Меню

Психолого педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностям здоровья

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
рабочая программа

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям (законным представителям) в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья: создание оптимальных условий в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Скачать:

Вложение Размер
programma_psih-ped_soprov_detey-inv_s_ovz.docx 44.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Рассмотрено на заседании МО

учителей начальных классов

от «29» августа 2019 г.

Заместитель директора по УВР

от «29» августа 2019 г.

«29» августа 2019 г.

«29» августа 2019г.

Программа психолого-педагогического сопровождения

детей с ограниченными возможностями здоровья,

Лукоянова Наталья Георгиевна,

с. Панаевск, 2019

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» составлена на основании:

  • Конвенции о правах ребёнка.
  • Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г.
  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  • Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  • Приказа департамента образования Администрации муниципального образования Ямальский район от 25.05.2015г №205 «Об обеспечении введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в системе образования Ямальского района»
  • Приказа Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» №374 от 29.08.2019 г.

Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В Панаевской школе-интернате создана служба комплексного психолого-педагогического сопровождения, которая сопровождает детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ на протяжении всего периода обучения. В службу сопровождения входят специалисты: педагоги-психологи, учитель-логопед, социальный педагог, педагоги. Комплексное изучение особенностей интеллектуального и личностного развития ребенка, выбор направлений сопровождающей деятельности ребенка, методов работы, отбор содержания обучения с учётом индивидуально-психологических особенностей обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется на муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям (законным представителям) в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья: создание оптимальных условий в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. выявлять особые образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
  2. осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-педагогическую, коррекционно-развивающую помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
  3. обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных программ на доступном им уровне, их интеграцию в образовательном учреждении и социализацию в обществе.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ:

  1. Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования обучающихся, организованного в рамках комплексного изучения развития детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ специалистами школьного ПМПк, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием обучающихся.
  2. Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ, планирование содержания занятий, комплектование групп обучающихся, проведение индивидуальной работы с обучающимися.
  3. Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы коррекционно-развивающих занятий в соответствии с достижениями обучающихся.
  4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и обучения ребёнка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей (законных представителей) в решение коррекционно-воспитательных задач.

В основе психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.

Работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями (законными представителями) построена на принципах:

  1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям , где в центре стоит учёт личностных особенностей ребёнка, семьи.
  2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребёнку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребёнка, его представления о себе.
  3. Принцип комплексности – сопровождение можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте администрации, педагога- психолога, социального педагога, логопеда, педагогами образовательной организации и родителями (законными представителями).
  4. Принцип деятельностного подхода — психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учётом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребёнка, а также так же на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
  5. Принцип системности реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи, оказываемой в реальной ситуации обучения ребёнка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности обучающегося, его сильные стороны.
  6. Принцип интегративности предусматривает интеграцию различных методов, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов; приоритет особых потребностей ребёнка.
  7. Принцип непрерывности – отражает необходимость ранней диагностики возможностей и способностей ребёнка, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения.

В 2019-2020 учебном году в Панаевской школе-интернате обучается 103 ребенка с ограниченными возможностями здоровья ( в том числе дети-инвалиды) , из них:

  1. слабовидящие и поздноослепшие – 2/2
  2. дети с задержкой психического развития – 64/63
  3. дети с умственной отсталостью – 36/35
  4. другие – 2/2

По адаптированной образовательной программе начального и основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития обучается 27/27 детей, по адаптированной образовательной программе обучающихся с умственной отсталостью – 36/35 детей, инклюзивно обучаются – 37/37 обучающихся, 3 ребёнка-инвалида обучаются в общеобразовательных классах.

Групповые коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога и учителя-логопеда проводятся со всеми обучающимися с задержкой психического развития, обучающимися с умственной отсталостью. На каждого ребёнка- инвалида составлен план индивидуального психологического сопровождения (Приложение 1), разработаны рабочие программы групповых коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с умственной отсталостью (Приложение 2).

Отбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы осуществляется с опорой на дидактические принципы общей и специальной педагогики. Применение в тесном единстве общедидактических и специальных принципов осуществления психологического сопровождения позволяет обеспечивать развитие всех сторон познавательной деятельности обучающихся, эмоционально-волевой сферы, способностей и личности в целом.

Содержание работы педагога-психолога

на каждом этапе психологического сопровождения

обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи
(направления деятельности)

Виды и формы деятельности,
мероприятия

Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

Наблюдение, психологическое обследование;
анкетирование родителей, беседы с педагогами.

Углубленная диагностика детей-инвалидов, детей с ОВЗ

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических «портретов» детей

Диагностирование.
Заполнение диагностических документов специалистами (протоколов обследования, заключений по результатам диагностики)

Анализ причин возникновения трудностей в обучении, выявление резервных возможностей обучающихся

Индивидуальные и групповые коррекционная программы,

Разработка индивидуального плана психологического сопровождения, коррекционной программы

Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей-инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи (направления) деятельности

Виды и формы деятельности, мероприятия

Обеспечить психологическое сопровождение детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ

Позитивная динамика развиваемых параметров

Формирование групп для коррекционно-развивающей работы.

