руки диплом о втором высшем образовании в Московском институте психоанализа по специальности «трансперсональный психолог». Тема моей дипломной работы — «Интегральная карта панических расстройств». Ниже я попробую рассказать, что я узнал об этом состоянии за последние десять лет. С самого начала вектор моих изысканий (а когда у вас панические атаки, вы. Читать дальше

«На нервной почве»

Как-то ко мне на прием пришла молодая женщина с довольно странной проблемой. Суть ее была вот в чем. Дама два года замужем, прекрасные отношения с мужем, очень хотят ребенка. Но – не получается. Супруги прошли тщательное обследование, причем оба: для меня этот факт подтвердил, что желание действительно обоюдное. Ведь мужчины, как правило, очень сопротивляются подобного рода манипуляциям, их логика проста: «Это ваши женские дела – ты и лечись, а у меня все в порядке». Признаться, я растерялась: было непонятно, при чем здесь я.Я стала осторожно расспрашивать женщину о разных обстоятельствах ее жизни. И вдруг выяснилась любопытная вещь. Читать дальше

«Пограничность» как практика «другого бытия»

Я хочу одного — другого. Рома Воронежский. Понятие «пограничное состояние» существует в психиатрической терминологии уже более ста лет. Потребовалось много лет для того, чтобы это некогда довольно приблизительное понятие, первоначально употреблявшееся для описания состояния, балансирующего «между неврозом и психозом», приобрело свое современное значение в качестве определения расстройства, для которого характерны выраженные тенденции к эмоциональной лабильности, импульсивности, раздражительности и самодеструктивности (Stone, 1980, 1986).Самый весомый вклад в разработку понятия пограничных личностных расстройств (Borderline personality. Читать дальше

«Пограничная» семья. Особенности пограничной организации личности.

«В каждом из нас есть пограничные способы реагирования. У кого-то они глубоко запрятаны и проявляются только в кризисах, травмах, стрессовых ситуациях. А для кого-то жизнь как таковая является стрессом, и поэтому способы реагирования превращаются в то, что психологи могли бы назвать «пограничная организация личности» И.Ю.Млодик Тема пограничного расстройства личности (ПРЛ) вращается вокруг тем со-зависимости, одиночества, депрессии, разлуки. Очень часто окружающие относятся к людям с ПРЛ, как к людям с плохим характером, мерзостью, непослушанием. В таком. Читать дальше

«Я боюсь…» Четыре основных страха беременных женщин

Беременных женщин часто одолевают самые разные опасения и страхи. Новые переживания, предстоящие роды, неизвестность будущей жизни — все это может очень сильно влиять на психологическое состояние беременной женщины. Но насколько реальнто то, чего боятся беременные? Что сделать, чтобы свести на «нет» все негативные переживания? Можно ли сделать свою беременность счастливой и свободной от страхов? Сегодня мы попросили прокомментировать четыре основных страха беременных женщин замечательного психолога Филиппову Галину Григорьевну. Филиппова Галина Григорьевна — доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Института. Читать дальше

А что вам мешает отказаться от курения?

Ежегодно в 3-й четверг ноября отмечается Всемирный день отказа от курения. В этот день 17 ноября 2016г. стартовал наш новый проект «День отказа от курения», направленный на то, чтобы помочь любому человеку, желающему отказаться от курения, сделать это раз и навсегда, не страдая при этом, а наоборот, радуясь и гордясь собой всю оставшуюся жизнь. Проект будет транслироваться на нескольких сайтах и в социальных сетях. Проблема отказа от курения для многих людей, действительно, стала серьезной и неразрешимой. Существует более 160 способов отказа от курения, масса предложений. Но многие, существующие ныне способы, на самом деле, не. Читать дальше

Актуальная тема: Депрессия

«Сегодня я проснулся и понял, что со мной опять ЭТО. ЭТО – это самое страшное, что со мной происходило за последнее время. Это – не горе, не боль, не плохое настроение. Это – страшная тоска, которую даже трудно описать словами. Это похоже на какую-то темную паутину, которая окутывает с головы до ног и ты бессилен из этой паутины вырваться. И тогда ты понимаешь, что лучше бы умереть…» Михаил, 30 лет«Что я чувствую? Я чувствую, что из меня выкачали весь воздух, что от меня осталась лишь телесная оболочка. Радости, печали, надежды, опасения, переживания – все ушло куда-то. Я больше не люблю гулять со своей собакой, я больше не люблю ходить в. Читать дальше

Актуальная тема: Психосоматика. Все болезни от нервов?

