Меню

Психолого педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья на тему «Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья

В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.

Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования»: Электронный сборник статей по материалам XXXV студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». – 2017. – № 24 (35) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sibac.info/archive/science/24(35).pdf.

Скачать:

Вложение Размер
Статья на тему «Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ 18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время увеличилось число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие семьи находятся в особо трудных условиях. Одно из направлений инклюзивной практики является психолого-педагогическое сопровождение таких семей.

Сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, включает в себя деятельность, направленную на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования [6, с. 125]. Это позволяет формировать и реализовывать адекватные потребностям ребёнка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему. Технология сопровождения становится важной составляющей образовательной системы и позволяет создать условия для полноценного развития детей с особыми потребностями [3, с. 3]. Работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, включает в себя мероприятия по актуальным вопросам воспитания и развития ребёнка, призванные повысить их психолого-педагогическую компетентность [2, с. 27].

Байдарова О.И. отмечает, что для более эффективной работы с семьёй необходимо обеспечить взаимодействие между специалистами образовательной организации и родителями ребёнка. В процессе такого сотрудничества рассматривается актуальный запрос семьи и происходит совместный выбор приоритетных направлений работы [1, с.32].

Чурсина А.А. и Жилина О.А. выделяют следующие основные задачи работы педагога-психолога с родителями ребенка с ОВЗ:

1) оказание помощи в овладении способами взаимодействия родителей с ребёнком с ОВЗ, приёмами и методами его воспитания и обучения в условиях семьи;

2) формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, их активной позиции при воспитании;

3) привлечение родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, включение их в совместное участие в мероприятиях класса и школы в целом;

4) психолого-педагогическое просвещение родителей, изучение их психолого-педагогических потребностей [8, с. 384].

Выделяют два направления психолого-педагогического сопровождения:

1. Актуальное, которое ориентируется на решение уже имеющихся проблем и трудностей, возникших у ребёнка или в его семье;

2. Перспективное, ориентирующееся на профилактику отклонений в обучении и развитии детей с ОВЗ, а также внутрисемейных и социальных отношений [4, с.28].

С.В. Алехина, М.М. Семаго и другие авторы в своём пособии пишут, что для эффективной работы с родителями необходимо обеспечить их участие на всех ступенях сопровождения ребёнка. Авторы выделяют следующие этапы работы с семей:

1. Диагностический, который включает в себя определение степени соответствия условий, в которых растёт и воспитывается ребёнок, его возрастным особенностям; определение причин, которые дестабилизируют внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения; выявление внутрисемейных факторов, способствующих или препятствующих гармоничному развитию ребёнка с особенностями развития; определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье.

2. Информационный, включающий информационную поддержку родителей в общем контексте сопровождения всех участников образовательного процесса.

3. Просветительский. На данном этапе происходит просвещение родителей по вопросам особенностей развития детей с ОВЗ. Данный вид работы с родителями может осуществляться как на заранее спланированных мероприятиях (тематических выступлениях специалистов психолого-педагогического профиля во время родительских собраний; индивидуальных или групповых консультированиях; тренингах для родителей), так и на оформленных стендах, информационных листках, сайте образовательного учреждения, где размещается необходимая информация. Основной задачей просвещения родителей, имеющих детей с ОВЗ, является повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

4. Этап привлечения родителей к участию во внутришкольных мероприятиях, где происходит активное привлечение родителей детей с ОВЗ к участию в жизни образовательной организации, мероприятиях класса и школы в целом.

5. Практический. На данном этапе важным является уже простроенное и сформиро-ванное ранее на предыдущих этапах работы детско-родительское сообщество класса. Самым значимым здесь является взгляд родителей детей на успехи своего ребёнка, на взаимодействие всех детей друг с другом, на сформированный детский коллектив.

6. Аналитический. Данный этап является заключительным. На нём подводятся итоги и анализируются достижения и результаты совместной деятельности, а также планируется дальнейшая работа, направленная на развитие инклюзивной практики в образовательной организации [5, с. 97-99].

Наиболее важным направлением психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребёнка с ОВЗ, является психолого-педагогическое консультирование родителей и ребёнка. Ткачёва В.В. выделяет следующие этапы:

1. Знакомство, где происходит установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания.

2. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих. На этом этапе педагог-психолог формирует первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.

3. Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребёнка. На этот этап консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок для осуществления диагностики его интеллектуальных и личностных особенностей, прогнозирования возможности к обучению по определённой программе.

4. Определение модели воспитания, используемой родителями, а также диагностика их личностных характеристик.

5. Оценка результатов диагностики и формулирование реальных проблем. На этом этапе педагог-психолог вместе с родителями уточняют, обсуждают выявленные в беседе и в процессе диагностики ребёнка и семьи проблемы. Основной задачей педагога-психолога заключается в обращении внимания родителей на основные и действительно значимые стороны проблемы.

