Групповая психопрофилактика нарушений психологического здоровья детей
Программа групповых занятий для детей адаптивного уровня должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выделенной нами ранее, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития. Вследствие этого можно определить 4 основных направления-стержня, работа по которым осуществляется параллельно, т.е. практически на каждом занятии, с акцентом на одном из них.
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т. е. формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление подразумевает формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, формирование умения делать выбор, потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление предполагает: а) для дошкольников – адекватное ролевое развитие, формирование эмоциональной децентрации (умения принимать во внимание чувства и мысли другого человека), произвольной регуляции поведения; б) для младших школьников – формирование чувства «умелости», «компетентности», качественно нового уровня развития произвольной регуляции поведения и деятельности, переориентация детей с оценок взрослого на группу сверстников.
Дата добавления: 2015-08-01 ; просмотров: 461 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Групповая психопрофилактика нарушений психологического здоровья детей
Программа групповых занятий для детей адаптивного уровня должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выделенной нами ранее, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития. Вследствие этого можно определить 4 основных направления-стержня, работа по которым осуществляется параллельно, т.е. практически на каждом занятии, с акцентом на одном из них.
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т. е. формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление подразумевает формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, формирование умения делать выбор, потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление предполагает: а) для дошкольников – адекватное ролевое развитие, формирование эмоциональной децентрации (умения принимать во внимание чувства и мысли другого человека), произвольной регуляции поведения; б) для младших школьников – формирование чувства «умелости», «компетентности», качественно нового уровня развития произвольной регуляции поведения и деятельности, переориентация детей с оценок взрослого на группу сверстников.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
Занятия могут проводиться воспитателем, учителем или психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Для детей 3-4 лет это 15 мин, для младших школьников – урок, т. е. 45 мин.
Большое значение имеет то, как рассадить детей. Дошкольников наиболее удобно рассадить «парашютиком», т. е. дети садятся полукругом-куполом, а ведущий при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность ведущему держать в поле своего внимания всю группу, а детям – хорошо видеть ведущего. Дети 3-4 лет ставят по «куполу парашютика» свои стульчики. Более старших дошкольников можно рассаживать «бусинками» прямо на полу (ковре) с помощью разложенной полукругом веревочки. Занятия со школьниками лучше проводить, если дети останутся сидеть за партами. Естественно, для тех или иных заданий они будут вставать с мест, но потом возвращаться. И такая посадка детей более разумна не только потому, что детям на занятиях приходится часто рисовать. Любое местонахождение, кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом, переменой, поэтому при посадке детей в круг достаточно остро может встать вопрос дисциплины.
Перейдем к описанию методических средств, используемых в программе, классифицируя их по теоретическим основаниям, формам осуществления, решаемым задачам.
Ролевые игры. Они основываются на понимании развития человека как его ролевого развития. При этом под ролью понимается функциональная форма, принимаемая индивидом при реакции на ситуацию, в которой присутствуют другие индивиды. Общеизвестно, что для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность – неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей. Соответственно ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.
Ролевые методы можно разделить на три подгруппы: ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы), п с и х о -драму, ролевые ситуации.
Дошкольники начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить, как кошечки, зайцы, волки и т.п.). Важным для дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать, как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т. п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить, как зайцы, лягушки, медведи и т. п.).
Для старших дошкольников и младших школьников чаще используются ролевые образы, в основе которых принятие учащимися ролей животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т.п.), сказочных персонажей (Кащея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабы Яги, Ивана Царевича и т.п.), социальных и семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т. п.), неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины, лодки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, может озвучиваться.
В основе психодрамы может быть разыгрывание расправы с пугающими объектами. При этом используется либо смена ролей – ребенок играет поочередно роли нападающего и жертвы нападения, либо создание ситуации подвига и подключение эмоционального сопереживания объектам нападения. Кроме того, драматизироваться или «оживляться» могут мысленные картинки, составленные детьми, или предложенные ведущим терапевтические сказки. Достаточно интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации, т. е. разыгрывание только пальцами этюдов или сказок.
