Меню

Психолого педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья
статья

Организация дистанционного и интегрированного (инклюзивного) профессионального образования открывает большие возможности для студентов-инвалидов в плане подготовки к профессиональной деятельности, улучшения их социальных навыков. Однако при этом необходимо учитывать и ряд проблем, связанных с инклюзивным обучением.

Скачать:

Вложение Размер
statya_prosneva_yu.e_miftahova_a.m.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.Е. Проснева, ГАПОУ «Нижнекамский

педагогический колледж», преподаватель психологии,

А.М. Мифтахова, ГАПОУ «Нижнекамский

педагогический колледж», преподаватель информатики

YU.Ye. Prosneva, GAPOU «Nizhnekamskiy

pedagogicheskiy kolledzh», prepodavatel’ psikhologii,

A.M. Miftakhova, GAPOU «Nizhnekamskiy

pedagogicheskiy kolledzh», prepodavatel’ informatiki

Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: организация дистанционного и интегрированного (инклюзивного) профессионального образования открывает большие возможности для студентов-инвалидов в плане подготовки к профессиональной деятельности, улучшения их социальных навыков. Однако при этом необходимо учитывать и ряд проблем, связанных с инклюзивным обучением.

Abstract: the organization of remote and the integrated (inclusive) vocational education opportunities for disabled students in terms of preparation for professional activities, improve their social skills. However, it is necessary to take into account a number of issues relating to inclusive education.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, адаптация и интеграция студентов–инвалидов, дистанционное и интегрированное (инклюзивное) обучение.

Keywords: disabilities, adaptation and integration of students with disabilities, remote and integrated (inclusive) education .

В общественном сознании статус инвалидности до недавнего времени ассоциировался с медицинской изоляцией, неспособностью принимать участие в общественной жизни и неосуществимостью профессионального самоопределения людей данной категории.

Возможность получения профессионального образования для людей с проблемами здоровья заложена в образовательной политике государства, которая направлена на расширение возможностей людей с проблемами в развитии, создание условий для успешной социализации на основе преодоления их изоляции. Однако при получении профессионального образования в среднем специальном учебном заведении федеральные государственные образовательные стандарты являются обязательными не только для здоровых студентов, но и для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Возникает противоречие между декларируемой доступностью профессионального образования и разными возможностями его получения. Поэтому важной становится проблема сопровождения адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в профессиональной образовательной организации, интеграции в общество, психолого-педагогической и социальной реабилитации обучающихся, их включение в общественно-полезную деятельность. Особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Обучение лиц с ограниченными возможностями в здоровье реализуется в специализированной, смешанной, дистанционной и интегрированной формах.

В связи с тем, что контингент студентов с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж» составляет 1,68%, к которым относятся обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому интегрированная и дистанционная формы организации учебно-воспитательного процесса в нашем образовательном учреждении являются наиболее приемлемыми.

Дистанционная форма подготовки снимает пространственные ограничения (необходимость ежедневного посещения места учебы) и делает возможным доступ не только к учебному программному обеспечению ПОО, но и к разнообразным базам данных (законодательным, библиотечным и пр.), обеспечивая реализацию принципа гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков [2]. Однако, как показывает практика внедрения дистанционной формы обучения, одним из основных рисков является возможность развития замкнутости у студента, недостаток развития коммуникативных умений. Данное ограничение снимается при реализации интегрированного (инклюзивного) обучения, которое объединяет инвалидов и сверстников, не имеющих ограничений по здоровью и способствует решению нескольких задач: обогащение социального опыта, расширение круга общения, создание условий для самореализации. Дистанционная форма обучения не может способствовать решению данных задач, но она может рассматриваться как дополнительное средство организации учебного процесса. Интеграция человека с нарушениями физического здоровья в образовательные условия колледжа требует учета их психологических особенностей, поскольку функциональные ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой формируют личностные особенности. Среди них могут быть пробелы в знаниях, несформированная социальная компетентность, привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, неадекватные представления о своих возможностях и т. п. Чувство беспомощности, слабости, страх перед окружающими людьми, ощущение ненужности обществу и бессмысленности своего существования в нем — эти чувства находят выражение в таких внешних проявлениях, как замкнутость, обидчивость или повышенная агрессивность, что, в свою очередь, становится серьезным препятствием для интеграции инвалидов в студенческое сообщество. Конечно, интегрированное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья неизбежно сопровождается преодолением адаптационных трудностей.