6. Определение способов решения выявленных проблем семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

7. На заключительном этапе подводятся итоги работы семьёй, закрепляется понимание проблемы в формулировке педагога-психолога [7, с. 62-65].

Таким образом, организация комплексного психолого-педагогического сопровождения призвана обеспечить высокий качественный уровень содержательной работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, а также способствует развитию активной родительской позиции в вопросах воспитания и развития детей.

1. Байдарова О.И. Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ // Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здлровья: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (27-28 ноября 2014 года) / под науч. ред. Т.В. Машаровой, С.В. Алёхиной, И.А. Крестининой; ИРО Кировской области. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014. – 577 с.

2. Организация и психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного обучения: метод.рекомендации / сост. И.Ф. Сибгатуллина. — Казань, 2017. — 43 с.

3. Посысоев Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; ГОАУ ЯО ИРО. — Ярославль, 2011. — 76 с.

4. Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации / сост. Н.А. Крушная. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 36 с.

5. Создание и апробация модели психолого_педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.

6. Стругова В.Г., Колесникова О.Б. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». — 2017. — №3. — С.124-130.

7. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный книжный центр, 2014. — 160 с.

8. Чурсина А.А., Жилкина О.А. Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в области инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра.

Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;- информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ.

На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В .

Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос.

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки.

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии.

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти.

Источник

«Психолого – педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике на тему

Скачать:

Вложение Размер
psihologo_-_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_semey.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого – педагогическое сопровождение семей,

воспитывающих детей с ОВЗ»

Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Но, к сожалению, рождение ребенка с нарушениями в развитии, снижает ее социальный статус, изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни. Признание у ребенка дефектов в развитии почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Психологи Р.Ф. Майрамян, О.К.Агавелян выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к такому ребенку.

Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности.

Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка.

Четвертая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ — это помощь их родителям . Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с отклонениями в развитии в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка.

При сотрудничестве детского сада с семьей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, главная роль отводится педагогу — психологу , который возлагает на себя функцию организатора и координатора всего сопровождения в целом.

Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально- психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание психолого – педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

Задачами психолого — педагогического сопровождения являются:

  1. Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
  2. Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохраненных ресурсов положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе партнерства.
  3. Информирование родителей о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого — педагогической и медико– социальной помощи.
  4. Развитие детско — родительских отношений.
  5. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психо — коррекционный процесс.
  6. Содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий ее оказания.
  7. Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и поддержки.
  8. Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
  9. Способствовать преодолению психологических барьеров.

Основные этапы процесса психологического сопровождения:

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
  • Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
  • Психолого — педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
  • Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик ( составление социально- психологической карты семьи).
  • Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
  • Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
  • Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
  • Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми (« Новый год», « 8 марта», « День матери» и др.)
  • Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
  • Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Работа с родителями должна строиться на следующих принципах:

1.Личностно — ориентированный подход к детям, к родителям , где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2.Гуманно — личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, формирование позитивной «Я — концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3.Принцип комплексности — психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, дефектологом. воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.

4.Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно — значимым для ребенка.

5.Принцип конфиденциальности — вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

  1. Коллективные формы взаимодействия:
  • Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ в начале и в конце учебного года, где происходит информирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекционно – образовательной работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями.
  • Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже двух раз в год и по мере необходимости, где происходит обсуждение задач , содержания и форм работы с детьми в семье, решаются текущие организационные вопросы.
  • « Дни открытых дверей. Родители посещают детский сад , вместе с ребенком, наблюдая за работой специалистов.
  • Семинары – практикумы. Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
  • Проведение совместных праздников и развлечений, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком ( мама рядом).
  • Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско – родительских отношений

2.Индивидуальные формы работы :

  • Анкетирование родителей проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости с целью получения информации о ребенке, семье, определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, определения оценки эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы ДОУ.
  • Беседы и консультации специалистов . Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями с целью оказания индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
  • Родительский час . Проводится учителями – дефектологами один раз в неделю во второй половине дня с целью информирования родителей о ходе образовательной работы с ребенком.
  • Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.
  • « Служба доверия» или « Почтовый ящик» — организация обратной связи для родителей. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями, отзывами и пожеланиями родителей с целью оперативного реагирования администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.
  • Использование современных устройств для общения с родителями : виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи

3.Формы наглядного информационного обеспечения :

  • Информационные стенды и тематические выставки, литературы, фото. доска объявлений . Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах с целью информирования родителей об организации коррекционно — образовательной работы в ДОУ.
  • Выставки детских работ . Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы с целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлечения и активизации интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
  • Открытые занятия специалистов и воспитателей .Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями с целью создания условий для объективной оценки родителями успехов своих детей и наглядного обучения родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему
  • Размещение информации на сайте учреждения с целью информирования родителей о работе ДОУ и других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями.

В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка , воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально- волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей , что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.

Источник

Читайте также:  Как укрепить здоровье укрепить спину
Adblock
detector