В ролевых ситуациях учащийся сталкивается с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной (и значимой для него) деятельности, и ставится перед необходимостью изменить свои установки. Тем самым создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.
Приведем примеры упражнений из этой группы.
Дети делятся на пары, сидя в кругу. По команде ведущего рука одного из партнеров превращается в страшного зверя (тигра, крокодила, медведя), который гуляет по спине другого При этом нужно обязательно оговорить, что нельзя делать друг другу больно
Превратились: лев – зайчик
Ведущий предлагает ребятам превращаться в животных поочередно: больших, сильных и маленьких, слабых (волк – мышонок, слон – котенок, тигр – ежонок).
Дети превращаются поочередно то в маму, то в ее ребенка у различных животных (слониху – слоненка, кота – котенка, лошадь – жеребенка).
Ведущий просит детей изобразить сначала смелого, потом трусливого зайчика (волка, мышонка, медведя).
Психогимнастические игры. Основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга, в процессе которого создается особая среда, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однако для формирования психологического здоровья изменения, предусматриваемые социально-психологическим тренингом, являются недостаточными и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимые нам изменения – формирование самопринятия и принятия других людей, для структурирования изменений нами была выбрана структура самосознания личности, предложенная В. С. Мухиной. Согласно ее представлениям, в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее), социальное пространство (ее права и обязанности). Таким образом, в психогимнастических играх у детей формируется:
а) принятие своего имени;
б) принятие своих качеств характера;
в) принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
г) принятие своих прав и обязанностей.
Приведем примеры упражнений из этой группы.
Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бросил мячик Когда все
дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того произнести его ласковое имя».
Детям закрывают глаза, а ведущий просит их представить лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написано: «Я горжусь, что я. ». После того как дети внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно «дописать» это предложение, а затем рассказать группе, что удалось дописать.
Путешествие в будущее
Ведущий говорит детям следующее: «Давайте сегодня заглянем в ваше будущее. Наверняка вам хочется, чтобы в будущем вы многое смогли. Может быть, вам хочется стать, например, шофером, летчиком, ученым или еще кем-нибудь. Наверняка вам хочется стать очень сильным или очень красивой. Подумайте, чего вам хочется для себя в будущем. А теперь пусть каждый из вас по очереди скажет группе о своем самом заветном желании, только обязательно громким голосом, например: «В будущем я смогу полететь на Марс». А мы теперь уже научились быть волшебниками и поэтому немножко поколдуем. После слов каждого мы будем хором очень громко повторять: «В будущем ты сможешь. ». И тогда ваше желание непременно сбудется».
Представим себе, что мы превратились в родителей. Мы очень любим своего ребенка, хотим, чтобы он был хорошим, и поэтому даем ему советы, каким ему следует быть. Так лее, как и в предыдущих упражнениях, каждый последующий «родитель» отрицает совет предыдущего и дает свой совет. Это может быть, например, так:
Будь всегда честной.
Не надо быть всегда честной, а то скажешь что-нибудь не так и можешь обидеть окружающих. Будь всегда веселой.
Далее выбирают одного из детей на роль воспитуемого ребенка, его сажают в центр круга и по очереди дают ему советы. В конце можно обсудить чувства детей в обеих ролях.
Коммуникативные игры. Коммуникативные игры делятся на три группы: игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать. Приведем примеры упражнений.
С кем я подружился
Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями по размеру детской руки. Соответственно 4-6 участников засовывают руки в коробку (ее придерживает ведущий), закрывают глаза. Затем находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились, подружились.
Цветок дружбы
Ведущий предлагает детям превратиться в красивые цветы, с которыми хочется дружить. Каждый ребенок выбирает себе цветок, в который он хотел бы | превратиться. Затем ведущий работает поочередно со всеми детьми. Сначала \ он «сажает семечко» – ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку – он «семечко». Ведущий поглаживает его – «закапывает ямку». Затем из пипетки слегка капает на головку водой – поливает. «Семечко начинает расти» – ребенок тихонько встает, поднимая вверх руки. Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок. Мы хотим дружить с тобой».