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Отслеживание динамики развития ребенка

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ

Укрепление здоровья обучающихся

1. Разработка рекомендаций для педагогов, родителей

2. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

3.Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.

4. Реализация профилактических образовательных программ

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности

Виды и формы деятельности, мероприятия

Консультирование педагогов по вопросам инклюзивного образования

Разработка рекомендаций, приёмов, упражнений, памяток и т.д.
Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей

Разработка рекомендаций, упражнения, памяток и т.д.
Разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

Информационно – просветительская работа

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса, повышение уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ

Задачи (направления) деятельности

Виды и формы деятельности, мероприятия

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Проведение родительских собраний, семинаров, тренингов.

«Первые дни ребенка в школе» (1-е классы)

«Готовимся к школе» (ШБП)

Занятия в детско-родительском клубе «Радуга»

«Родителям о внимании и внимательности» 2-е классы

«Семейные проблемы: как их решать?» (7-8 классы)

«Ваш ребенок – пятиклассник» (5-е классы)

«Читаем профиль ребенка» (1-е классы)

«Итоги адаптации обучающихся 10 класса к обучению в школе III ступени»

«Типы усвоения информации» (3-е классы)

«Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника» (4-е классы)

«Выбор жизненного пути. Профориентация подростков» (9, 11 классы)

«Трудный диалог с учёбой» (6-е классы )

«Впереди у нас – пятый класс» (4-е классы)

«Волнуемся спокойно: впереди экзамен!» 9,11 классы

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия, размещение информации на школьном сайте, на странице психолога http://89096ps.ucoz.ru/index/stranica_psikhologa/0-165

Содержание работы социального педагога

с детьми-инвалидами, с обучающимися с ОВЗ

Работа социального педагога с детьми-инвалидами, обучающимися с ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:

1. Социально – педагогическое исследование:

  • изучение межличностных взаимоотношений в школе и семье;
  • социально – психологический портрет ребёнка-инвалида, ребёнка с ОВЗ;
  • составление социальных паспортов классов;
  • диагностика склонности к отклоняющему поведению;

2. Социально – педагогическая защита прав ребёнка:

  • списки обучающихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве;

3. Социально – педагогическая поддержка семьи:

  • банк данных по неблагополучным семьям:
  • акт материально – бытовых условий семьи;
  • проведение родительского всеобуча;

4. Социально – педагогическое консультирование:

  • беседы;
  • индивидуальные консультации;

5. Социально – педагогическая профилактика:

  • участие в заседаниях Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;
  • мероприятия по классам по профилактике употребления ПАВ у детей и подростков;
  • сотрудничество с КДН и ЗП, ГПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Ямальскому району ОДН;

6. Социально – педагогическая помощь в профессиональном определении:

  • анкетирование выпускников по профориентации;
  • мероприятия в рамках проведения Месячника профориентации.

Приложение 3 (Программа работы социального педагога на 2019-2020 учебный год)

Содержание работы учителя-логопеда

с детьми-инвалидами, с обучающимися с ОВЗ

Логопедическое сопровождение детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ в школе играет важную роль в коррекционной работе. Логопедическое сопровождение в школе осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению).

Основными задачами учителя-логопеда являются:

• коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

• своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детям-ивалидам, обучающимся с ОВЗ общеобразовательных программ;

• разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребёнка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т. е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. Ограниченные возможности здоровья препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения. Залог успешности коррекционного воздействия зависит не только от квалифицированной помощи логопеда, но и от работы всех участников диагностико-коррекционно-развивающего процесса — психологов, педагогов, родителей. Коррекционная логопедическая работа в течение года проводится по следующим направлениям:

Логопедическое сопровождение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на разрешение жизненных проблем развития.

Работа учителя-логопеда направлена на формирование и развитие:

• неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);

• пополнение лексического запаса (обогащение словаря);

• грамматического строя речи;

• моторики чтения и письма.

Приложение 4. (Рабочие программы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год)

Условия реализации программы

  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
  • обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

В процессе реализации коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности педагога-психолога, учителя – логопеда, социального педагога.

разработанных службой психолого-педагогического сопровождения

  1. Адаптированная рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Коррекционно-развивающие занятия»
  2. Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью «Коррекционно-развивающие занятия»
  3. Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Шаги к успешности» 2-4 классы
  4. Рабочая программа логопедической коррекции речи для 3 специального (коррекционного) класса VII вида
  5. Рабочая программа по коррекции чтения и письма для 3 специального (коррекционного) класса VIII вида
  6. Рабочая программа по коррекции дисграфии и дислексии для 3 специального (коррекционного) класса VIII вида

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Источник

Читайте также:  Программный комплекс для школы здоровье
Adblock
detector