Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья, Дудьев В.П., 2020
Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья, Дудьев В.П., 2020.
Учебное пособие содержит сведения о психомоторике как особом виде деятельности и психофизиологической природе произвольных движений, о психомоторном развитии детей раннего и дошкольного возраста с нормальным и нарушенным онтогенезом различной модальности. Представлены диагностический и методический материалы для исследования психомоторики детей раннего и дошкольного возраста, ее коррекции и развития.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов, обучающимся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по разным профилям профессиональной подготовки, и обеспечивает изучение дисциплин: «Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья», «Психомоторика детей с нарушением речи и ее коррекция», «Логопедические технологии» и других.
Материалы пособия могут быть использованы в курсовой подготовке и переподготовке специалистов соответствующего профиля, а также представлять интерес для практических работников детских учреждений, занимающихся проблемами развития детей раннего и дошкольного возраста, и родителей, имеющих детей с проблемами в психомоторном развитии.
Типология психомоторных нарушений.
Настоящее пособие посвящено рассмотрению особенностей психомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья различной модальности, у которых двигательные нарушения являются одним из симптомов в картине их дизонтогенеза. В логике вхождения в обозначенное предметное поле данного пособия представляется необходимым рассмотрение существующей на сегодня типологии психомоторных нарушений.
В современной клинической неврологии нарушения моторных функций разделяются на две группы. К первой группе относятся элементарные нарушения движений, связанные с поражением двигательной зоны коры, то есть эфферентных (исполнительных) механизмов движений. Во вторую группу входят более сложные психомоторные расстройства, возникающие при поражении постцентральных отделов, которые обеспечивают афферентную (кинестетическую) основу движений, и прецентральных (премоторной и префронтальной) областей коры, которые осуществляют кинетическую организацию двигательных актов, программирование, контроль и регуляцию моторных действий и психомоторной деятельности в целом.
СОДЕРЖАНИЕ.
Предисловие.
Раздел 1. Психомоторика и ее роль в психическом и речевом развитии детей.
1.1. Общие представления о психомоторике как особом виде деятельности и ее структурных компонентах.
1.2. Психофизиологическая природа психомоторики.
1.3. Развитие психомоторики детей в нормальном онтогенезе.
1.4. Влияние двигательной активности на психическое и речевое развитие ребенка.
1.5. Типология психомоторных нарушений.
Раздел 2. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.1. Психомоторика детей младенческого и раннего возраста с перинатальным поражением нервной системы.
2.2. Особенности психомоторики умственно отсталых детей.
2.3. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития.
2.4. Особенности психомоторики детей с нарушением слуха.
2.5. Особенности психомоторики детей с нарушением зрения.
2.6. Особенности психомоторики детей с нарушением речи.
2.6.1. Психомоторика детей с дислалией.
2.6.2. Психомоторика детей с ринолалией.
2.6.3. Психомоторика детей с дизартрией.
2.6.4. Психомоторика детей с алалией.
2.6.5. Психомоторика детей с заиканием.
2.7. Особенности психомоторики детей с ранним детским аутизмом.
Раздел 3. Исследование психомоторики детей раннего и дошкольного возраста.
3.1. Подходы и методы изучения психомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Проблема изучения психомоторного развития детей раннего возраста.
3.3. Технология обследования моторных функций детей раннего возраста (структура, организация, содержание и оценка результатов).
3.4. Методики обследования психомоторики детей дошкольного возраста.
Раздел 4. Коррекция и развитие психомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.1. Развитие моторных функций детей группы риска в младенческом и раннем возрасте.
4.1.1. Методы и приемы стимуляции развития крупной моторики у детей с ППЦНС первого года жизни.
4.1.2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей младенческого и раннего возраста с ППЦНС.
4.2. Развитие общей моторики детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4.2.1. Комплексы общеразвивающих физических упражнений для дошкольников.
4.2.2. Комплексы общеразвивающих физических упражнений для младших школьников.
4.3. Развитие ручной и пальцевой моторики детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4.3.1. Комплексы упражнений с малым мячом для развития ручной моторики.
4.3.2. Комплексы дыхательных упражнений в работе по развитию моторики.
4.3.3. Методические рекомендации по организации и проведению занятий по развитию ручной моторики.
Библиографический список.
Приложения.
Приложение 1. Примерные вопросы для беседы с родителями при сборе анамнеза и изучении психомоторного развития ребенка.
Приложение 2. Нормативные сроки развития бытовых навыков и умений, навыков самообслуживания и действий с предметами в раннем возрасте.
Приложение 3. Список пособий для обследования психомоторики детей раннего и дошкольного возраста.
Приложение 4. Задания для наблюдения при обследовании психомоторики детей раннего возраста.
Приложение 5. Примерная схема протокола обследования психомоторики ребенка раннего (дошкольного) возраста.
Приложение 6. Показатели развития психомоторных функций в нормальном онтогенезе ребенка раннего возраста.