Источник
«Психопрофилактика как фактор сохранения психологического здоровья дошкольников»
проект по коррекционной педагогике
Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания, и исследования по специфике психологии здоровья дошкольников пока немногочисленны. Но интерес к центральной проблеме психологии здоровья — проблеме здоровой личности — зародился еще в начале ХХ века. Огромная заслуга в ее постановке и привлечения к ней внимания принадлежит В.М. Бехтереву.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihoprofilaktika.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
как фактор сохранения психологического здоровья дошкольников»
Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания, и исследования по специфике психологии здоровья дошкольников пока немногочисленны. Но интерес к центральной проблеме психологии здоровья — проблеме здоровой личности — зародился еще в начале ХХ века. Огромная заслуга в ее постановке и привлечения к ней внимания принадлежит В.М. Бехтереву.
Основные тезисы по обеспечению развития и здоровья личности были изложены В.М. Бехтеревым в докладе на Втором съезде психиатров в 1905 году. Относительно детей в своем докладе он говорил о том, что «если физическое развитие организма от природы слабо выражено и ребенок с самого раннего возраста уязвим к целому ряду инфекционных болезней, не обеспечен достаточным и правильным питанием, то процесс полного расцвета личности, ее совершенствования будет в той или иной мере задержан». Он говорил также и о том, что основы будущей личности закладываются еще в дошкольном возрасте и связаны, прежде всего, с правильным и рациональным воспитанием ребенка с первых дней его жизни.
Взгляды В.М. Бехтерева относительно условий формирования здоровой личности и главенствующей роли социального начала в жизнедеятельности человека существенно опередили во времени довольно близкие по смыслу рассуждения таких видных представителей западной гуманистической психологии, как Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Маслоу. Этими учеными сделан немалый вклад в осмысление понятия «здоровая личность». Обобщая положения их теорий, можно выделить следующие черты здоровой личности:
- способность к теплым, сердечным социальным отношениям;
- способность к самопознанию и наличие чувства юмора;
- наличие цельной жизненной философии;
- реалистичность восприятия и способность к адекватной самооценке;
- доверие к самому себе;
- внутренняя свобода и соответствующая ей естественность поведения;
- креативность;
- автономность;
- способность к принятию ответственности и самоуправлению.
Истоки зарождения этих черт следует искать в дошкольном детстве. Они формируются на основе любви к семье и близким, дружелюбного отношения к сверстникам. Как никто, дети умеют радоваться жизни. Но взрослые должны поддерживать эту их способность.
Если мы попытаемся на основании критериев здоровой личности, выдвинутых западными психологами, составить профиль здоровой личности дошкольника, то наделим его следующими чертами:
1. Способность бескорыстно любить родителей, близких людей, друзей, дружелюбно относиться к сверстникам.
2. Наличие определенных предпосылок адекватного восприятия реальности, развитость (в соответствии с возрастом) адаптационных возможностей к социальному окружению.
3. Наличие предпосылок к развитию чувства юмора.
4. Непосредственность и естественность поведения при соблюдении базовых норм культуры поведения, исключающих привлечение внимания к себе.
5. Соответствующая возрасту автономность от окружающих.
6. Наличие предпосылок развития креативности.
7. Способность к принятию (соответствующей возрасту) ответственности и самоуправлению.
Актуальность проблемы физического, психического, социального здоровья детей в современном обществе не вызывает сомнений. Однако, не смотря на систематически проводимые исследования в этой области, внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательный процесс, число отклонений в состоянии здоровья детей, особенно в нервно-психической сфере, увеличивается. По наблюдениям педагогов начальных классов, дети, приходящие в первый класс, оказываются все более подготовленными интеллектуально, и все менее эмоционально устойчивы и личностно благополучны. Болезненная ранимость и плаксивость, конфликтность и агрессивность, низкий уровень развития произвольности и одновременно высокая тревожность – это только часть психологических проблем, с которыми приходится систематически сталкиваться педагогу начальной школы. Весь этот комплекс проблем возникает у детей не в связи с поступлением в первый класс, а задолго до этого. Среди основных причин психологических проблем, мешающих не только школьному обучению, но и развитию личности ребенка в целом, специалисты выделяют дисгармонию семейных отношений, которая провоцирует психофизическое напряжение, повышенную тревожность, различные страхи у детей; издержки воспитания (нарушения в сфере детско-родительских отношений), биологические факторы (неблагоприятно протекающая беременность, родовые травмы), которые приводят к различным нарушениям в сфере психического здоровья, таким как гиперактивность, эмоциональная нестабильность, возбудимость.
