Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС
Обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_fgos.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.
Целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности . Важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-то изменять в своей работе.
Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения.
Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности — наличие мотива включения в эту деятельность.
Вторая составляющая — комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.
Третий компонент — совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, то есть компетентность в области педагогических инноваций. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях — важнейшее качество профессионального педагога, без которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность рефлексивно-аналитических и деятельностно-практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности — целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и деятельностного компонентов.
Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческая активность.
Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется
На наш взгляд, критериями готовности учителя к внедрению ФГОС, нужно считать следующие показатели:
1. Курсовая переподготовка (теоретическая – знание идеологии ведущих документов ФГОС, практическая – программ учебных и внеучебных курсов и т.д.);
2. Планирование своей деятельности:
-определяет свои цели как образовательные результаты учащихся,
образовательные результаты формулирует в идеологии ФГОС, в идеологии обучения компетенциям, ориентируясь на социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника;
-определяет эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приёмы, технологии — проектные, создание учебных ситуаций…)
-составляет сценарий учебного занятия, ориентируясь на программу формирования УУД, осуществляет рефлексию проведённого занятия
3. Разрабатывает и демонстрирует приёмы и методы организации занятий, направленных на реализацию нового содержания образования.
4. Организует самостоятельную индивидуальную и коллективную продуктивную мотивированную деятельность учащихся.
5. Включает учащихся в ситуации, необходимые для освоения коммуникативных, проектных и исследовательских умений.
6. Использует критерии, показатели и процедуры оценивания результатов, делая их ясными и понятными для учащихся.
7. Осваивает проектную, исследовательскую деятельность путём участия в проектировании и реализации проектов
8. Демонстрирует компетентное поведение — собственную ответственность за результат, способность к кооперации и диалогу.
Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в условиях внедрения стандартов нового поколения является психологическое сопровождение личностного развития и профессиональной деятельности педагогов с целью оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива и поддержания позитивного психологического климата.
Моя задача — помочь своим коллегам занять в отношении школы и ее развития активную, творческую позицию соавторов, соразработчиков. Решение этой задачи – дело не быстрое и серьезное. Мы в первую очередь стали оказывать поддержку учителя в реализации его собственных базовых потребностей через освоение способов влияния на физическое здоровье.
Строить работу в этом направлении непросто, так как учитель в современной школе вынужден значительно увеличивать эмоционально-личностные затраты, чтобы справляться со все увеличивающимися объемом и требованиями к качеству педагогической работы. Сегодня мало быть специалистом в своей области предметных знаний и уметь грамотно выполнять обязанности классного руководителя. Нужно владеть инновационными и информационными технологиями, вести документацию не только в бумажном, но и в электронном вариантах, уметь строить отношения с родителями, которые часто в силу занятости или попустительства практически не занимаются воспитанием детей. И все это в условиях, когда престиж профессии падает все больше и больше, благодаря антирекламным программам и публикациям современных СМИ.
Многих из педагогов трудовая деятельность приводит к эмоциональному выгоранию и как следствие от него развивается: хроническая усталость, привычка думать о себе в последнюю очередь, ощущение беспомощности и повышенная ранимость — снижает мотивацию учителя, качество труда, дает ощущение загнанности в угол, игрушки в чужих руках. Эмоциональное состояние учителя, несомненно, сказывается на состоянии учеников и на эффективности образовательного процесса, поэтому мы поддерживаем создание каждым педагогом своей собственной программы защиты от стресса, которую он составляет с помощью психолога.
Грамотно подобранные интерактивные методы работы с педагогами очень эффективны. Они позволяют учителю освободить «внутреннего ребенка», развивают эмпатийность, позволяют получить практическую, значительную, эмоциональную поддержку от своих коллег в процессе общения и за счет получения обратной связи. Позволяют освежить запас собственных сил и пополнить свою методическую копилку (за счет приобретения опыта проживания психологических ситуаций, который можно перенести в свою практическую деятельность с детьми), кроме того, формируют умение сходить с «позиции красного карандаша» и обновляют информационное поле педагога путем расширения психологических знаний, побуждают учителя к творчеству.