«У моего отца недавно обнаружили гипертонию. В какой-то книге я прочитала про связь гипертонической болезни с психологическими характеристиками этих больных. Этих характеристик три: во-первых, пребывание в постоянном стрессе и чувство цейтнота; во-вторых, высокий уровень притязаний и постоянное соревнование с другими; в третьих, авторитарность и агрессивность, высокая требовательность к себе и другим. Все это очень похоже на моего отца. Только непонятно, что с этим делать». Лиля«Долгое время я страдала головными болями. Без таблеток уже не выходила из дома даже в магазин. Помогла работа с психологом, с помощью которого смогла разобраться в. Читать дальше

Анорексия — болезнь отличниц

«Тебе надо скушать суп, — говорит мать. — Ты знаешь, в кого превращаются девочки, которые не кушают?» «Знаю, — отвечает дочь. — В манекенщиц». В настоящее время лучшая половина человечества в погоне за совершенством и красотой, которая должна спасти мир, одержима желанием похудеть. Среди армии страстно желающих похудеть есть те, кто преуспел на этом поприще больше других. Наиболее преуспевшие становятся пациентами реанимационных отделений клиник, куда их доставляют с диагнозом «кахексия» (крайняя степень телесного истощения). О нервной анорексии — психическом заболевании, при. Читать дальше

Читайте также:  Какое у тебя здоровье анкетирование

Антидепрессанты: мифы и реальность.

Антидепрессанты: мифы и реальность Заметки психиатра Одной из частых причин обращения к психологу или психотерапевту являются тревожные и депрессивные расстройства различной выраженности и длительности. Если в процессе терапии сохраняются выраженные симптомы депрессии, усиливается чувство тревоги, апатии или появляются суицидальные мысли, то возникает необходимость консультации психиатра и назначения психотропных препаратов, в том числе и антидепрессантов. Люди нередко боятся обращаться к психиатрам, а возможность назначения антидепрессантов вызывает просто ужас, т.к. вокруг психиатрии и психотропных препаратов существует. Читать дальше

Беременность. Когда задуматься о развитии своего ребенка?

Приходит женщина к мудрецу и просит совет о том, как ей воспитывать своего ребенка? Мудрец спрашивает: «Когда он родился?» «Вчера!» — говорит женщина.«Ты опоздала на девять месяцев», — отвечает мудрец.1. Беременность – это период, во время которого женщина вынашивает развивающийся в ее организме плод, вплоть до момента его рождения.Выделяют три триместра беременности:I триместр – от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до 12-ти недель беременности.II триместр – от 13-ти до 27-ми недель, характеризуется ростом плода и формированием основных систем.III триместр – от 28-ми до 40-ка недель, характеризуется окончательным. Читать дальше

Беременность: значения, кризис, возможности

В момент зачатия между родителями и ребенком возникает связь, которая сохраняется и влияет на всю нашу жизнь, даже если мы находимся далеко от родителей или даже если контакт с ними прерван. Эта связь появляется потому, что душа ребенка вселяется в физическую форму в тот же момент зачатия. Поэтому все, что происходит в период беременности, имеет значение. Беременность может быть запланированной, долгожданной, неожиданной и протекать может по-разному — это во многом зависит от Вас. Беременность — не болезнь, поэтому ожидать от этого периода жизни слабость, токсикации или иные неприятные состояния не обязательно. Часто проблемы. Читать дальше

Бесплодие — путь к материнству.

Невозможно стать матерью, не имея собственной внутренней модели материнства. Такая модель есть у каждой женщины, и она уникальна как ДНК код, как отпечатки пальцев. Сталкиваясь с бесплодием, в особенности по неясным причинам, следует хорошенько познакомиться с собственной моделью материнства, именно там вы найдете ответ на главный вопрос – что мешает мне стать мамой? В основе этой модели всегда лежат первые базовые отношения – отношения с собственной матерью. Мама – это самый главный человек в нашей жизни, первый другой, который открывает нам двери в большой Мир. Мама – Бог для ребенка, ребенок. Читать дальше

Источник

Публикации по психологии здоровья

Существует более 300 определений «здоровья». Выделим основные группы, в которых здоровье определяется:

– как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

– как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;

– как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Таким образом, понимание здоровья различно, но в каждом определении упоминается психологическое (духовное) здоровье личности в качестве важного звена в понимании здоровья.

Отношение к здоровью – фундаментальная характеристика человеческого бытия. Она довольно изменчивая, в разных культурах и цивилизациях, в разные исторические эпохи отношение к здоровью приобретало свои специфические черты.

