Психосоматика у детей
Психосоматикой называют связь между соматическими и психическими функциями человеческого организма. По разным данным, на сегодняшний день от 60 до 80% заболеваний имеют психосоматический характер. То есть нерешённые, «задавленные внутрь» психологические проблемы дают о себе знать посредством телесных проявлений.
Взрослые охотно признают, что «все болезни от нервов», но почему-то только тогда, когда это касается их самих. Если же речь заходит о психосоматических расстройствах у детей, чаще всего родители отказываются это принимать. И напрасно. Многие детские болезни имеют под собой психологические основания. Дети, возможно, даже больше, чем взрослые подвержены психосоматическим заболеваниям, так как они более чувствительны и эмоциональны. Им сложнее справиться со своими переживаниями и стрессом по причине того, что они просто не знают, как это сделать и не всегда могут описать и сформулировать свои ощущения.
Существует мнение, что психосоматические заболевания могут развиваться уже у новорождённых детей и даже закладываться в пренатальный период развития. На это могут влиять такие факторы, как эмоциональное состояние матери, её образ жизни, отношение к беременности (желанная/нежеланная), предпочтение ребенка определенного пола, отношения с отцом ребенка.
Когда малыш ещё совсем маленький, язык тела – это единственный способ коммуникации между ним и матерью, он «говорит» о том, что его беспокоит, посредством кожных высыпаний, повышения температуры, частых срыгиваний, рвоты и т.п. Ребёнок постарше, который уже умеет говорить, не всегда может разобраться в своих чувствах, правильно их истолковать и высказать. Его что-то тревожит, но он не понимает этого, переживания находятся на подсознательном уровне. Подросток часто подавляет свои эмоции и стесняется делиться ими со взрослыми. Поэтому телесные проявления играют роль своеобразного «канала связи» между детьми и родителями. Частые, плохо поддающиеся медикаментозному лечению заболевания могут выступать так называемым психосоматическим симптомом. В этом случае болезнь – это способ сообщить взрослым о какой-то своей проблеме, потребности.
Какие заболевания и проблемы считаются у детей психосоматическими?
К заболеваниям, имеющим под собой психосоматические причины, относят:
- острые респираторные заболевания, простуды, герпес;
- проблемы желудочно-кишечного тракта (боли в желудке, тошнота, рвота, диарея, психологический запор);
- аллергии, кожные заболевания (нейродермит, экзема, псориаз, атопический дерматит);
- заболевания носоглотки (ангина, тонзиллит, аденоидит, хронический насморк);
- хронический кашель, бронхит, бронхиальная астма;
- анемия;
- дисфункция щитовидной железы;
- головные боли;
- нарушения сна;
- энурез, энкопрез;
- конъюнктивит.
Как формируются психосоматические заболевания?
Человеческие переживания, тревоги, отрицательные эмоции должны быть выплеснуты или проработаны, их нельзя держать в себе, иначе они никуда не исчезают и остаются «на хранении» в организме. Если же травмирующая, приносящая душевный дискомфорт ситуация повторяется снова и снова, эмоции накапливаются внутри и в конце концов находят выход в виде тех или иных физиологических симптомов.
Какие ситуации могут спровоцировать психосоматические заболевания у детей?
Наиболее распространёнными причинами психосоматических расстройств у детей являются:
- обстановка, психологический климат в семье (напряжённые отношения между родителями, частые ссоры). В таких случаях ребёнок пытается стать «спасателем» родительских отношений. Подсознательно он решает: «если я буду болеть, мама и папа перестанут ругаться, мы будем все вместе». И часто это работает – родители на время болезни ребёнка объединяются перед общей бедой, откладывают свои ссоры и бросают все силы на лечение ребенка. Но после его выздоровления обстановка в семье становится прежней, малыш снова страдает и, как следствие, заболевает повторно. Замкнутый круг. Дети, страдающие от конфликтов родителей, часто подвержены заболеваниям носоглотки (ангины, тонзиллиты, хронический насморк, отиты);
- сильное эмоциональное потрясение (потеря близкого человека, домашнего питомца, развод родителей). Ребёнок тяжело переживает подобные события. Ему труднее справиться с горем. Нередко, не понимая, по какой причине оно произошло, малыш подсознательно начинает винить себя. Если чувство вины не отпускает, разрастается, давит, ребёнку трудно его побороть, он заболевает физически. У детей процесс горевания происходит не так, как у взрослых. Внешне малыш может быть спокоен и весел, но на уровне его организма и психики происходят изменения, которые «точат» изнутри;
- рождение ещё одного малыша. Часто ребёнок оказывается не готов к появлению на свет брата или сестры. Внезапно для всех он становится «уже взрослым» и должен понимать, что маленькому брату или сестре ЕГО (!) мама нужна больше, чем ему самому, что нужно делить с малышом комнату, игрушки, любовь и внимание родителей, в общем, всё, что до этого принадлежало только ему. Он чувствует себя покинутым, ненужным, отвергнутым и, как правило, не рассказывает о своих переживаниях родителям. Накапливаясь, такие чувства могут привести к аденоидиту, частым ОРВИ.