Личностное и профессиональное развитие учителя находится в прямой зависимости от самообразования и саморазвития..
Участие в тренингах и психологически насыщенных занятиях вместе с учителями членов администрации школы (и директора, и его заместителей) способствует сближению и сплочению коллектива, помогает решить проблемы мотивации учителя на освоение нового в профессии, способствует поддержанию позитивных установок и ценностей как в отношении себя, так и других людей, показывает возможности практической деятельности психолога как специалиста и влияет на установление доверительности в его отношениях с педагогами.
Развитие профессиональной позиции успешнее всего идет через деятельностные формы методической работы. Приобретая опыт коллективно-распределенной методической деятельности в решении педагогических задач (например, анализ разработки урока с явными методическими ошибками и поиск путей их устранения) и превращая ее в индивидуальную, учитель способен формировать и у обучающихся полноценную учебную деятельность в процессе общения и диалогов.
Использование сказкотерапевтических приемов помогает направить учителя по пути самосовершенствования, способствуют развитию креативности, формируют навыки анализа актуальных ситуаций, развивают профессионализм, который проявляется в способности рефлексировать, задавать вопросы себе, самостоятельно искать на них ответы в динамичной учебной реальности. Участие в тренингах позволяет учителю определить особенности своего стиля педагогического труда, осознать свою индивидуальность, упражняет в рефлексии. Например, анализировать свое состояние после совместной деятельности помогает макет моря с островами: Грусти, Тревоги, Неопределенности, Недоумения, Воодушевления. Просветления, Радости, Удовольствия и Бермудского треугольника. Подобные приемы, на наш взгляд, положительно сказываются на эффективности педагогического труда, на психологическом климате в коллективе.
Для оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива используются следующие виды деятельности, которые сложились в циклическую модель непрерывного психолого-педагогического сопровождения
-психологического климата коллектива,
-индивидуального стиля учителя,
-готовности учителя к инновационной деятельности,
2.Разработка рекомендаций и программ социально-психологической деятельности по результатам диагностических исследований.
3.Внедрение инновационных и психокоррекционных методик оказания психологической помощи учителям.
4.Профилактическая работа с целью повышения психологической культуры педагогов.
Источник
Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога
статья по психологии на тему
Данная статья посвящена изучению аспектов психологического сопровождение профессиональной деятельности педагога. Психологическое сопровождение включает в себя системно-комплексную психолого-педагогическую диагностику готовности учителя к профессиональной деятельности; психологическое обеспечение внутришкольной системы повышения психолого-педагогической компетентности учителя; психологическое обеспечение поисково-исследовательской и экспериментальной работы педагогического коллектива школы; профилактики профессионального выгорания. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога является одним из ресурсов развития современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_professionalnoy_deyatelnosti_pedagoga.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога
Бабич О.И., Баранова О.В., Зубцова О.В., Ковалева Е.Б., Ямщикова О.А.
Иркутский институт повышения квалификации работников образования
Многими авторами сегодня отмечается потребность педагога в психологическом сопровождении его профессиональной деятельности [1], [3], [4], [7]. Педагоги осознают необходимость работы психолога в образовательном учреждении. Рассматривая вопрос о психологическом сопровождении деятельности педагога, следует учитывать, что профессиональная деятельность педагога становится сегодня качественно иной в связи с введением ФГОС 3-го поколения.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять педагогу в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
В силу сложности задач по реализации ФГОС, считаем, что готовность педагогических кадров может обеспечить не только повышение квалификации в узком смысле, но и выстроенная система психологического сопровождения профессиональной деятельности педагога [2].