Отношение к здоровью как феномену многократно становилось предметом изучения, в ходе которого выявлялись биомедицинские, социально-экономические, социально-демографические, культурные, поведенческие и психологические факторы.

Полученные в ходе исследований факты однозначно свидетельствуют о генетической обусловленности многих распространенных сегодня заболеваний: гипертонии, язвенной болезни, шизофрении, псориаза, атеросклероза, глаукомы и др. На сегодняшний день выявлено более 2000 наследственных заболеваний. Более 50 % детской слепоты и глухоты детерминированы генетически. Данных, подтверждающих значимость биологических факторов, собрано множество [1].

Большое влияние на здоровье человека оказывают и социально-экономические факторы. Установлены корреляционные связи между показателями здоровья и образованием, доходом, занятостью, социальным статусом. Определено влияние и социально-демографических факторов на здоровье человека. Пол, возраст, национальность, место проживания влияют на показатели здоровья и продолжительность жизни. Выявлено отрицательное влияние таких на здоровье поведенческих факторов, как употребления алкоголя, курения, приема наркотиков, девиантного и делинквентного поведения и, напротив, положительное – занятия физкультурой, здорового образа жизни и др.

Каждая культура отличается от других своей неповторимой системой ценностей, в частности отношением к здоровью, выявлено влияние культурных факторов. Национальные обычаи, традиции, ритуалы, система воспитания, неразрывно связаны с тем как выстраивается жизнь человека, как относится он к другим, к себе, к своему и здоровью. В одних обществах представление о здоровье связывают с долголетием, в других – с физической силой, в третьих – с полнотой тела.

Сказываются на состоянии здоровья и психологические факторы: отношение к своему телу, болезням, своему возрасту, продуктивная и непродуктивная жизненная ориентация, понимание себя, довольство собой, своими ближними, своим социальным статусом и многое другое.

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, формируется научное направление – ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ. Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии и является междисциплинарной наукой, привлекая для решения своих задач психологов, врачей, педагогов, социальных работников, социологов и др. Психология здоровья как новое научное направление связано с появлением профилактической медицины. Известный ученый В.А. Ананьев считает, что главным продуктом психологии здоровья должно стать совершенствование личности, через это – укрепление здоровья и через все вместе взятое – повышение уровня качества жизни. В своей книге «Психология здоровья» он указывает на то, что психология здоровья призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло, вектор движения, пространство бесконечного процесса становления человека, формировать реальный идеал человека и способствовать его достижению.

Он также отмечает: Объектом психологии здоровья является, с известной долей условности, здоровая, а не больная личность, из чего следует, что психология здоровья видит в качестве своей задачи то, как делать не больных людей здоровыми. Психолог В.Н. Панкратов, в своей книге «Саморегуляция психического здоровья», указывает на то, что психологическая составляющая – основа здоровья личности: …если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться сохранять и оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить.

Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Одной из основных задач ПЗ является разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья. Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья.

Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию.

Психолог Н.М. Амосов писал: Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье.

Читайте также:  Беседа формула здоровья цель

Таким образом, психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формирование стратегии (политики) здоровья.

За сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в достаточно обширную область исследований. Об этом свидетельствуют некоторые цифры. Если в 1975 году в США было внедрено 200 программ по охране психического здоровья, то уже в 1990 году их было уже более 5000. В настоящее время в США каждый десятый психолог занимается той или иной проблемой здоровья. Психологическое здоровье включает в себя понятие «психическое здоровье», «физическое здоровье» и соотношение между внутренним пространством личности и окружающей средой. Проблема психического здоровья личности рассматривалась и со стороны российских ученых с начала 20 века. Огромная заслуга в постановке проблемы и привлечения к ней внимания широкой общественности принадлежит академику В.М. Бехтереву, который формулирует тему психического здоровья еще в самом начале своей творческой деятельности. В психологии термин «психологическое здоровье» употребляется при рассмотрении вопросов, связанных с формированием психологически здоровой личности и рассматривается как «самоактуализация» личности (А. Маслоу); удовлетворение экзистенциональных потребностей личности (В. Франкл); овладение смыслом собственной жизни (Ш. Бюллер); удовлетворение возрастных потребностей на каждом этапе личностного развития (Л.С. Выготский). Оно рассматривается как показатель социально-психологического аспекта образа жизни, характеризует восприятие, оценку индивидом своего социального благополучия, уровня и качества жизни, степени удовлетворения потребностей и реализации жизненных планов.

Психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического. Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный объем, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, возрастание агрессивных факторов и т.д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к чрезмерному эмоциональному напряжению не только взрослых людей, но и детей.

Психологическое здоровье формируется в детстве и на протяжении жизни – главная задача – его сохранение. Его нельзя развивать, его нужно сохранять. На психологическое здоровье влияют генетически обусловленные качества (тип высшей нервной деятельности, особенности анатомо-физиологического развития сенсорных систем, выраженность моторно-двигательной активности и т.п.), т.е. врожденные особенности психики и приобретенные, воздействующие в процессе жизни факторы (индивидуальные особенности поведения, развившиеся в ходе приобретения личного опыта).

Для психологического здоровья норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

В.С. Мухина, О.В. Хухлаева, Т.Н. Счастная выстраивают свою концепцию психологического здоровья на положении, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Эти изменения проходят через все уровни развития психики и сознания, где и формируется качественно иная способность интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды не является простым равновесием, оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека.

Рассмотрим основные характеристики психологического здоровья:

1. Гармония личности как некий баланс между своим внутренним и внешним состоянием (внутренняя гармония и гармония с окружающим миром). Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, гармония между окружающими людьми и человеком, с природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

2. Саморегулирование – его два аспекта – внутренний и внешний. Внутренний аспект саморегулирования – равновесие внутри самого человека, насколько быстро он может восстановить свои силы, переходя от высокого психического и физического напряжения к низкому уровню. Какие способы выработаны у личности, чтобы в нужный момент сконцентрироваться на решении проблемы, а потом суметь расслабиться. Внешний аспект саморегулирования включают те свойства личности, которые позволяют успешно адаптироваться к внешним условиям среды.

Неуспешность адаптации к внешним условиям приводит к регрессу личности. При этом парадоксально, что иногда людям тяжелее адаптироваться к благоприятным изменениям жизни в случаях ее внезапного быстрого улучшения, чем к ухудшению качества жизни. Можно предположить, что неблагоприятные условия – это фактор развития личности, которой приходится бороться за существование.

3. Принятие человеком самого себя и других людей. Наличие у него развитой рефлексии и потребности в саморазвитии.

Принятию себя способствует умение оценивать себя не с точки зрения своей успешности – неуспешности по сравнению с другими, а с позиции уникальности своего жизненного пути. Путем рефлексии осознавать какие изменения с вами произошли в течении лет.

Зачатки рефлексии формируются с начала дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте появляется критерий объективного оценивания себя со стороны других – собственно проявляется рефлексия, в старшем подростковом возрасте и юношестве – происходит ее развитие.

Потребность в развитии в норме есть практически у всех дошкольников и 6–7-летних детей. Потребность в саморазвитии может быть убита в младшем школьном возрасте взрослыми. У младших школьников в ситуации «Я плохой» при неуспешности учебной деятельности, когда учитель авторитарно это объявляет. Дети дружат только с лидерами, кого хвалят учителя, и тогда у ребенка, если еще нет поддержки со стороны родителей может произойти стойкое снижение самооценки. При этом угасание потребности в саморазвитии проходит ряд этапов. На первом этапе есть дискомфорт, ребенок чувствует себя неумелым, но желание быть хорошим и вера в себя у него присутствуют. На втором этапе желание быть хорошим у него еще есть, но веры в себя уже нет. Третий этап самый опасный, поскольку у ребенка исчезает желание быть хорошим.

4. Принятие на себя ответственности за собственную жизнь. Это задача юношеского возраста 17–18. 21–23 лет. Сегодня происходит некоторая инфантилизация юношеского возраста. Хотя паспорт у нас в стране получают подростки в 14 лет, но родители психологически начинают отпускать детей после 18 лет, снижая внешний контроль. В Дагестане в силу особенностей нашей коллективистской культуры родительский контроль зачастую не ослабевает и после 20 лет. В юношеском возрасте происходит окончательное личностное самоопределение (становление этнической, религиозной, профессиональной идентичности). (О.В. Хухлаева). Обратная сторона свободы – принятие ответственности на себя за свою жизнь. Во всех жизненных ситуациях – мы творцы собственной жизни.