Приложение 7. Показатели развития общих и специфичных двигательных навыков в нормальном онтогенезе детей от 3 до 6 лет.
Приложение 8. Нормативные требования к выполнению двигательных заданий детьми дошкольного возраста (к методике Ю.Ф. Гаркуши).
Приложение 9. Обследование умений детей в выполнении физических движений (по методике Ю.Ф. Гаркуши).
Приложение 10. Возрастные нормативы сформированности основных движений у дошкольников.
Приложение 11. Диагностическая карта: исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма.
Приложение 12. Терминологический словарь исходных положений в гимнастике.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья, Дудьев В.П., 2020 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья, Дудьев В.П., 2020
Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья, Дудьев В.П., 2020.
Учебное пособие содержит сведения о психомоторике как особом виде деятельности и психофизиологической природе произвольных движений, о психомоторном развитии детей раннего и дошкольного возраста с нормальным и нарушенным онтогенезом различной модальности. Представлены диагностический и методический материалы для исследования психомоторики детей раннего и дошкольного возраста, ее коррекции и развития.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов, обучающимся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по разным профилям профессиональной подготовки, и обеспечивает изучение дисциплин: «Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья», «Психомоторика детей с нарушением речи и ее коррекция», «Логопедические технологии» и других.
Материалы пособия могут быть использованы в курсовой подготовке и переподготовке специалистов соответствующего профиля, а также представлять интерес для практических работников детских учреждений, занимающихся проблемами развития детей раннего и дошкольного возраста, и родителей, имеющих детей с проблемами в психомоторном развитии.
Типология психомоторных нарушений.
Настоящее пособие посвящено рассмотрению особенностей психомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья различной модальности, у которых двигательные нарушения являются одним из симптомов в картине их дизонтогенеза. В логике вхождения в обозначенное предметное поле данного пособия представляется необходимым рассмотрение существующей на сегодня типологии психомоторных нарушений.
В современной клинической неврологии нарушения моторных функций разделяются на две группы. К первой группе относятся элементарные нарушения движений, связанные с поражением двигательной зоны коры, то есть эфферентных (исполнительных) механизмов движений. Во вторую группу входят более сложные психомоторные расстройства, возникающие при поражении постцентральных отделов, которые обеспечивают афферентную (кинестетическую) основу движений, и прецентральных (премоторной и префронтальной) областей коры, которые осуществляют кинетическую организацию двигательных актов, программирование, контроль и регуляцию моторных действий и психомоторной деятельности в целом.
СОДЕРЖАНИЕ.
Предисловие.
Раздел 1. Психомоторика и ее роль в психическом и речевом развитии детей.
1.1. Общие представления о психомоторике как особом виде деятельности и ее структурных компонентах.
1.2. Психофизиологическая природа психомоторики.
1.3. Развитие психомоторики детей в нормальном онтогенезе.
1.4. Влияние двигательной активности на психическое и речевое развитие ребенка.
1.5. Типология психомоторных нарушений.
Раздел 2. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.1. Психомоторика детей младенческого и раннего возраста с перинатальным поражением нервной системы.
2.2. Особенности психомоторики умственно отсталых детей.
2.3. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития.
2.4. Особенности психомоторики детей с нарушением слуха.
2.5. Особенности психомоторики детей с нарушением зрения.
2.6. Особенности психомоторики детей с нарушением речи.
2.6.1. Психомоторика детей с дислалией.
2.6.2. Психомоторика детей с ринолалией.
2.6.3. Психомоторика детей с дизартрией.
2.6.4. Психомоторика детей с алалией.
2.6.5. Психомоторика детей с заиканием.
2.7. Особенности психомоторики детей с ранним детским аутизмом.
Раздел 3. Исследование психомоторики детей раннего и дошкольного возраста.
3.1. Подходы и методы изучения психомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Проблема изучения психомоторного развития детей раннего возраста.
3.3. Технология обследования моторных функций детей раннего возраста (структура, организация, содержание и оценка результатов).
3.4. Методики обследования психомоторики детей дошкольного возраста.
Раздел 4. Коррекция и развитие психомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.1. Развитие моторных функций детей группы риска в младенческом и раннем возрасте.
4.1.1. Методы и приемы стимуляции развития крупной моторики у детей с ППЦНС первого года жизни.
4.1.2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей младенческого и раннего возраста с ППЦНС.
4.2. Развитие общей моторики детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4.2.1. Комплексы общеразвивающих физических упражнений для дошкольников.
4.2.2. Комплексы общеразвивающих физических упражнений для младших школьников.
4.3. Развитие ручной и пальцевой моторики детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4.3.1. Комплексы упражнений с малым мячом для развития ручной моторики.
4.3.2. Комплексы дыхательных упражнений в работе по развитию моторики.
4.3.3. Методические рекомендации по организации и проведению занятий по развитию ручной моторики.
Библиографический список.
Приложения.
