Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС
Обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_fgos.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.
Целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности . Важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-то изменять в своей работе.
Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения.
Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности — наличие мотива включения в эту деятельность.
Вторая составляющая — комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.
Третий компонент — совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, то есть компетентность в области педагогических инноваций. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях — важнейшее качество профессионального педагога, без которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность рефлексивно-аналитических и деятельностно-практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности — целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и деятельностного компонентов.
Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческая активность.
Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется
На наш взгляд, критериями готовности учителя к внедрению ФГОС, нужно считать следующие показатели:
1. Курсовая переподготовка (теоретическая – знание идеологии ведущих документов ФГОС, практическая – программ учебных и внеучебных курсов и т.д.);
2. Планирование своей деятельности:
-определяет свои цели как образовательные результаты учащихся,
образовательные результаты формулирует в идеологии ФГОС, в идеологии обучения компетенциям, ориентируясь на социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника;
-определяет эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приёмы, технологии — проектные, создание учебных ситуаций…)
-составляет сценарий учебного занятия, ориентируясь на программу формирования УУД, осуществляет рефлексию проведённого занятия
3. Разрабатывает и демонстрирует приёмы и методы организации занятий, направленных на реализацию нового содержания образования.
4. Организует самостоятельную индивидуальную и коллективную продуктивную мотивированную деятельность учащихся.
5. Включает учащихся в ситуации, необходимые для освоения коммуникативных, проектных и исследовательских умений.
6. Использует критерии, показатели и процедуры оценивания результатов, делая их ясными и понятными для учащихся.
7. Осваивает проектную, исследовательскую деятельность путём участия в проектировании и реализации проектов
8. Демонстрирует компетентное поведение — собственную ответственность за результат, способность к кооперации и диалогу.
Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в условиях внедрения стандартов нового поколения является психологическое сопровождение личностного развития и профессиональной деятельности педагогов с целью оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива и поддержания позитивного психологического климата.
Моя задача — помочь своим коллегам занять в отношении школы и ее развития активную, творческую позицию соавторов, соразработчиков. Решение этой задачи – дело не быстрое и серьезное. Мы в первую очередь стали оказывать поддержку учителя в реализации его собственных базовых потребностей через освоение способов влияния на физическое здоровье.
Строить работу в этом направлении непросто, так как учитель в современной школе вынужден значительно увеличивать эмоционально-личностные затраты, чтобы справляться со все увеличивающимися объемом и требованиями к качеству педагогической работы. Сегодня мало быть специалистом в своей области предметных знаний и уметь грамотно выполнять обязанности классного руководителя. Нужно владеть инновационными и информационными технологиями, вести документацию не только в бумажном, но и в электронном вариантах, уметь строить отношения с родителями, которые часто в силу занятости или попустительства практически не занимаются воспитанием детей. И все это в условиях, когда престиж профессии падает все больше и больше, благодаря антирекламным программам и публикациям современных СМИ.
Многих из педагогов трудовая деятельность приводит к эмоциональному выгоранию и как следствие от него развивается: хроническая усталость, привычка думать о себе в последнюю очередь, ощущение беспомощности и повышенная ранимость — снижает мотивацию учителя, качество труда, дает ощущение загнанности в угол, игрушки в чужих руках. Эмоциональное состояние учителя, несомненно, сказывается на состоянии учеников и на эффективности образовательного процесса, поэтому мы поддерживаем создание каждым педагогом своей собственной программы защиты от стресса, которую он составляет с помощью психолога.
Грамотно подобранные интерактивные методы работы с педагогами очень эффективны. Они позволяют учителю освободить «внутреннего ребенка», развивают эмпатийность, позволяют получить практическую, значительную, эмоциональную поддержку от своих коллег в процессе общения и за счет получения обратной связи. Позволяют освежить запас собственных сил и пополнить свою методическую копилку (за счет приобретения опыта проживания психологических ситуаций, который можно перенести в свою практическую деятельность с детьми), кроме того, формируют умение сходить с «позиции красного карандаша» и обновляют информационное поле педагога путем расширения психологических знаний, побуждают учителя к творчеству.
Личностное и профессиональное развитие учителя находится в прямой зависимости от самообразования и саморазвития..
Участие в тренингах и психологически насыщенных занятиях вместе с учителями членов администрации школы (и директора, и его заместителей) способствует сближению и сплочению коллектива, помогает решить проблемы мотивации учителя на освоение нового в профессии, способствует поддержанию позитивных установок и ценностей как в отношении себя, так и других людей, показывает возможности практической деятельности психолога как специалиста и влияет на установление доверительности в его отношениях с педагогами.
Развитие профессиональной позиции успешнее всего идет через деятельностные формы методической работы. Приобретая опыт коллективно-распределенной методической деятельности в решении педагогических задач (например, анализ разработки урока с явными методическими ошибками и поиск путей их устранения) и превращая ее в индивидуальную, учитель способен формировать и у обучающихся полноценную учебную деятельность в процессе общения и диалогов.