- отношения с матерью. Сюда входит и чрезмерное влияние матери (гиперопека), и, наоборот, недостаток внимания (гипоопека). В первом случае мама чересчур опекает ребёнка, контролирует каждый его шаг, буквально «душит» его своей заботой. Это часто приводит к психосоматическим расстройствам дыхательной системы (хронический кашель, бронхиты, бронхиальная астма). При гипоопеке матери ребёнок по большей части предоставлен сам себе и все свои проблемы вынужден решать самостоятельно. Но такая ноша непосильна для него. Это может обернуться неполадками в пищеварительной системе (тошнота, рвота, диарея и проч.);
- трудности с адаптацией в новом коллективе (детском саду, школе), сложности в отношениях с другими детьми. Часто родители жалуются на то, что ребёнок неделю ходит в сад, а потом две недели болеет, и так постоянно. И не всегда причина кроется в слабом иммунитете. Возможно, малыш просто не хочет идти туда, ему там плохо, страшно, грустно. Подавление этих чувств может привести к частым простудам, герпесу и даже обморокам;
- чрезмерные требования, излишняя строгость и завышенные ожидания родителей. Если родители слишком строги, задают чересчур высокую планку поведения, у ребёнка формируется чувство несостоятельности, боязнь не соответствовать ожиданиям взрослых. Кроме того, родители часто подавляют эмоции ребёнка, используя в общении с ним реплики типа: «хорошие дети так себя не ведут», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребёнок не позволяет себе выразить то, что он чувствует, это прямой путь к ангинам, хроническому кашлю и насморку. Также такие дети часто страдают от заикания, логоневроза, которые сопровождаются судорогами артикуляционного аппарата, возникающими от чрезмерного возбуждения нервной системы и хронического напряжения мышц лица, гортани и грудины. Это подтверждает и практика нашего Центра.
Это далеко не все возможные примеры развития психосоматических заболеваний у детей. Их великое множество. Развиваются и протекают они у каждого ребёнка по-разному. Это зависит от его восприимчивости, чувствительности, способности преодолевать трудности.
Как определить, является ли заболевание психосоматическим?
Безусловно, не все детские болезни вызваны психосоматикой. Для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что заболевание имеет психосоматический характер, необходимо пройти тщательное всестороннее медицинское обследование. Если никаких серьёзных патологий не выявлено, а заболевания обретают регулярный характер, плохо поддаются медикаментозному лечению, имеют явную или не очень закономерность, связь с определёнными событиями в жизни ребёнка, родителям стоит проанализировать, не провоцируют ли их какие-то психологические проблемы.
Если вы подозреваете, что частые болезни вашего ребёнка могут носить психосоматический характер, необходимо разбираться с этим как можно скорее. Важно не упустить время, выявить причины, вызывающие психосоматический симптом, чтобы не дать ему закрепиться, стать стереотипной реакцией на стресс и перерасти в самостоятельное полноценное заболевание.
Для начала следует внимательно понаблюдать за ребёнком. Проследить, не имеет ли он недомогание в связи с какими-нибудь событиями (например: ребёнок стал свидетелем ссоры родителей и на следующий день слёг с температурой; или у него часто болит живот перед контрольной работой в школе либо выступлением на публике). Или же он подсознательно «любит» болеть, так как может извлечь из болезни скрытую выгоду (болею, значит, не пойду в ненавистную школу, буду целый день смотреть мультфильмы, мама приготовит что-нибудь вкусное). Нужно проанализировать также своё поведение, понять, что хочет донести до вас ребёнок (может, ему не хватает внимания, ласки, может, он боится вас потерять).
Если вам удалось выявить травмирующее событие, необходимо поговорить об этом с ребёнком, помочь ему выразить подавленные эмоции, проговорить вслух его переживания, тревоги, страхи. Иногда бывает достаточно просто побеседовать с ребёнком по душам, понять, что он хочет, что доставляет ему дискомфорт и нервирует, постараться избегать ситуаций, которые его расстраивают, наладить доброжелательную и спокойную обстановку в семье.
Но чаще всего родителям трудно справиться с этим своими силами. Если решить проблему самостоятельно не получается в течение нескольких месяцев, или ситуация резко усугубляется, стоит обратиться к детскому психологу. Он поможет выявить причину частых болезней, проанализировать и проработать психологические трудности ребёнка.