Анализ психологических проблем детей дошкольного возраста, а также их причин свидетельствует о необходимости целенаправленной систематической работы по их профилактике и коррекции. Эта работа связана с целенаправленным воздействием на личность ребенка, обучение его необходимым психологическим умениям и навыкам, а также устранение или сглаживание причин, которые привели к некоторой дисгармонии в развитии дошкольника. Большинство из перечисленных проблем являются компетенцией психолога. В нашем детском саду штатного психолога нет, и поэтому мы, педагоги, осуществляя свою работу с детьми, стараемся предупредить любые негативные воздействия на личность наших детей, создать эмоциональный комфорт каждому ребёнку, каждого ребёнка хочется видеть счастливым и свободным. Девизом в своей работе считаю слова Э.Динера «Для полноценной жизни человеку необходимо наличие способности быть счастливым как черты характера, развитие которой начинается еще в детстве».
Эффективным способом решения проблемы формирования и укрепления здоровья детей дошкольного возраста является организация оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения как целостной психолого-педагогической системы, объединяющей образовательную, оздоровительную и организационную деятельность.
Огромную помощь в организации своей работы по данному направлению мне оказало обучение на курсах повышения квалификации по программе « Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса» — осенью 2009г. Работа в группе ведется по нескольким направлениям:
1. Диагностика (выявление психологических проблем) – наблюдение и беседы с детьми с помощью специальных адаптированных для работы воспитателя опросников (Н. В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению»; Г.А Урунтаева «Практикум по детской психологии») и др.
2. Психопрофилактика (обучение необходимым психологическим навыкам и умениям,)
3. Психологическое просвещение родителей.
Проведя диагностическое обследование (наблюдение) детей нашей группы, соответствующей работы с родителями (опрос, личные беседы и анкетирование), серьёзных нарушений психологического здоровья наших детей не выявлено. Мы считаем возможным в целях укрепления и сохранения психологического здоровья наших детей проведение психопрофилактической работы.
Цель психопрофилактики — обеспечить сохранение и формирование психологического здоровья, обучение детей доступным средствам саморегуляции и самокоррекции, развитие социально-личностной компетенции детей.
Для успешной реализации поставленных задач создали необходимую предметно-развивающую среду: центр воды и песка, уголок речетворчества, изостудию, театральный уголок, подборка игр, картинок и книг на определение различных эмоциональных состояний, создание «Экрана настроения», который помогает детям самим осознавать положительное и отрицательное в своём поведении и обсуждение своих поступков и поступков сверстников, совместное обсуждение необходимых действий по их устранению, подборка аудио и видео материалов для релаксации.
Психопрофилактические задачи успешно помогает решать песочная игровая терапия, использование которой способствует развитию личности ребенка через создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя защищено и комфортно. Зона песочной терапии привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью. В ней могут быть размещены емкости с песком, сухой бассейн, миниатюрные фигурки из «киндер-сюрпризов», игрушки – здания, животные, растения, наборы букв и цифр, геометрические фигуры и т.д. В нашей группе с этой целью используется центр «Воды и песка». Принципы игры на песке – «оживление» абстрактных символов (букв, цифр, геометрических фигур) и реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе со сказочными героями.
В своей работе мы используем также элементы музыкотерапии Музыкотерапия – восприятие музыки с психокоррекционной целью. Это помогает снижению нервно-психического напряжения, стабилизирует эмоциональное состояние детей.