Приложение 1. Примерные вопросы для беседы с родителями при сборе анамнеза и изучении психомоторного развития ребенка.
Приложение 2. Нормативные сроки развития бытовых навыков и умений, навыков самообслуживания и действий с предметами в раннем возрасте.
Приложение 3. Список пособий для обследования психомоторики детей раннего и дошкольного возраста.
Приложение 4. Задания для наблюдения при обследовании психомоторики детей раннего возраста.
Приложение 5. Примерная схема протокола обследования психомоторики ребенка раннего (дошкольного) возраста.
Приложение 6. Показатели развития психомоторных функций в нормальном онтогенезе ребенка раннего возраста.
Приложение 7. Показатели развития общих и специфичных двигательных навыков в нормальном онтогенезе детей от 3 до 6 лет.
Приложение 8. Нормативные требования к выполнению двигательных заданий детьми дошкольного возраста (к методике Ю.Ф. Гаркуши).
Приложение 9. Обследование умений детей в выполнении физических движений (по методике Ю.Ф. Гаркуши).
Приложение 10. Возрастные нормативы сформированности основных движений у дошкольников.
Приложение 11. Диагностическая карта: исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма.
Приложение 12. Терминологический словарь исходных положений в гимнастике.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья, Дудьев В.П., 2020 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Доклад «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ОВЗ»
Борисевич Варвара
Доклад «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ОВЗ»
Роль занятий по развитию психомоторики и сенсорным процессам в учебно-воспитательной работе с детьми с ОВЗ.
Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды. Поэтому в основе курса по развитию психомоторики и сенсорных процессов лежат коррекционно-развивающие технологии, т. к. они максимально помогают добиться желаемого результата.
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Удаловой и Метиевой, под редакцией Воронковой и Петровой и рассчитана на 4 года обучения, предусматривает занятия по два часа в неделю, общей годовой нагрузкой – 68 часов. Программа по Развитию психомоторики и сенсорным процессам направлена на коррекцию присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Для овладения обучающимися чтения, счетом, письмом требуется сформированность таких психических процессов, как зрительно-пространственный гноиз, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно-моторная, слухомоторная координация, графомоторные функции, тактильное, зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция.
Совершенствование работы всех видов анализаторов, зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного и развития сенсорного восприятия является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
В свою очередь, развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоление моторной неловкости.
Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного представления об окружающей действительности, а психологическое развитие ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности.
Сенсорное развитие (от лат. sensus чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей, путем целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве.
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цвет, вкус, звук);
— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
— формирование точности и целенаправленности движений и действий. — развитие слухоголосовых координаций.
На уроках РП и СП, я как учитель, использую следующие коррекционно-развивающие технологии:
• Упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, развивает внимание, кинетическую память.
• Дыхательная, пальчиковая и зрительная гимнастики
• Упражнения на релаксацию
• Мимическая и артикуляционная гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц, и тренировке речевого аппарата.
• Игра «волшебный мешочек», работа с сенсорными коробками – развивают тактильные ощущения,
• Упражнения, направленные на активизацию межполушарного взаимодействия.
А также различные формы организации урока: урок-путешествие, урок-сказка, урок-викторина. Игровые технологии для нас очень важны, т. к. занятия проходит во второй половине дня. На каждом занятии расширяем активный словарь учащихся. Такая система организации занятия позволяет повысить качество обучения.
Основные разделы программы:
• Развитие моторики и графомотрных навыков
• Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
• Развитие зрительного восприятия
• Развитие осязания, обоняния, вкусовых и барических ощущений
• Развитие слухового восприятия
• Восприятия пространства и времени.
Основные методы и приемы коррекционно-развивающей работы,которые используются на занятиях по РП и СП:
1. Развитие моторики и графомоторных навыков
Упражнения на развитие тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук положительно отражаются на речи ребёнка. Самое увлекательное занятие – штриховка, помогает ребёнку координировать движения. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, поэтому на занятиях часто используются подвижные игры и физминутки.
2. Развитие тактильного восприятия
Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема, поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах
3. Развитие кинестетических и кинетических навыков (фото)
Игровые упражнения помогают формировать у детей ощущения движения и положения своего тела или отдельных его частей в пространстве.
4. Развитие слухового восприятия
Использование игровых приёмов на различение музыкальных звуков — основа для более полного овладения речью. Дети, пропевая, проговаривая речевые звуки постепенно овладевают умением изменять движение голосового аппарата.
5. Пространственное и конструктивное восприятие
Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве. От простых заданий на ориентировку в окружающем пространстве до полного словесного отчёта о выполнении упражнений с использованием терминов обозначающих пространственные отношения.
Сенсорная и психомоторная коррекция — основа умственного развития ребенка.
Занятия по Развитию психомоторики и сенсорным процессам способствуют формированию эталонных представлений о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развивают все виды восприятия, тем самым способствуют развитию умственной деятельности.
Источник