Стоит помнить, что психосоматические расстройства – это не симуляция. Ребёнок действительно болен. Психологическое лечение ни в коем случае не должно мешать медикаментозному. Лучше всего, когда проблема решается комплексно: врачи со своей стороны проводят необходимое лечение физических недугов, а психолог помогает устранить психогенные факторы, вызывающие заболевания.
Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!
Источник
Детская психосоматика – когда за ребенка говорит его тело
В этой статье речь пойдет о�
Зубные Феи мира или куда деваются выпавшие молочные зубки…
Рождение малыша — это всегд�
Миогимнастика — естественный способ исправить прикус
Хотите чтобы со здоровьем р
Почему важны молочные зубы?
Одно из распространенных з�
В чем опасность преждевременного удаления молочных зубов
Не один раз мы обращали вни�
Стоматит — не попадите в засаду!
Об этом «звере», под названи�
Психосоматика в целом и детская психосоматика в частности – это новое направление в традиционной медицине, которое изучает взаимосвязь телесной болезни и психологических проблем человека. То есть считается, что в некоторых случаях заболевания появляются не по объективным причинам, а вследствие сильных душевных переживаний, моральных травм, подавленных эмоций, сильного влияния стрессовых ситуаций на человека.
Ребенок, подросток с его тонкой душевной организацией, слабыми защитными психологическими механизмами и неокрепшей психикой подвергается воздействию негативных внешних влияний сильнее, чем взрослый. Такие болезни, которые возникают как результат подавленных эмоций и переживаний, называются психосоматическими. Можно сказать, что это способ, которым наше тело сигнализирует о проблемах души. Организм пытается посредством внешних проявлений – постоянных болезней, подать сигнал о том, что что-то плохое происходит с ним на эмоциональном плане. Если ребенок часто болеет, и, казалось бы, причин для этого нет – и кушает хорошо, и одеваем тепло, и на свежем воздухе часто бывает, родителям следует задуматься о том, а все ли хорошо и спокойно у ребенка в душе.
Причины возникновения психосоматических заболеваний у детей.
Наибольшее негативное влияние на здоровье ребенка оказывает подавление эмоций, особенно негативно окрашенных.
Спектр этих подавляемых эмоций намного шире, чем у взрослых. Ребенок вынужден подавлять страх, а бояться в этом мире можно много чего, особенно, если тебе всего 5-10 лет. Если малыш хорошо воспитан, он вынужден соответствовать тому образу, который создали для него родители – «просто ангел», «золотой ребенок», «какой воспитанный молодой человек» и так далее. Согласитесь, когда у тебя такая роль, достаточно трудно позволить себе плакать, кричать, ныть, выражать недовольство, перечить взрослым, да просто говорить «не хочу, не буду, не вкусно» – проявлять негативные эмоции любого уровня. Ведь такое «плохое поведение» обязательно расстроит маму и папу, приходится все свое недовольство молча «проглатывать». Особенно важное табу для ребенка – плохое поведение в присутствии посторонних людей.
Также очень важным фактором, который формирует эмоциональный фон ребенка, является связь с матерью и качество этой связи.
Мама заменяет собой всю социальную среду для малыша как минимум до трех лет, а если ребенка не отдают в садик, то и дольше. В зависимости от поведения матери, степени ее занятости и привязанности к ребенку, эта среда может способствовать не только развитию маленького человечка, но и травматизации его неокрепшей психики. Если поведение мамы не соответствует возрастным потребностям ребенка, это часто приводит к таким последствиям, как многочисленные рецидивирующие болезни.
Самым простым и привычным фактором негативного влияния является занятость мамы, нехватка у нее времени на ребенка. Что делает организм малыша в ответ на то, что его обделили лаской и вниманием? Правильно, заболевает. Вот тогда мама уже вынуждена откладывать все дела в сторону и заниматься ребенком. То есть организм ребенка, не получив требуемое внимание от матери «добровольно», создает ситуацию, при которой получает требуемое.
Иногда частые болезни у ребенка возникают по абсолютно противоположной причине – из-за чрезмерной опеки матери.
Это тоже логично. Мать «душит» ребенка своей любовью, формирует страх перед окружающим миром. Страх подавляется, и возникают болезни.
Также весьма негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка вседозволенность и разрешение или требование родителей быть слишком самостоятельным.
Когда ребенок не в состоянии освоить такую свободу, не знает что с ней делать, у него возникает чувство вины перед родителями за то, что он не оправдал их ожидания.
Чрезмерные требования, которые предъявляются ребенку, и большая нагрузка также могут стать причиной стрессов и, как следствие, болезней.