Отметим особенности развития системы психологического сопровождения профессиональной деятельности педагога на современном этапе: изменяющиеся условия модернизации образования, необходимость привлечения более узких специалистов в процессе сопровождения.
Таким образом, сегодня требуется педагог-профессионал, который, во-первых, является субъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи; во-вторых, ориентирован на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков; в-третьих, умеет практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи.
Психологическое сопровождение в данном контексте понимается нами как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий для всех участников образовательного процесса.
Психологическое сопровождение позволяет обеспечить позитивные психологические условия формирования профессиональной мотивации педагогов на разных этапах профессиональной деятельности педагога.
Психологическое сопровождение включает в себя системно-комплексную психолого-педагогическую диагностику готовности учителя к профессиональной деятельности; психологическое обеспечение внутришкольной системы повышения психолого-педагогической компетентности учителя; психологическое обеспечение поисково-исследовательской и экспериментальной работы педагогического коллектива школы; профилактики профессионального выгорания.
Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции “я не могу” к позиции “я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями”. Совместный поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности создает на этой основе условия для профессионального развития педагога.
Психолог, сопровождая профессиональную деятельность педагога, может выступить помощником учителя, фасилитатором, внушающим ему уверенность в собственных силах; просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание; собеседником, способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим и принимающим позицию учителя; игротехником, создающим ситуацию рефлексивного анализа, педагогом своего опыта; методистом – носителем культуры «психологизированной» дидактики, партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы или уроки.
В процессе психологического сопровождения профессиональной деятельности педагога сотрудничество школьного психолога и учителя в рамках традиционных направлений работы психолога реализуется в следующем:
— Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.
— Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.
— Проведение с педагогами психологических тренингов и видеотренингов, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия с учащимися, таких, как активное слушание, педагогическая поддержка, “я-сообщение” и т.д.
— Сопровождение инновационной деятельности педагога.
— Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
— Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.
— Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.
— Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.
— Видеосъемка уроков и обсуждение с педагогами влияния различных педагогических технологий на психологическое состояние и развитие учеников.
— Проведение сеансов психологической разгрузки.
— Организация “круглых столов”, дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Необходимым условием психологического сопровождения педагогической деятельности является формирование психологической готовности к профессиональной деятельности, которая связана с динамикой изменений в мотивационной сфере личности, формирования в ней профессионально значимых установок, изменение ценностно – смысловой структуры мировосприятия личности педагога.
Выделяются следующие критерии эффективности психологического сопровождения: успешность осуществления профессиональной деятельности педагога и удовлетворенность ею.
Итак, психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога является одним из ресурсов развития современного образования.
Однако следует обозначить и трудности исследуемой нами проблемы. Многие проблемы в деятельности психологического сопровождения обусловлены разобщенностью усилий различных групп специалистов.
Статус специалистов системы психологического сопровождения и отдельных ее уровней требует более четкого юридического определения, кадрового и материально-технического обеспечения.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе М.: Совершенство, 1998. — 298 с.
- Вахрушев А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов //Начальная школа плюс до и после.- 2011.- № 5.- С. 3-16.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие. 4-е изд. Спб.: Издательство «Питер», издание 4-е, 2006 год, 592 стр.
- Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. докт. дис. М., 1995.
- Сабельникова С.И. ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса / С.И.Сабельникова, Н.М.Муреева // Управление начальной школой.- 2011.- № 8.- С. 19-23.
- Хван А.А. Психологическое обеспечение инноваций как понятие психологии образования // Психологическая наука и образование. 2008. №1.
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная программа направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации.
Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с.
Профессиональное самоопределение — многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс.
ПРОГРАММАпсихологического сопровождения образовательного процессапедагога – психолога Касаткиной Ирины ЛеонидовныКОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»на 2015 – 2016 учебный год.
Методический материал «Психологическое сопровождение профессиональной подготовки кандидатов в водители».
Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога.
Педагогический проект на тему: Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения учащихся.
Источник