Использование сказкотерапевтических приемов помогает направить учителя по пути самосовершенствования, способствуют развитию креативности, формируют навыки анализа актуальных ситуаций, развивают профессионализм, который проявляется в способности рефлексировать, задавать вопросы себе, самостоятельно искать на них ответы в динамичной учебной реальности. Участие в тренингах позволяет учителю определить особенности своего стиля педагогического труда, осознать свою индивидуальность, упражняет в рефлексии. Например, анализировать свое состояние после совместной деятельности помогает макет моря с островами: Грусти, Тревоги, Неопределенности, Недоумения, Воодушевления. Просветления, Радости, Удовольствия и Бермудского треугольника. Подобные приемы, на наш взгляд, положительно сказываются на эффективности педагогического труда, на психологическом климате в коллективе.
Для оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива используются следующие виды деятельности, которые сложились в циклическую модель непрерывного психолого-педагогического сопровождения
-психологического климата коллектива,
-индивидуального стиля учителя,
-готовности учителя к инновационной деятельности,
2.Разработка рекомендаций и программ социально-психологической деятельности по результатам диагностических исследований.
3.Внедрение инновационных и психокоррекционных методик оказания психологической помощи учителям.
4.Профилактическая работа с целью повышения психологической культуры педагогов.
Источник
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в ДОУ
елена бусаргина
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в ДОУ
Психолого – педагогическое сопровождение педагогов в Доу
Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти «ключик» к каждому ребенку, родителю, иметь свою «изюминку», быть интересным для окружающих. Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению. Построение данного процесса в соответствии с новыми требованиями предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. В прояснении личностных возможностей и психологических ресурсов, а также развитии коммуникативности воспитателей может оказать помощь педагог-психолог. Его основная задача при этом – способствовать решению профессиональных и личностных проблем, возникающих из-за отсутствия психологических знаний о своем внутреннем «Я», о педагогических возможностях общения с детьми и особенно с родителями.Невольно возникает вопрос: «Разве только психолог осуществляет подготовку такого рода?»Ответ прост: не только психолог.
Но из – за не владения методиками быстрого восстановления психологических сил и наличия у педагога деструктивных эмоциональных навыков, такое эмоциональное напряжение становится негативным, что приводит к появлению так называемого синдрома «эмоционального выгорания». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Это может приводить к тому, что реальная практика педагогапойдет в разрез с его ценностными установками: жестокое давление на детей при вполне гуманистической идеологии, и наоборот, периодически возникающие попустительство и безразличие к поведению детей при жестких авторитарных установках. Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. Поэтому самое разумное — предотвратить появление данного синдрома, «задушить его на корню».
Все это послужило основанием для разработки программы по профилактике «эмоционального выгорания» воспитателей в нашем детском саду, которая ориентирована на обучение методам профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости.
Цель программы: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции, раскрытие творческого потенциала.
Используемые методы: игровые, арртерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элименты тренинга общения.
В программе используются различные способы управления эмоциональным состоянием:
• игры, направленные на развитие социальной перцепции, в ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их самовосприятие (упражнения «Я знаю, что тебе приснилось», «Белые магия, черные магия»).
• методы телесно – ориентированной терапии позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют прочувствовать свое тело (упражнения «Броуновское движение», «Моечная машина», «Медитация»).
• методы арт — терапии, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое
Сроки реализации программы по профилактике эмоционального выгорания педагоговрассчитана на 2 месяца : 1 информационно-диагностическую встречу и 4 тренинговых, проводимых раз в неделю по 1 часу сенсорной комнате. Участники реализации программы педагоги дошкольного учреждения по 5-7 человек.
В ходе реализации проекта по сохранению психического здоровья педагогав дошкольном образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
улучшится психологический климат в коллективе;
снизится ситуативная и личностная тревожность педагогов;
сформируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
повысится самооценка и уверенность в себе;
раскроется творческий потенциал к профессиональной самоактуализации
В заключение можно сказать, что работа по формированию профессиональной компетентности обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а так же повышение эффективности образовательного процесса ДОО
1. Портфолио педагога – психолога ДОУ: сборник/ автю – сост. Афонькина Ю. А., — В., изд – во «Учитель».
2. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1.Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие
Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ к программе психолого – педагогического сопровождения участников образовательных отношений 1.1. Пояснительная записка Опыт.
Консультация для педагогов «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и воспитателей ДОУ с помощью релаксации» Здоровый педагог — здоровый ребенок: психологический аспект. Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев.
Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ранним детским аутизмом в ДОУ» Среди многочисленных форм нарушений развития проблема аутизма является одной из актуальных. Ранний детский аутизм обнаруживается в 4—5 случаях.
Психолого-педагогическое взаимодействие с детьми в период адаптации в ДОУ. Особенности адаптационного периода Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса на этапе предшкольного образования Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса на этапе предшкольного образования в группе кратковременного пребывания.
Психолого-педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ 1. Пояснительная записка На современном этапе.
Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении Роль семейного окружения в процессе психического развития ребенка дошкольного возраста является главной. Безусловно, внутрисемейные отношения.
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время каждый десятый житель Земли, т. е. более 500 млн. человек, имеет те или иные ограничения жизнедеятельности, связанные с.
Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.
Источник