Когда ребенка записывают на многочисленные кружки и секции практически с младенчества, требую от него хотя бы средней успеваемости в школе и примерного поведения, такой груз ответственности может стать для него непосильным.
Что и проявляется проблемами со здоровьем
Ссоры в семье, если при них присутствует ребенок, являются для него большим эмоциональным потрясением. Ведь кричат и ругаются, «плохо себя ведут» самые близкие для малыша люди. Он чувствует страх, неуверенность в своем будущем, незащищенность и уязвимость. И даже если родители через час помирились и забыли о ссоре, ребенок еще долго находится в стрессовом состоянии, которое отражается на его здоровье. А также ребенок будет подсознательно ждать повторения конфликта в будущем, и пытаться «отвлечь» внимание родителей на себя посредством заболеваний.
Все эти подавленные эмоции и страхи, психоэмоциональная напряженность могут выражаться возникновением у ребенка хронических, системных или рецидивирующих заболеваний или обострением уже имеющихся проблем со здоровьем.
Детская психосоматика толкует некоторые заболевания таким образом:
- Тонзилит – это проявление того, что ребенок не может или не смеет высказать свое мнение, проявить свои способности.
- Аденоидит является признаком того, что ребенок считает или чувствует себя не востребованным, не нужным, бесполезным.
- Конъюктивит говорит о том, что ребенок больше не хочет или не может смотреть на то, что происходит вокруг него.
- Острые респираторные вирусные инфекции часто возникают у детей, на которых возлагаются слишком большие надежды, если ребенок чувствует, что не оправдал ожиданий родителей.
- Насморк является признаком часто сдерживаемого плача, обиды.
- Бронхит и кашель – это признаки боязни выразить свои чувства и эмоции перед мамой и папой, высказать то, что беспокоит.
- Аллергия – невозможность избавиться от источника постоянного раздражения или неудобства.
- Анемия свидетельствует о том, что ребенок не чувствует уверенности в себе, в своих силах, ощущает недостаток радостей и приятных эмоций.
Конечно, далеко не все детские болезни являются следствием подавленных страхов, негативных эмоций и душевных проблем.
Однако, если какая-то проблема со здоровьем возникает регулярно, стоит задуматься – а не является ли она психосоматическим заболеванием. Такие болезни очень часто трудно поддаются медикаментозному лечению. Ведь лечатся симптомы, а причины, вызвавшие проблемы со здоровьем, остаются врачу и родителям неизвестными. Следовательно, пока не устранить факторы, которые способствуют появлению психосоматических заболеваний, не удастся и полностью избавится от болезни.
Кариес как психосоматическое заболевание.
Все это касается и кариеса, который также может быть сигналом организма ребенка, попыткой заявить, что что-то не так на эмоциональном плане.
Ведь зубами мы кусаем и пережевываем. Хорошие зубы – это показатель того, что ребенок способен эффективно добиваться поставленных целей, браться за дело энергично, преодолевать препятствия и доводить все до конца.
Хорошие зубы также свидетельствуют о силе характера, способности вовремя «показать зубы» или «оскалится» – отстоять свое лидерство и позицию, проявить решимость, открытость, принять правильное решение в любой ситуации.
Плохие зубы или постоянно возникающие проблемы в ротовой полости могут свидетельствовать о том, что ребенок хочет, но не способен, боится, стесняется проявить свою пробивную силу, лидерство, доминантность.
Прежде всего, родителям нужно понять, во что же ребенку так хочется «вгрызться»? Какие внутренние эмоции, страхи, желания, агрессию ребенок подавляет и почему? Может быть, он хочет проявить свои лидерские качества, упорство, настойчивость, склонность к спорам и отстаиванию своей позиции, но не делает этого из страха потерять любовь и уважение родителей? Может быть, он боится своих желаний и считает, что его мечты и цели противоречат представлениям родных о его предназначении?
В любом случае, если у ребенка с завидной регулярностью появляется кариес и другие проблемы с зубами, можно как минимум поговорить с ребенком, выяснить чего же он на самом деле хочет и чего боится. Нужно донести до его сознания, что ему можно быть самим собой, что его не разлюбят, и не будут презирать за его истинную природу. А лучше всего – проконсультироваться с детским психологом, который поможет обнаружить все внутренние проблемы и «ужасы» ребенка. Врач также подскажет правильную линию поведения для родителей, если кариес все-таки окажется психосоматическим заболеванием.
Оптимальным будет бороться с кариесом комплексно, одновременно с нескольких сторон. Для начала нужно обратиться к квалифицированному детскому стоматологу для решения проблемы на физическом уровне. А также записаться на прием к психологу, для того, чтобы избавить ребенка от возможного эмоционального и душевного дискомфорта.
Источник