В процессе организации учебно-воспитательного процесса педагогический коллектив колледжа сталкивается с рядом проблем в профессиональной деятельности со студентами имеющими ограниченные возможности здоровья. На наш взгляд, трудности в организации и сопровождении таких обучающихся, можно свести к минимуму, если создать условия и реализовать следующие задачи:

  1. Обустройство внутриколледжной безбарьерной среды (пандусов, благоустройства мест общего пользования и пр.), расширение доступа к информационным образовательным ресурсам [1].
  2. Координация взаимодействия с учреждениями и организациями, которые могут положительно повлиять на решение жизненно важных учебных и других проблем студентов-инвалидов.
  3. Разработка программы совместных действий заинтересованных участников образовательного процесса, контроль за ее реализацией и коррекцией.
  4. Организация индивидуального наставничества и тьюторинга подопечных и оказание необходимой помощи.
  5. Контроль за посещаемостью занятий в ходе учебных семинаров, помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, ликвидации академических задолженностей, документальное оформление академических отпусков.
  6. Контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, защиты курсовых и выпускных квалификационных работ.
  7. Помощь в организации и прохождении учебной и производственной практик.
  8. Коррекция взаимодействия преподаватель – студент с ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе, консультирование преподавателей и сотрудников по особенностям физического и нервного состояния студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений, периодические инструктажи и семинары для преподавателей и т.д.
  9. Привлечение студентов-волонтеров, содействие персональному обеспечению студентов учебно-методическими материалами по дисциплинам и профессиональным модулям в соответствии с ФГОС, перевод учебно-методических материалов на аудио-, видео- и электронные носители.

Одна их главных задач сопровождения профессионального становления инвалидов – не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности, повысить ответственность, помочь личности стать полноценным субъектом профессиональной жизни.

Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья затруднено в связи с тем, что заявленные работодателями вакансии не предполагают наличия специально созданных, с учетом патологии инвалидов, рабочих мест. Несмотря на масштабность и серьезность мирового и национального законодательства по трудоустройству инвалидов, мировому сообществу предстоит еще многое сделать в данном вопросе. Лишь 10—20% инвалидов трудоспособного возраста в России сегодня имеют работу. На практике работодатели очень неохотно берут на работу инвалидов, часто нарушают трудовое законодательство в отношении них.

Источник

Программа социально-педагогического сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в ОО СПО

специалист в области арт-терапии

Филиал государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги

(филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК» в г. Лабытнанги)

629400, ЯНАО, г. Лабытнанги, ул. Дзержинского, д. 20, тел/факс: 8(34992) 5-05-35

ИНН 8901018760, КПП 890101001, р/с 40601810800003000001, БИК 047182000

E — mail : filialymk @ mail . ru

Программа социально-педагогического сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в

филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги

Лабытнанги – 2018 г.

Оценка эффективности реализации Программы

Программа сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями в ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»

— осуществление эффективной социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования.

— выявление и сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальского многопрофильного колледжа» в г. Лабытнанги;

— применение эффективных форм, методов и средств в процессе социально-педагогического сопровождения с целью удовлетворения возрастных потребностей и профессиональных интересов обучающихся;

— создание условий для проведения комплексной педагогической и социально-психологической адаптации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, преподаватели, мастера производственного обучения, методисты, воспитатели и педагоги дополнительного.

— создание благоприятных условий в филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальского многопрофильного колледжа» в г. Лабытнанги для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

— организовать комплексное социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

— успешное интегративное включение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, в социум;

— успешная социально-психологическая адаптация;

— повышение качества комплексно-реабилитационных и коррекционных мероприятий.

Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни, оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков и молодежи. Проблема социальной жизни студента — главный объект деятельности социального педагога. Проблемные ситуации в социальной жизни существуют у каждого. На разных этапах развития индивид и его окружение обнаруживают противоречия между новым уровнем социальных качеств и ранее сложившимися мерками, требованиями, предъявляемые обществом. А детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ данные противоречия ощущаются наиболее остро и если своевременно создаются соответствующие условия на пути становления личности как субъекта социальной жизни, то возникают препятствия на пути самостоятельного решения жизненно важных задач, т.е. » жизненная проблемная ситуация». Если семья или ближайшее окружение не помогут преодолеть эти препятствия, то это может перерасти в ситуацию риска. Если здесь не вмешается специалист, препятствия существенно возрастают, студент может оказаться в «социально-опасном положении», и его уже относят к группе риска. Социальный педагог должен сконцентрировать внимание на процессе становления личности учащегося и на создании педагогически целесообразной среды его развития, то есть вовлечение всех субъектов образовательного процессе в осуществление индивидуального социально-педагогического сопровождения. Так же практика показывает, что наилучшие результаты социально-педагогической работе с ребенком достигаются при наличии тесного сотрудничества с различными учреждениями, общественными организациями, семьями. Колледж поддерживает деловые контакты с КДНиЗП, ПДН ОМВД, комитетом по социальной защите населения, городской больницей и другими организациями для осуществления социальной помощи и поддержки обучающимся в полном объеме.

Наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуации в Ямало-ненецком автономном округе подтверждают целесообразность и необходимость проведения работы, связанной с улучшением положения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, улучшением качества их жизни и получением образования.

— осуществление эффективной социально-педагогической поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования.

— выявление и сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальского многопрофильного колледжа» в г. Лабытнанги;

— применение эффективных форм, методов и средств в процессе социально-педагогического сопровождения с целью удовлетворения возрастных потребностей и профессиональных интересов обучающихся;

— создание условий для проведения комплексной педагогической и социально-психологической адаптации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально – педагогической работы со студентами и обучающимися категории детей с ограниченными возможностями, участия разных специалистов, прежде всего, социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, преподаватели, мастера производственного обучения, методисты, воспитатели и педагоги дополнительного .

Организационные: выявление студентов категории детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями; формирование банка данных;

Исследовательские: с помощь адаптированных методик диагностировать проблемы, которые возникают в процессе адаптации, социализации и получения профессионального образования;

Практические: выявление эффективных форм, методов и средств направленных на преодоление выявленных проблем, и реализация профилактической и коррекционной работы.

— создание благоприятных условий в филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальского многопрофильного колледжа» в г. Лабытнанги для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

— организовать комплексное социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

— успешное интегративное включение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, в социум;

— успешная социально-психологическая адаптация;

— повышение качества комплексно-реабилитационных и коррекционных мероприятий.

Социально — педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги

Вопрос о сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система сопровождения должна быть подчинена основному требованию — коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.

Образование — неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность получать профессиональное образование. Так как образовательные учреждения мало доступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами; не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи.

Помимо этого, дети-инвалиды зачастую сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании. Программы среднего профессионального образования на сегодняшний день в нашей стране не предполагают дистанционного обучения, и в связи с этим очень остро встает проблема получения детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ профессии.

Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Следовательно, психологическая помощь должна носить реабилитационный характер, основанный на принципах системного и личностно-ориентированного подходов. Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с «особыми» детьми полноценно участвуют дети обычного развития.

Следующим важным вопросом является вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, который во многом связан с программно-методической и материально-технической базой учреждения. Образовательная среда для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должна отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда. Отсутствие необходимого программно-методического материала сужает возможности образовательного учреждения для использования их потенциала.

Другим важным аспектом является повышенная утомляемость студентов с проблемами развития, что сужает временной объем на прохождение ими тематических разделов реализуемой программы, а также снижает усвоение пройденного материала. Для обеспечения эффективного усвоения профессиональных навыков педагогам необходимо тесно сотрудничать с педагогом-психологом с целью получения консультаций и рекомендаций по увеличению эффективности обучения, в виду того, что у педагогов нередко отсутствует специализированная подготовка.

И конечно стоит отметить, что всем субъектам сопровождения в первую очередь необходимо направить свои действия на установление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Студент должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий.

Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

Создать благоприятные условия для успешной социально-психологической адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде.

Создать комплексную систему поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализовать индивидуальный и личностно-ориентированный подход к решению реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличить объем реабилитационных мероприятий.

Осуществить успешное интегративное включение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, в социум.

Повысить качество комплексно-реабилитационных и коррекционных мероприятий.

Создать условия участия в жизни колледжа, общества для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями равные с другими детьми.

Источник

Читайте также:  Условия сохранения репродуктивного здоровья обж 9 класс
Adblock
detector