Виды музыкальной деятельности, используемые с психопрофилактической целью достаточно просты и универсальны в использовании. Среди основных видов этой деятельности, доступных для проведения в группе и не требующих специальной подготовки мы используем:
- Восприятие (слушание) музыкальных произведений. Задания, которые можно давать детям: выразить жестом характер мелодии; подобрать цвет, соответствующий характеру и образу музыки; выбрать картинку, иллюстрацию, соответствующую характеру и образу музыки; нарисовать свой образ.
- Певческая деятельность: сочинить мелодии (самые простейшие), передающие различное состояние человека или персонажей сказок (грусть, радость, нежность и т.д.); исполнить песни без музыкального сопровождения; с сопровождением детских музыкальных инструментов.
- Ритмопластическая деятельность: инсценировки и импровизация движений, передающих различные музыкальные образы.
- Инструментальная исполнительская деятельность: подыграть на детских музыкальных инструментах и игрушках в процессе звучания музыки; импровизировать на металлофоне мелодии различных жанров; сочинить рассказы и загадки (с помощью воспитателя) о явлениях природы, окружающего мира и озвучить их с применением детских музыкальных инструментов, игрушек и т.д.
Актуальным направлением психопрофилактической работы с детьми является обучение детей приемам ауторелаксации, направленной на снятие психоэмоционального напряжения и тренировку психомоторных функций. Для снятия психоэмоционального напряжения мы используем методику «Психогимнастика» Алябьевой, разработанную и адаптированную для применения в детских садах.
В промежутках между занятиями со всеми детьми проводятся релаксационные минутки, минутки «шалости и тишины», на которых обучаем детей снятию эмоционального и психофизического напряжения. Специально подобранная классическая музыка в сочетании с речевыми настройками помогают детям не только расслабиться, но и повысить настроение, уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Среди дыхательных техник используется глубокое дыхание, ритмичное дыхание с задержкой. Комплексы релаксационных упражнений мы используем также в качестве заключительной части физкультурных занятий, динамического часа. Отдельные расслабляющие упражнения с фиксацией на дыхании можно включать в качестве подготовки к дневному сну.
Вторым направлением психопрофилактической работы с детьми является психомоторная организация, направленная на предупреждение таких психомоторных расстройств как гиперактивность, гипоактивность, двигательная расторможенность и т.д., а также оптимизацию двигательной нагрузки в повседневной деятельности детей. Практический материал психомоторной организации состоит из подвижных игр. Все игры подчиняют участников определенным правилам, что способствует активизации произвольной регуляции удетей старшего дошкольного возраста, благоприятсвует удержанию их психоэнергетического тонуса. Практический материал по двигательной организации мы выносим на прогулки в качестве свободных игр и упражнений, а также используем на занятиях в качестве «пауз», разделяющих различные виды деятельности.
Содержанием еще одного направления психопрофилактических воздействий является самовыражение, направленное на социально-личностную компетенцию детей. Практический материал данного блока составлен из выразительных этюдов и имитационных игр и треннигов смоделированных ситуаций.
В качестве основных методических средств , используемыми нами в имитационно-выразительной деятельности, можно выделить следующие:
Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте. Ролевые методы можно разделить на три подгруппы : ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы); психодраму, ролевые ситуации. В ролевых играх и ситуациях ребёнок сталкивается с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной (и значимой для него) деятельности, и ставится перед необходимостью изменить свои установки. Тем самым создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков. Приведем примеры упражнений: « Руки — звери»; «Превратились: лев — зайчик»; «Большие — маленькие»; и др.
Психогимнастические игры. Основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В психогимнастических играх у детей формируется: принятие своего имени; принятие своих качеств характера; принятие своего прошлого, настоящего, будущего; принятие своих прав и обязанностей. Приведем примеры упражнений из этой группы « Ласковое имя»; «Я горжусь»; «Путешествие в будущее» и др.
Коммуникативные игры. Коммуникативные игры делятся на три группы: игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать.
Особое место в нашей работе отводится для формирования у детей « эмоциональной грамотности ». Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу; обучение пониманию дуальности чувств; обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях. Здесь используются следующие технологии: «Незаконченные предложения», «Рисунок чувств». Детям предлагается выполнить рисунок на тему «Радость» («Гнев», «Страх» и т. д.). Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Причем на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения, ведётся дневник эмоций «Экран настроения».