5. Удовлетворенность собственной жизнью – некое ощущение счастья. По данным ряда исследований в России на низком уровне ощущение счастья у людей. Мало кто признает себя счастливым, при этом счастье не зависит ни от экономического уровня страны и собственного, ни от уровня образования человека. Помогает быть счастливым – ощущение гордости за свой этнос, наличие семьи, детей. В тех странах, которые занимают первые места по числу счастливых людей, их отличает то, что ощущение счастья воспринимается ими как имплицитная, присущая им характеристика, независимо от каких-то жизненных проблем и ситуаций.(Сахарова Т.Н., 2012).

Читайте также:  Реклама с пользой для здоровья

Главные критерии психологического здоровья

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие.

– Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.

– Высокий уровень развития рефлексии.

– Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.

– Успешное прохождение возрастных кризисов.

– Адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально.

Другими словами, к критериям психологического здоровья относятся оптимизм, уравновешенность, уверенность в себе, чувство юмора, креативность, адекватное восприятие окружающего мира, интеллектуальный потенциал, ощущение психологического комфорта, адекватная самооценка, адекватное психологическое отражение, адекватное восприятие самого себя, интерес к окружающим, стрессоустойчивость, ориентация на саморазвитие и способность к творчеству.

Критериями психологического нездоровья являются повышенная внушаемость, беспричинная злость, враждебность, пассивная жизненная позиция, наличие вредных привычек, жестокость и бессердечность.

Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать и человека, и его здоровье.

Исходя из вышеизложенного, можно определить главную цель психологии здоровья, как всестороннее совершенствование человека (личности).

Для достижения этой цели ставятся теоретические и практические задачи, направленные не только на предупреждение развития психической и соматической патологии, но и на общее совершенствование личности.

В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Остановимся кратко на наиболее вероятных нарушениях.

Типология нарушений психологического здоровья

В качестве оснований для выделения типов нарушений психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный.

Рассмотрим кратко каждое из представленных в данной таблице нарушений психологического здоровья.

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, страха окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают. Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся как страх темноты, боязнь остаться одному дома и т.п.

Время появления и основное содержание внутреннего конфликта

Младенчество. Чувство небезопасности, стремление к безопасности

Страх уничтожения (смерти)

Ранний возраст. Чувство несвободы, зависимости – стремление к самостоятельности

Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения)

Дошкольный возраст. Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастности

Младший школьный возраст. Чувство неумелости, неполноценности – стремление к ощущению собственной значимости, ценности

Подростковый возраст. Чувство тревоги от диссоциации, размытости «Я» – стремление ощутить целостность «Я»

Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном – социальные страхи не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.

Детей с социальными страхами легко выделить – они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, стремятся услышать слова поощрения, а вот деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку проявляется часто косвенно, в виде насмешек над окружающими, побуждения к агрессивным действиям других, воровства или внезапных вспышек ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии в данном случае – стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения, основная форма – разрушение чего-либо.

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам поддерживать близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Тогда активно реагирующий ребенок прибегает к демонстративной агрессивности – привлечению внимания любыми доступными ему способами. В пассивном варианте у него формируется страх самовыражения. Ребенок замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает в защитной маске.

Если истоки проблем лежат в младшем школьном возрасте, то ребенок, как правило, испытывает выраженное чувство собственной неполноценности. В этом случае в активном варианте он стремится компенсировать это чувство через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники, а иногда даже родители и педагоги. Чаще всего агрессия проявляется в виде насмешек, издевательств, использования ненормативной лексики. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека, а негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность.

Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.

Нарушения психологического здоровья, истоки которых лежат в подростковом возрасте, связаны с осложнением протекания нормативного подросткового кризиса, который принято называть кризисом идентичности – представления о себе, своих силах, возможностях, позиции в отношении окружающего мира. В этом случае подросток переживает чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего «Я». Тогда при наличии активной позиции – а в этом возрасте она наиболее типична – подросток сопротивляется любым социализирующим воздействиям: отказывается учиться, соблюдать дисциплину на уроках, идти к психологу. Он как бы надевает защитную маску «у меня все хорошо», пряча, прежде всего от самого себя, глубокое чувство тревоги. В наиболее сложных ситуациях подростки полностью теряют ориентацию на будущее и живут одним днем.

В пассивном варианте при внешнем соблюдении норм и правил тоже наблюдается отказ от будущего в форме страха самоопределения, нежелания думать о выборе семейной и профессиональной роли, стремления «цепляться» за родителей и боязни принимать самостоятельные решения.

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные проявления нарушений психологического здоровья, возникающих в процессе развития ребенка.

Взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Детей нужно тренировать, настраивать на здоровый образ жизни.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Источник

Adblock
detector