На основе имитационно-выразительной деятельности может быть организована совместная деятельность воспитателя с детьми при фронтальной, подгрупповой и индивидуальной формах проведения.
Оптимальный режим психопрофилактических мероприятий в условиях группы – ежедневное проведение с чередованием форм и видов психопрофилактических воздействий. Для проведения психопрофилактической работы мы выбираем свободное время в режиме дня. Для двигательно-расслабляющей деятельности (5-10 мин) — это время до либо после прогулки, моменты, когда у детей накапливается естественная усталость, проявляются признаки утомления. Двигательно-организующая деятельность (5-10 мин.) – во время прогулок, динамического часа. Имитационно-выразительную деятельность (10 – 30 мин. ) удобно проводить во вторую половину дня. В это время, как правило, можно уделить больше внимание конкретным детям, требующим повышенного внимания.
Параллельно работе с детьми мы считаем необходимым проводить работу с родителями, потому что большая часть психологических проблем детей так или иначе связана с безграмотностью родителей в вопросах воспитания дошкольников. С целью психологического просвещения родителей был разработан цикл групповых консультаций на которых освещаются следующие темы: «Роль родителей в развитии личности ребенка», «Игры и игрушки в жизни ребенка» и т.д. а также провели анкетирование на тему « Каков мой ребёнок в общении», вопросник «Что интересует моего ребёнка больше всего» с целью выявления предпочтений в познавательной деятельности, вопросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов), «Дома, вместе с ребёнком», «Требуется помощь!?» — с целью выявления проблем воспитания ребёнка, поведению дома, общению с членами семьи и др. и подборки соответствующей литературы по проблеме, предложены родителям подборки статей из цикла «Это интересно!» о воспитании детей. Совместно с родителями мы проводим обучение техникам позитивного общения с ребенком, используя для этого специальные тесты и задания, адаптированные для работы воспитателя.
В результате систематической и грамотно спланированной психопрофилактической работе в условиях отсутствия штатного психолога мы, тем не менее, добились положительных результатов работы. По наблюдениям педагогов и родителей дети стали более раскрепощенными, адекватно реагируют на разные ситуации, резко уменьшилось число конфликтных ситуаций, развивается умение анализировать и сдерживать негативные эмоциональные проявления (Экран настроения), дабы не быть предметом обсуждения. Мимика детей стала более выразительной и пластичной, они охотно участвуют в театрализованной деятельности, смело вступают в дискуссии, а самое главное – это интересно им самим: познать самого себя, оценить себя, посмотреть на себя как бы со стороны.
Сложилось доверительное, тесное сотрудничество с родителями, заметна их огромная заинтересованность в совместных усилиях по сохранению и укреплению психологического здоровья наших детей.
На следующий год мы планируем продолжить работу по психопрофилактике с включением элементов таких техник, как арт-терапия и сказкотерапия.
Таким образом, включение психопрофилактики в систему здоровье сберегющей деятельности ДОУ позволяет скорректировать и предупредить развитие возможных отклонений в психике детей, тем самым обеспечить их полноценное и своевременное развитие.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам./ М.:ТЦ Сфера, 2005г.
- Бехтерев В.М . Личность и условия ее развития и здоровья. Избранные труды по психологии личности. Т. 2. Объективное изучение личности /Под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. СПб., 1999.
- Иванова Г.П. «Театр настроений» коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников. М., 2006 г.
- Клюева Н. В, Касаткина Ю.В. « Учим детей общению», Ярославль «Академия развития» 1997 г.
- Урунтаева Г.А. «Практикум по детской психологии», Москва. «Просвещение». «Владос», 1995г.
- Хухлаева О.В. «Основы психологического консультирования и психологической коррекции», М: издательский центр «Академия», 2001.
- Чернецкая Л.В. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» педагогическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, «Феникс», 2005 г.
- Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я – ТЫ – МЫ». М., «Мозаика – синтез», 2003 г.
- Детская практическая психология/ под ред. Т.Д. Марциновской/ / М: Гардарика, 2003г.
Источник